Многие российские машиностроительные предприятия внедряют и осваивают PLM (Product Life Cycle Management) – системы управления данными жизненного цикла изделий. Но под проектированием «в цифре» каждый подразумевает что-то своё. Так, я знаю организации, где отсканированные бумажные чертежи складируют в электронный архив и называют это переходом на цифровые технологии.

В этой статье я расскажу о том, как в принципе должно быть выстроено 3D-проектирование, а примером мне послужит Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля.


Цифровой двойник. Зачем он нужен?


На Западе уже несколько лет как появился термин «цифровой двойник». Постоянно расширяющееся понятие «цифровой двойник» представляет собой виртуальную цифровую копию изделия.

Сюда входит:

  • виртуальная функциональная модель конструкции, систем и оборудования, на которой отрабатывается и оптимизируется как функционирование комплекса систем между собой, так и изделия в целом, различные виды САЕ-анализа с оптимизацией (получение данных для конструирования);
  • полностью созданная и увязанная конструкция в трехмерном цифровом представлении, конструкторский состав с конфигурациями;
  • виртуальная производственно-технологическая модель, подразумевающая технологическую подготовку производства по трехмерным электронным моделям, виртуальную отработку и симуляцию техпроцессов, связь с системами MES и ERP, технологические, производственные, эксплуатационные составы;
  • виртуальная поведенческая модель изделия, которая включает в себя имитацию функционирования изделия, пилотажные тренажеры, виртуализацию испытаний, функциональную схему расчета надежности, отказоустойчивости, живучести, а также эксплуатационную документацию и прогнозирование функционирования в эксплуатации.

Таким образом, охватывается весь жизненный цикл. В сложном машиностроении такой подход позволяет создавать более качественные изделия при существенном сокращении сроков и затрат.

Однако в реальной жизни все происходит не столь гладко. Как я уже сказал, под проектированием «в цифре» на российских предприятиях иногда понимается даже складывание сканированных бумажных чертежей в какой-нибудь электронный архив.

Само по себе применение 3D-моделирования тоже ещё ни о чем не говорит. Мне приходилось встречать предприятия, которые вроде бы используют 3D-моделирование для разработки своих изделий, но лучше бы они продолжали работать на кульмане. Это было бы эффективнее.
На многих предприятиях одну и ту же деталь могут моделировать по три раза. Конструктор спроектировал литейную деталь в 3D в CAD-системе, выпустил на нее чертеж, получил подписи, сдал в архив. Далее конструктор оснастки для изготовления этой детали по чертежу снова моделирует эту деталь и проектирует формообразующие элементы оснастки для отливки этой детали, выпускает чертеж, сдает в архив. После этого технолог, создающий программу для обработки элементов оснастки на ЧПУ, берет чертеж оснастки и фактически третий раз строит эту деталь.
Все это происходит потому, что подлинником конструкторской документации (КД) является чертеж и актуальность моделей не гарантируется и не контролируется. То есть 3D-моделирование рассматривается как некоторое вспомогательное средство конструктора или технолога для выпуска 2D-документации. А с учетом последующих изменений, целесообразность 3D-моделирования пропадает, т.к. 3D-модели превращаются в мусор, который нельзя использовать на последующих этапах жизненного цикла, в частности, для производства. При таких условиях ни о каком цифровом двойнике не может быть и речи.

В последнее время я часто вижу, что на российских предприятиях запускают процессы так называемой «оцифровки» чертежей конструкторской документации. Но такой вариант работы изначально проблемный. Например, сделать увязанную 3D-сборку изделия по чертежам проблематично (а применительно к планеру самолета или вертолета вообще невозможно, т.к. авиационные чертежи планера из-за наличия свободных форм не содержат полного топологического описания деталей и сборочных единиц).

Чтобы получить увязанную конструкцию с возможностью последующих автоматизированных изменений, которую можно запускать в производство, необходимо организовать процесс перепроектирования изделия на основе цифровых технологий. В противном случае «оцифровка» не принесет положительного эффекта, ничего не соберется.

Масштабный проект на вертолетном заводе


Современные PLM-решения – это сложные многокомпонентные программные комплексы, которые при условии их правильного внедрения существенно повышают эффективность бизнеса предприятия. Но даже самая передовая высококачественная западная PLM-система сама по себе не гарантирует высокие результаты предприятия, которое стремится повысить производительность труда и общую эффективность бизнеса. Методология внедрения и грамотная организация производственных процессов на базе цифровых технологий не менее важны, чем выбор PLM-системы. А что касается затрат, то успешное внедрение с лихвой окупает инвестиции в PLM.

Примером такого успешного внедрения может служить проект PLM, реализованный на Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля.

Источник
МВЗ им. М.Л. Миля – это конструкторское бюро, опытное производство, комплекс испытательных стендов, летно-испытательная станция. Поэтому основной задачей завода является разработка вертолетной техники. Опытные машины по КД МВЗ им. М.Л. Миля строятся на серийных заводах.
С самого начала руководство завода очень серьезно и комплексно отнеслось к внедрению PLM на предприятии и поставило цель – перейти на качественно новый уровень разработки вертолетов с помощью самых современных мировых достижений в области цифровых технологий. Характерно, что перед началом проекта на МВЗ не делалось технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения PLM. Для руководства было очевидно, что без современных цифровых технологий вертолетное КБ не выдержит конкуренции и через какое-то время прекратит свое существование.

Все началось с тендера по выбору программных средств PLM и внедряющей компании. Тендер проводился очень скрупулезно, в два этапа, в комиссию были привлечены лучшие специалисты МВЗ. На последнем этапе они рассматривали программные комплексы французской компании Dassault Systemes и американской Siemens PLM Software. В результате победил ЛАНИТ, предложивший решение на основе продуктов компании Siemens PLM Software – системы CAD/CAE/CAM NX и системы PDM Teamcenter.

О внедренцах
Сложность современных PLM-технологий не позволяет предприятию  внедрить систему самостоятельно. Нужны опыт, отработанные решения, методологии, а главное – знание возможностей современного комплекса PLM в сочетании с предметными знаниями в области машиностроения. Чтобы выстроить эффективный процесс проектирования сложного изделия в соответствии с современными цифровыми технологиями, надо понимать философию процесса проектирования и производства сложной техники. Для этого необходимо (но не всегда достаточно) иметь практический, длительный опыт конструкторской и технологической работы.

