Привет, читатель! Меня зовут Марчук Иван, и я разработчик мобильного Android-приложения Teacher's Assistant («Помощник учителя»). Я начал его разрабатывать еще школьником, когда учился в «IT Школе Samsung». Сейчас мое приложение скачали более 160 тысяч человек.
Помощник учителя – это электронный журнал для учителей, где они могут ставить оценки, отмечать посещаемость и записывать ДЗ, а также удобный инструмент для учета активности учеников во время урока.
Подробнее о моем приложении и о том, как я его создавал, читайте далее.
Как появилась идея
Всякий, кто работал учителем, знает, как неудобно ставить оценки и отмечать во время урока в журнале тех, кто ответил. Приходится держать под рукой блокнот, рыться в бумажках или судорожно скроллить электронную таблицу. Из-за этого учителю приходится отвлекаться от подачи материала. Учитель теряет концентрацию и внимание учеников, они успевают заскучать и заняться посторонними делами. А если сделать ошибку в заполнении журнала, то на следующий день обязательно кто-то из учеников подойдет и спросит: «я же столько раз отвечал, почему вы не поставили мне оценку?» Или ничего не спросит, но и не захочет больше активно участвовать. Кроме того, в обычном электронном журнале нельзя записать число правильных ответов, если вы, к примеру, устроили блиц-опрос.
Именно об этих проблемах мне рассказала моя учительница Набережная Анна Павловна, когда я был в 10 классе. Она же и предложила мне поучиться программированию под Android в «IT Школе Samsung». С этого и началась работа над моим проектом.
Я пообщался с другими учителями в школе, чтобы понять, что именно им нужно, и в итоге мне удалось создать примерный список того, что должно уметь идеальное приложение.
Функции приложения
Что важно для учителя на уроке? Видеть весь свой класс, не теряя внимание каждого, увлекательно и без пауз вести по учебному материалу! Приложение поможет в этом: ответил ученик Иванов – нажали на иконку Иванова – поставили ему пятерку. А Сидоров не смог ответить – нажали на его иконку и поставили ему «двойку», сделав пометку: «спросить в следующий раз».
Если конкретнее, нужно было, чтобы в приложении учитель мог:
поставить оценку, просто нажав пальцем на иконку ученика;
быстро отметить тех, кто отсутствует на уроке, и указать, почему;
быстро записать домашнее задание на завтра и оставить комментарии (например, как зовут маму одного из учеников);
составить гибкое расписание с возможностью менять сетку звонков;
отметить количество ответов ученика за урок;
поставить ученику несколько оценок: за домашнее задание, контрольную, диктант и т.д.;
получить автоматическую статистику, например, чтобы знать, какая выходит оценка за четверть.
В приложении есть три основных раздела:
Учебные группы.
Кабинеты с расставленными партами.
Расписание уроков.
Типичный сценарий использования выглядит примерно так:
Учитель добавляет кабинеты, в которых будет проводить занятия, и учебные группы.
Расставляет в каждом кабинете парты, «рассаживает» за них учеников.
Создает расписание – его всегда можно быстро посмотреть и отредактировать.
Теперь можно начать урок. Чтобы поставить оценку, достаточно просто нажать на иконку ученика. Оценки сохраняются в большую таблицу, которую можно посмотреть в любое время.
Пересадить учеников и переставить парты можно прямо во время урока. Есть разные типы пропусков (болел, прогулял) и разные типы оценок (контрольная работа, ДЗ, тест).
В планах добавить импорт, экспорт (в формате .xlsx) и резервное копирование данных.
Из приложений, доступных на сегодняшний день в Play Market, только в «Помощнике учителя» удачно реализована функция виртуальных классов. Большинство наших конкурентов предлагают, по сути, электронный аналог бумажного журнала и недавно стали вводить «виртуальные классы». При этом, с моей точки зрения, предлагаемые интерфейсы плохо адаптированы к реальным потребностям пользователей.
«Будни» разработки
Я писал приложение в Android Studio на языке Java. Делал его с нуля, пользуясь уроками «IT Школы Samsung» и статьями в интернете. Сторонние библиотеки практически не использовал.
«Помощник учителя» мало весит и быстро работает почти на любом устройстве. Чтобы он был доступен для всех пользователей, реализована поддержка даже очень старых телефонов на Android 4.4.
