Александр Ефремов
Старший дизайнер ГК Юзтех
В работе дизайнера есть вещи, о которых мы узнаём намного позже, с опытом. И этим опытом я бы хотел поделиться с теми, кто сейчас только начинает свой путь (удачи вам, ребят).
Сам я начинал с маленьких сайтов в фотошопе и за свои 5+ лет успел позаниматься как «фестивальными» сайтами в студии, так и продуктовыми решениями в крупных компаниях. Сейчас работаю в финтех сфере, веду телеграм-канал о дизайне, выступаю с митапами (тут один из них).
Нужно знать, что ты делаешь
Мы, как дизайнеры, стараемся решать задачи. Но порой тимлиды или заказчики не знают, как правильно составить ТЗ или поставить задачу. Хорошо, когда в команде описан процесс постановки задач, но его может и не быть.
Самый действенный и эффективный способ решить задачу — понять что и для чего ты делаешь.
Приведу живой пример:
Буквально на днях меня позвали на созвон по одной фиче и попросили её доработать. Во время созвона звучали фразы «надо разделить всё на табы» или «а может быть сделаем фильтрацию», но когда я уточнил в чём, собственно, заключается задача, мне дали нормальную вводную.
«На странице очень много данных. Пагинация работает, но нет возможности эти данные как-то фильтровать. Фильтрация не решит проблему на 100%, поэтому нужно придумать что-то ещё».
Этим «ещё» было предложение расположить форму поиска без вывода данных изначально. Решение оказалось не тем, что изначально видела команда, но самым лучшим.
Показываю интерфейс на разных этапах решения задачи:
Но как понять, что ты делаешь и для чего? Для этого нужно не бояться задавать вопросы. Из этого следующий раздел.
Задавай вопросы. Всегда
Не бойся показаться глупым или незнающим. Твои вопросы открывают коммуникацию и погружают других людей в задачи, которые нужно решить.
По мере твоего развития вопросов будет только больше. Тебе нужно понимать продукт/задачу и часто решение можно найти в ответах других людей.
Пример:
Ко мне обратился коллега с простой задачей «Нужно сгруппировать справочники данных по клиентам в несколько категорий, чтобы между ними было легко переходить». Я решил узнать, зачем нужна группировка и выяснил, что справочников существует более 40 штук. Далее я уточнил, как много групп получится. После чего спросил, почему было принято именно решение о группировке, так как это не лучший с виду вариант. Мне рассказали про ограничения системы и какие варианты уже были испробованы. В итоге я получил более полную картину и нашёл более удобное решение, чем группировка (отображал список и из списка переходил в справочник).
Изменение интерфейса работы со справочниками:
Хорошо, ты знаешь, как задавать вопросы, понимать задачу и быть в курсе требований, но это далеко не всё.
Изучи работы конкурентов и предыдущий опыт дизайнеров
Во время реализации любой задачи хочется сделать что-то совершенно новое, оригинальное, не похожее ни на что. К сожалению (или, к счастью), очень много решений придумано, стандартизировано и зашито в дизайн-паттерны.
Дизайн-паттерны и решения конкурентов стоит изучить прежде чем делать задачу.
Я тратил очень много времени, чтобы изобрести велосипед, после чего приходил к своему лиду, показывал и узнавал, что так уже сделано у кого-то. Мог сэкономить пару дней времени.
Не бойся заимствовать и копировать (тут можно рекомендовать книгу «Кради как художник»). Всё в нашем мире откуда-то взято и пропущено через призму собственного видения. Просто не копируй точь-в-точь. Как пример, ты можешь провести аналогии с продуктом из другой сферы и почерпнуть хорошие решения у них, а не у прямых конкурентов.
Анализ «фич» конкурентов. Из него получилось моё приложение:
Если проект не «с нуля» — изучи предыдущие реализованные решения дизайнеров. Если они приняты и прошли долгие согласования, то подходят для решения.
Выдавай результат малыми порциями и не забудь его презентовать
Я сейчас не говорю о презентации в Power Point и результате в виде одного экрана. Когда тебе дают задачу на проработку нескольких экранов пути пользователя, сохраняй промежуточные этапы.
Не нужно показывать все 100 вариантов решений, но если у тебя были какие-то кардинально другие представления — отобрази их на промежуточных вариантах макетов. Достаточно показать 2–3 отличающихся варианта и сообщить своё финальное видение. Помни, что даже при расположении простейших элементов всегда есть множество вариантов компоновки.
Такой подход уменьшит время принятия задачи и больше погрузит команду в ваш процесс решения.
В моей практике я не раз сталкивался с вопросами команды в стиле «а если эту кнопку разместить слева?» или «а может быть сделаем карточки выше, а иконку уберём в другой угол?».
Такие вопросы являются вкусовщиной и не всегда уместны, но часто мне приходилось перебирать разные варианты, прежде чем мы согласовывали начальное решение.
