Том Перски основал компанию по продаже и восстановлению дискет floppydisk.com. Компания и сейчас занимается переносом данных с дискет и продаёт людям по всему миру бывшие в употреблении и повреждённые дискеты. На ее складе хранится около полумиллиона дискет, а самые крупные клиенты, не поверите, не хоббисты! — а промышленные гиганты, использующие диски в своей основной деятельности. Устаревшие дискеты пользуются бóльшим спросом, чем вы думаете.
Что происходит сейчас в дискетной индустрии и как вообще вести подобный бизнес в 2020-х — в интервью Тома Перски для eyeondesign.aiga.org.
Том, почему вы сосредоточились на дискетах, а не других носителях?
Я с самого начала решил работать только с дискетами, но не с CD. В конце концов мы работали и с CD, но я сказал: «Только не с DVD». Прошла пара лет, и я начал копировать DVD. Как вы уже поняли, я не могу похвастаться пророческим даром. Я лишь даю своим заказчикам то, что они просят. Когда люди спрашивают: «Почему ты сегодня занимаешься дискетами?», я отвечаю: «Потому что забыл выйти из этого бизнеса». Весь мир смотрел в будущее и понял, что это умирающая отрасль. Но я уже вложился в оборудование и складские запасы и решил сохранить свой бизнес. Я застрял в нем и не пытался расти. Со временем число пользователей дискет снизилось, но количество поставщиков упало ещё быстрее. Если вы посмотрите на эти две тенденции, то увидите растущий рынок для последнего человека в этом бизнесе, и этот человек — я.
Сколько у вас сейчас дискет на складе?
Не так много, как хотелось бы, — около полумиллиона. У нас есть дискеты всех типов: трёх-, пяти- и восьмидюймовые, а также некоторые редкие типы. Естественным образом мы пришли к услуге утилизации дискет. Люди могут не выбрасывать старые дискеты, а прислать их нам на восстановление. Нам ежедневно присылают впечатляющие объёмы носителей, иногда до тысячи штук.
Откуда вам присылают дискеты? Со всего мира?
Ну, я не поощряю международные отправления. Когда серьёзно занимаешься восстановлением, то не хочешь связываться с авиадоставкой. К тому же это слишком дорого. Мы не оплачиваем почтовые расходы, а предлагаем так называемую разумную компенсацию за доставку. Если вы найдете самый дешёвый из доступных вам способов доставки, то мы его компенсируем. Из тысячи поступающих нам за день дискет 100 могут быть совершенно новыми, а 900 — с наклеенными этикетками. Посылки приходят постоянно, у нас праздник каждый день.
Как вообще возник ваш бизнес?
Я начал карьеру юристом по налоговому праву. Моим клиентом стала компания-разработчик ПО с очень нестандартными налоговыми расчётами. Тогда, в начале 90-х, я стал ее частью. Я не разбирался в написании программ, но у меня был хороший опыт в налогообложении. Идея была в том, чтобы использовать мои знания для разработки качественного ПО для специалистов по налогам.
Я занимался этим около десяти лет. За это время мы создали пару приложений. В 1990-х программы продавали на пяти- или трёхдюймовых дискетах. Однажды мы заключили гигантскую сделку с компанией, которой потребовалось скопировать сотни тысяч дисков, и наняли для этого подрядчика. Получилось дорого и долго. Да ещё и качество оказалось не таким, как мы ожидали. В следующий раз мы решили копировать данные сами и запаслись оборудованием, которое позволяло нам распространять наши продукты без посредников.
Как ваша компания перешла от разработки ПО к дупликации носителей?
Мы специализировались на налогах и зависели от графика заполнения налоговой отчётности, поэтому использовали своё оборудование для дупликации раз в квартал. То есть 89 дней подряд оно простаивало, а затем в один день мы могли скопировать тысячи и тысячи дискет. Однажды я задумался о неэффективном использовании оборудования и предложил брать сторонние заказы на дупликацию. Сначала я тратил на это час в день, потом два, четыре, и, наконец, нанял для этого отдельного человека. Я ещё этого не осознавал, но у меня был бизнес по дупликации ПО, который работал параллельно с разработкой ПО. Потом он выделился, и в результате я пришёл к созданию floppydisk.com. Сейчас у нас три сотрудника, и мы продолжаем копировать CD и DVD, но основная выручка приходится на продажу новых дискет.
Какие типы дискет больше всего востребованы? И какие самые ценные?
Самые популярные — трёхдюймовые, объёмом 1,44 Мб. А самые ценные, пожалуй, объёмом 720 Кб с двойной плотностью записи. Конечно, есть ещё специализированные восьмидюймовые дискеты, на которые очень низкий спрос, и у нас их маленький запас. Их совершенно нечем заменить. То же самое верно и для пятидюймовых дискет с четырёхкратной плотностью записи.
