С днём сисадмина, друзья!


Миша был молодым симпатичным парнем, — он часто и много шутил, пил чай на офисной кухне со всеми, кого встретит, периодически забывал отдать счета и чеки в бухгалтерию. Этого раздолбая любили все 17 сотрудников: синие экраны смерти, неожиданные визги дисков, вирусы, страшные проблемы с софтом решались быстро и на ура. За пакет с пирожными можно было выпросить новую клавиатуру, а за несколько бизнес-ланчей сделать историю посещений полностью анонимной. 

Женя каждое утро хмуро входил в офис, садился за все свои четыре монитора, буркнув «привет» коллегам. Он много и плотно работал, ругался в тикетах и на пользователей лично, занудно объяснял, почему плохо раздавать Wi-Fi с мобильника на рабочий ПК и открывать письма с невнятными ссылками, заставлял раз в год менять пароли, требовал от бухгалтерии своевременной оплаты поставок, писал скрипты и автоматизировал всё, что этого требовало. Часто он строго, подолгу и иногда непонятно общался с поставщиками ПО, хостингом и с центральным офисом. Этого душнилу любили все 300 сотрудников и бесконечно ценили подчинённые, у которых за пакет с пирожными можно было выпросить новую клавиатуру. С историей посещений фокус не удавался. 

Это было несколько лет назад, сейчас у Миши аутсорсинговая компания, а Женя — DevOps в суровом энтерпрайзе. Но история не про то, что сегодня вечером они оба хорошо отметят день системного администратора…

Всегда на страже ИТ-инфраструктуры

История про то, что каждый из них был идеальным системным администратором в своих компаниях. Миша работал в торговой компании с 15 женщинами и 2 мужчинами, его софт скиллы и внешняя «придурковатость» помогали пользователям не бояться сисадмина и не ковырять принтеры шпильками и маникюрными ножницами, а звать его на помощь. Его приветливость и готовность пожалеть и пойти навстречу помогали избежать проблем безопасности и инфраструктуры в коллективе тех, кто с компьютером «на вы». Женя работал в инженерной компании, где безопасность каждого узла инфраструктуры значила большие деньги, а продвинутые инженеры и разработчики лезли своими шаловливыми руками абсолютно во всё. Он был настоящим CIO, когда этой должностью назывался лишь журнал :) И все понимали, что Женя — форпост безопасности и устойчивости инфраструктуры, мастер внедрения сложного ПО и обучения очень разношёрстного персонала.

Эти примеры из реальной жизни, и они прямо хорошие — потому что сисадмины соответствовали задачам и деятельности компании. Увы, плохих было гораздо больше. Довольно ужасно видеть, как люди выгорают именно потому, что работа им «тесна» или, напротив, непомерно сложна и требует всех умственных, временных и даже жизненных ресурсов. А всё потому что вокруг профессии системного администратора «крутится» немало мифов, из которых «бородатый человек в свитере и с котом, играющим бумажками из шредера» — самый милый и безобидный.
И когда их развеивать, если не в день системного администратора?

Ну что, по мифам?


▍Роль сисадмина абсолютно устарела


Да, сисадмины в старом формате починителей принтеров и разматывания проводов с ножек кресел пользователей уже почти не существуют. Теперь это сотрудники с очень широкими задачами, причём как в ИТ-сфере, так и вовне. Сейчас практически каждый системный администратор выполняет 4 основные роли:

  • организация и управление ИТ-инфраструктурой: настраивает, мониторит и обслуживает сети, системы, программно-аппаратные комплексы и рабочие места сотрудников, организует управление заявками внутренних (и внешних) бизнес-пользователей;
  • управление контуром информационной и физической безопасности: создание системы защиты коммерческой информации, защита от атак, обнаружение недобросовестных действий сотрудников, управление «железячной» частью безопасности — камерами, СКУД, трекерами, IoT;
  • обучение сотрудников работе с новым ПО, правилам безопасности, принципам использования личных устройств и т.д. — набор зависит от уровня и типа компании;
  • административная и финансовая работа: закупки и ведение рабочей документации, создание инструкций и мануалов, участие в тендерах (если нужно) и проч. рутина.