Только тогда можно построить эффективные процессы проектирования и технологической подготовки производства по цифровым технологиям. Поэтому внедряющая компания должна обладать продуктовой, предметной, организационной компетенцией, иметь положительный опыт реальных внедрений и быть способной постоянно двигаться вперед по мере развития PLM.

В начале 2008 года на МВЗ им. М.Л. Миля началось полномасштабное внедрение PLM на базе систем NX и Teamcenter. Первое лицо предприятия, исполнительный директор Михаил Короткевич принимал непосредственное участие в организации процесса. На заводе сформировали структуру по внедрению, рабочую группу, состоящую из «предметных» людей и работников ИТ. Заместителем исполнительного директора по ИТ стал конструктор с пятнадцатилетним стажем Сергей Воробьев, который, прекрасно понимая философию процесса проектирования вертолетов, стал на МВЗ основным предметным идеологом применения цифровых технологий.  

Почему внедрение PLM нельзя вешать на ИТ-службу
Широко распространено ошибочное мнение, что внедрение PLM является ИТ-проектом, поэтому задачу внедрения PLM возлагают на классическую ИТ-службу.

Внедрение цифровых технологий в машиностроении – это глобальное изменение в организации. Это изменение основных процессов, внутренних стандартов и регламентов, организационной структуры, сознания сотрудников и руководителей всех уровней, изменение вида документации и принципов взаимодействия различных служб. Такое глобальное изменение возможно только при непосредственном участии высшего руководства и людей, досконально понимающих процессы основной деятельности предприятия. У традиционной ИТ-службы часто не хватает полномочий и предметных знаний.

Михаил Короткевич (справа) получает диплом победителя конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», 2014 год

Перед началом внедрения Михаил Короткевич собрал коллектив завода, четко поставил цель, сказав, что этот проект внедрения PLM для предприятия – «последний шанс вскочить на подножку уходящей цивилизации, и если сейчас этого не сделать, то КБ перестанет существовать».

Параллельно шла колоссальная работа по привлечению кадров, особенно молодежи, разрабатывались механизмы мотивации для освоения новой технологии, модифицировалась организационная структура КБ под новые процессы.

Изначально специалисты ЛАНИТ и МВЗ сформулировали идеологию внедрения, которую одобрило руководство МВЗ. Была поставлена задача – реализовать процесс контекстного цифрового проектирования с подлинником КД в виде полного электронного макета вертолета (отказ от конструкторской документации в виде 2D-чертежей).

Проектирование в контексте
Если проектирование ведется в едином виртуальном пространстве в контексте всего вертолета, то конструктор может видеть всю существующую на данный момент времени конструкцию, рабочую обстановку, и спроектированный им элемент конструкции становится увязанным уже в момент создания. Таким образом, все участники процесса видят работу друг друга и в процессе конструирования создают изначально увязанный полный электронный макет разрабатываемого изделия.

При контекстном проектировании очень важно, чтобы разрабатываемое изделие проектировалось в виртуальном 3D-пространстве целиком в одной системе координат. Только в этом случае можно организовать реальное контекстное проектирование и целиком увязать конструкцию, так как многие системы проходят через все изделие.

С помощью системы ассоциативных связей и механизма управления этими связями в среде NX-Teamcenter получался не просто полный электронный макет, а «живой» макет – в нём можно автоматизированно проводить изменения (конструктор управляет этим процессом) как с уровня компоновки и теоретического обвода на детальный электронный макет, так и на уровне самого электронного макета.

При таком реальном контекстном проектировании получается очень эффективным сам процесс проектирования  – за счет увязанной в момент создания конструкции и за счет быстрого проведения изменений в процессе конструирования.

Как результат, на выходе получается полностью увязанный электронный макет, который передается для технологической подготовки производства. Важно, что при такой технологии проектирования не требуется никакой дополнительной увязки электронного макета. Увязанный 3D-макет существенно сокращает сроки и затраты (сокращается количество брака и изменений из-за нестыковок, выявленных в производстве, меньше подгонки по месту) в производстве сложной техники.

Но технология непростая, требует длительного обучения персонала, перестройки сознания работников всех уровней, решения массы специфических задач и отработки процедур применительно к создаваемым изделиям.

3D-подлинник КД
При цифровой технологии проектирования важнейшим является вопрос, что является подлинником конструкторской документации (КД). Это важно, потому что, пока электронный макет изделия не станет подлинником КД, он не бывает качественным, актуальным и полностью увязанным. В таком случае он не может служить основой для последующих стадий жизненного цикла. Проектирование в контексте тоже можно построить только в случае 3D-подлинника.

Подлинник КД в виде электронного макета изделия целиком в CAD/CAE/CAM, PDM-системах открывает принципиально новые возможности построения существенно более эффективных процессов самого проектирования, конструкторско-технологической подготовки производства, обеспечения производства, поддержки в эксплуатации.

Технологическая подготовка производства по электронным моделям в среде PLM обеспечивает повышение эффективности за счет целостности данных и увязанной конструкции, ассоциативности технологической документации (которая тоже в значительной части в 3D) с конструкторской. А также за счет возможностей визуализации и управления составами, за счет возможности виртуальной отработки технологических процессов.

3D-подлинник КД необходим для применения передовых технологий: всех видов обработки на оборудовании с ЧПУ, в том числе аддитивных технологий. Также это необходимо для реализации концепции интернета вещей.

Подлинник конструкторской документации в PLM-системе

Обучение и начальное освоение новых принципов работы, разработка инструкций и стандартов предприятия осуществлялось на перепроектировании легкого вертолета Ми-34 в вариант Ми-34С с измененным фюзеляжем.

Ми-34С1 на авиасалоне МАКС. Источник

Учебный процесс был выстроен близко к реальному контекстному проектированию. Столь сложные технологии на МВЗ внедрили в кратчайшие сроки (чуть больше года), и уже в 2009 году Михаил Короткевич принял решение запустить разработку нового изделия полностью по новой технологии электронного макета в среде NX и Teamcenter.

Подлинником конструкторской документации в этом проекте являлся полный электронный макет в NX и Teamcenter. Чертежи и спецификации не делались даже в электронном виде, и представители заказчика смотрели и утверждали 3D-документацию непосредственно в PDM системе Teamcenter. В таком виде МВЗ передает КД на серийные заводы.

В процессе проектирования по новой цифровой технологии пришлось преодолевать человеческий фактор, особенно противодействие среднего звена руководителей. Нужно признать, что начальники структурных подразделений во время переходного периода объективно попадают в трудное положение. Во-первых, моральная перестройка для освоения новых технологий даётся им очень тяжело. Во-вторых, приходится переносить основную нагрузку со старой гвардии на молодых сотрудников, становящихся более успешными. И в-третьих, приходится совмещать новые процессы с текущими ответственными задачами.

