В самолете интернет нужен не только для развлечений, но и для работы, решения деловых вопросов. Соответственно, многие выбирая авиакомпанию, уделяют этому аспекту пристальное внимание. Сейчас wi-fi присутствует практически на борту каждого современного авиалайнера. Вот только доступен он в качестве дополнительной и довольно дорогостоящей услуги.
Wi-fi в самолете – миф или реальность
Можем с полной уверенностью заявить, что точка доступа к интернету есть, но далеко не во всех самолетах. Бытует мнение, что организовать точку подключения к интернету в воздухе довольно просто, но многие компании не хотят этим заниматься. На самом деле все несколько сложнее.
Чтобы в самолете появился доступ к сети, необходимо дорогостоящее оборудование. В 2022 году его цена составляла около миллиона долларов. Его установкой и подключением должны заниматься высококвалифицированные специалисты. Такие расходы могут позволить только несколько крупных компаний.
Как функционирует сеть в самолете
Для обеспечения доступа к интернету используются две различные системы:
- ATG;
- Спутниковая.
ATG интернет в самолете
«ATG» предполагает размещение станций на земле, которые обеспечат стабильную связь с самолетом. В целом, общий принцип работы идентичен с мобильной связью. Станция направляет сигнал на борт самолета, который уже выступает в качестве роутера.
В процессе полета, самолет, входя в зону действия вышки, автоматически к ней подключается. Передача данных происходит с применением специальных хендовер. Именно данная технология сейчас получила наиболее широкое распространение. С обычного телефона такой сигнал не поймать, так как действуют специальная схема шифрования. Его может принимать только оборудование, установленное на самолете.
В США практически все серьезные авиакомпании используют ATG. Особых успехов добилась Aircell. Она поставила по стране порядка 160 станций. Благодаря этому обеспечивается стабильное подключение к интернету со скоростью почти 10 Мбит.
Плюс станций – это большая зона покрытия, до 100 кв. км. Располагаются они только в тех зонах, где проложены основные маршруты. За счет этого отпадает необходимость в их повсеместной установке.
Минус один, но огромный. ATG вышки ставятся только на земле. Как только борт начнет полет над океаном или морем, сигнал сразу исчезнет. Соответственно, все пассажиры потеряют возможность подключаться к интернету с телефона.
Спутниковый интернет в самолете
Для работы такой связи на орбиту были выведены специальные спутники-ретрансляторы. Они обеспечивают стабильную передачу сигнала с вышек на самолет. Зона покрытия огромная, система работает стабильно, соединение устойчивое.
Спутниковая передача сигнала интернета обеспечивает скорость в диапазоне от 50 до 100 Мбит. Выглядит солидно, но все не так просто. Такую скорость получает не каждый пользователь на самолете, а все вместе. В результате, чем больше пользователей подсоединились к Wi-fi, тем ниже скорость. По отзывам, для посещения социальных сетей или различных сайтов вполне достаточно. Однако для более серьезных задач скорости уже недостаточно.
Минусов два:
- габаритное оборудование;
- большой расход топлива.
Антенны большие, требуют правильной установки. Внушительные габариты значительно ухудшают аэродинамические свойства самолета. На этом фоне повышается расход топлива, которое еще и требуется для работы этих антенн. Билеты на самолеты с таким интернетом обойдутся значительно дороже, чем на обычные полеты.
Кто первый добавил услугу «интернет в самолете»
Первым, кто позволил своим пассажирам подключиться к интернету во время полета – это Boeing. Такая опция позволила компании приобрести массу новых клиентов. На этом фоне Boeing оперативно обзавелся собственной спутниковой системой Connexion. Внедрил несколько передовых технологий и продолжает совершенствоваться в этом направлении.
Следующим стала компания Gogo. Сейчас у нее самая большая сеть наземных вышек. Как утверждают представители компании, развитию мобильного интернета поспособствовал iPhone. Именно с его появления американцы поголовно начали переходить на такой интернет.
