Каждый спикер хочет, чтобы его выступление было полезным и захватывающим. В то же время на многих конференциях есть скучные доклады, которые тяжело дослушать до конца. Почему так получается? Секрет в том, что за интересным выступлением всегда стоит подготовка, и начинается она с выбора темы.

Под катом рассказываем, как найти увлекательную тему для технического доклада или экспертной статьи. Материалы будут полезны не только начинающим спикерам, но и опытным разработчикам, специалистам DevRel, Tech PR, а также всем, кто развивает личный бренд или бренд компании-работодателя.


Привет, Хабр! Меня зовут Екатерина Войнова, я работаю в PR-отделе МойОфис и отвечаю за продвижение компании как привлекательного работодателя во внешних источниках. Уже много лет я регулярно взаимодействую со спикерами, в том числе с техническими специалистами. И могу сказать, что даже у самых опытных из них периодически возникают сложности с поиском темы выступления. Ниже я поделюсь практическими способами решения такой проблемы, которые за 15 лет моей работы в ИТ зарекомендовали себя лучше всего.

Взгляд организаторов

Публичные выступления могут дать много возможностей — почему бы их не использовать? Во-первых, выступая, вы делаете вклад в развитие индустрии и приносите пользу коммьюнити. Во-вторых, при подготовке вы «калибруете» свой опыт и можете оценить, какие hard и soft skills стоит прокачивать дальше. В-третьих, показываете, что вы эксперт, и тем самым повышаете свою ценность на рынке труда.

При всех преимуществах публичных выступлений многие крутые специалисты не хотят выступать. По разным причинам: кому-то кажется, что его знаний недостаточно («Я знаю, что ничего не знаю…»), кто-то не представляет, о чем лучше сделать доклад. Это первая проблема, с которой сталкиваются организаторы ИТ-конференций при поиске спикеров. Как правило, оргкомитет может подсказать возможные направления, которые интересны аудитории.

Олег Бунин

Генеральный директор конференции Онтико

Понять, насколько интересна и актуальна тема доклада, можно, например, обсудив ее с ИТ-сообществом. Поэтому мы перед каждой конференцией Онтико проводим встречи Программного комитета с потенциальными докладчиками. На таких встречах разработчики в неформальной обстановке обсуждают темы, задают уточняющие вопросы, получают обратную связь — и, как правило, возвращаются с пониманием того, насколько та или иная тема сейчас интересна и в каком направлении ее полезней всего раскрывать. Каждой такой встрече предшествует исследование — Программный комитет и команда Онтико проводят исследование информационного поля в отрасли. Такой анализ и прямой диалог с разработчиками позволяют собирать по-настоящему интересную программу. (@olegbunin)

Вторая проблема — в подаче докладов, когда тема как бы «сама по себе». Поэтому организаторы ищут прежде всего тех, кто ориентируется на слушателей и старается увлечь их темой. Идеальный спикер ИТ-конференции — это сотрудник компании с современным стеком технологий, который уже выступал хотя бы на небольших митапах, умеет общаться с аудиторией и следит за трендами в своей области. Согласитесь, в этом описании нет ничего заоблачного, для публичных выступлений необязательно быть медийной личностью или первооткрывателем. Аудитория конференции прежде всего ждет интересный доклад с наблюдениями на острую тему, хорошо структурированную информацию с правильными акцентами.

Пять способов выбрать тему

Анализируя свой опыт в подготовке спикеров и написании текстов, приведу наиболее действенные способы — любой из них будет эффективен.

Способ 1: тема на стыке трех шагов

Сформулируйте цель выступления одним предложением. Она должна отвечать на вопрос «Зачем мне участвовать в роли спикера?» Цель сужает круг тем и задает направление. Сравните: вы выступаете, чтобы привлечь новых сотрудников в команду, или готовите доклад, чтобы самому найти новую работу после конференции. Какие темы возьмете в каждом из случаев? Они точно будут различаться.