Чтобы преодолеть эти сложности, от линейной структуры КБ на время перешло к матричной, т.е. была сформирована команда проектирования нового вертолета. Вошедших в эту команду специалистов вывели из административного подчинения своих руководителей. Начальники отделов участвовали в утверждении КД, но напрямую не распоряжались сотрудниками команды.

После окончательной отработки процессов, разработки соответствующих СТО и регламентов КБ вернулось к линейной структуре, при этом поменялось большинство начальников отделов, пришли руководители, выросшие, работая по цифровым технологиям.

Несмотря на то, что серийный завод на момент передачи КД от МВЗ не был готов к работе по электронным 3D-моделям, наличие КД в виде увязанного электронного макета привело к тому, что количество нестыковок в производстве первой опытной машины оказалось значительно меньше, чем на серийных образцах.

Многие предприятия в России, много лет внедряя PLM, никак не могут решиться радикально перейти полностью на цифровые технологии проектирования и технологической подготовки производства. Внедряемые цифровые технологии оказываются в стороне от основного рабочего процесса. Обычно это связано с нежеланием руководства брать на себя ответственность. Хотя деньги, как правило, затрачены большие, общая эффективность работы предприятия остается на прежнем уровне.

Образец для подражания


Организация процесса цифрового проектирования на МВЗ им. М.Л. Миля построена наиболее правильно и совершенно в России. Соблюдены базовые принципы применения высокоуровневых цифровых технологий, обеспечивающие высокую эффективность работы.

  • Проектирование вертолетной техники ведется в среде Teamcenter в контексте изделия в глобальной системе координат. Объект проектирования находится в виртуальном пространстве целиком в виде трех структур (концептуальный облик вертолета, рабочие структуры, где создается детальная конструкция и электронный макет), обеспечивающих контекстное проектирование и управляемое автоматизированное проведение текущих увязочных, конструктивных и вариантных изменений. Ничего не копируется. В процессе создается полный, «живой» электронный макет, содержащий в точном исполнении абсолютно все элементы будущего изделия вплоть до крепежа, шплинтов и контровочной проволоки с пломбой.

Вот так выглядит цифровой макет вертолета, который передается для серийного производства

Электрические схемы разрабатываются в системе Е3, интегрированной с NX и Teamcenter, а прокладка электрических трасс – в NX.

В процессе проектирования в среде PLM решаются многочисленные задачи инженерного анализа с использованием КД в виде 3D-моделей. Прочностные, тепловые и частично аэродинамические расчеты. В настоящее время идет освоение системного 1-D анализа с использованием ПО Amezim.

Электронные макеты вертолетов содержат сотни тысяч компонентов. На МВЗ им. М.Л. Миля нет ни процедур, ни подразделений по увязке электронных макетов, поскольку при правильно построенном контекстном проектировании каждый элемент становится увязанным в момент создания (за что отвечает конструктор) и никакой дополнительной увязки не требуется.

  • Полный электронный макет в NX/Teamcenter юридически и фактически является подлинником конструкторской документации. Чертежи отсутствуют, а электронные модели всегда актуальны, качественны и содержат всю необходимую информацию для технологической подготовки и производства (технологические аннотации, технические условия, необходимые атрибуты). Все модели проходят нормоконтроль. Нормоконтроль высоко автоматизирован с помощью штатных средств NX и специально созданных на МВЗ утилит. Все согласование и утверждение КД происходит в Teamcenter.

Вот так выглядит один из WorkFlow-процессов в Teamcenter.

  • Освоена технологическая подготовка производства по электронным моделям элементов, которые изготавливаются непосредственно на МВЗ им. М.Л. Миля, например, новые композитные лопасти несущего винта. Оснастка для производства лопасти проектируется ассоциативно конструкторской документации и производство оснастки осуществляется также по электронным моделям. Применяется виртуальная отработка техпроцесса сборочных операций. Широко используется обработка на станках с ЧПУ.

Виртуальный техпроцесс сборки прессформы для лопасти.

  • На основе 3D-подлинника КД создается интерактивная эксплуатационная документация в соответствии со стандартом S1000D (руководства по эксплуатации, каталоги), ассоциативная с КД.

Интерактивный каталог

P.S.: даже на Западе немногие крупные компании полностью перешли на контекстное проектирование и подлинник КД в виде полного 3D электронного макета.


А ещё у нас открыта вакансия

Комментарии (83)


  1. Mike_soft
    09.10.2018 11:36
    +1

    рассматривали программные комплексы французской компании Dassault Systemes и американской Siemens PLM Software. В результате победил ЛАНИТ
    — улыбнуло…
    Правда ли, что к переходу (не в данном конкретном случае, конечно) на PLM «приложил руку» Рогозин? рассказывают, что он усиленно продвигал это в ВПК в бытность свою зампредом (вроде как по инициативе кого-то из своих замов/членов команды). вообще, послужил ли МВЗ примером для подражания, образцом и т.д?


    1. PLM_team Автор
      09.10.2018 12:29

      Я ни разу не ощущал какого-либо влияния Рогозина. На МВЗ это была инициатива руководителя предприятия Михаила Короткевича.
      На МВЗ побывало немало представителей других предприятий – они воочию убедились, что реализовано контекстное проектирование и подлинник КД – полный электронный макет. Несколько КБ после этого (видимо, под впечатлением) также перешли на такую технологию. Мы им с радостью помогли.


      1. Mike_soft
        09.10.2018 13:02

        поясню, с чем было связано: коллеги из ВПКшных предприятий Челябинска и Миасса говорили (по результатам визита Рогозина в нашу область, это примерно 2015 или 2016 год), что на совещаниях именно он акцентировал (и педалировал) вопрос про PLM и говорили, «что это единственная польза».
        ну а на внедрение PLM на МВЗ, естественно, он влиять никак не мог — он в 2008 еще в НАТО состоял…


  1. teifo
    09.10.2018 12:41

    Электронный каталог похож на автомобильные? Нажал на деталь, получил по ней информацию? Электронный каталог до какого уровня спускается? До каждого болта и гайки или только некоторые крупные узлы?

    Всегда казалось, что если бы каждая деталь и узел машины были собраны как 3Д конструктор, то такие модели было бы очень удобно вертеть под разными углами, смотреть процесс сборки разборки и как итог проще было бы обслуживать. Или результат не стоит усилий и денег?