Можно ли пользоваться смартфоном в самолете
Еще относительно недавно пассажирам самолетов категорически воспрещалось пользоваться телефонами в процессе полета. Они создавали помехи, что негативно отражалось на работе системы управления.
Сейчас ситуация кардинально поменялась. Теперь можно полноценно пользоваться смартфоном. Причем многие самолеты обеспечивают доступ к Wi-fi. Появляется сигнал на высоте от 3000 метров. Только после выхода на эту отметку можно пытаться подключаться к сети.
Стоит отметить, что подключаться можно не только к внутренней сети на борту, но и к мобильному интернету. Однако у каждой компании существуют свои правила по этому поводу. Например, американские перевозчики позволяют включать мобильный интернет в процессе взлета и посадки. Такие же правила у Европейцев. Напротив, РФ компании требуют выключение устройств, чтобы исключить негативного воздействия на приборы самолета.
Есть ли интернет у Аэрофлота
Доступ к интернету присутствует только на бортах А330 и В777. Здесь сеть функционирует за счет оборудования Staonair, предлагающая несколько различных тарифов.
Например, пассажиры А330 могут выбрать один из следующих пакетов:
- 15 минут или 10 Мб трафика. Цена составляет 5$.
- 60 минут или 30 Мб. За подключение придется отдать 15$.
- 3 часа или 100 Мб. Обойдется в 40 долларов.
- Без ограничений. Такой пакет позволят посещать сеть на протяжении всего полета. Цена 50$, но есть ограничения по трафику – 150 Мб.
Пассажирам Боинга 777 получают доступ к трем пакетам интернета:
- Минимальный. За 5$ – 10 Мб трафика;
- «Medium». 15$ – 30 Мб трафика;
- «Large». За 40$ – 100 Мб трафика.
Остальные компании пока не имеют подключения к интернету, но обещают в ближайшее время решить эту проблему.
Как взимается оплата за подключение к сети
Оплата интернета осуществляется еще на земле. Пассажир, который планирует подключиться к сети, сообщает об этом сотруднику авиакомпании. После чего сообщает реквизиты своей банковской карты. Именно с нее и произойдет списание.
Списывается сумма в зависимости от использованного трафика. Возможность подключения появляется после набора определенной высоты. Именно в этот момент срабатывает специальное оборудование для контроля и учета и трафика.
Какая цена интернета
Некоторые компании вообще не берут оплату за подключение к сети. Однако такая опция встречается нечасто или действует в качестве бонуса для привлечения клиентов. Ярким представителем является Эмирейтс. Она позволяет своим пассажирам 20 МБ трафика абсолютно бесплатно. Этого вполне достаточно, чтобы посетить свои странички в социальных сетях.
Большинство компаний подключение к интернету – это платная услуга. Тарифы разные, варьируются от 10 до 50 долларов.
Есть ли ограничения
При заключении договора с сотовыми операторами прописываются определенные правила. Нередко фигурирует перечень сервисов и приложений, которые можно использовать. Напротив, ряд программ попадают под запрет. Чаще всего блокируется доступ в Skype и FaceTime. Причин для этого две.
Первостепенно общение с помощью этих приложений будет создавать неудобства других пассажирам. Также для их работы требуется много трафика, вот с этим действуют особые ограничения.
Заключение
В ближайшее время практически все самолеты будут обладать доступом к сети. И это несмотря на то, что оборудование для получения и раздачи сигнала довольно дорогое. По этой причине подключение к интернету платное.
Комментарии (35)
Dmitry_Dor
29.04.2022 09:25+4Большинство компаний подключение к интернету – это платная услуга. Тарифы разные, варьируются от 10 до 50 долларов.