В основе приложения - миниатюрная локальная база данных SQLite3, которая позволяет удобно и надежно хранить информацию, для ее работы не нужен даже интернет.
Приложение я делал не один. Помощь моей сестры Ани неоценима - она разрабатывала дизайн «Помощника учителя», рисовала иконки, исправляла грамматические ошибки. Она помогала мне делать приложение удобнее и понятнее для пользователя. Мы вместе продумывали, какие разделы оставить в приложении, как сделать тот или иной экран.
Были разные проблемы, в основном они решались исправлением пары строчек кода (поиск которых занимал большую часть времени). Но бывали и более сложные ситуации. К примеру, в самом начале работы над приложением возникала ошибка, из-за которой оно вылетало прямо при запуске, причем только у некоторых пользователей. Я долго не мог понять, в чем дело, пока не протестировал приложение на разных устройствах. Оказалось, ошибка была в использовании слишком тяжелых картинок. После отказа от растровых изображений в пользу векторных, приложение стало работать гораздо быстрее и весить всего 3.5 Мб.
Вообще, если вы только начинаете изучать программирование, то советую в первую очередь не «мусолить» долго теоретические примеры, а переходить к разработке конкретного приложения. Чтобы получить базовый набор умений, если вы учитесь в школе и рядом есть «IT Школа Samsung», то советую поступить туда: а там обязательно выберите проект, который будет вам действительно интересен.
Если вариант с «IT Школой Samsung» недоступен, то можно получить доступ к учебнику программы (просто подайте заявку на сайте) и учиться самостоятельно. В сети есть множество других полезных ресурсов для изучения Android-разработки. А дальше все зависит от вашего упорства. Столкнулись с проблемой? Просто ищите ее решение в интернете. Хороши англоязычные ресурсы (к примеру, https://stackoverflow.com), как правило, там больше информации, аудитория активнее и отвечают компетентные люди. С таким подходом вы получите удовольствие от разработки и не забросите свой проект.
Мотивация
После защиты проекта в «IT Школе Samsung» многие бросают его. Считаю это нормальным: у ребят может не быть причин, времени или желания упорно трудиться и продолжать совершенствовать проект. Но я не бросил. Почему? Думаю, дело в том, что я полюбил этот проект, знал, для кого создаю его и верил, что им точно будут пользоваться.
Сейчас, 5 лет спустя, когда у приложения больше 160 тысяч скачиваний, я могу сказать, что это было одним из самых крутых приключений в моей жизни. Да, это была куча работы, бессонные ночи, литры кофе и нервы, но есть хорошее чувство, что ты кому-то помог в этом мире, когда твоему прямому конкуренту пользователь пишет, что твоё приложение круче или, когда получаешь очередное:
«Спасибо! Отличное приложение! Если будет возможность, добавьте пожалуйста ещё…»
Удивительно, но 160 000 скачиваний «Помощника учителя» я добился не потому что применял какие-то особые стратегии продвижения. Важно сделать красивую и понятную страницу приложения и, включить в название ключевую фразу «электронный журнал» - так пользователям проще находить его в Google Play.
Но, думаю, ещё важнее реагировать на отзывы пользователей. Первых пользователей я приглашал, они предложили много хороших идей, которые были реализованы. Появлялись новые пользователи, и в приложение добавлялись новые функции, улучшался дизайн, много труда было вложено в удобство интерфейса.
Вообще, откровенно говоря, пользователи приложения – это мои самые серьезные критики, моя самая любимая поддержка, и те, благодаря кому приложение развивается, меняется и становится лучше. Десятки тысяч учителей с разных концов России от юга до севера, из Испании и Великобритании. И знаете, наверное, это одна из основных причин, почему я стал заниматься программированием.
Ссылка на «Помощник учителя» в Play Market.
С уважением, Иван Марчук.
Иван Марчук
выпускник «IT Школы Samsung» 2017 г., преподаватель курсов по Android-разработке, студент 3-го курса МГТУ им. Н.Э.Баумана
«IT Школа Samsung» открывает набор учащихся на 2022/2023 учебный год. К обучению в проекте приглашаются ученики старших (преимущественно 8–10) классов и учащиеся колледжей в возрасте до 17 лет (включительно на 1 сентября 2022 г.). Обучение бесплатное, позволит получить углубленные знания по программированию на языке Java, а также навыки самостоятельной разработки мобильных приложений для платформы Android. Заявки на поступление принимаются с 1 апреля 2022 года.
