Думаю, все сталкивались с таким феноменом, когда в голове вдруг залипает навязчивая мелодия или песня, чаще фрагмент, и вы начинаете раз за разом напевать ее вслух или про себя. Иногда эта напасть растягивается на несколько дней. Вдобавок те, кто рядом и слышат ваше исполнение, тоже могут эту заразу подцепить.
Что же это за напасть такая? И что делать, чтобы надоедливая мелодия отцепилась и больше вас не преследовала? В конце статьи авторский метод, который точно сработает.
«Нередко у нас в ушах, или, вернее, в памяти, вертится припев какой‑нибудь пошлой песни или ничем не примечательные обрывки оперы. И мучения наши не уменьшатся, если песня сама по себе будет хороша, а оперный мотив — достоин высокой оценки…», — так описывал это состояние еще в 1845 году американский писатель Эдгар Аллан По в рассказе «Бес противоречия» (др. название «Демон извращенности»).
У данного феномена есть несколько синонимических названий. Вот лишь некоторые из них: эффект навязчивой мелодии, феномен прилипающей мелодии, синдром застрявшей в голове песни, липкая музыка, "ушной червь" (от англ. - earworm), "мозговой червь" (от англ. - brainworm), "заевшая пластинка", непроизвольные музыкальные образы (Involuntary Musical Imagery - INMI) и др. Как более широкое понятие также применяется термин "когнитивный зуд". Если знаете какие-то еще названия, то пишите в комментариях.
Сам термин "ушной червь" (earworm) происходит от немецкого Ohrwurm (ушной червь, уховертка). Уховерки, или кожистокрылые, - это отряд насекомых. В древности в засушенном и измельченном виде их использовали для лечения ушных болезней.
Также есть миф, что уховертка способна залезть в ухо спящего человека, проткнув барабанную перепонку, добраться до мозга и отложить там яйца. Питаясь мозгом человека, она увеличивается в размерах, а ее жертва спустя какое-то время умирает. Здесь, видимо, кроются и корни соседнего термина - "мозговой червь" (brainworm). Правда, все это лишь миф, который не имеет под собой никаких оснований.
Слова «мелодия» и «песня» в вышеперечисленных терминах взаимозаменяемы, поскольку иногда «заевшая пластинка» в голове воспроизводит просто мелодию, но чаще все‑таки песню со словами. Согласно исследованиям американских ученых, на песни с текстами приходится 73,7% случаев, просто на музыку — 7,7%. Еще 18% опрошенных относят свой когнитивный зуд к музыке из рекламы и радиоджинглам.
Согласно данным опросов, от липкой музыки страдает 98% людей, одинаково женщин и мужчин. Единственное гендерное различие: женщин «ушные черви» преследуют дольше по времени и вызывают у них большее раздражение. Поэтому, если вы девушка или женщина, и часто страдаете от этой напасти, то авторский метод в конце статьи — вам в помощь.
Обычно копошащийся в голове «ушной червь» — это мелодия или песня, которая вам когда‑то нравилась, а потому глубоко укоренилась в вашей слуховой памяти. Именно поэтому она так легко оттуда вызывается и, видимо, продолжая рассчитывать на вашу привязанность, вальсирует у вас в голове.
Чаще всего «мозговой червь» захватывает когнитивные пустоты мозга, когда тот не загружен какой‑то умственной работой. Например, вы моете посуду или убираетесь в квартире, готовите еду или делаете физические упражнения. Лично меня синдром застрявшей в голове песни чаще всего посещает, когда я за рулем.
Обратное также будет верным. Когда вы заняты интеллектуальной работой — читаете, делаете расчеты, отгадываете кроссворды, на чем‑то сфоркусированы — вероятность проникновения в ваш мозг «ушного червя» минимальна.
Правда, есть одно «но». Если вы долгое время слишком умственно перегружены, то ваш мозг сам может запустить у вас в голове «ушного червя», чтобы немного расслабиться, отдохнуть и сбросить излишнее напряжение. То есть, по сути, липкая музыка навязчиво предлагает вам войти в легкое трансовое состояние, чтобы перезагрузиться и дать информации у вас в голове усвоиться.
