Недавно задумался о том, как прямо на наших глазах меняются представления о телекоммуникации, и уже практически ушёл в историю «телефон на тумбочке в прихожей» (в последний раз видел такой телефон в свежеарендованной квартире весной текущего года). Так, я нашел в Интернете удивительно логичное объяснение кнопочного телефона, сформулированное пользователем ребенку: «Это как домофон, только набираешь не номер квартиры, а номер мобильного» (не могу найти первоисточник). В то же время, Чарльз Петцольд в книге «Код» упоминает о том, что английское слово «relay» (от которого происходит русское «реле») до эпохи телеграфа означало «перекладная» — то есть, свежая лошадь для гонца из таких курьерских служб как «Пони-Экспресс».
Поэтому я проверил, а с каким явлением в 80-е годы XIX века ассоциировали телефон Белла и Эдисона – и с удивлением обнаружил, что ближайшим ее аналогом считалась связь через язык барабанов. Именно с главы «Говорящие барабаны» начинается знаменитая книга Джеймса Глика «Информация. Теория. Поток», и ниже я постараюсь обрисовать язык барабанов как средство связи. Тем интереснее, что до сих пор существуют системы барабанных кодов, которые передают как музыку, так и язык.
Языки барабанов относятся к традиционным системам связи, не только сохранившимся до наших дней, но и не утратившим практической ценности ещё к концу прошлого века. Эта знаковая система оказалась гибкой, семантически богатой и долговечной именно благодаря возможности передавать информацию на большие расстояния. Ранее в моем блоге я публиковал статью о южноамериканской письменности кипу, в которой приводил примеры программного кода, структурно аналогичного этому узелковому письму, а также пояснял, как кипу соотносится с языком и с базой данных. В то время как кипу являлось преимущественно хранилищем данных с мнемоническим подспорьем, африканская барабанная связь является, прежде всего дальнодействующим коммуникативным средством (изучать язык барабанов начали именно на территории Африки, но аналогичные семантические системы известны в Южной Америке). Одним из первых европейских исследователей, заинтересовавшихся языком барабанов, был английский путешественник Френсис Мур, совершивший в 1730 году экспедицию по реке Гамбия на территории современных Сенегала и Гамбии. В своих путевых заметках он указал, что местные жители носили с собой узкие барабаны, в которые при необходимости быстро били, призывая таким образом помощь из ближайших селений.
Следующий всплеск научного интереса к языку барабанов зафиксирован примерно в конце 1830-х, когда в Африке (на территории Камеруна и Нигера) побывал знаменитый филантроп и аболиционист Уильям Аллен. Именно в 1837 году первые удачные опыты с телеграфом осуществил Сэмюэл Морзе, поэтому можно сказать, что в те годы идея дальнодействующей акустической связи буквально витала в воздухе. По-видимому, Аллен смог расспросить о барабанной связи своего проводника из местных, которого называл Глазго, и даже с удивлением писал, что однажды при приближении по реке к деревне Глазго поднялся на палубу – сказав, что слышит барабан своего сына, и сын попросил его подняться. В другом источнике от 1942 года пресвитерианский миссионер Алберт Ирвин Гуд сообщал, что путник из народа булу, направляясь домой, вполне мог заглянуть в соседнюю деревню, попросить воспользоваться барабаном – передать жене, чтобы она приготовила обед к его приходу.
Предпосылки и технология звукопередачи
Известные системы барабанной связи занимают промежуточное положение между языком и кодом. Изучать барабанную коммуникацию европейские путешественники начали, прежде всего, в Камеруне, Нигере, Сенегале и Конго, но эти коды сформировались в тропических и экваториальных лесистых регионах планеты, в частности, в Бирме и на Амазонке. Вероятно, на идею барабанной коммуникации человека могло натолкнуть эхо, распространяющееся по лесу на большие расстояния с затуханием. Также в распоряжении у жителя джунглей всегда было множество разных лесных пород, из которых можно было выбрать те, что обладают наилучшими музыкальными и акустическими свойствами. Джеймс Глик отмечает, что в безветренную погоду звук барабана разносится на 6-7 миль (голландский лингвист Франк Сейферт указывает еще более впечатляющую цифру – до 20 километров), превращаясь в подлинно широковещательную связь, которую можно передавать «от станции к станции».