Из недавних новостей:- SpaceX заключила первый договор с крупной авиакомпанией на предоставление Wi-Fi от Starlink
Это первый подобный контракт SpaceX с крупной авиакомпанией. Интернет системы Starlink появится на самолетах компании уже в следующем году…
… Намерение предоставлять бесплатное подключение к глобальной сети, вероятно, подтолкнет к аналогичному решению и других перевозчиков… тестирование Интернета на борту самолетов началось в 2019 году…
...Hawaiian Airlines совершает рейсы над Тихим океаном, обслуживая США, Японию, Филиппины, Южную Корею и страны Океании… Hawaiian Airlines на конец прошлого года располагала 24 самолетами Airbus A330-200 и 18 единицами A321…
… На прошлой неделе SpaceX заключила договор с чартерным перевозчиком JSX для предоставления спутникового Интернета. Генеральный директор JSX Алекс Уилкокс объявил, что соглашение распространяется на 100 самолетов компании.
В декабре прошлого года Хофеллер рассказал, что SpaceX начала тестировать Starlink на самолетах нескольких американских авиалиний…
- SpaceX заключила первый договор с крупной авиакомпанией на предоставление Wi-Fi от Starlink
holy_slav
29.04.2022 09:26+1Пассажирам Боинга 777 получают доступ к трем пакетам интернета:
• Минимальный. За 5$ – 10 Мб трафика;
• «Medium». 15$ – 130 Мб трафика;
• «Large». За 40$ – 100 Мб трафика.Полагаю в последнем тарифе опечатка ? Или в Meduim 30 мб?
funca
29.04.2022 09:42+3120 МБ трафика абсолютно бесплатно. Этого вполне достаточно, чтобы посетить свои странички в социальных сетях.
Достаточно, чтобы загрузить скрипты и рекламу.
InChaos
29.04.2022 09:55+7Мне кажется в текущее время 50-100 Мб это просто издевательство и продажа заведомо нереализуемого. Учитывая что возможна стандартная синхронизация телефона с разными сервисами, та же например автозагрузка в облака яндекса (маила и т.д.) свежих фоточек с аэропорта перед вылетом, т.к. с обычными "наземными" тарифами не заморачиваются и включена автозагрузка фоток. И вот тут оплативших даже максимальный тариф за приличные деньги, на борту, после включения оборудования инета, ждет сразу большой сюрприз в виде моментально утекшего оплаченного траффика.
DarkTiger
29.04.2022 10:21-8Хм, а я думал, что уже не осталось людей до 70 лет, которые не умеют блокировать интернет для определенных приложений на телефоне...
С другой стороны - отличный стимул, чтобы наконец-то научиться это делать. И секьюрити улучшится, поскольку некоторым персональным данным совершенно незачем утекать в облака, особенно без ведома пользователя. Откройте страницу "Сотовая связь" на телефоне, прокрутите немного вниз и посмотрите на объем трафика своих приложений.dimka11
30.04.2022 10:28А зачем блокировать? Wi-fi обычно безлимитный, большинство людей летают не очень часто
scruff
29.04.2022 10:10-1Честно говоря, я думал что связь происходит через диспетчерские каналы самолёт-аэропорт, т.к. судя по скорости, примерно равной dial-up соединению именно на таком канале всё и работало. Страницы открывались бесконечно, почту даже через лайт-интерфейс проверить почти не реально, фотки по васап отправлялись минут 5. Оказывается и оборудование для такого dail-up нужно специальное.
vladvul
29.04.2022 10:24+1У аэрофлота есть интернет на некоторых самолетах Airbus-350 Airbus-320 Airbus-320N. Отличить подключенные самолеты можно по обтекателю спутниковой антенны на крыше перед килем -- нашлепка около метра в диаметре и фута высоты.
На самолетах А350 вендор отключил оборудование после известных событий, на A-320 предоставляется. Стоимость от 24 до 5 долларов за сеанс, всего лишь ~ 200 Мб за сеанс.
Кроме интернета, есть возможность смотреть бесплатно фильмы. Так же, есть саолеты оборудованные только In Flight Entertainment, без интернета.
unC0Rr
29.04.2022 10:45+2Прошу прощения, а «известные события» — это какие?