В эпоху ковида и постковида у системных администраторов появилась дополнительная важная функция: настройка удалённых рабочих мест, контроль безопасности и обеспечение необходимых доступов и эффективности работы удалённых рабочих мест сотрудников.

Таким образом, хороший системный администратор играет в компании одну из ключевых ролей, находится на переднем краю знаний и практики — потому что иначе не удастся ни работать без простоев, ни выстраивать системы безопасности в компании. 

▍Системные администраторы никому не нужны — всё в облаке




Самое большое заблуждение, которое можно встретить в современной бизнес-среде. Да, конечно, можно купить подписку на пакет облачных сервисов (например, у RUVDS) и спать спокойно, зная, что квалифицированные сисадмины хостинга (кстати, вот вам карьерный вектор) позаботятся о безотказности, устойчивости и своевременном обновлении. Если у вас совсем небольшая компания, вариант на пять с плюсом. Если же у вас серьёзные задачи ИТ-инфраструктуры, системный администратор понадобится для управления облачными услугами, конфигурациями и т.д. 

Дело в том, что облако всё чаще используется просто как удалённый сервер, а все остальные действия осуществляются на виртуальных машинах со стороны компании. В облака (а если сказать грамотно, на VDS) сейчас тащат всё: от десктопных CRM-систем до офисной телефонии и ГИС. Конечно, хостер не поставляет такие уникальные для каждой компании профили инфраструктуры, и должен быть человек, который соберёт весь этот зоопарк, заинтегрирует, синхронизирует и будет следить за отказами, безопасностью, скоростью, обновлениями. Справиться с этим может только опытный и грамотный системный администратор, буквально джедай автоматизации. 

▍Сисадмин никогда не сможет перейти в программирование


Здесь скорее стоит говорить, захочет ли. Часто встречаются ситуации, когда человек уходит в администрирование из программирования и сочетает свои «бывшие» навыки с новыми. Но и противоположных переходов немало. Системный администратор — это не человек, избегающий программирования, потому что кода в его работе вполне хватает: это конфигурационные файлы, групповые операции, многочисленные скрипты на Bash, Python, Power Shell. Не говоря уж о том, что некоторые сисадмины легко дадут фору программистам по владению системами счисления и регулярными выражениями. Эти навыки и практика помогают легко войти в мир программирования, если понадобится. И это я ещё не упоминаю безопасников и DevOps, для которых разработка — привычное дело.

Конечно, системному администратору в случае карьерного поворота придётся освоить паттерны, принципы ООП, библиотеки и всё, что сопутствует новому профилю и новому языку программирования, но для него это как правило гораздо проще, чем для других специальностей.

▍Сисадмины — бездельники




Так может показаться, если смотреть на их размеренный ритм работы со стороны. Здесь особо не хочется комментировать, но скажу одно: если у вас в компании всё работает, звонит, печатает, раздаёт, пингуется и у вас никто ничего не украл, системный администратор работает много и плотно. А так — работа каждого может выглядеть специфично, например, кто может гарантировать, что ваш копирайтер или переводчик стучит по клавишам и работает, а не чатится с друзьями, обсуждая пятницу или выходные? 

В моей практике были случаи, когда сисадмин действительно настраивал всё на свете и рубился в WoT c перерывом на тикеты сотрудников, но обе эти сказки были с плохим концом — ребята прокалывались и теряли работу. Проколы дорого обходились работодателю. Но это ни о чём не говорит: в любой профессии есть паршивые овцы. Плохим может быть даже анестезиолог или машинист поезда — от человеческого фактора никто не застрахован. Но в целом история про безделье, конечно, миф. 

