
Большинство читателей Хабра хотя бы раз покупали товары на маркетплейсах и каждый раз эта покупка похожа на игру в лотерею — повезет или не повезет. Ниже будет личное мнение и крик души покупателя, без какой‑либо аналитики, но с робкой надеждой, что его может быть услышат.
Одна из причин такой игры в лотерею — это отсутствие документации от производителя. Маркетплейсы, а это, например, Озон, Вилдберис или Алиэкспресс, категорически запрещают продавцам давать ссылки на инструкции от производителей, внешние сайты или группы поддержки в социальных сетях. Впрочем, этим страдают не только маркетплейсы, но и простые интернет‑магазины. Вот если вы покупаете электронику, допустим, какие‑нибудь транзисторы, в Терраэлектронике или ЧИПиДИПе, то, скорей всего в карточке товара будет стоять даташит от производителя со всеми параметрами. А если покупаете в Озоне или на Алиэкспрессе, то в карточке товара будет только то, что продавец в меру своих возможностей и понимания смог переписать в карточку из даташита. В последнее время на Озоне еще и со знанием русского языка у части продавцов проблемы. Если покупаете лекарство в интернет‑аптеке, то содержание обязательного вкладыша в коробке с лекарством совпадает с текстом аннотации на сайте. Но для для сложных товаров на маркетплейсах нет никаких инструкций в карточке товара. Продавец мог бы это сделать, но инструментов для этого нет! Покупатель не хочет покупать кота в мешке, добросовестный продавец не хочет продавать кота в мешке, но маркетологи с разработчиками маркетплейсов считают, что и так сойдет.

Комментарии (26)
 - Astroscope00.00.0000 00:00+3- Я так понимаю, что судя по иллюстрациям от Midjourney, этот твит написал ChatGPT.  - buratino Автор00.00.0000 00:00-1- нет. Просто 90% текста было совершенно непечатно и не вошло в этот твит. Но кому надо - увидели, все проняли и задизлайкали 
 
 - Portwinegenosse00.00.0000 00:00- в карточке товара будет только то, что продавец в меру своих возможностей и понимания смог переписать в карточку из дадаташита. - Просто отсканировать сопроводиловку от производителя, прогнать OCR и прикрепить текст - это так сложно?  - buratino Автор00.00.0000 00:00- да. Хотя бы потому что текст в карточке ограничен по размеру, а приложить текстовый файл низя. Фотки - картинки - короткое видео - можно, а текст - низя. Ссылку дать низя. Фотку товара с QR-кодом - низя, даже если в QR-коде не будет ссылки.  - Portwinegenosse00.00.0000 00:00- Хотя бы потому что текст в карточке ограничен по размеру - Смотрим на вайлдберриз - 5000 знаков. Вполне достаточный объём, чтобы загнать в него все основные паспортные/технические параметры изделия. Для наглядности можно добить фото с эскизами/размерами/принципиальными схемами и прочей важной требухой. - На озоне и прочих нет и таких ограничений, хоть "Войну и Мир" туда вписывай. - Все "ограничения" - только на стороне ленивого продавана, которому влом заниматься карточкой товара. ССЗБ..)  - buratino Автор00.00.0000 00:00- ну попробуйте загнать в 5000 знаков инструкцию для отопительного котла, кофе-машины или какого-нибудь маршрутизатора. Не говоря уже о том, что такое загоняние - это чистая самодеятельность продавца. Более того, самодеятельность продавца начинается с названия товара. В результате, например, могут продаваться одни и те же модели мониторов с разными названиями, и разными описаниями. И покупатель голову сломает пытаясь понять в чем разница. Или, например, вот такие SSD диски - . На озоне и прочих нет и таких ограничений, - есть, вы просто не в курсе  - Portwinegenosse00.00.0000 00:00+1- загнать в 5000 знаков инструкцию для отопительного котла, кофе-машины или какого-нибудь мамаршрутизатора. - Инструкция по эксплуатации нафиг не нужна в магазине. - Детальные паспортные данные требуются, не более того. - есть, вы просто не в курсе - Проверил. Система озона без возражений приняла первый попавшийся документ на 42388 знаков.  - buratino Автор00.00.0000 00:00- Инструкция по эксплуатации нафиг не нужна в магазине. - Разумеется. Эксплуатировать надо не в магазине. И узнавать о существенных нюансах эксплуатации лучше до покупки. - Проверил. Система озона без возражений приняла первый попавшийся документ на 42388 знаков. - т.е. модерация любую ересь пропускает? А посмотреть на это чудо можно, или слабо?  - Portwinegenosse00.00.0000 00:00- И узнавать о существенных нюансах эксплуатации лучше до попокупки. - Даже к самому подробному описанию товара ну никак не стоит прикручивать ещё и подробности эксплуатации. Явно не то место, где этим стоило бы заниматься. - или слабо? - Слабо, конечно.) - Проверил, забежав к продажникам, да и грохнул портянку, ибо лишнее. Заодно освежил в памяти деталюшки процесса - рассылка о снятии ограничения на количество знаков пришла ещё в сентябре 2020.  - buratino Автор00.00.0000 00:00- подробности эксплуатации несколько влияют на решение купить купить товар и на жизнь покупателя. Например, неправильная эксплуатация газовых котлов, печей, дымоходов, электрических нагревательных устройств чревата взрывом, пожаром или отравлением со смертельным исходом. Понятно, что покупатель ССЗБ, что не читает и не выполняет инструкцию после покупки и вообще настоящие индейцы инструкций не читают, но тем не менее. - Помимо этих абстрактных соображений, есть федеральный закон о защите прав потребителей и статьи 8 и 10 этого закона - Проверил, забежав к продажникам, да и грохнул портянку, ибо лишнее. - вот так прямо и представляю продажника, работающего в субботу и дающего спокойно написать неведомую херь в карточке товара. - Кстати, как выяснилось, на Озоне таки есть возможность загрузить нормальную инструкцию в pdf, только вот поддержка об этом не знает, а кто знает, не знает нюансов этого процесса  - Portwinegenosse00.00.0000 00:00- вот так прямо и представляю продажника, работающего в субботу - Дикий отдел, что с них взять.. 2/2 пашут. - неправильная эксплуатация газовых котлов, печей, дымоходов - Установка и запуск подобного оборудования требует подготовленного инженерного персонала, с допусками, лицензиями и проектами. Им не нужны инструкции на маркетплейсах  - buratino Автор00.00.0000 00:00- вот я - подготовленный технический персонал. Если клиент меня спросит можно ли установить вот это устройство вот в этом месте, я его спрошу - дайте посмотреть инструкцию. Если подготовленный инженерный персонал с допусками и лицензиями берется устанавливать сложное техническое устройство, не глядя в инструкции - его лицензиями и допусками можно подтереться  - Portwinegenosse00.00.0000 00:00- Если клиент меня спросит можно ли ... я его спрошу - дайте посмотреть инструкцию. - Вот это уж точно не задача клиента - добывать и вообще разбираться в документации. Предел его компетенции - запомнить, что котёл зелёного цвета и стоит где-то в подвале. 
  - buratino Автор00.00.0000 00:00- Разумеется это не задача клиента. Документация должна лежать рядом с карточкой товара, либо в карточке товара должна быть ссылка на документацию. В том числе и по закону о защите прав потребителя. - Предел его компетенции - запомнить, что котёл зелёного цвета и стоит где-то в подвале. - сразу видно индейца, бесконечно далекого от темы "газификация ИЖС" 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 - sshikov00.00.0000 00:00+1- Продавец мог бы это сделать, но инструментов для этого нет! 
 