BigBeerman
01.05.2022 12:05вручение премии Оскар, видимо
unC0Rr
01.05.2022 12:38Почему только А-350, а 320 не касается?
BigBeerman
01.05.2022 14:57прозреваю, разные производители
LevPos
01.05.2022 16:29Вот тут пишут:
Wi-Fi установлен «Аэрофлотом» в 2021 году на 25 самолётах Airbus A320 (все A320neo и наиболее свежие A320ceo поставок 2017-2018 годов) и A321neo. Провайдером выступает спутниковый оператор «СТЭККОМ», основным владельцем которого является Михаил Мирилашвили. Это же решение используется на A350 и трёх Boeing 777. В Airbus A330 и большинстве Boeing 777 другой провайдер и другие тарифы (намного дороже).
mctMaks
29.04.2022 11:01+11около метра в диаметре и фута высоты
вам меры длин смешать? взболтать, но не смешивать)
Jessy_James
29.04.2022 11:25+2Плюс станций – это большая зона покрытия, до 100 кв. км.
Это квадрат 10 на 10 км, как-то немного.
DistortNeo
29.04.2022 13:51-1Угу. Площадь США без Аляски — порядка 7.8 млн км², то есть надо около 80 тысяч станций (в 500 раз больше), чтобы на любом перелёте в пределах США работал интернет.
psynix
29.04.2022 11:48+4"Спутниковая передача сигнала интернета обеспечивает скорость в диапазоне от 50 до 100 Мбит. Выглядит солидно, но все не так просто. Такую скорость получает не каждый пользователь на самолете, а все вместе. В результате, чем больше пользователей подсоединились к Wi-fi, тем ниже скорость. По отзывам, для посещения социальных сетей или различных сайтов вполне достаточно. Однако для более серьезных задач скорости уже недостаточно.
Минусов два:
• габаритное оборудование;
• большой расход топлива. "по скорости, в глобали сейчас больше 10 фактически не найти и это ширина канала на весь самолет причем в Ku где свои проблемы, L дает полтора-два мегабита. Габарит спутникового терминала с усилителем, мультиплексером и антенной в масштабах самолета практически ничто... дальше не читал. это просто треш, придется всетаки написать статью про авиасвязь, займусь на майских.
vikarti
29.04.2022 17:22придется всетаки написать статью про авиасвязь, займусь на майских.
было бы интересно ее почитать.
PavPavel
29.04.2022 13:05В 2020 году Iberia давала бесплатный интернет на борту. Причем над Атлантикой при перелете Мадрид-Санто-Доминго. Пусть всего 30 мин или час. Но этого вполне было достаточно.
Катарские авиалинии также предоставляли бесплатный интернет на какое-то время.
Пишу, т.к. испытал это на себе.
А Аэрофлот такой Аэрофлот: сколько вам в килобайтатах отвесить? А на территории РФ тоже цены в US$?
Mapaxa864
30.04.2022 00:06Без ограничений. Такой пакет позволят посещать сеть на протяжении всего полета. Цена 50$, но есть ограничения по трафику – 150 Мб.
Так с ограничениями или без?
Stas911
01.05.2022 21:36У AirFrance в полете мессенджеры без ограничений и бесплатно (картинки, впрочем, не грузят). Очень забавно чатиться с самолета посреди Атлантики
Opara
Ай да Пушкин! ;-))
Просто насладился этим слогом!
"происходит с применением специальных хендовер."
"чтобы исключить негативного воздействия на приборы"
mihmig
"хендовер"...
Овер англицизм детектед!
mbait
Тут имелась в виду технология, которая возволяет из двух или более базовых станций, находящихся одновременно в радиусе доступа, выбрать самую подходящую. При этом остальные станции как бы "отказываются" обслуживать и сообщают системе клиента, что он должен выбрать другую БС, потому и появился такой термин. В тексте, вероятно, корявый перевод.