▍Работать сисадмином — неперспективно


Пару лет назад мы писали о перспективах работы сисадмином большой развёрнутый пост. Времена изменились и показали, что мы были абсолютно правы: популярность набирают и DevOps, и DevSecOps, и управление гиперконвергентными системами, и организация удалённой работы и её секьюрности. Спрос на системных администраторов колеблется вместе с рынком, но остаётся стабильным и показывает рост заработка. В доказательство давайте возьмём старые цифры и сравним с актуальными.
Уровень специалиста Системный администратор
2 полугодие 2019 года
DevOps
2 полугодие 2019 года
Системный администратор
1 полугодие 2022 года
DevOps
1 полугодие 2022 года
стажёр (intern) 25 900 руб. н/д н/д н/д
младший (junior) 32 560 руб. 69 130 руб. 51 447 руб. 94 351 руб.
средний (middle) 58 822 руб. 112 756 руб. 77 876 руб. 178 045 руб.
старший (senior) 82 710 руб.  146 445 руб. 117 185 руб. 276 505 руб.
ведущий (lead) 86 507 руб. 197 561 руб. 140 258 руб.  346 772 руб.
Как видите, заработная плата меняется и со временем, и в зависимости от уровня специалиста, причём шаги на ранних этапах (при переходе от джуна к миддлу и от миддла к сеньору) более ощутимы и ценны, чем дальше — отчасти потому что именно на этих этапах специалист осваивает важные и нужные технологии, растёт как инженер, а дальше он уже растёт как управленец и менеджер.

▍А что там делать? Рабочая профессия!


Доля правды в этом мифе есть: системному администратору, особенно на начальных позициях или единственному в компании, приходится выполнять немало пыльной работы: таскать и катать оборудование, чистить, пылесосить, обжимать, тянуть, прибивать, штробить, проводить инвентаризацию. В отдельных случаях квалифицированный сисадмин может быть одновременно завхозом — такое встречается в небольших компаниях, образовательных учреждениях. Но это лишь малая часть обязанностей, связанная с управлением оборудованием и периферией.

В целом основная работа системного администратора требует глубоких технических знаний: админ должен знать всю сетевую инфраструктуру, архитектуру и топологию сетей, архитектуру аппаратных комплексов, модель OSI, принципы телефонии, основы информационной безопасности, защиты безопасности и криптографии, кучу нормативной документации, в отдельных случаях принципы ISO и многое-многое другое. Если погрузиться в эти темы, там достаточно физики, математики, алгоритмов, программирования, электрики и т.д. Это настоящая, вдумчивая инженерная работа — и чем дольше работает сисадмин, тем больше он погружается в сложные и специфические знания. Обучение на курсах системного администрирования — это самая верхушка айсберга, если погрузитесь и попробуете — удивитесь, насколько практика сложнее и разнообразнее обучения, даже самого продвинутого.

▍Сисадминам не нужно образование


Как и в любой «айтишечке», в системном администрировании есть самородки, которые миновали получение высшего образования и стали успешными специалистами и профессионалами. Но с высшим техническим образованием осваивать всё перечисленное пунктом выше гораздо легче и быстрее — знания идеально ложатся на хорошую базу. Специфического сисадминского образования до сих пор не существует (если я не отстал от паровоза), но есть масса факультетов классических университетов и политехнических вузов, после которых можно с уверенностью погружаться в профессию. После гуманитарных и естественно-научных факультетов не в пример сложнее освоиться в профессии — говорю об этом, потому что проверено на себе.

Ну и как бы это ни было спорно, грустно и местами прискорбно, во многих компаниях диплом является одним из обязательных требований к кандидату, даже если у него 10-15 лет опыта за плечами. Думаю, что в России эта ситуация окончательно изменится очень нескоро, так что минимум диплом классического технического суза должен быть.

И ещё о важном. Сейчас время ленивых установок и панелей — всё придумано за нас и достаточно нажимать кнопки интерфейса, чтобы разворачивать довольно сложные рабочие среды и системы. Это здорово расслабляет и айтишников, и пользователей. Так вот, если вы хотите быть в топе мира системного администрирования, нужно знать всё, что происходит за нажатием кнопки и как оно функционирует без лукавой графической оболочки. Если сможете постичь эту глубину, не будет проблем ни с ростом, ни с работой, ни с зарплатой. Такие профессионалы — большая редкость в общей массе, в общем-то, достойных специалистов.

▍Сисадмины мало зарабатывают


Миф только отчасти. Выше мы уже разобрали уровень зарплат в сфере системного администрирования, но если посмотреть более пристально, то зарплата сильно зависит от опыта, уровня знаний, стека технологий, уровня ответственности и от величины компании. В профессии сисадмина хорошо то, что карьерный путь зависит только от устремлений и вложений сил и времени самого человека — он может самостоятельно выбирать и стек, и сферу, и уровень задач, за которые он готов взяться. 