Вы упомянули, что количество поставщиков дискет катастрофически упало. Разве ещё остались производители?
В последний раз я покупал у производителя лет 10–12 назад. Тогда я решил взять пару миллионов дискет, и мы до сих пор живём на этом запасе. Иногда очень везёт. Примерно два года назад мне позвонил один человек: «У моего деда в гараже лежит весь этот дискетный хлам, и я хочу от него избавиться. Заберёте?» Конечно, я захотел забрать. Мы сторговались на честной цене. Тот человек освободил гараж и подзаработал, а я заключил хорошую сделку и приобрёл около 50 000 дискет. Иногда какая-нибудь компания чистит склад и находит паллеты с дискетами. На моем сайте люди узнают, что я выкупаю такие находки, и связываются со мной. Это постоянный поток. Предполагаю, что останусь в этом бизнесе ещё минимум четыре года.
То есть запасы дискет конечны, в этом проблема?
Однажды у меня заказали из Нидерландов полмиллиона дискет, и пришлось ответить, что у меня столько нет. К тому же у меня есть клиенты, которым я много лет поставлял дискеты и предоставлял услугу утилизации. Они помогли мне поднять бизнес, оплатить ипотеку и зарплату наёмным сотрудникам. Я хочу и дальше работать для них, поэтому распродажа склада — не лучшая идея. С другой стороны, я не знаю стоимости своих запасов. Десять лет назад я купил дискеты по 12 центов за штуку. Но сколько они стоят сегодня? За прошедшее десятилетие цена поднялась с десяти центов до доллара за дискету, и сегодня можно продавать 720-килобайтные с двойной плотностью за два доллара. Я не знаю, что будет с рынком. Очень сложно вести бизнес, когда не ясна цена твоего товара.
Кто сегодня ваши основные покупатели?
Мне легче всего продавать увлечённым людям, покупающим по 10, 20 или даже 50 дискет. Однако мои крупнейшие покупатели, приносящие больше всего денег, — это промышленные пользователи. Они используют дискеты для ввода и вывода информации из машин. Представьте, что сейчас 1990 год и вы создаёте какую-то промышленную установку. Вы проектируете её жизненный цикл в 50 лет и хотите применить лучшие доступные технологии. В то время это были трёхдюймовые дискеты. Возьмём, к примеру, авиаперевозки. Примерно половина самолётов в мире сегодня старше 20 лет, и в них всё ещё используются дискеты для работы с авионикой. Это огромный рынок. А ведь есть ещё медицинское оборудование, которому нужны дискеты для загрузки и вывода информации. Но больше всего покупают представители бизнеса по вышиванию. Сегодня эксплуатируются тысячи автоматических станков, использующих дискеты. В некоторых промышленных компаниях всё ещё в ходу цифровые фотокамеры Sony Mavica. Подавляющее большинство моих продаж приходится на промышленных заказчиков, но хоббисты тоже составляют заметную долю.
Интересно, раз дискеты всё ещё востребованы в промышленности, так почему же их перестали производить?
Люди думают о производстве дискет так же, как о CD и DVD: чтобы их произвести, нужно закинуть пластмассу с одного конца большой машины, а с другого получишь готовые диски. С дискетами всё намного сложнее. В них штук девять уникальных компонентов: пластмассовый корпус, магнитный диск, шторка, пружина и т. д. Возможно, вы сможете произвести восемь из них, но для завершения продукта нужны все детали. Чтобы воссоздать всю производственную линию, потребуются невероятные усилия. Раньше это делали, но сейчас спроса нет. Со временем все станки, все самолёты, использующие дискеты, будут заменены. Зачем тратить $25 млн на запуск фабрики по производству магнитных дисков, которые никто не делал 25 лет? Сейчас люди живут на запасах 5-10 летней давности. Дискеты были узкоспециализированной технологией с очень сложным производственным процессом. По сравнению с ними CD — просто хлам.
Вы очень хорошо отзываетесь о дискетах. Возникла ли у вас за прошедшие годы привязанность к этому носителю? Что для вас значат дискеты?
Для меня дискеты — высокоточный, технологичный, стабильный, довольно устойчивый ко взлому способ иметь маленький объём данных там, где вам нужно. Я вырос во времена Флоппинет, и тогда дискеты были средством обмена информацией. В них чувствуется красота и элегантность. Я понимаю, насколько они сложны и каким элегантным решением были когда-то. У меня есть друзья, коллекционирующие часы. Красота тонко сделанных часов — это то, что хочется созерцать. Пусть они и менее надёжны, чем часы за $19, однако это произведение искусства. Только представьте, сколько сил было в них вложено. То же самое можно сказать и о дискетах.