Сформулируйте ключевую идею. Это еще не тема, это суть спича. Ключевая идея отвечает на вопрос «Что в докладе самое главное?» и тоже умещается в одно предложение. Например, «благодаря процессу Х DevOps в нашей команде экономят до 10 рабочих часов в месяц».

Погрузитесь в контекст. Ответьте себе на два вопроса: «Кто будет меня слушать? Какую проблему хотят решить эти люди?» Очень полезно заранее понять, о чем мероприятие и какой уровень у аудитории. Этой информации часто уже достаточно, чтобы определить подходящий круг тем. Если анонсов и подробностей пока нет — посмотрите программы прошлых лет и записи выступлений.

После предыдущих пунктов сформулировать тему будет легко. Покажите варианты коллегам и попросите прокомментировать — скорее всего, вам подскажут что-то полезное.

Выступление Андрея Колесникова, руководителя инженерного отдела МойОфис, на linkmeetup 2022. Тема: «Импортозамещение почтового сервера» (ссылку на видеозапись см. в конце статьи)
Выступление Андрея Колесникова, руководителя инженерного отдела МойОфис, на linkmeetup 2022. Тема: «Импортозамещение почтового сервера» (ссылку на видеозапись см. в конце статьи)

Способ 2: 15 наводящих вопросов

  1. Как я начал профессиональный путь?

  2. Почему мне нравится моя работа?

  3. В каких темах я недавно разобрался? В чем хочу разобраться?

  4. Какие обсуждения, книги, подкасты больше всего мне запомнились?

  5. Чем увлечены специалисты в моей сфере?

  6. Какие ошибки они совершают?

  7. С какими проблемами ко мне чаще всего обращаются коллеги?

  8. Какая самая сложная проблема в моей сфере?

  9. Что значит «добиться успеха» в моей работе?

  10. Какие soft skills помогают мне быть успешнее?

  11. Какие инструменты я использую в работе?

  12. Что изменилось в моей сфере за последние 3 года?

  13. С какими задачами я работал в последнем квартале?

  14. Что у меня долго не получалось? Какие ошибки я совершил?

  15. Какие процессы или практики я усовершенствовал?

Отфильтруйте ответы. Получившийся список можно разделить на три группы: «темы, которые подходят для конкретной конференции», «темы, которые можно взять в дальнейшем» и то, что вы пока использовать не будете.

Из первой группы выберите самые интересные тезисы. Среди них — тема вашего будущего выступления.

Способ 3: найти драму

Люди сопереживают эмоциям — и наибольший отклик у каждого из нас вызывают разные жизненные неприятности.

Подумайте, что можно назвать драмой в вашей профессиональной сфере? Чтобы было легче, представьте себя героем телешоу. О чем будете рассказывать? Например, главная драма онлайн-совещаний — то, что они часто проходят неэффективно и отнимают кучу времени. Можно начать так: «календари коллег постоянно забиты, а вместо работы я сижу на встречах, которые могут пройти без меня».

Теперь переведите эмоции в конструктив. Что привело к проблеме? В каком контексте всё произошло? Что случилось в результате? Какие шаги вы предприняли, чего добились, какие советы можете дать слушателям? И вот перед вами не только тема, но и готовый черновик.

Выступление Романа Животягина, руководителя группы разработки в МойОфис, на митапе компании в Калининграде. Тема: «Frontend почты на миллион пользователей» (ссылку на видеозапись см. в конце статьи). Слева от спикера — Антон Герасимов, руководитель департамента разработки в МойОфис
Выступление Романа Животягина, руководителя группы разработки в МойОфис, на митапе компании в Калининграде. Тема: «Frontend почты на миллион пользователей» (ссылку на видеозапись см. в конце статьи). Слева от спикера — Антон Герасимов, руководитель департамента разработки в МойОфис

Способ 4: найти формат

Опирайтесь на формат. Мы привыкли идти от сути к форме — а что, если сделать наоборот? Начните с выбора формата: возможно, именно это подтолкнет вас к интересной теме.

