Предлагаем сегодня побывать с нами в лаборатории по сборке гоночных автомобилей класса Formula SAE (“Формула Студент”), которая расположена внутри главного здания МГТУ им. Баумана. Автомобили собирают студенты, организовав производство как настоящий бизнес-проект. Перед командой (как все начиналось, можно почитать здесь) стоит задача не просто спроектировать машину, но и сделать презентацию мелкосерийного производства и “продать” ее жюри. Чем не защита стратегии перед инвестором? ЛАНИТ пять лет поддерживает ребят, организуя обучение. О сложностях, новизне технических решений и роли девушек в команде рассказывают сами участники.
Карен: “Моих знаний, как проектировать проводку не хватало, а я должен был научить этому целый отдел”.
Роль в команде: руководитель отдела мехатроники.
Стаж: 3 года.
Как стал частью Bauman Racing Team
Сразу же после поступления в Бауманку я увидел объявление о наборе в команду. Меня это, конечно же, очень заинтересовало, поэтому я решил не тратить время обучения в университете зря и пошел в отдел электрики/электроники Bauman Racing Team. С тех пор самое интересное образование и самый важный опыт я получал именно в команде, причем это касается не только инженерии, но и таких навыков, как руководство, коллективная работа над одной задачей, решение финансовых вопросов и т.д. За годы работы появляется некоторого рода патриотизм, и ты начинаешь делать все больше и больше для своей команды.
О первых трудностях
Мне “повезло”! В год, когда я стал руководителем отдела электрики/электроники, команда приняла решение строить электрический беспилотный болид. Это значило, что всех моих знаний о том, как проектировать электронные устройства и проводку автомобиля, оказалось недостаточно, но при этом я должен был рассказать своему новоиспеченному отделу, как это делать. Этот год был очень насыщенным на новые знания, на изучение регламента соревнований и на вопросы как другим командам, так и множеству бауманских преподавателей. За один сезон наш отдел разобрался в теме электрических болидов лучше, чем некоторые судьи на этапах, что является показателем продуктивной работы в течение целого года. Ребята, которые не знали, что такое транзистор, теперь имеют понимание того, какие устройства должны быть в машине, какие есть особенности в их разработке и др.
О девушках в команде
Для всех мужчин в команде, которых, как ни странно, большинство, каждая девочка – это лучик солнца в темной лаборатории BRT. Девочки очень помогают не только в работе над машиной, но и в дисциплине. Во многом благодаря им мы умеем вести себя прилично и не устраивать бардак на рабочем месте. Причем им для этого даже не нужно ничего делать. Так что нам очень повезло, что хотя бы кому-то из противоположного пола тоже интересно строить машинки. Если говорить о равенстве, то оно давно безоговорочное.
А если сесть за руль болида…
Я почти уверен, что каждый в команде мечтает посидеть за рулем своего детища. Мне довелось поуправлять нашим болидом, и я должен сказать, что это непередаваемое ощущение. Опыт управления подобным транспортом вряд ли удастся получить когда-либо еще в жизни, поэтому беспилотная составляющая болида никак не помешает всей команде посидеть за рулем.
О планах
До того, как я попал в команду, планов в принципе особо не было, так как было неясно, кем я хочу быть в жизни, что у меня будет действительно хорошо получаться и чем я смогу заниматься каждый день на протяжении многих лет. “Формула Студент” помогла проверить себя на прочность и ответить на эти вопросы. Так что все текущие цели и планы на жизнь родились на Формуле и неразрывно с ней связаны. Планирую продолжить заниматься электроникой и программированием. Передо мной не стоит задача пойти работать в сферу автомобилестроения, ведь есть и другие виды транспорта, которые все больше развиваются. Для меня не имеет значения, где проектировать электронику, главное, чтобы это было чем-то инновационным и полезным обществу.
Вячеслав: “Быть пилотом никогда не хотел, в проекте меня привлекает работа над машиной”.
Роль в команде: руководитель отдела несущей системы.
Стаж: 2 года.
Как стал частью Bauman Racing Team
В команду я попал в 2019 году, на тот момент я был первокурсником. Про проект я узнал еще в школе, когда просматривал информацию про вуз. Поступив, я сразу же подал заявку и через некоторое время, пройдя входные испытания, я попал в команду. На тот момент меня привлекла система работы в команде - не только теоретическая составляющая, но и практика, работа над болидом от начала и до конца. Сейчас меня вдохновляет улучшение методов проектирования, развитие команды, в которой я участвую.