Возможно, именно тут кроется отгадка происхождения данного феномена. И то, что сегодня мы воспринимаем как раздражающий синдром, когда‑то в первобытные времена могло быть полезным когнитивным навыком.
Примитивные трансовые песнопения древних людей строились как раз на постоянном повторе однообразных фрагментов. Так на заре человечества вместе с возникновением языка и музыки развивались и простейшие мнемонические навыки, легшие затем в основу вирусной передачи информации из поколения в поколение.
Теперь давайте посмотрим, какие есть методы борьбы с «ушными червями» и насколько они эффективны. Потом поделюсь своим методом и объясню, почему он работает.
Жевательная резинка
Один из методов противодействия "ушному червю" - как это ни странно звучит - жевательная резинка. Считается, что возникающие в голове непроизвольные музыкальные образы сопровождаются мысленным проговариванием текста песни. Жевание резинки мешает такому проговариванию, и мысленное повторение мелодий снижается.
У данного подхода слишком много слабых сторон. Срабатывает не сразу и не в ста процентах случаев. Не работает, когда прилипает именно музыка, а не песня. Убирает текстовое проговаривание, но часто оставляет саму мелодию. Ну, и вопрос: всегда ли вы носите с собой жвачку? Настолько ли часто беспокоит вас синдром, чтобы постоянно держать жевательную резинку под рукой?
Мысленно убавить громкость
Другой метод: когда мелодия или песня не выходит из головы, мысленно убавить громкость. То есть представить, что песня звучит все тише и тише, как вариант, сопроводить это визуализацией, что крутите в сторону убавления регулятор громкости как на радио или магнитофоне.
Данный подход универсальней предыдущего. Однако требует обучения этому навыку, что, опять же, ставит вопрос: так ли часто беспокоит вас «ушной червь», чтобы этому учиться? Кроме того, как показывает опыт, срабатывает не всегда и не у всех и может приводить к рецидивам. Да и кто знает, сколько утюгов у вас в голове, которые могут крутить «заевшую пластинку». Один убавили, другой — продолжает петь.
Передача другому лицу
Следующий метод подразумевает, что избавиться от навязчивой песни можно, заразив ею кого‑нибудь другого. Помните, как с икотой: «Икота, икота перейди с меня на Федота, с Федота на Якова, а с Якова на всякого». У американского писателя Марка Твена есть даже рассказ 1876-го года «Режьте, братцы, режьте!», где от «мозгового червя» (в рассказе это звучный стих) можно избавиться только путем передачи его другому лицу.
Сразу возникает вопрос, насколько этот метод применим? Например, «ушной червь» настиг вас в общественном месте. Станете ли вы воспроизводить мелодию или песню вслух, чтобы скинуть ее на кого‑то другого? Или постесняетесь? Сможете ли узнаваемо воспроизвести мелодию, если отсутствует музыкальный слух?
Насколько он экологичен? Не отвесит ли вам близкий человек проклятий, если заразите его навязчивой мелодией? Кто сказал, что он снова не заразит вас ею в ответ? Да и вообще этот метод скорее приведет к образованию хора, нежели к избавлению от проблемы.
Итак, мы видим, что по перечисленным выше методам больше вопросов, чем их решений. Теперь давайте разберем простой и универсальный подход, который не требует каких‑либо усилий и точно поможет.
«Вот и песенке конец!»
То, что навязчивая мелодия или песня назойливо, словно заевшая пластинка, звучит в голове, объясняется просто. Обычно мы напеваем не всю песенку, а только какую‑то ее структурную часть: куплет, припев или просто несколько строк. В среднем длина фрагмента оценивается в 15–30 секунд.
Подобное действо называется «незавершенным гештальтом». А поскольку наша психика предпочитает целостные конструкции, то любая незавершенность ведет к повторам, пока гештальт не закроется.
Например, если у вас в жизни повторяются одни и те же проблемы, это значит, что когда‑то в детстве у вас был психотравмирующий опыт, из которого вы не смогли сделать правильные выводы, и теперь постоянно наступаете на те же грабли.