Барабанная связь во многом позволяет избавиться от акустического «шума», заострив «сигнал». Так, семантическую нагрузку несут только три компонента барабанной дроби: частота, амплитуда и хронометраж (расстановка пауз между звуковыми последовательностями). Звук барабана очень низкий по сравнению с большинством естественных лесных звуков, поэтому не теряется на фоне посторонних шумов. Барабанным сообщениям присуща синтагматика, позволяющая сразу отличить такое сообщение как от беспорядочного шума, так и от музыки.
Конструкция говорящих барабанов в разных регионах мира примечательно схожа: это узкие и длинные деревянные (парные) инструменты с тщательно прорезанными щелями. В этом отношении говорящие барабаны отличаются от музыкальных, форма которых обычно круглая или цилиндрическая – обратите внимание на эту хабростатью о физике музыкального барабана. Но с семантической точки зрения языки барабанов сильно отличаются от региона к региону. Ниже показаны барабан народа локеле из Конго и барабан народа бора из Перу и Колумбии. Внешнее сходство этих инструментов настолько велико, что еще в 1930 году в статье журнала «Nature» отмечалось вероятное заимствование барабанной коммуникации индейцами у завезенных из Африки рабов.
В Западной Африке (в частности, у локеле) и вообще в бантуязычных странах барабанная связь условно аналогична естественному языку. В ней допускается избыточность и иносказательность, в том числе, поэтическая.
В Меланезии элементы языка барабанов более изолированные и представляют собой скорее знаки-иконы (или знаки-символы) чем полноценные слова и фразы.
Используемые в Индии барабаны табла, также применяемые в качестве говорящих, предназначены для передачи чисто символических звуков, используемых в качестве мнемонических указателей: адресат сообщения слышит ноты и фактически транслирует сольфеджио в язык, так как за нотами и их последовательностями закреплены заученные значения.
Барабаны мангуаре, используемые племенем бора в перуанской и колумбийской сельве, используются в двух качествах (режимах?), которые для адресата сообщения очевидны: музыкальном и разговорном. Музыкальный режим является «праздничным» и «религиозным», и в этой знаковой системе основная роль отводится тональному рисунку сообщения. В разговорном режиме, напротив, важны ритм и скорость передачи сообщения, а сам звук в основном монотонный.
Подробнее о барабанах локеле и бора
Локеле используют для коммуникации длинные барабаны, которые звучат в высоком и низком тоне. Для локеле это естественно, так как и в их естественном языке для каждого слога характерна такая же тональная дифференциация. Соответственно, паттерны их барабанного боя аналогичны паттернам речи, поэтому всегда понимаются в контексте. В следующем англоязычном ролике рассказано, как сделать в домашних условиях аналог такого ударного инструмента (на локеле он называется «боунгу»).
Из ролика понятно, что такой инструмент можно лишь условно называть «барабаном». Скорее он сближается с полым объемным гонгом, и щель в нём выдалбливается таким образом, чтобы в инструменте была толстая и тонкая стенка, дающие, соответственно, высокий и низкий тон. Интервал между этими тонами невелик и обычно составляет малую или большую терцию. Африканцы предпочитают отправлять барабанные сообщения вскоре после восхода солнца, когда воздух насыщен влагой – соответственно, плотность воздуха выше обычного, звук распространяется лучше и слышится отчетливее.
К началу 2020-х в племени бора оставалось около 1500 человек, большинство из которых говорит по-испански. Бора живут в нескольких деревнях по обе стороны от перуанско-колумбийской границы, и у них есть около 20 действующих сигнальных барабанов. На заглавной иллюстрации к этой статье видно, что латиноамериканский барабан (в отличие от африканского) – сдвоенный; это напрямую обусловлено структурой языка. Поскольку бора не имеет выраженной тональной семантики, один барабан используется для передачи грамматической и синтаксической информации, а другой – для передачи лексики. Между «словами» выдерживаются фиксированные паузы, а количество ударов в «слове» равно количеству слогов. Особую сложность для барабанщика составляет артикуляция (и запоминание) имен собственных – до нескольких тысяч. Дело в том, что имя собственное обозначает уникального носителя (человека), часто ставится в «теме» сообщения – и поэтому особенно важно, чтобы эту информацию адресат интерпретировал безошибочно.