О новом взгляде на машины
Машины меня всегда привлекали, но не было конкретного понимания процесса производства и обслуживания. Сейчас я смотрю на машины совершенно по-другому, я в них вижу что-то близкое для меня и постоянно думаю, как их улучшить.
Поначалу в команде я работал в отделе расчетов на прочность. Я рассчитывал и оптимизировал конструкции. Я горжусь полученным опытом по методам оптимизации - это непосредственное улучшение характеристик болида, уменьшение массы. В данный момент я отвечаю за несущую систему, проектирование и производство рамы болида, а также других составляющих. Опыт, полученный в отделе прочностных расчетов, открыл мне отличный путь для оптимизации деталей моей системы. В частности, я занялся оптимизацией рамы и несущей плиты, что дало огромный выигрыш в массе.
О единственной девушке в отделе
Девушек в команде мало, но с каждым годом их количество увеличивается. Примером может послужить мой отдел, у меня в отделе присутствует всего одна девушка, по большей части она занимается сваркой. Она загорелась этим делом, работает почти больше всех.
В целом девушки в командах - частое явление, в европейских командах есть отделы, состоящие только из девушек, при этом они занимаются производством, то есть работой руками. В этом и преимущество данного проекта, здесь каждый найдет то, что ему по душе.
А если сесть за руль болида…
Откровенно говоря, быть пилотом никогда не хотел. В проекте меня больше привлекает работа над машиной, нежели её пилотирование, но в качестве тестов для понимания динамики, может быть сел бы за руль.
О планах
Участие в команде полностью перевернуло мой мир. Когда я поступил в вуз на свою кафедру, я ещё не понимал, что хочу в жизни, но на данный момент у меня есть полное понимание. Появились планы на будущее, главная цель - построить болид, а затем обучить новых ребят и заняться улучшением команды. Приятно будет и самому выиграть соревнования, и смотреть, как будущее поколение команды завоевывает все новые победы. После окончания обучения планирую работать над методологией, присутствующей в проекте "Формула Студент", улучшать её, а также помогать новым ребятам идти к победам, обучать их и не только.
Анастасия Т.: “Когда я изготовила педаль и взяла ее в руки, то была невероятно счастлива к ней прикоснуться”.
Роль в команде: руководитель отдела по тормозной системе и педальному узлу.
Стаж: 2 года.
Как попала в Bauman Racing Team
Я пришла в команду в 2019 году, когда только поступила в вуз на первый курс. Узнала о команде и о существовании “Формулы Студент” на выезде с группой, куда приезжали члены BRT. На меня это произвело большое впечатление, и я твердо решила, что пойду на набор. Я раньше не занималась проектированием, и даже не особо интересовалась “Формулой 1”. Меня скорее привлекло, что студенты самостоятельно создают такой сложный механизм. Так как я поступила на инженерную специальность, я очень хотела поскорее делать что-то собственными руками, к счастью, “Формула Студент” – это именно то, что было нужно. Непосредственно на наборе в команду моя уверенность, если честно, пошатнулась. Боялась, что отсутствие практических навыков сильно мне помешает. Но решила, что попробовать нужно. Пошла в отдел, который занимался проектированием педального узла.
О первых трудностях
В первое время, когда приходила в лабораторию, чувствовала себя неуютно. Все-таки осознавала пропасть между собой и опытными участниками команды. Было, к чему стремиться. С первого дня работы мой руководитель начал учить меня работать в САПРе, потом также обучалась расчетам на прочность. К марту совместно с руководителем мы уже закончили проектирование и расчеты двух педальных узлов: для пилотной машины и пробного – для беспилотной. Позже пришла уже изготовленная педаль, это было далеко не самой сложной деталью, но она была первой, которую я самостоятельно спроектировала, так что приятно было держать в руках плоды работы.
На следующий сезон я неожиданно для себя уже стала руководителем сразу двух отделов: педального узла и тормозной системы. Мне предстояло с помощью наставника провести набор новых людей, отвечать за два узла болида. Было очень волнительно, я чувствовала ответственность.
С одним из вновь пришедших студентов мы проделали большую работу по проектированию суппортов. Эта задача была сложной, и, конечно, не обошлось без ошибок, раньше в тормозной системе эту деталь закупали в готовом виде, так что коллективного опыта у нас не было. В скором времени надеемся протестировать наши собственные суппорта, проанализировать результаты, подметить ошибки.