    1. PLM_team Автор
      09.10.2018 13:37
      +1

      Когда подлинник КД в виде полного макета (как это реализовано на вертолетном заводе), вся эксплуатационная документация, во-первых, ассоциативна с КД, а во-вторых, является анимационной, где это требуется. Электронный каталог максимально детализирован, то есть вы можете увидеть каждый болт и гайку.


    1. Cadog
      09.10.2018 13:48

      сегда казалось, что если бы каждая деталь и узел машины были собраны как 3Д конструктор, то такие модели было бы очень удобно вертеть под разными углами, смотреть процесс сборки разборки и как итог проще было бы обслуживать. Или результат не стоит усилий и денег?


      Действительно польза 3D модели была бы полезна для понимания конструкции и состава изделия. Те посмотрев на модель, можно было бы понять как устроена подвеска, механизм рулевого управления, из каких деталей состоит. Но полного понимания о процессе разборки/сборки не получить. Для этого делаются интерактивные инструкции с анимацией последовательности действий.
      Польза есть и усилия стоят того. К сожалению, уровень специалистов рабочих специальностей сильно просел за последнее время (не везде, конечно). И наличие интерактивных инструкций очень может помочь снизит количества брака. Посмотрел мультик и понял что делать. Это проще и удобнее, чем читать десятки листов тех. процесса со стопкой бумажных чертежей.
      Сталкивался с бумажными каталогам зап. частей двух отечественных производителей автомобилей. Один, производящий, легковые авто — каталог с изометрическими иллюстрациями (возможно на основе 3D моделей). Второй, производитель грузовиков — сборная солянка из изометрий, плоских чертежей из конструкторской документации разных лет. В общем, мягко говоря понять каталоги для грузовиков было трудно.
      Сейчас с развитием технологий интерактив выносят в область дополненной реальности. Надел очки, посмотрел на грузовик и видишь прямо на нем в 3D что и в какой последовательности открутить. К примеру www.youtube.com/watch?v=QTuKcm8s4QQ


  1. pavlushk0
    09.10.2018 16:41

    Отличная статья, спасибо!) Пара вопросов.


    Как обстоят дела с крупными входящими узлами, двигателем или агрегатами? Поставщик предоставляет их модель или если нет то как вы это обходите?


    И злободневный вопрос с санкциями. ПО импортное, как учтены эти риски? И как дела с российскими аналогами, есть ли?


    Сам работаю на машстрой заводе, напрямую не касаюсь темы plm, но, так сказать, через плечо видел что идут потуги в этом направлении и видимо собраны все грабли упомянутые в этой статье.


    1. piton-vas
      09.10.2018 23:04
      +1

      Не знаю, как насчёт вертолётных контрагентов, но сейчас много поставщиков имеют каталоги моделей своей продукции.
      Но если нет, то модно быстро создать свою модель. Для большей части задач хватит упрощенного вида с хорошо проработанными установочными плоскостями и соединиями.
      Иногда модели бывают слишком подробными, вплоть до последней гайки и рёбра охлаждения. В этом случае тоже можно свою модель создать.


    1. PLM_team Автор
      10.10.2018 10:44

      Конечно, в идеале поставщик изделий должен предоставлять электронный макет. Иногда этого требует головной разработчик. Если поставщик готового изделия не может предоставить модель, то головной разработчик сам строит электронную модель.

      По поводу импортозамещения. Всем нам хочется, чтобы был российский продукт. Но, к сожалению пока аналогов Siemens и близко нет. Самое критическое состояние с CAD/CAE/CAM системой. В настоящее время ни одна российская система не может обеспечить контекстное проектирование с подлинником в виде полного эл. макета сложных изделий. Также невозможно создавать сложные ассоциативные структуры с возможностью проведения автоматизированных и управляемых глобальных изменений («живой электронный макет») Без этих принципов нельзя добиться высокой эффективности применения цифровых технологий касательно сложных изделий машиностроения.


      1. Cadog
        10.10.2018 12:09

        Конечно, в идеале поставщик изделий должен предоставлять электронный макет

        В теории. В реальности говорят: «Это наш труд и интеллектуальная собственность, так что -забудьте. Есть чертеж — его и используйте».

        Вот когда все предприятия в стране будут мыслить, что 3Д модель — это подлинник, да еще будет инструмент (формат), в котором смогут этим подлинником пользоваться все участники (CAD у всех разный), вот тогда и наступит счастье.


  1. Wicron
    09.10.2018 16:44

    Браво. Яркий пример импортозамещения. Siemens NX — это конечно ТОП, спорить не буду. Но с другой стороны есть же отечественный продукт. Они недавно и PDM добавили. Им до PLM системы еще нужно развитие, нужны деньги. Нельзя ли было наши деньги отдать нашему продукту? Не удивлюсь, если весь комплект КД на вертолеты в первую очередь изучат авторы NX, и те, кто может в таких целях его эксплуатировать. А как же затраты? NX это очень очень дорого. Когда санкции встанут железным занавесом — как концерн вертолеты будет делать? Я так полагаю — как на Кубе 50 лет американские авто ремонтировать?


    1. Maxim_Andreev
      09.10.2018 18:30

      Когда санкции встанут железным занавесом — как концерн вертолеты будет делать? Я так полагаю — как на Кубе 50 лет американские авто ремонтировать?

      Ну даже Фидель Кастро, и тот оказался невечным, так что Куба несмотря ни на что возвращается в цивилизованный мир.
      В будущем Россия будет либо развиваться в гармонии со всем остальным миром, либо будет уже не до вертолётов. А если ориентироваться только на агрессивную внешнюю политику нынешнего президента (и санкции как её последствия), можно сильно отстать в технологическом плане.
      Так что, я считаю, что это очень позитивный момент, что в Вертолётах России ориентируются прежде всего на качество продукта, и не поддаются сиюминутному патриотическому угару.


    1. u-235
      09.10.2018 19:43
      +1

      А вот и коспирологи подтянулись.


      1. Wicron
        09.10.2018 20:14
        +1

        Советский Союз вы тоже рассматриваете как аномальное явление?
        Я вообще написал комментарий про продукт Аскон и про то, что их софт в целом уже почти PLM. А вы решили, что я про совок написал? Скажите, а вертолеты России боевую технику для чего делают? Для того, чтобы интегрироваться в «цивилизованный мир»?


        1. u-235
          09.10.2018 20:28
          -1

          Вы сейчас с кем разговариваете?