Если вам в чашку, например, в гостях, налили чая или кофе чуть меньше привычной для вас «ватерлинии», то у вас внутри начинает зудеть, что вы не напьетесь. И вы просите долить еще чуток жидкости, пока ее уровень в чашке не будет соответствовать завершенности гештальта у вас в голове.
Если вы смотрите по ТВ сериал со сквозным сюжетом и сегодня вынуждены пропустить очередную серию, то у вас внутри возникнет когнитивное напряжение, что завтра, когда будете смотреть новую серию, вы ничего там не поймете, так как сюжетная нить будет утеряна. Скорее всего, вы приложите все усилия, чтобы узнать содержание пропущенной серии, либо скачаете или посмотрите ее в интернете.
В случае с навязчивой песней или мелодией все то же самое. Есть фрагмент незавершенного целого. И мозг, запустив «заевшую пластинку», словно бьется головой об стену, пытаясь ее пробить и найти дорогу туда, где получит целое.
Чтобы песенка отлипла обычно рекомендуют исполнить ее от начала и до конца, либо просто пропеть последние строки. Это действительно помогает, поскольку гештальт в этом случае закрывается. Есть только одна незадача: мы не всегда помним песню больше того фрагмента, что напеваем, а, чтобы подсмотреть ее последние строки, не всегда под рукой есть интернет.
Делюсь более крутой авторской фишкой, что в таком случае делать. Если читали в детстве сказки или смотрели передачу «В гостях у сказки», то должны помнить присказку, которой обычно повествование завершается: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!»
В нашем случае используем перифраз: «Вот и песенке конец, а кто слушал молодец!» Либо просто «Вот и песенке конец!». Если слышите в голове не песню, а просто мелодию без слов, то заменяете слово «песенка» на «музыку» — «Вот и музыке конец, а кто слушал молодец!» Пробуйте, работает как часы.
Отличный пример «ушного червя» (earworm) в ролике ниже ????
Если после прослушивания ролика подхватите «ушного червя», сразу протестируйте технику «Вот и песенке конец!», что я дал выше.
Пишите в комментариях:
Какие песни или мелодии чаще всего вызывают у вас когнитивный зуд?
Какие еще методы борьбы с «ушными червями» вы знаете и используете?
Ваши отзывы на технику «Вот и песенке конец!» — помогло или нет?
Комментарии (61)
Belking
00.00.0000 00:00+7Хорошая попытка, эсперы. Камбала не вобла, гляди в оба, гляди в оба.
SuperTEHb
00.00.0000 00:00С тех пор как прочитал, хочу узнать какой таки мотивчик подразумевал автор у себя в голове. И одновременно не хочу.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00У меня слуха нет. Поэтому если поделюсь тем, что в голове, это будет совсем не тот мотивчик, что был изначально, когда туда залетал.
rombell
00.00.0000 00:00кажется ничего, кроме простейшего, не сделать — слишком короткая фраза. Впрочем, сейчас покрутил — пару вариантов ещё, но они какие-то вычурные (мой-то привычный, сколько уже в голове крутился)
EskakDolar
00.00.0000 00:00+2Я уже давно на такой случай подобрал для себя одну ненавязчивую мелодию и когда нужно "включаю" её и всегда помогает.
Видимо плеер у меня в голове однопоточный.
Мелодия совершенно не попсовая, не ритмичная и протяжная. Думаю каждый для себя может выбрать что то такое.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00А если надо именно освободить мозг от "червя" для какой-то работы?
TheHangedKing
00.00.0000 00:00Особенно хорошо помогает, если эта не попсовая, не ритмичная и протяжная мелодия изобилует хроматизмами.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Если мелодический ход на полутон от диатонической к одноимённой хроматической ступени звукоряда, то да, очень хорошо помогает
Willy64
00.00.0000 00:00Против такого помогают занятия вокалом, тогда можно мысленно переключиться на одну из заученных мелодий (песен) и продолжать напевать уже что-то более приятное.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00А если голову вообще надо освободить от залипшей музыки, чтобы, например, заняться размышлениями?
Willy64
00.00.0000 00:00У меня удается вытеснить музыку визуальными образами. Я представляю большие открытые пространства, горы и долины между ними, тишину и безмолвие.