Глик пишет о витиеватости барабанной коммуникации у африканцев, приводя в качестве примера такое конголезское сообщение: «циновки свернуты, мы чувствуем себя сильными, женщина вышла из леса, она в деревне, и пока хватит», означающее: «в деревне родился ребенок». В других же источниках отмечается, что в некоторых жанрах барабанной коммуникации, наоборот, для ускорения передачи вырабатывается аналог стенографии, а в отдельных случаях – и синхронизированная передача с двух барабанов, чья высота существенно отличается. Первый барабанщик может давать краткое содержание сообщения, а второй – его раскрывать. Отмеченная Гликом витиеватость может быть даже своеобразной «защитой от широковещания»: поскольку барабан слышат все на много километров вокруг, нежелательных слушателей может быть необходимо запутать.
Злоупотребление барабанами и Лузитания
Как и большинство традиционных систем коммуникации, барабанная связь постепенно уходит в историю и забывается. В некоторых регионах, например, на юге Ганы, язык барабанов изучают в школах в рамках сохранения культурного компонента. Тем не менее, сами африканцы относятся к этой системе все более негативно – от снисхождения до открытого пренебрежения за старомодность и неприятия. Такое отношение, опять же, связано с нежелательной широковещательностью. В районе Ойо в Нигерии, где язык барабанов по-прежнему понимает большинство населения, на этом языке предают огласке самые неприглядные события – измену, преступления, либо просто могут ругать или оскорблять человека на все джунгли. Известны случаи, когда барабаны использовались в электоральных кампаниях как для взаимного очернения, так и для «политических дебатов», наиболее понятных целевой аудитории. Невозможно скрыть различные «спойлеры», слитые через барабан – например, счет футбольного матча. Также в Африке до сих пор всерьез боятся, что барабан попадет в руки колдуна, который станет бесконтрольно бомбардировать округу проклятьями и собственными заклинаниями.
Завершая этот пост, я еще раз подчеркну, как недооценены остаются неевропейские культуры, значительно превзошедшие Запад в развитии примитивных, но действенных средств связи, призванных объединить людей на слабозаселенных территориях. По одному анекдотическому свидетельству от 1915 года, некий палеонтолог, будучи в Центральной Африке, узнал из барабанных сообщений о гибели «Лузитании» быстрее, чем по телеграфу. Поэтому я полагаю, что, при крайней моральной устарелости такой связи, она не могла не натолкнуть европейцев на многие идеи, применяемые в телекоммуникации и сегодня.
Комментарии (13)
saipr
17.07.2022 16:33+6А в Китае есть Барабанная башня была построена аж в 1272 году.
В древние времена Барабанная башня служила жителям для того, чтобы узнавать время.
Она была снабжена водяными часами и барабанами, в которые били, отмечая часы.
Говорят, что четверо бронзовых водяных часов, которые когда-то работали на Барабанной башне, были изготовлены еще во времена правления династии Сун (960-1279) Между этими четырьмя устройствами находился большой бронзовый гонг, который был соединен с ними при помощи нескольких механизмов. Каждые четверть часа раздавался удар гонга.
В эпоху правления династии Цин (1644 — 1911) часы сверяли в семь часов вечера по ударам барабанов на городской башне. Эту процедуру в народе так и называли — «установка времени на часах». Барабаны на башне били в этот час 13 раз. После вечерней проверки времени через каждые два часа с Барабанной башни раздавался один удар. По этим сигналам ориентировались даже военные и гражданские чиновники.Так что на востоке знали толк в барабанах.