Если человек выбирает стать сисадмином, стоит заранее подумать о развитии карьеры, спланировать её и придерживаться плана. В начале работы на этой должности, будучи джуном или эникеем, действительно можно зарабатывать удивительно мало, но при желании и некоторых усилиях рост происходит довольно быстро: добраться до хорошего уровня можно за год-полтора. Единственный минус — сисадминам чаще других приходится менять компании ради карьерного и финансового роста, потому что нужны новые задачи и новые вызовы, а на старом уровне они могут и не появиться, можно буквально увязнуть в текущей конфигурации ИТ-инфраструктуры компании.

▍Сисадмины — большие интроверты




В каждой профессии встречаются люди с разными характерами: от бурных весельчаков до странных меланхоликов. Более того, человек может меняться под воздействием внешних факторов, событий личной жизни, благосостояния и даже интереса к работе. Любой стереотип о характере исходя из принадлежности к профессии — глупость. Сисадмины постоянно взаимодействуют в системе «человек — машина», поэтому нередко выглядят чуть более молчаливыми и задумчивыми, чем другие коллеги. Да и сосредоточенность на работе не располагает к болтовне.

Но с другой стороны системные администраторы (и все производные этой профессии) постоянно взаимодействуют с людьми: объясняются с руководством, консультируют и обучают пользователей, общаются с поставщиками программного обеспечения и железа, разъясняют, в чём состоят проблемы на рабочих местах и проч. Такой объём общения тяжеловат для интроверта. В целом, системное администрирование во всех своих проявлениях — не та профессия, в которой можно уткнуться носом в монитор и не сказать за рабочую неделю более 100 слов. 

▍Работа системного администратора не связана со стрессом


Это заблуждение встречается часто. Казалось бы, за что нервничать: ни тебе продаж, ни разработки с багами, ни управления персоналом и ответственности за людей. Однако, кто сталкивался с падением офисной телефонии, сборки на проде, или что хуже, с атаками на ИТ-инфраструктуру, так уже не думают. Системный администратор (DevOps, CIO и т.д.) призван отвечать за стабильность работы всего программного и аппаратного, именно они должны гарантировать отсутствие простоя персонала и 100% доступности всех сервисов, нужных для коммерческой деятельности. Любой простой, любая дыра в безопасности — это потеря времени и денег компанией, а это никому не нравится. И никто не постесняется среагировать на сбой и потрепать нервы админу. 

Чем сложнее ИТ-инфраструктура и чем более чувствительны к атакам данные и коммерческая информация, тем выше ответственность и сопутствующий стресс системного администратора. Собственно, поэтому выгорание, депрессия, склонность сменить работу или взять перерыв весьма знакомы сисадминам. Любите их, они так ценят благодарность, уважение и бережное отношение к своей работе!
Завершаю мифоборческий пост словами о том, что работу сисадмина трудно переоценить, о том, как они нужны, важны и т.д. Но это точно не то что нужно этим ребятам. Мы как никто знаем, сколько на них держится и какой он, часто совершенно невидимый труд. Поэтому мы желаем сисадминам внятных тикетов, стабильной инфраструктуры, адекватных и умеющих слушать и запоминать пользователей, изящных решений и интересных задач. Пусть всё будет 200 ОК. И да, если вы читаете это и у вас в компании есть системные администраторы, отложите чтение Хабра, закажите пиццу, найдите тёплые и искренние слова — им будет приятно ;)

Комментарии (12)


  1. BorisovEL
    29.07.2022 07:11
    +23

    Про мифы спорить не буду, хотя почти со всеми не согласен. Но мнение есть мнение...

    Hidden text

    C праздником коллеги !


  1. wnder
    29.07.2022 07:37
    +8

    Давным давно работал сисадмином-джуном на заводе, ну и у нас в штате были само собой и сменные инженеры.

    Многие ругались, что они пинают балду, ничего не делают, вообще приходят спать на работу ночью, а днем дома отдыхают... И вообще что за работа - пришел вечером, в журнале расписался, поспал и домой утром.