        1. Maxim_Andreev
          09.10.2018 22:03
          +1

          Я вообще написал комментарий про продукт Аскон и про то, что их софт в целом уже почти PLM.

          Ну так и хорошо, дозреют и будут честно рвать Сименс и Дассо на всех тендерах. Как показывает практика, когда российская фирма делает действительно хороший продукт, она вполне способна без всякой псевдопатриотических подачек подмять под себя не только отечественный рынок, но и мировой (Как Транзас, например).
          Скажите, а вертолеты России боевую технику для чего делают? Для того, чтобы интегрироваться в «цивилизованный мир»?

          Я думал, в целях обороны, борьбы с терроризмом, ну и немного на продажу. А Вы что, с НАТО что ли уже собрались воевать?) Боюсь, вертолёты в случае такой войны не пригодятся.


          1. pavlushk0
            10.10.2018 07:19

            Вы как будто в мире розовых пони живёте)
            Я за наших говорить не буду, чего они там собираются, а про НАТО спросите у кого нибудь Махмуда или Ахмеда из Багдада, они вам расскажут. Рассмусен вон недавно в Белграде сербским студентам говорил что их бомбили "для их же безопасности" (чё он курит...) Что несут англичане с американцами — дико. А так, всем известно что в наших широтах дефицит демократии, я думаю если что, они нам без проблем одолжат.


            1. Maxim_Andreev
              10.10.2018 11:11

              Да нет, я не исключаю полностью, что ваш президент может устроить и этнические чистки и нападение на соседние страны, что может привести к столкновению с НАТО. Но это будет самоубийством для нынешней системы власти.
              Но в конечном-то итоге всё равно всё будет как я описал (ну либо не останется промышленности вообще, но тогда и вопрос выбора софта можно снять с повестки). А до того момента, пока Россия не вернётся на нормальный путь развития, важно не растерять компетенции. Для этого можно проектировать хоть вертолёты, хоть гильотины (если моральные рамки позволяют); важно делать это, используя самые современные технологии, вне зависимости от того, отечественные они или импортные.


              1. pavlushk0
                10.10.2018 11:55

                А кто на кого напал и где кого чистил нам расскажет CNN? Войны начинают те, кто сильнее трясёт пробиркой.
                Местные царьки тоже, бывает, куралесят, но до благородных донов им ещё далеко.


                1. Maxim_Andreev
                  10.10.2018 12:06

                  Вы правильно заметили, что обязательный атрибут во всех таких конфликтах — это местные царьки, ну и конечно же мировой заговор против них, причина которого всегда одна — вставание с колен.


                  1. pavlushk0
                    10.10.2018 12:56

                    Каким "забавным" образом вы поняли написанное выше)
                    Естественно, все сами виноваты! А белые люди в поте лица плавают шестью флотами по морям и еле успевают делать авки взамен отстреляным. А какие деньги нужно тратить чтоб усмерять всех этих кровавых диктаторов… вы правы, надо срочно вставать обратно на четвереньки.


                    Оффтоп наш разговор уже смахивает на комменты с Эха Москвы.


                    1. Maxim_Andreev
                      10.10.2018 13:51

                      вы правы, надо срочно вставать обратно на четвереньки.

                      Ну лучше уж на четвереньках, чем когда тебя скрутили в букву «зю», и ты ищешь через кого бы оформить себе программу, чтобы почертить как белый человек и потом ещё трястись, как бы кто не заметил. А с четверенек потом довольно быстро можно встать в полный рост, если усердно трудиться. Вон на немцев с японцами хотя бы посмотрите.


          1. Wicron
            10.10.2018 11:12

            Я смотрю вы прикидываетесь? На прошлой неделе основных подрядчиков по МС-21 внесли в список санкционных. Они тоже конкретно на NX сидели. Помнится с турбинами была история и вы знаете, чем это кончилось. В текущей ситуации решение Вертолетов выглядит крайне сомнительным. Что касается назначения вертолетов, то несомненно, например К-52 исключительно в «оборонных» целях будет применяться согласно вашему комментарию. Это боевая ударная машина, инструмент захвата новых территорий и освобождения занятых.


            1. Maxim_Andreev
              10.10.2018 11:46

              Я лично вижу в этом весомый аргумент в пользу отказа от агрессивной внешней политики, нежели в пользу использования сырых технических решений только лишь потому что они отечественные.
              Пока есть лазейки, нужно их использовать, как и эти перекроют, тогда уже хорониться в бункере и чертить там на кульманах (только обязательно отечественных).


    1. piton-vas
      09.10.2018 22:51

      Отечественный cad неюзабелен чуть менее, чем полностью. А plm( и теболее pdm) большей частью на кад основаны. Иначе его можно было на 1с написать.


      1. radonit
        09.10.2018 23:21
        +1

        Вы не правы по всем пунктам. Вполне компасом можно пользоваться, чуть менее удобно чем тем же солидворком, но именно что чуть.
        Plm основано на базах данных, cad ей пофиг, можно хоть бумажные сканы использовать (знаю примеры)


        1. piton-vas
          10.10.2018 08:42

          Ну это субъективно, конечно. И дело привычки.
          Последний раз я пробовал компас, когда устраивался к ним на работки мне дали тестовое задание. Я често пробовал все выходные, но так и не смог втянуться. Неудобны почти все операции, старый страшный дизайн, мало функционала. При этом довольно неплохой модуль, связанный с 2д чертежами, они получаются оформлены по госту и ескд.


          1. radonit
            10.10.2018 19:29

            Дело привычки это да, мне например и солид после NX неудобным кажется, а кто-то от него аж пищит. А так вполне удобно в целом. В 18 версии и интерфейс переработали


      1. pavlushk0
        10.10.2018 06:18

        Холивар провоцируете) вполне юзабилен, компас это доказывает, остальное субъективно и зависит от конкретных задач и


      1. Cadog
        10.10.2018 08:00

        А plm( и теболее pdm) большей частью на кад основаны. Иначе его можно было на 1с написать.

        Не поверите, но есть такая PDM на основе 1С :)


      1. streamdown
        10.10.2018 10:31

        Отечественный cad неюзабелен чуть менее, чем полностью.
        расскажите это пользователям T-Flex.


        1. piton-vas
          10.10.2018 10:44

          Т-флекс, кстати хороши.
          у них и пдм имеется.