Используете ли вы дискеты в своей повседневной жизни, вне офиса?
Нет, но иногда я беру их домой для переноса информации. Люди находят их у себя в ящиках, больше не могут ими воспользоваться, но хотят снова увидеть хранящиеся на дискетах старые контакты, дипломные работы или фотографии. Кто-нибудь может прислать нам пяток дискет со снимками Kodak, и мы их извлекаем. Если не успеваем, то иногда я пересылаю данные из дома, пока смотрю футбольный матч. Вы не поверите, какие письма нам шлют в ответ. Люди снова могут посмотреть фотографии последних лет своей бабушки или снимки своих маленьких детей. Мы рады вернуть им всё это. Мы не занимаемся благотворительностью, но приятно знать, что мы даем людям что-то действительно важное для них.
Сегодня вырос интерес к ретроносителям. Как это отражается на вашем бизнесе? К примеру, не растёт ли количество тех, кто обращается к вам за утилизацией?
Ну, обычно люди покупают дискеты для творческих проектов, а не для распространения приложений. Время от времени со мной связываются игровые компании, которые хотят перевыпустить старые игры, но я считаю, что чаще всего это делают из любви к искусству или ради рекламы. Дискеты нередко используют в качестве бейджей на конференциях, для этого у нас их много купили, особенно уже не поддающиеся восстановлению. Отбраковка достигает около 30%, поэтому у нас всегда есть товар, непригодный для прямого использования. Какую-то часть этих дискет ещё можно отформатировать, но нас не устраивает их качество и надёжность.
Можете что-нибудь рассказать о разнице в качестве определённых дискет? Какой тип лучше восстанавливается, а какой хуже?
Сначала производственный процесс дискет был далёк от совершенства. Позднее, когда уже произвели миллиарды штук, процесс полностью отладили. Но на закате производства качество снова ухудшилось. Я считаю, что наилучшие диски производили с 1985 по 2000 годы. Если они хранились при правильной температуре, то их качество не пострадало. А половина из купленных мной дискет, изготовленных в Китае за последние пару лет, оказались плохими. Говоря о производственном процессе, который близится к концу своего жизненного цикла, нужно помнить, что тестирующее оборудование изношено и требует настройки. Можно кого-нибудь нанять для исправления, но что-то ремонтировать или менять никто не станет. Даже если производитель потеряет 30% продукции, будет довольствоваться оставшимися 70%. Когда эпоха дискет завершалась, качество их так упало, что их даже перестали тестировать. Просто пытались форматировать, а если не получалось — брак. Производители стали гнать как можно больше продукции, чтобы израсходовать запасы сырья. Думаю, они просто хотели поскорее закончить с этим.
Как вы проверяете, пригоден ли ещё ваш товар к использованию?
Достав дискету, мы её копируем и сравниваем обе копии, прежде чем отправлять покупателю. Если у нас она работает, то она будет работать и дальше. К слову, даже в лучшие времена не редкостью было 0,5% сбоев. На упаковку из 50 дискет в середине 1990-х с высокой вероятностью можно было получить 1-2 сбоя, и это считалось нормальным.
Не было ли у вас соблазна переключиться на продажу других товаров?
Нет. Мне 72 года, я был юристом по налогам, разработчиком ПО и копировальщиком CD и DVD. Кому-то нравятся судоку, кто-то любит кроссворды. А я люблю вставать по утрам, отвечать на вопросы людей и стараться решить их проблемы. Для меня мой бизнес — маленькое ежедневное приключение.
Как вы считаете, у дискет есть будущее?
Я бы сказал: «Да», но не представляю такого же возрождения, как у винила. Людям нравится идея пластинок, и они будут существовать ещё долго как нишевый или крутой товар. А дискеты будут экзотикой вроде автомобильных штыревых антенн и пишущих машинок. Превратятся в коллекционную диковинку. Представьте, как сегодня трудно производить пишущие машинки. Некоторые американские писатели утверждают, что могут печатать только на них. Эти устройства связаны с их творческим гением. Думаю, дискеты станут чем-то подобным. Их невозможно заменить. Есть такой анекдот: трёхлетняя девочка приходит к отцу с дискетой в руке и говорит: «Папа, смотри, кто-то напечатал на 3D-принтере иконку сохранения». Дискеты навсегда останутся иконкой.
ernestocruz
только что читал и вот опять:
https://habr.com/ru/company/selectel/blog/684088/
JetHabr Автор
Герой в оригинале очень уж аутентичен.