Работа над тормозами мне понравилась, я заинтересовалась тепловыми расчетами. Тогда мало кто в команде занимался ими, приходилось многое узнавать самостоятельно: изучала статьи, книги. Все, что я узнала за те два года, помогало мне и в учебе. Мы успешно выступили на соревнованиях в России, в этом уже была и заслуга новых студентов, пришедших в мои отделы. Теперь уже им предстояло учить новичков в следующем сезоне.
О планах
Сейчас я уже только помогаю новым руководителям тормозной и педальной системы. Я думаю, что они хорошо справляются, наверное, лучше, чем справлялась я. Очень рада, что отдала отделы в надежные руки.
На самом деле, специальность, на которой я учусь, достаточно далека от того, что мы делаем в BRT, однако я уверена, что общий инженерный опыт, который я получила, поможет мне в будущем. После окончания обучения собираюсь работать по специальности, но также рассматриваю вариант продолжения обучения по части тепловых расчетов, меня они действительно заинтересовали, когда я работала с тормозами.
Максим: “Для построения аккумуляторной батареи приходилось со всеми консультироваться ”.
Роль в команде: инженер-конструктор.
Стаж: 2 года.
Как стал частью Bauman Racing Team
“О существовании команды я узнал в 2019 году, а осенью того же года попал в отдел проектирования трансмиссии. Идея о том, что студенческая команда способна самостоятельно спроектировать и построить гоночный болид, невероятно увлекательна. Однако работа в таком коллективе не сравнима ни с чем: командный дух, готовность ребят помочь, постоянный азарт перед предстоящими делами – это вдохновляет и продолжает вдохновлять меня работать над первым в России беспилотным болидом.
О сердце болида
Я являюсь руководителем отдела мехатронных систем, в задачи которого входит проектирование электрической силовой установки будущего болида, пневмоприводов системы экстренного торможения, компоновка и установка большого числа датчиков, необходимых для функционирования машины в режиме беспилотника.
Сердцем будущего электроболида является аккумуляторная батарея. Ее разработка - интересная задача не только ввиду сложности компоновки и расчётов, но и благодаря огромному числу требований регламента, выполнение которых обязательно для безопасности пилота. Работа над силовой установкой была очень непростой, а для решения всех вопросов нужно было консультироваться с практически всеми отделами команды, ведь принятые решения так или иначе скажутся на характеристиках всей машины. Особенно хочется отметить совместную работу с отделом электрики/электроники и её руководителем, который внёс значительный вклад в разработку высоковольтной аккумуляторной батареи.
С прошлого года в команде появился отдел симуляции движения. Его миссия - построение математической модели проектируемого болида и выполнение расчётов его основных узлов. Подобный цифровой двойник позволит принимать обоснованные проектные решения на самой ранней стадии прототипирования, что позволит улучшить динамические характеристики наших болидов.
Об участии в FSR
Осенью прошлого года мы с командой приняли участие в FSR – российском этапе соревнований “Формула Студент”. Несмотря на то, что мы не успели построить машину, мы презентовали наш проект на статическом этапе соревнований, где судьи смогли по достоинству оценить технические решения, принятые при разработке нашей командой. В результате мы стали призерами этапа в классе Electric Vehicle, заняв первое место! Но, на мой взгляд, соревнования были интересным тем, что мы получили возможность пообщаться с коллегами, обсудить то, как идёт работа у них и у нас, обменяться партнёрами и контактами, изучить конструкции болидов – словом, ощутить себя частью большого инженерного сообщества. Отдельно хочется сказать спасибо российским командам, приехавшим на этап в Москву, ведь именно благодаря им мы получили здоровый заряд мотивации и думаю, что благодаря ему уже через год мы приедем на соревнования с построенной машиной.
А если сесть за руль болида…
Я думаю, что в принципе любому конструктору хотелось бы сесть за руль болида, к созданию которого он приложил руку. Поэтому, несомненно, да.
О планах
До прихода в команду я слабо представлял себе, как выглядит процесс создания машины от задумки до практической реализации. Сейчас же, получив определенный опыт, я ещё больше уверен в том, что хочу связать свою профессиональную деятельность с инженерией.