          1. streamdown
            10.10.2018 11:02

            Я уже лет 5 всё присматриваюсь к нему на предмет изучения. Маркетинг у них немного хиловат в сравнении с Асконом. А вот возможностей в этой CAD — на порядок выше других российских CAD и некоторых зарубежных CAD среднего уровня, включая Solidworks.


      1. kompas_3d
        10.10.2018 13:19

        Вы новую версию КОМПАСа видели?


        1. piton-vas
          10.10.2018 14:03

          Каюсь, не видел.
          18 версия выглядит неплохо.


    1. piton-vas
      09.10.2018 22:57
      +2

      Насчёт кд, которые изучают авторы nx, вы же понимаете, что в защищённую сеть предприятия непросто попасть?


    1. radonit
      09.10.2018 23:33
      +1

      Pdm у аскона лет 20 уже есть, называется лоцман. Компас слаб для крупных проектов с сотнями тысяч деталей, нет инструментов работы с большими сборка и, слабо развиты инструменты по работе с поверхностях. Компас примерно на уровне солидворк и инвентор, которые так же в авиации не используются.


      1. kompas_3d
        10.10.2018 13:22

        нет инструментов работы с большими сборка и

        Уже давно все есть. Миллион компонентов в 18й версии на экране без проблем отображается.


        1. Gryphon88
          10.10.2018 18:28

          Недавно была статья про структуры данных в текстовых редакторах. Я бы с удовольствием прочёл статью о представлении данных в cad, уж больно сочетанное передвижение и масштабирование сотен деталей на чёрную магию похоже.


        1. radonit
          10.10.2018 19:34

          Дело не в отображении а в работе, а именно (пишу на примере NX)
          -использование ссылочных наборов (отображение одной геометрии другой, по типу болты заменены линиями)
          -использование слоёв
          -использование облегчённых наборов.
          и и.д.
          Кроме того по какой то причине отбражение моментов инерции в Компасе только относительно глобальной системы координат, относительно локальной какой-либо их отобразить нельзя в принципе, ну это то что конкретно меня зацепило.


          1. kompas_3d
            10.10.2018 19:47

            -использование ссылочных наборов (отображение одной геометрии другой, по типу болты заменены линиями)
            -использование слоёв
            -использование облегчённых наборов.

            И чего из этого у нас нет?


    1. Nidellor
      10.10.2018 10:32

      Отечественных продуктов есть не один. И в том отечественном продукте, о котором, как мне кажется, идет речь, я бы не рискнул делать что-то серьезное в авиастроении. Да и, боюсь, не получится.

      В действительности, есть другой отечественный продукт с лицензированным у Siemens ядром (Parasolid), у которой тоже есть PDM, и если у какой-то из наших компаний и есть шанс сделать что-то типа NX, то именно у них. Основное преимущество этого продукта — как раз цена решения, и если не стоит задача обеспечения сквозной интеграции «тяжелый CAD — приличный CAE с подключаемыми решателями — универсальный CAM», то он вполне приемлем. В данном случае сквозная интеграция была заявлена как цель, поэтому NX/CATIA/Creo без вариантов. Другое дело, что часто эта интеграция все равно не работает, т.к. тот же CAE в тяжелом CAD хоть и хорош, но не всегда может решить спецзадачи, и тут идея сквозной интеграции немного сбоит. Еще она сбоит, когда много соисполнителей, и все равно никакой сквозной интеграции обеспечить не получится.


      1. kompas_3d
        10.10.2018 13:24

        1. Maxim_Andreev
          10.10.2018 14:15

          А всё-таки, что отделяет Вас от участия в тендерах на подобные проекты наравне с Siemens и Dassault?


          1. kompas_3d
            10.10.2018 20:14

            Тендеры, как правило, пишутся под того, кто в них должен победить.


            1. Maxim_Andreev
              10.10.2018 22:36

              Это понятно, но мой вопрос заключался в том, почему, по вашему мнению, на крупных авиационных предприятиях КОМПАС даже не рассматривают в качестве возможного варианта? Неужели дело только в конспирологии?


              1. kompas_3d
                11.10.2018 00:23

                С чего вы взяли, что совсем не рассматривают? Миг использовал КОМПАС-3D до того как вступил в ОАК, потом его вынудили перейти на западные САПР. Сейчас Сухой использует КОМПАС. После начала процесса импортозамещения на нашу продукцию в принципе начали смотреть, до этого упорно игнорировали, несмотря на интенсивное развитие возможностей.


        1. Nidellor
          10.10.2018 17:11
          +1

          Это, извините, не то авиастроение. Я говорил про ОАК, ОДК, Вертолеты России.

          Признаюсь, что в КОМПАС я не работал, в основном NX, но в тех случаях, когда от соисполнителей или заказчиков приходили модели, сделанные в КОМПАС (за последние десять лет такое случалось раза три), слов, кроме русских народных, не оставалось. То ли у Вас кривой транслятор (во все форматы, хоть в x_t, хоть в step, хоть в iges), то ли кривой движок, то ли такие пользователи ваших продуктов, но я насмотрелся на конические цилиндры, торы с самопересекающимися поверхностями и другие чудеса. Хорошо хоть ничего с серьезными поверхностями не присылали. К счастью, в конкретно нашем бизнесе с КОМПАСом почти никто реально не работает (да, на сайте у себя вы кое-кого пишете, только разработка реальной техники там не ведется).

          Основная проблема NX сейчас — это то, что очень дорого (не только поставка, но и поддержка), сильно мудреная лицензионная политика, направленная на выкачивание денег (особенно когда Mach 3 Industrial Design уже не хватает), плюс приходится долго получать экспортные разрешения, поэтому если нет специальных требований, его можно заменить на T-Flex, который хотя бы всегда работает без приключений. У них, конечно, та еще логика работы, и без специального обучения толком ничего сделать не получится, плюс функционал по сравнению с NX в некоторых моментах страдает, но по крайней мере там минимален шанс того, что команда из пары десятков человек проработает год, а потом с этими данными ничего сделать не получится.


          1. kompas_3d
            10.10.2018 19:49

            Ваше мнение о КОМПАСе складывается из использования очень древних версий. Мы не стоим на месте.


  1. Maxim_Andreev
    09.10.2018 18:09

    del


  1. AVI-crak
    09.10.2018 19:02
    +3

    А что стало с работниками не сумевшими освоить новый программный комплекс?
    Какое решение приняли насчёт «незаменимых» работников?
    Были-ли случаи саботажа?

    Мне кажется подобные пришествия — практически готовый сценарий для ТВ сериала…


    1. Cadog
      10.10.2018 08:14

      Были-ли случаи саботажа?