Rive
17.07.2022 17:54+7В христианских странах роль барабана, похоже, выполняли колокола (насколько я могу судить по беглому поиску, колокол мог оповещать о пожаре, похоронах, служить маяком для заблудившихся путешественников в метели и т. д.).
Только в обоих этих случаях колокол/барабан используются центром оповещения, а в Африке барабаны, похоже, частные. Во всяком случае, в статье не указано, есть ли ограничения на владение ими.
visirok
17.07.2022 21:48+1Да, похоже эта часть культуры окончательно потеряна. Деталей мы уже не узнаем, если они только не были замечены и записаны мессионерами или путешественниками.
Например - действительно ли передавались сообщения по цепочке «станций». Если да - сколько станций было в цепочке? Какого типа сообщения передавались? Как происходило кодирование?
Рассказы, которые попадались лично мне, включая цитированную книгу Глика, - это пересказы пересказов. Детали остались за кадром.
Можно представить себе шкалу «способностей» барабанщиков - от барабанного аналога хорошо нам известного колокольного звона до (другой край спектра) - азбука Морзе.
sergToxsoft
17.07.2022 21:52+13извините, сама статья понравилась, но не могу пройти мимо часто встречающегося заблуждения (вскоре после восхода солнца, когда воздух насыщен влагой – соответственно, плотность воздуха выше обычного, звук распространяется лучше и слышится отчетливее. )
На самом деле более влажный воздух более легкий, меньшей плотности. А как там уже звук распространяется - лучше или хуже - это уже из другой оперы. Там могут влиять разность температуры в разных слоях по высоте атмосферы, давление воздуха в конкретный момент утром например или еще какие-нибудь другие факторы...
Молярная масса воздуха =29, а молярная масса водяного пара =18. Соответственно, чем больше относительная влажность воздуха, тем он легче. Это известно всем, кто работает с воздушными компрессорами - зимой компрессору с сухим холодным воздухом работать тяжело, а летом наоборот.
R7R
17.07.2022 23:43+1Так, я нашел в Интернете удивительно логичное объяснение кнопочного телефона, сформулированное пользователем ребенку:
Как летит время… Мой ребенок начинал с дискового номеронабирателя, тогда кнопочные были настоящим хайтеком :)– и с удивлением обнаружил, что ближайшим ее аналогом считалась связь через язык барабанов.
А что тут удивительного?
Исторически было три основных вида связи — оптическая (костры, гелиографы, оптический телеграф), акустическая (трубы, барабаны) и связь через гонца (почта :)
Телефон явно принадлежал к виду акустических устройств связи.
(и да, знаменитая азбука Морзе, специалистами воспринимаемая на слух — имела в основе идеи именно передачу сигналов при помощи ударов барабанов)
R7R
17.07.2022 23:46+1даже с удивлением писал, что однажды при приближении по реке к деревне Глазго поднялся на палубу – сказав, что слышит барабан своего сына, и сын попросил его подняться.
«Почерк радиста». Ведущего передачу азбукой Морзе радиста — можно безошибочно опознать на слух.
R7R
17.07.2022 23:50+8Как и большинство традиционных систем коммуникации, барабанная связь постепенно уходит в историю и забывается
Да нет, ее еще рано списывать со счетов :)
Особый стук в дверь позволяет безошибочно определить, кто именно стоит за этой дверью и стучит.
souls_arch
18.07.2022 11:10+1Какая Африка, какой 1730 год? Барабаны издревня применялись в армиях, как сигнальное средство, так же, как и различные виды труб.
R7R
18.07.2022 13:37Барабаны издревня применялись в армиях, как сигнальное средство
Не только как сигнальное. Бой барабанов отлично поднимает боевой дух.
Наверное, именно по этой причине командир нашей части отдал приказ ходить в столовую (1 км в одну сторону) под барабан.
Так и ходили. Правда, при минус тридцати и ниже барабанная дробь была очень частой :)Jian
18.07.2022 14:58Бой барабанов отлично поднимает боевой дух.
Задаёт ритм как для пехоты идущей в ногу, так и для гребцов.
Art3
Pata-pata-pata-pon!