Это невероятно творческий процесс, а мы к тому же живём в очень интересное время - технологический уклад меняется у нас на глазах. Думаю, что у меня есть возможность приложить руку к очень любопытным проектам, но в то же время я не хочу забывать о формуле. Неотъемлемая часть современного образования – это передача знаний, а такие инженерные проекты как “Формула Студент” аккумулируют очень талантливых ребят, которым нужно лишь немного помочь. В конце концов, именно они скоро станут решать, в каком направлении пойдет инженерная мысль.
Анастасия Ю.: “Теперь я точно знаю, что свяжу свою жизнь с творчеством”.
Роль в команде: глава отдела SMM.
Стаж: 1 год.
Как попала в Bauman Racing Team
Достаточно давно, будучи одиннадцатиклассницей, я посмотрела видео о нашем университете, в котором рассказывалось про “Формулу Студент”. Мне хотелось как-нибудь окрасить свою студенческую жизнь, поэтому я решила вступить в команду вместе со своим другом.
О работе в команде
Я занимаюсь ведением соцсетей. Это довольно трудно, т.к. в моем отделе почти нет ребят, но члены команды из других отделов помогают мне, я им очень благодарна.
А если сесть за руль болида
Я думаю, каждый хотел бы попробовать себя в роли пилота гоночного болида, ощутить на себе весь экстрим и в будущем с гордостью об этом рассказывать.
О планах
До сих пор не понимаю, в каких сферах жизни могу оказаться полезной, и соответственно, чем заняться после окончания обучения. Но я точно знаю, что творчество всегда будет неотъемлемой частью моей жизни.
А что дальше?
Команда Bauman Racing Team продолжает работать и развиваться. Теперь она использует еще и ресурсы Научно-образовательного центра ЛАНИТ, который расположен в главном здании Бауманки. Центр сотрудничает с машиностроительными предприятиями. Для студентов - это, конечно, еще одно “окно возможностей” для получения практического опыта и освоения современных цифровых технологий.
Комментарии (7)
bbs12
11.05.2022 10:52+3Хоть бы тех. характеристики написали, интересно же.
PLM_team Автор
12.05.2022 11:03+2У нас уже есть одна статья, где достаточно приведены многие характеристикам электромотора, аккумуляторных батарей и в целом о процессе проектирования. Можно прочитать по ссылке)
https://habr.com/ru/company/lanit/blog/657303/
Так как болид в процессе изготовления, то некоторые характеристики не указываем, понимая, что в процессе изготовления и испытаний они будут уточняться и подтверждаться.
Также сейчас приходится адаптировать болид под другие компоненты из-за чего многие характеристики систем "плавают"...
TimID
11.05.2022 23:08+1Зачем это всё? Где информация о "беспилотном гоночном болиде"? Где ТТХ, описание алгоритмов и всё такое?
Или сейчас в команде нет ни одного программиста, а есть только мечта когда-нибудь сделать таки беспилотную систему? Или почему-то все в команде решили, что "беспилотность - это просто"?PKarasev
12.05.2022 13:54+2Какое описание алгоритмов вы хотели бы видеть? Как участник команды могу вам сказать, что алгоритмы управления нашего автомобиля представлены блоками:
1) Perception - распознавание конусов на трассе и определение их положения относительно автомобиля, используя данные с камер и лидара;
2) Velocity estimator - оценка скорости автомобиля (продольной, поперечной и угловой), используя EKF, динамическую модель движения автомобиля и данные с IMU, GNSS и датчиков угловой скорости колёс;
3) SLAM - построение карты и определения положения автомобиля на этой карте с помощью полученных данных от блока Perception и блока Velocity estimation:
4) Path planner - построение траектории движения автомобиля с помощью использования данных от модуля SLAM;
5) Control - генерирование управляющего воздействия на газ, тормоз и рулевое управление с помощью данных, получаемых от SLAM, Velocity estimator и Path planner;
6) Supervisor - улавливание ошибок и сбоев в работе системы
И кто вам сказал, что кто-то решил, что беспилотный автомобиль это просто? Если бы это было просто, мы бы его не строили
TimID
14.05.2022 09:33Не нужно "сухой теории", точнее, общих слов. Давайте примеры, что делаете, как получается.
Вот написали "SLAM" и сразу стало немного не по себе. "Традиционный" SLAM в принципе не подходит для беспилотной техники, только для небольших роботов в помещениях. Вы что-то модифицировали, сделали какую-то свою версию?
neochapay
Заходя в статью ожидал инструкции по сборке :)
PLM_team Автор
Про процесс сборки болида, думаю, мы еще напишем)