      Всегда есть.
      На первом этапе недовольных много, так как требуется выйти из привычной зоны комфорта (которая складывалась десятилетиями). Но если на предприятии есть собственные сотрудники, которые могут сопровождать и помочь. В прямом смысле посидеть рядом и подсказать. Парой даже пару месяцев, то любой освоится на достаточном уровне. Так как внедренцы отработали свой план, задачи и ушли. И сотрудники остаются один на один с «непонятным» чудо CAD+PDM. И в итоге все скатывается до использования тяжелого уровня САПР как электронного кульмана и складывания сканов чертежей в PDM…
      Важно понимать, что какая бы крутая контора внедрения не была, необходимо нанимать или выращивать самим своих специалистов по САПР. Не будет такого, что придут сторонние специалисты — все настроят, всех научат и понесется процесс по накатанным рельсам нажатиями пары кнопок.


  1. 1Fedor
    09.10.2018 21:17

    Прекрасная тема, замечательная статья. Реальная цифровизация.
    Интересные направления PLM, BIM, 3D
    Хорошо когда денег не проблема
    "… перед началом проекта на МВЗ не делалось технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения PLM. Для руководства было очевидно..."
    Тогда и это не проблема "… А как же затраты? NX это очень очень дорого..."
    Но что-то слабо верится, что всё так гладко, PLM не только должно быть проектирование для изготовления, а ремонты как? Почему наши вертолеты не берут за рубежом?
    как в каком-нибудь Маклаково (Восточная Сибирь) люди пользуются документацией PLM?
    Как с ремонтной документацией и обслуживанием?
    А как межсервисный и межремонтный интервал минимизировали?
    Как с системами мониторинга и другими?
    Есть и другие вопросы.
    Всё равно респект компании и дальнейшего движения вперед.


    1. piton-vas
      09.10.2018 22:38

      Ремонты это скорее статистика, теория надежности и наработки на отказ.
      Это как база, а после этого нужно плотненько заниматься логистикой и упреждающим производством.


      1. 1Fedor
        09.10.2018 22:55

        Нет.
        Всё сложнее


    1. radonit
      09.10.2018 23:40

      Как раз именно вертолёты то и не плохо продаются, правда заслуги pdm тут нет.
      Электронную документацию можно и на планшете открыть и в pdf напечатать, тем более сейчас тот же aecma стандарт используют как и во всём мире.
      Межсервисный и межремонтный интервал частично на статистике частично на расчёта, plm тут играет вспомогательную роль.


  1. eldren
    09.10.2018 21:43
    +1

    А расскажите, как решился вопрос с военными на изделии по гособоронзаказу? А именно государственные испытания, присвоение документации литеры, межведомственная комиссия, рассматривающая эту самую документацию?


    1. piton-vas
      09.10.2018 22:41

      Скорее всего распечатывают и потом сканируют с подписями военпредов )


      1. eldren
        10.10.2018 08:25

        Так в посту же пишут:
        "Подлинником конструкторской документации в этом проекте являлся полный электронный макет в NX и Teamcenter. Чертежи и спецификации не делались даже в электронном виде, и представители заказчика смотрели и утверждали 3D-документацию непосредственно в PDM системе Teamcenter."


        То есть допустим предприятием об электронных подписях вы договорились. А военные (не только военпреды на предприятии, но и те, которые дальше) как эту документацию будут подписывать?


    1. radonit
      09.10.2018 23:27

      ГОСТ 2.052-2015


  1. piton-vas
    09.10.2018 23:46

    Проект выглядит крутым. Побольше бы таких.


    Добавлю ещё рассуждения на тему. Самая больша проблема внедрения таких решений на крупных заводах в нашей стране в том, что у них нет настоящего владельца, который стремится развивать предприятие в долгосрочной перспективе. Все текущие владельцы пытаются по быстрому срубить бабла на каком-нибудь большом проекте, и успеть сбежать, пока нового директора не назначили. Сейчас в тренде какие-то корпорации, мутные постоянно меняющиеся владельцы, которые раз в несколько лет меняют правила игры.
    Из этого идёт и общая неэффективность персонала, и малая автоматизация производства и неудачные управленческие решения.


    1. 1Fedor
      10.10.2018 00:19

      «Самая больша проблема внедрения таких решений на крупных заводах в нашей стране в том, что у них нет настоящего владельца, который стремится развивать предприятие в долгосрочной перспективе. Все текущие владельцы пытаются по быстрому срубить бабла на каком-нибудь большом проекте, и успеть сбежать, пока нового директора не назначили».

      Ну не совсем так, владельцы и директора разные люди как правило, если мы говорим о о крупных заводах. Скорее эффект от внедрения не перекроет затраты, это только за бюджетные деньги "… характерно, что перед началом проекта на МВЗ не делалось технико-экономическое обоснование целесообразности внедрения PLM. Для руководства было очевидно..."
      А представьте, Вы владелец «Силовых машин», предлагают ввалить кучу денег, зависеть от всех софтверных компаний (типа санкции и тп), обучить 15 тысяч человек (не знаю численности, но думаю много) и поддерживать всё тоже надо, а выхлоп три копейки. Для реального владельца всё должно быть посчитано семь раз, а не просто «очевидно»


      1. u-235
        10.10.2018 00:39

        Зависимость от западных технологий и так есть. Windows, CAD и CAM системы, импортные станки и системы ЧПУ.


  1. teifo
    10.10.2018 07:40

    Жаль, что к военным эти электронные схемы нельзя передать для обслуживания и регламента в строевых частях. А если бы еще и военные вели обслуживание в единой электронной системе, чтобы можно было набрать именно практической статистики обслуживания, то пользы было бы еще больше.


    1. Mike_soft
      10.10.2018 08:11

      как раз и планируется увязать обслуживание в единую систему — не зря же система называется «жизненного цикла» — туда входят в т.ч.

      • Техническая поддержка и обслуживание
      • Эксплуатация по назначению
      • Послепродажная деятельность
      • Утилизация и(или) переработка


      1. teifo
        10.10.2018 11:35

        Вот только я сомневаюсь, что у военных есть люди, которые смогут инициировать заказ на подобные технологии. Как и в том, что технологии будут хорошие, а не как обычно костыли по 5 копеек.


        1. Mike_soft
          10.10.2018 11:53

          это (опять же, по рассказам) шло сверху, с уровня зампреда по ВПК. поэтому военных поставят перед фактом. ну и обслуживают сложную технику все-таки не строевые дуболомы, а инженеры (хоть и в погонах).