Потом я стал собирать презентации и включал в них варианты, которые я начал, но они не пошли дальше по какой-то причине. Это было наглядно и ни у кого не оставалось вопросов.
Презентация разных вариантов решений:
Какие идеи были отброшены? Почему? Что пришло им на смену?
Финальной частью такой презентации является резюмирование.
Резюмируй это
В моём опыте есть несколько историй о том, как мы с командой собрались, что-то целый час или два обсуждали и разошлись, потому что было время обеда.
Мы пришли к каким-то решениям, но каждый понял их по-своему. И в следующий раз, когда мы встретились, я представил версию своего видения, а у членов команды было другое. В итоге пришлось делать заново.
Для того чтобы такого не случилось, просто резюмируй встречу. Сообщи что-то в стиле:
Команда, мы договорились, что разместим на экране поиска клиента форму. В форме будут поля N. Помимо формы мы разместим фильтрацию. Фильтровать будем по возрасту и доходу. Эту задачу я успею сделать к времени M, и мы продолжим её обсуждение. Дополнительно я позову Марину, так как она знает какие ещё фильтрации мы можем добавить. Всё верно?
Таким образом, в конце любой встречи ты будешь «на одной волне» с командой или заказчиком.
Запроси обратную связь
Когда всё выполнено хорошо (ну или плохо) — запроси обратную связь. Это даст понимание того, что можно улучшить в твоём рабочем процессе.
Также можно запрашивать обратную связь на промежуточном этапе, чтобы понять, куда ты движешься и насколько хорош твой результат.
При написании этой небольшой статьи я обратился за обратной связью к редактору, нескольким дизайнерам и менеджерам. Не уверен, что первоначальная версия тебе бы понравилась :)
Обратная связь не всегда может быть качественной. Самый избитый пример плохого фидбека «Что-то не очень». С таким невозможно работать, поэтому задавай наводящие вопросы и проси развёрнутый ответ.
Не забудь зафиксировать обратную связь, особенно на промежуточном этапе. Не бойся уточнить, правильно ли ты понимаешь слова человека.
Помни, что вся обратная связь является субъективным мнением. Она не на 100% верна и является истиной в последней инстанции. Чтобы не опираться на мнение одного человека — запроси обратную связь у нескольких людей.
И ещё пара советов в отрыве от проекта и непосредственной работы.
Найди ментора
Наверное, это самый лучший совет, и он подходит не только джунам. Что даст тебе ментор? Путь развития, свой опыт, совет или поддержку в трудную минуту. Главное найти подходящего по духу и опыту человека.
Лично мне ментор помог понять, как выстроить дизайн процесс на новом проекте. Также я консультировался о том, как внедрять дизайн-практики и развивать дизайн команду.
Где найти ментора?
На твоей текущей работе;
Загуглить бесплатные сервисы менторства (Например: Adplist);
Найти ментора через дизайн-комьюнити (Например: DesignSpot).
Вступи в комьюнити
Если ментор больше поможет с софт скиллами, то комьюнити поможет прокачать ваши хард скиллы, даст обратную связь по решению (причём будет беспристрастным) или просто поделится своим опытом.
Заключение
Наверное, это самые основные советы, которых мне не хватало, будучи джуном.
Ещё раз хочу пожелать вам удачи в начале вашей дизайн карьеры. Оставайтесь голодными, но не глупыми ;)
Комментарии (6)
MentalBlood
12.12.2022 12:50Не бойся показаться глупым или незнающим
Бойся им быть. Поэтому всегда сначала подумай, погугли, и может быть вопрос сам собой отпадет
AlexEfremo
12.12.2022 13:01Простые темы да, но бизнес логику тебе гугл не подскажет (подскажет документация, согласен)
Kwisatz
13.12.2022 03:01+1На первому скрину:
первом скрине очень сильно мешает кошмарно яркий фиолетовый цвет, его бы успокоить. Серьезно, отодвиньтесь от монитора на метр и посмотрите, кроме кнопки не видно ничего вообще.
Смотрю на самую правую форму, в заголовке выберите документ... и тут же в фильтре первой стоит фамилия, меня это прям с толку сбило
абсолютно не вижу оснований делать это дело карточкой, свернуть в таблицу, фильтры вынести нод заголовками столбцов, сначала идет документ потом на кого
По второму скрину:
решение с надписью dev сверху мне нравится, но еще лучше цвет верхней панели менять если окружения разные
поиск должен быть в левой части, чтобы находясь в любом разделе можно было найти любой пункт меню. Ну и раз зашла речь: искать надо с начала любого слова.
Остальные нечитаемые
saipr
Всё хорошо, кроме практически нечитаемых скриншотов, особенно там, где речь идёт об анализе конкурентов.
AlexEfremo
Я предположил что контент не так важен как контекст, но спасибо. Учту в следующей статье)
saipr
Не скажите...