Rsa97
00.00.0000 00:00+1ЛЕВОЙ!
«Хотя держит нос налево». Генри Каттнер.
ЛЕВАНТИНЕЦ с РЕВОЛЬВЕРОМ
ЛЕВАКОВ не ПЕРЕНОСИТ.
ХОТЯ держит нос НАЛЕВО
ЛЕВОЙ!
Exchan-ge
00.00.0000 00:00так описывал это состояние еще в 1845 году американский писатель Эдгар Аллан По
Я в ранне-пионерском детстве По еще не читал.
Но был еще один источник, ныне забытый:
«Ем я только пончики,
Симпо-симпомпончики!
Пончики, пончики
Целые вагончики!»
(с) Роберт Макклоски «Приключения Гомера Прайса», глава «Режьте билеты»
NeoNN
00.00.0000 00:00+4У меня каждую среду в голове играет «Вечером в среду после обеда сон для усталых взрослых людей.» И никак с этим импринтингом 90х годов не справиться.
Fafhrd
00.00.0000 00:00+5Потому, что джунгли зовут :) Пора переключаться на "хочешь, не хочешь, днём или ночью, чудо придёт"
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Через реимпринтинг (психотерапия) или попробовать поубавить яркость по всем модальностям-субмодальностям
CaptainFlint
00.00.0000 00:00+6У меня половина прилипчивых мелодий и так проигрываются от начала до конца и тут же начинаются снова, закольцовываются. Пока нашёл только один более-менее рабочий способ: вытеснение другой мелодией. Вспоминаю какую-нибудь музыку, которая мне нравится и которую я хорошо помню, кручу её в голове — и «прилипшая» неизбежно затыкается. Правда, может вернуться, когда я прекращу сознательное «проигрывание», но обычно с меньшей интенсивностью. Так что эту терапию можно повторять, пока червь не отвалится или не ослабеет до почти-неразличимости на фоне остальных мыслей.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Если мелодия длиной несколько минут и крутится целиком несколько раз, потом меняете ее на свою, которая тоже несколько минут и раз. Потом та опять возвращается. И сколько весь этот концерт крутится в голове? Около часа?
CaptainFlint
00.00.0000 00:00По-разному, я никогда не засекал. Одиночной мелодией может быть проблематично, да, так как она быстро задалбывает. Разве что что-нибудь долгое, из классики, скажем, но оно с трудом поддаётся запоминанию, слишком сложные и нерегулярные мелодии. Обычно я «включаю глушилку» целыми альбомами; есть у меня несколько, которые я много раз слушал, всегда в одной и той последовательности, и которые поэтому запомнились целиком или почти целиком. Так что может и в районе часа занять, да. Но я ж в это время не прислушиваюсь к червю, где он там (это вообще противопоказано, ибо проявление внимания только усиливает его). Может, он и заглох давным-давно. Я же просто продолжаю крутить в голове нравящуюся мне музыку; я и без всяких червей нередко «внутренний магнитофон» слушаю.
AkshinM
00.00.0000 00:00+2Часто крутится
My tea's gone cold I'm wondering why I got out of bed at all
The morning rain clouds up my window and I can't see at all
And even if I could it'd all be gray, but your picture on my wall
It reminds me, that it's not so bad, it's not so bad
neword
00.00.0000 00:00+1В любой мелодии есть паузы или ступени. Вот в эти «промежутки» можно встроить своего червячка - попытаться изменить темп, тон, подобрать свою рифму и т. д. С первого раза не получится — это нормально! Но навязчивая мелодия все равно повторяется, поэтому надо пробовать еще и еще... В идеале выходом из цикла будет полное затухание мыслей. Мозг будет заполнен чистым восприятием окружающих вас звуков и визуальной картинки. Главное в этом способе - прикладывать ментальное усилие, проявить волю. И в какой-то момент червячок обязательно сдохнет, а бонусом будет возросший самоконтроль и уверенность в своей ментальной гигиене.