    Поработав с ними в смену - мы внедряли новое ПО и надо было смотреть за его работой 24/7 первое время - я ощутил тот самый дух...

    В случае любого косяка, любого звоночка алерта (боги боги, там была релейно-контактная система с звоночками) они подрывались и быстро анализировали проблему (от "срочно, погнали" до "херня, датчик сбоит, попроси михалыча отюстировать"), при этом персонал в диспетчерской поглядывал на самописцы и подкидывал через систему оповещения еще информации в цех (что-то вроде "всему оперативному персоналу - аварийный сигнал на контроллере пятой секции"), а начальник смены так вообще в случае аварии ночью в цеху за полсекунды переходил от состояния сонного дядьки, до инженера со стажем.

    А мы... А что мы. Мы смотрели на людей, многие из которых делают свою работу еще со времён Союза и учились. :)


  1. iig
    29.07.2022 08:17
    +8

    Самый главные мифы забыли. Свитер с оленями, борода, каморка в серверной, пиво в кондиционере.


    1. XogN
      29.07.2022 16:01
      +4

      Свитера с оленями у меня нет, но есть джемпер с пингвином.

      С праздником, коллеги!


  1. sYB-Tyumen
    29.07.2022 08:30
    +4

    Сисадмины — большие интроверты

    Это, скорее от того, что многие сисадмины просят написать, что именно идёт не так. А люди очень любят пизговорить, и не любят писать. Однако же, при написании, мысли приходится формулировать и часто получается вполне годное описание проблемы, а не поток сознания.

    Работа системного администратора не связана со стрессом

    Подержите мои патч-корды. Когда СХД вдруг работает на одном контроллере из двух, а лица, принимающие решения, решили из экономии не покупать на неё поддержку (и ничего не сообщать об этом админу СХД). Полсотни информационных систем и несколько тысяч пользователей работают спокойно, а у пары человек прибавляется седины, пока не будет выполнена успешная замена контроллера...


    1. Sergey-S-Kovalev
      29.07.2022 10:29
      +1

      Выглядит так, как будто вы переживаете за чужие решения, как за свои личные проблемы. Там кто то наверху принял решения и риски. Вы внизу просто делайте свою работу.

      Ну упадет по отказу и второго контроллера, пока шли выделения бюджетов и бесконечная поставка. Вы к тому времени уже все должны смигрировать и бэкапнуть если есть куда, перепроверить DRP, ознакомить всех причастных с существующим рисками и последствиями.

      Если бизнес так решил, значит так нужно. А для вас это просто работа.


      1. sYB-Tyumen
        29.07.2022 11:08
        +2

        "Это просто работа" приходит с опытом. Как и привычка отключаться от рабочих проблем дома.

        Любить свою работу обычно приятно и полезно, но иногда несколько мешает...


  1. Lirix_vladimir
    29.07.2022 15:28
    +1

    Но с другой стороны системные администраторы (и все производные этой
    профессии) постоянно взаимодействуют с людьми: объясняются с
    руководством, консультируют и обучают пользователей, общаются с
    поставщиками программного обеспечения и железа, разъясняют, в чём
    состоят проблемы на рабочих местах и проч. Такой объём общения тяжеловат
    для интроверта.

    Такое правда тяжело. Это самое сложное в моей работе. Приходится превозмогать себя ради результата.


  1. ovn83
    29.07.2022 16:28
    +3

    Самое нелепое, видел вакансию, где от сисадмина требовались навыки управления мостовым краном. В начале рабочей карьеры работал сись админом, 100 машин на двоих, при этом числился программистом и занимался разработкой железа. Руководство к сис. администрированию относилось, как к внекласным занятиям, считало, что отдельная должность не нужна.


  1. Bagbagavk
    29.07.2022 20:26
    +1

    Всех с праздником коллеги! Уверенного линка и логов без ошибок, господа)


  1. Sergeydmitriev11
    29.07.2022 22:34
    +2

    Сисадмины — бездельники

    Мышление большинства людей, не углубляющихся в суть этой профессии. Настолько стереотипно, что может сойти за правду


    1. ArtHome
      31.07.2022 08:09

      Ну есть профессии, про которые безо всякого углубления понятно, что не бездельники