Шахов Александр, руководитель управления перспективных технологий в компании ВСК
В этой статье я расскажу о программных роботах и практических результатах их использования в ВСК.
Robotic Process Automation
При слове «робот» чаще всего возникает ассоциация с теми странно двигающимися «макетами» человека или игрушками, дерущимися между собой на арене. Но сегодня речь пойдет о других роботах — незаметных помощниках, которые делают рутинную работу сотрудников удобнее и продуктивнее, высвобождая их ресурс времени на более важные для бизнеса задачи.
Программная роботизация (Robotic Process Automation) — это автоматизация бизнес‑процессов, основанная на применении программных роботов, которые работают с пользовательским интерфейсом (GUI) используемых в компании систем.
Для чего нужна роботизация?
Если роботы просто повторяют действия человека, то зачем внедрять их в рабочие алгоритмы компании? Тем более, их разработка и создание — не самый дешевый процесс.
На этот вопрос ответ не один. Вот только часть преимуществ использования роботов:
Исключается человеческий фактор: снижается шанс принятия ошибочных или алогичных решений, зависящих от окружающих обстоятельств.
Снижается возможность выгорания сотрудников: роботу не станет скучно от монотонных и одинаковых задач.
Возрастает скорость работы над задачами и обработки обращений.
Высвобождается время сотрудника для творческих, высоко интеллектуальных, нестандартных задач.
Появляется возможность беспрерывной обработки обращений 24/7.
Совокупность всех преимуществ в итоге приводит к повышению эффективности и производительности работы каждого сотрудника, а, значит, и компании в целом.
История развития роботов в ВСК
В компании ВСК роботизация бизнес‑процессов началась с платформы UiPath. В ее состав входили:
инструмент для администрирования роботов UiPath Orchestrator;
среда разработки UiPath Studio;
программные роботы UiPath Robots.
Какие были плюсы у данной платформы? Во‑первых, широкий функционал в области автоматизации процессов и относительная простота освоения скриптов. Второе преимущество — это отображение скриптов (программ, алгоритмов действий робота): они изображались в виде интуитивно понятных и знакомых блок‑схем. И, наконец, действия робота были привязаны к простым действиям пользователя. Например, нажать на кнопку или ввести текст в определенное поле. При этом имелись возможности для вызова и использования стандартного программного кода платформы.Net.
В течение нескольких лет мы пользовались платформой UiPath, но она имела ряд минусов: минимальный порог рентабельности робота и обязательные обновления, которые не всегда происходили вовремя и гладко. В ВСК был взят курс на переход к целевой архитектуре и развитию собственной компетенции по роботизации.
В 2020 году мы приняли решение перейти на open source платформу роботизации на Python. Этот переход позволил привлечь больше квалифицированных специалистов, расширил возможности API взаимодействия с ИТ‑системами ВСК. Благодаря ему мы также втрое снизили порог «рентабельности», смогли позволить себе роботов с нефинансовыми или отложенными эффектами, избавились от валютных рисков, т.к. роботы теперь не требуют платных лицензий.
Роботы на новой платформе имеют трехуровневую архитектуру:
API, GUI, other — сервисы и методы.
systems — логика работы с системой.
business process — бизнес‑логика робота.
Функционал платформы содержит инструменты управления (в том числе со стороны бизнес‑пользователей), инструменты сбора статистики и эффектов.
Наглядные примеры автоматизации в ВСК
У нас есть интересная традиция: чтобы разнообразить работу и сделать робота ближе к людям, разработчики совместно с бизнес‑заказчиками дают им имена. В начале мы использовали имена различных ученых, автомобилей, а сейчас перешли даже к героям фантастических и мультипликационных сериалов. Так что не удивляйтесь именам роботов ВСК!
Пример одиночного цифрового помощника в ВСК – робот «Vavilov»
Он выполняет следующий алгоритм:
На первый взгляд простой и довольно обычный робот. Однако с его помощью нам удалось увеличить скорость отработки заявки в 5 раз. Бизнес‑заказчик при этом смог сократить SLA для партнеров с 3 до 1 рабочего дня. Это как раз важный пример робота, который работает не на сокращение финансовых затрат, а на повышение уровня удовлетворенности партнеров ВСК и привлечение большего объема бизнеса без расширения штата сотрудников.
Пример комплексного цифрового помощника в ВСК – проект «КАСКАД» и роботы Ford (распознавание), Suzuki (дообогащение) и Bentley (оформление)
Сервис занимается оформлением документов для страхования парков авто юридических лиц. Он состоит из трех модулей, которые могут полноценно работать как отдельно, выполняя свои функции в связке с сотрудником, так и в «каскаде» с другими модулями, выполняя полный цикл обработки:
Это проект помог нам сократить время на оформление договора по парку авто на 70% времени, практически устранить ошибки.
Пример пилотного проекта openAPI в ВСК – пилот с ГЛОНАСС, под кодовым названием «Саурон»
Роботизация на Python позволяет нам быстро проверять бизнес‑гипотезы, оперативно проводить «пилоты». Например, в рамках интеграции с ЭРА‑ГЛОНАСС мы получаем дату, время, геолокацию ДТП и тип активации датчика устройства — был ли вызов экстренных оперативных служб автоматическим в момент удара или потерпевший самостоятельно нажал на кнопку SOS в автомобиле. (Результат пилота)
Интеграцию с использованием робота и сам пилот с анализом результатов мы провели за 2 недели.
С 2022 года роботы (или как мы теперь их называем «Цифровые помощники») включены в целевую архитектуру компании. Остались позади дискуссии о месте роботов в ИТ‑инфраструктуре. Мы сделали решение гибким, быстрым, недорогим и сейчас четко понимаем возможности и преимущества его применения.
Vorchun
Что за платформа?
Ivan_Maslov
Опен РПА - они ранее про нее писали: https://vk.com/wall-204555031_1879