KyHTEP
00.00.0000 00:00+1Зачем от этого избавляться? Тут наоборот думаешь, как бы голову "выключить" для отдыха, и навязчивая мелодия была бы кстати, loop-ишь ее по кругу и медитируешь )
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Это не будет полноценной перезагрузочной медитацией. Даже медитация под медитативную музыку малоэффективна. Сосредотачиваться лучше на ощущениях в теле - в тишине и внутреннем безмолвии
isden
00.00.0000 00:00+1Похоже на разновидность внутреннего диалога.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Не совсем. Разные отделы мозга задействуются. И внутренний диалог - это общение между "эго-состояниями", которое ведет либо к саботажу, либо к мотивации. Совсем другой уровень. Ушной червь - это просто легкое когнитивное напряжение.
geher
00.00.0000 00:00В моем случае ничего не помогает. Единственный рабочий способ, дождаться, пока само пройдет. А любое сознательное противодействие только затягивает процесс. В лучшем случае временно прерывает на время противодействия (при использовании метода вытеснения другой мелодией).
Причем любое сознательное противодействие очень утомительно и мешает заниматься любым делом. Проще и продуктивнее таки подождать, пока само пройдет.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00-1Немного тренировки и метод "Вот и песенке конец!" становится бессознательным автоматизмом.
neword
00.00.0000 00:00+1Существует два основных рода мыслей. Мысли, которые всплывают неожиданно и незвано, без каких-либо причин в нашей голове. Они являются результатом предыдущих мыслей и переживаний, которые оставили свой отпечаток в нервных окончаниях нашего мозга. Мы мало что можем сделать, чтобы их остановить — даже не пытайтесь. Другой род мыслей проявляется тогда, когда мы прицепляемся к одному из таких потоков энергии и начинаем с ним играть тем самым способом, который вам некогда мама говорила не делать со своей писькой перед соседями. Мы глубоко погружаемся в эти мысли и катаемся в них как свиньи в своих какашках, ощущая всю их восхитительную прохладу и глубоко вдыхая их приятную вонь.
Все, что вам нужно делать, практикуясь в думании без мыслей — это игнорировать первый род мыслей и научиться тому, как не провоцировать второй. Конечно, сказать легче, чем сделать. Но превратив это в привычку, это начнет проявляться самым естественным образом.
http://www.utne.com/2008-03-01/Mind-Body/Learn-to-Sit-Still.aspx
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Потоки мыслей в голове - это естественное состояние нашего мозга. Эти хаотические потоки связаны с активностью наших нейронных сетей (нейронов), которые хотят кушать и таким образом зарабатывают себе метаболиты. Этот "мысленный шум" формирует целостность нашей личности (когда пропеллер вращается, кажется, что это твердый диск, а не отдельные лопасти). Учится нужно тому, чтобы уметь фокусироваться на том, что важно. А "думание без мыслей" - это краткосрочные состояния транса, которые нужны только для того, чтобы иной отдохнуть и перезагрузиться.
geher
00.00.0000 00:00А зачем напрягаться для борьбы с явлением, которое проблемой в общем-то и не является? Мне этот самый ушной червь работать не мешает. Развлекаться тоже.
rrrav
00.00.0000 00:00Слушайте классику.Там мозг все-таки работает. Даже если вдруг всплывет внутри гипнотическое балеро Равеля, не захочется скинуть соседу.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Не всем подходит. Да и попсу можно услышать случайно из какого-нибудь утюга
SilverHorse
00.00.0000 00:00+5У американского писателя Марка Твена есть даже рассказ 1876-го года «Режьте, братцы, режьте!»
Знаете, давать ссылку на платную версию рассказика длиной в два экрана текста, который находится в public domain, выложен на викитеке и может быть найден где угодно на просторах этих ваших интернетов - это... я даже не знаю, как это описать.