  1. Igggi
    10.10.2018 08:10

    PLM_team
    1. По каким параметрам было преимущество NX перед CATIA?
    2. Схема документооборота еще со времен бумажных носителей, только переведена на новые рельсы, заново не разрабатывалась?
    3. Поставщики имеют доступ в сеть или им скидывают модели?
    4. Учет рекламаций по поставщикам доступен в сети или ведется отдельно?


  1. Cadog
    10.10.2018 08:22

    PLM_team
    А как решен вопрос с использованием 3D модели в цехах?
    С бумажным чертежом все понятно — взяли бумажку и унесли в цех.
    А 3D модель?


    1. Kvarkas
      10.10.2018 10:25

      а что в современом цехе нету полтараметрового телика который подключается к лаптопу (ну или стационару который может быть и IP67)


      1. Cadog
        10.10.2018 12:00

        а что в современом цехе нету полтараметрового телика который подключается к лаптопу

        Не видел такой роскоши в цехах.

        А если серьезно, то сложно представить сварщика в рукавицах и маске, который бегает к телевизору и обратно к изделию. Даже планшет сложно. Хотя планшет уже проще представить.
        Вот и спрашиваю, а как в реальности поступили?


    1. strachkov
      10.10.2018 11:54

      И тут тоже проявляется плюсы 3D-моделей, так как отдельные агрегаты/компоненты могут быть легко переведены в формат чертежа и распечатаны. В сложных конструкциях могут быть представлены разрезы разной глубины т.д.


      1. Cadog
        10.10.2018 12:03

        Вся прелесть в переходе на только 3D модели без чертежей — это отсутствие необходимости тратить огромное количество времени на оформление чертежа и создания кучи разрезов, которые потом надо искать на десяти листах А1, например.
        А также проблемы с оформлением этих чертежей по ЕСКД 70-х годов в зарубежном софте.


  1. opetrenko
    10.10.2018 09:04
    +1

    — Сергей, надо убедится, что в тимцентре стоит наша последняя версия обводов хвоста.
    — Но мы ж, только в NX Native работаем.
    — Иди к комопновщикам, пусть выгрузят тебе в сеть сборку.

    — Привет, ребята, нам надо на хвост посмотреть. Можете на сетевой диск с тимцентра выгрузить?
    -Чё, весь !? Ты знаешь сколько там всего? Раньше след. недели не обещаем. Номера записей в тим.центре есть?
    — Номера? какие номера? мне хвост бы…
    — Еще 2 дня добавь. А лучше узнай у интеграторов.

    через 10 дней:
    — Василий Николаевич, получил от компоновщиков хвост. Там полтора гига, NX пол-часа грузит и потом падает.

    Через 3 дня
    — В.Н.! вот картинки. Вот тут рябит — поверхности совпадают, а вот тут я померял — на 15мм поверхности различаются.
    — Что ж там за версия?
    — Не знаю. В файлопомойке Федора остались версии 3.а и 3б. Более ранние версии мы в файлик не записывали. Ну а Федора, вы ж знаете, в Сингапуре уже не достать.
    — Так, мы подписать релиз не можем. Надо обсчитывать обводы, убедиться что нет отрывов на маршевой точке.
    Следующие две недели Сергей латал дырочки под заклепки и стыки между листами, что бы получить поверхность для аэродинамических расчетов. Латал и с ностальгией вспоминал шестой том Ландау Лифшица.

    Все персонажи вымышлены и ни к вертолетному, ни к самолетному заводу отношения не имеют.


    1. Kvarkas
      10.10.2018 10:24

      как и везде это может быть просто от отсутсвия опыта работы и толковых сотрудников :)


      1. opetrenko
        10.10.2018 16:14

        Вы Ландафшица читали? Сергей у нас один из лучших!
        Я, Василий Николаевич, (Здравствуйте! Очень приятно...) как видите, внедрил систему управления версиями — эксель файлик с именами других файликов внутри.
        Может, PLM_team чего посоветует?


  1. freestyler8
    10.10.2018 10:32

    Вопросы к автору:
    Что выдаете в производство (с ЧПУ понятно, там программа, а сборщикам? Слесарям, снимающим заусенцы? Контролерам ОТК?)? Распечатанную в изометрии на бумаге 3D модель? Или в цеху есть компьютеры, где можно покрутить 3D?
    Как проводите изменения в моделях, которые входят в несколько сборок? Ведь эти сборки могут «развалиться», и все их не проверить. Это просто решается высокой культурой проектирования, или есть технические ухищрения?
    Сколько коньяка занесли Как уговорили представителей военной приемки работать без бумажных чертежей?


  1. Grym
    10.10.2018 10:33

    Насколько знаю, есть распоряжения правительства об исключении участия иностранного ПО на отечественных предприятиях… А тут еще и оборонное…


    1. 14th
      10.10.2018 17:04

      Там есть оговорка, типа «если надо, то надо».


  1. 1kot4u
    10.10.2018 10:33

    У нас сейчас заканчивается масштабный переход на plm на базе виндчил\крео. Не скажу, что это оптимальный выбор софта, но работа идет полным ходом. Архив полностью перестроен, это, наверно, самое сложное было. Адекватный срок перевода всего предприятия — три-четыре года, с учетом обучения. Отторжение в основном у стариков, которых научить довольно сложно, и народ, у кого за плечами опыт работы в других пакетах документооборота.
    Ланит, как у вас реализовано моделирование моточных конструкций (трансформаторы, катушки и пр), где витков по тысячи четыре — пять? Американский софт ложится очень быстро на довольно мощном железе. И как вы справляетесь с адаптацией софта к ГОСТам?


    1. piton-vas
      10.10.2018 10:50

      ак у вас реализовано моделирование моточных конструкций (трансформаторы, катушки и пр), где витков по тысячи четыре — пять?

      А зачем каждый виток прорисовывать? Для большинства случаев подойдет упрощенное представление.
      Если есть необходимость, можно в дополнение к упрощенной иметь и полную модель для расчетов, например, магнитной индукции.


  1. Dogrtt
    10.10.2018 10:33

    Было бы интересно прочитать статью про ВСЕ имеющиеся на рынке PDM системы, от нашего Pilot-ICE или бесплатного ARAS до, кхм,PDM-составляющей SmarTeam


  1. streamdown
    10.10.2018 10:36

    А как быть с PMI при передаче «серийникам»? Или они там тоже на NX?