Ваш доклад может содержать, например, подборку или обзор чего-либо. А еще можно пошагово разобрать те или иные сложности. Вы можете предстать разрушителем мифов и стереотипов или же поделиться результатами исследований и/или цифрами, о которых мало кто знает. Уверена, зрителям будет очень интересно узнать как про уникальный опыт и допущения, так и про результаты закрытого эксперимента.

Примерьте к выбранной теме разные форматы. Это поможет сделать доклад еще более увлекательным. Например, приоритизацию задач у ИТ-команды можно представить как эксперимент («Пробуем два кардинально разных подхода за два квартала»), пошаговый разбор сложностей («Что мешает правильно приоритизировать задачи») или разрушение мифов («Многозадачность — это миф. Как эффективно приоритизировать задачи«).

Способ 5: тестирование идей

Записывайте все идеи, которые приходят в голову в течение дня. Даже самые бредовые! Через пару недель вернитесь к списку и посмотрите, какие из них по-прежнему кажутся интересными. Возможно, таких будет всего 2-3 из 15, но этого уже достаточно.

Выберите одну тему и поищите, что уже есть в интернете. Если тема подробно освещена, брать ее не стоит. Возможно, получится рассмотреть ситуацию с какой-то новой стороны?

Не спешите отказываться от темы, если она кажется слишком банальной. Это не значит, что так же подумают ваши слушатели. Вспомните себя в начале карьеры: вы обработали кучу информации, чтобы достичь своего уровня. Облегчите этот путь другим и предоставьте самую качественную и полную информацию по теме, в которой вы уже профи.

Виталий Исаев

Старший разработчик МойОфис

При выборе темы выступления или статьи я стараюсь применять методологию научно-исследовательских программ Имре Лакатоса. По его мнению, развитие науки — это следствие борьбы различных научных школ, и каждый исследователь либо ищет неизученные области знания и формирует собственную школу, либо движется в русле, проложенном кем-то до него. Важно понимать, что открытия, ради которых люди и приходят на конференции, можно получить в каждом из этих вариантов.


Если в ходе выбора темы вы понимаете, что публикаций или выступлений по интересующему вас вопросу нет — скорее всего, вы вышли на границы неисследованной или недостаточно проработанной области. Другой пример: вы наверняка встречали на Stackoverflow вопросы с высоким рейтингом — выше, чем у любого из ответов на него. С большой долей вероятности в таком вопросе кроется нерешённая проблема, беспокоящая других людей, и она может стать для вас источником вдохновения новой разработки, исследования, выступления. К интересным результатам вас также может привести «действие по аналогии» и приложение давно известных методов исследования к новым сущностям и задачам.


Не стоит умалять и роли переосмысления и компиляции чужих работ, они также крайне важны. Проблема нашего времени — не недоступность, а переизбыток информации. Доклады с правильной расстановкой акцентов, новым прочтением и систематизацией результатов других исследователей помогают слушателям получить важную информацию в концентрированном виде и поэтому также будут востребованы на конференциях. (@vitalyisaev2)

Выступление Виталия Исаева, старшего разработчика МойОфис, на HighLoad++ 2022. Тема: «Оптимизация стоимости хранения данных в объектном хранилище, или Когда больше = меньше» (ссылку на видеозапись см. в конце статьи)
Выступление Виталия Исаева, старшего разработчика МойОфис, на HighLoad++ 2022. Тема: «Оптимизация стоимости хранения данных в объектном хранилище, или Когда больше = меньше» (ссылку на видеозапись см. в конце статьи)

Нет хороших и плохих тем

Хорошая у вас тема доклада или плохая — ответить на этот вопрос корректно не получится. Важными должны быть другие критерии — примут ли ваш доклад на конференции и откликнется ли он в сердцах слушателей. Если да, значит вы всё сделали верно. Надеюсь, эти рекомендации пригодятся вам при подготовке, и ваше выступление запомнится надолго.

P.S.: Ссылки на выступления наших экспертов:

Комментарии (0)