По сабжу: вместо "исполнить до конца" всегда советовали "послушать до конца", благо сейчас с этим проблем нет. И да, это работает. Отчасти потому, что причиной "ушного червя", вылезшего из ниоткуда, часто является именно сама невозможность вспомнить текст/мелодию до конца, отчего мозг начинает повторять ее снова, и снова, и снова, в попытке воссоздать ее в точности. Это и есть тот самый "незавершенный гештальт", схожий с memory slip у музыкантов, которые внезапно на нервах забывают мелодию во время выступления и так же начинают повторять последний фрагмент в попытках продолжить его. Желательно послушать несколько раз подряд на повторе - тогда срабатывает еще и принцип, выраженный в старой китайской мудрости "самая прекрасная речь, повторенная трижды, станет противна даже собаке". Иначе говоря, если мы что-то осознанно (ключевой момент - осознанно!) слушаем/повторяем, наш мозг начинает относиться к повторяющемуся раздражителю как к шуму и начинает его фильтровать, так же, как тиканье часов на фоне. Для развлечения попробуйте повторить про себя или вслух одно и то же слово (любое) много раз подряд, сосредотачиваясь на произношении. В определенный момент слово превратится для вас в бессмысленный набор звуков, и вам будет сложно даже вспомнить, а что это за слово и что оно означает.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00-1Это ссылка не на текст, который есть в свободном доступе, а на книгу (это немного разные вещи). Заодно на сайт (библиотека + книжный магазин), которым пользуюсь и который мне нравится. Понятно, что любой человек может загуглить и найти текст в паблике и даже эл. книгу где-нибудь на флибусте. Но есть и те, кто любит покупать, например, следуя принципу, что "чем больше тратишь, тем больше приходит", что у них благодаря этому и случается. Поэтому просто не обращайте внимание, чтобы это вас не задевало. Это для тех, кто любит приобретать книги, а не просто читать тексты в интернете, фокусируясь на том, что так бесплатно.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00"Исполнить до конца" и то, что вы описали - это совсем не пересекающиеся вещи. Я пишу про "ушного червя", а вы про совсем другие феномены.
Iwanowsky
00.00.0000 00:00+1Ерунда какая! Проблему нашли на свою голову! У меня такой проблемы вообще не возникает.
Но рекомендую перебить навязчивую мелодию какой-н. джазовой мелодией с меняющимися ритмом и динамикой, или же что-н. из «Нирваны» с рваным ритмом и мелодией.economist75
00.00.0000 00:00+1Подтверждаю, мелодичных джаз быстро нейтрализует всё. Мне как звукорежиссеру после некоторых мероприятий и сессий приходится обнуляться, джаз это делает наиболее эффективно. Важно слушать на пониженной громкости, чтобы "вслушиваться" в звук. Общение с животными и детьми, хайкинг - делают это еще и с пользой.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Я еду за рулем по городу по делам, у меня в голове задребезжала мелодия. Я разворачиваюсь, еду домой, где у меня ребенок, собака и проигрыватель. Вернувшись домой, включаю пластинку и, слушая ее, одновременно общаюсь с ребенком и собакой. Как только мелодия отлипает, снова сажусь за руль и еду по делам. Так?
Вы, скорее всего, просто пишите про перезагрузочный отдых, а я про быстрое избавление от "ушного червя".
economist75
00.00.0000 00:00Послушать джаз можно на чем угодно подручном, в т.ч. и на том, откуда пришел ушной червь. Флешка с smooth jazz, тестовыми sweep-сигналами и чем-то правильным, вроде 21-го фортепианного концерта Моцарта - всегда с собой.
psihotehnology Автор
00.00.0000 00:00Эту мелодию нужно всегда с собой иметь на каком-то носителе или помнить ее наизусть? Как лучше при таком подходе?
vesper-bot
TL;DR
"Кто в ночи на бой спешит,
Побеждая зло?" (с)башорг
PS: "Песенке конец" работает не всегда, если например залипла закольцованная мелодия, она в принципе неприменима.
Wesha
Отсылки (в смысле на баш, а не на ЧП) не понял.
Mirzapch
Не каждому дано покинуть бездну...
Wesha
И Вам не дам!
vesper-bot
Там была цитата про то, что кто-то заболел "ушным червем", ему предложили спеть ЧП, тем самым вытеснив одного червя другим.
Wesha
Да я тут, почитав комменты, заимел сразу десяток, и они все передрались. В полном соответствии с традициями горцев остался только ожин.
psihotehnology Автор
А что такое "закольцованная мелодия"?
vesper-bot
Варкрафт 2, любая музыка в игре, как пример.