Почитать новость на Хабре о наборе в «IT Школу Samsung».
Или подать заявку тут https://myitschool.ru/
Комментарии (11)
MAXH0
21.04.2022 06:37Спасибо! Уровень статьи, конечно, не Хабр, но учитывая что Вы только начинаете путь, что УДАЧИ. Аудитория тут токсичная. Так что привыкайте к минусам не за что.
Сказу оговорюсь, что "преподаватель с 3 курса" меня наводит на печальные подозрения. Вообще, то как устроено преподавание на курсах много интереснее, чем то, как выглядит Ваша школьная поделка.
Кстати, а с внешними электронными дневниками она интегрируется?
Texnar13 Автор
21.04.2022 08:04+2Спасибо вам за, поддержку в этом не лёгком начинании.
Интеграции с электронными дневниками нет, сейчас я готовлю почву для добавления импорта и экспорта резервных копий и таблиц экселя. Поскольку я понимаю, что для приложения с заметками это фактически базовая функция
hrozhek
21.04.2022 10:22Там такой зоопарк решений (например, в Санкт-Петербурге в каждом районе может быть своя, не самая прямая система), что единственный рабочий вариант - вручную интегрироваться
alekseyHunter
22.04.2022 10:38+3Сказу оговорюсь, что "преподаватель с 3 курса" меня наводит на печальные подозрения. Вообще, то как устроено преподавание на курсах много интереснее, чем то, как выглядит Ваша школьная поделка.
Можете подробнее раскрыть ваше рассуждение?
Не каждый выпускник-программист может сделать userfriendly приложение, о дизайне UI вообще молчу. А у автора статьи приложение на уровне средних коммерческих проектов.
Honomer
21.04.2022 07:38+3Учитывая явную ориентацию на школу, хотелось бы узнать, как программа поддерживает интеграцию с электронным дневником? Если её нет, то учителю по сути надо делать двойную работу - сначала в вашу программу заносить оценки, потом в дневник
Texnar13 Автор
21.04.2022 08:11Приложение скорее ориентировано на то, чтобы быстро записать что-то на уроке, не копаясь в бумажках и не тоская за собой ноутбук с электронным журналом (который может иногда вылетать).
А уже после рабочего дня учитель может сесть и перебить быстро написанные заметки в журнал сразу по всем урокам в этот день
hrozhek
21.04.2022 12:46У вас отличный вопрос, но его на самом деле следует адресовать минобру, потому что "с электронным дневником" — такого понятия в РФ нет (не было на момент 2020 года по крайней мере), вместо одного электронного дневника есть целый зоопарк решений, каждый город/район/школа может что-то свое использовать, соответственно, непонятно, с чем интегрироваться, если нет единой и прозрачной системы.
hrozhek
21.04.2022 12:38Когда был учителем, наибольшую боль с точки зрения отчетности получал при составлении планов в рабочей программе, которые нужно было переносить из "примерного плана" или из прошлогоднего в новый, раскидывая по сложной структуре вордовских таблиц (с хаотично объединенными ячейками разных ширин). Потом эту структуру надо было перетаскивать в эксель, удаляя влезшие ненужные столбцы и приводя к виду одна ячейка - одна дата (а если тема занимает несколько дат, то таблицу тоже приходилось вручную редактировать), чтобы подгрузить темы в электронный журнал. Все эти процедуры выполнялись практически вручную, занимало не меньше недели (а то и месяца) рабочего времени на полтора десятка рабочих программ. В общем, степень автоматизации оставляет желать лучшего, и к сожалению, общих решений нет, электронные журналы могут отличаться даже в пределах одного района города.
Viacheslav01
Что то я не понимаю, самсунг ушел из России или не ушел?
MAXH0
Вам вот прям так это важно, что вы задаётесь этим вопросом в статье юного падавана?
Viacheslav01
Ну если учесть, что это блог Самсунга и если в него глянуть, то активность там свежая есть, включая ту самую школу. А так как мне хочется, что бы самсунг был в России, вот из задался вопросом, есть он или нет. Падаван тут совершенно не причем )