 Хм. Не помню, рассказывал я уже, или нет. Сбермегамаркет, еще один такой же маркетплейс. Товар называется «Брусок, лиственница». Я надеюсь что все в курсе, что лиственница это дерево, тот есть материал бруска? Идем на страницу товара, и видим там: Материал: Сосна. Идем в поддержку, жалуемся. Через день это дело исправляют. Но! Рядом лежит второй и третий такие же бруски другого размера. Думаете, их описание исправили? Как бы не так!
 Мораль: даже если инструментов для этого есть, и если нажаловаться — исправят, то мотивации сделать правильно, и того кто ведет карточку, нет никакой. Его никто не поощрит и никто не накажет. Ему плевать. И по-моему это основная проблема. Если бы ее не было — заставили бы сделать инструменты.
 - IgorYansorov00.00.0000 00:00- Открою секрет - в обычных магазинах можно тоже столкнуться с тем же, что и в маркетплейсах. 
 - p-p-k-5500.00.0000 00:00- По моему было бы разумно, если производитель на упаковке или на продукте будет размещать QRкод со ссылкой на инструкцию.  - buratino Автор00.00.0000 00:00- так и размещают. Но чтобы этот QR-код увидеть, нужно товар купить. Но разместить фотографию с товара с этим QR-кодом маркетплейсы запрещают 
 
 - RottingPolly00.00.0000 00:00- Так а в чём проблема? Если Вы смогли зайти на маркетплейс и найти интересующий Вас товар, то, вероятно, Вы сможете и найти по производителю и модели абсолютно все необходимые данные на сайте производителя через Гугл/Рамблер/поиск mail/yahoo/Яндекс. Если товар специфический и имеет несколько ревизий/вариантов исполнения, то адекватный продавец напишет об этом. Извините, но пост ни о чём.  - buratino Автор00.00.0000 00:00- вот я захожу на маркетплейс в раздел "Жесткие диски, SSD и сетевые накопители" и вижу первый в списке товар. Он меня интересует Не будете ли вы так любезны реализовать свое предложение и найти все необходимые данные на сайте производителя? А вот у этой материнской платы можете определить производителя и модель?  - RottingPolly00.00.0000 00:00- Пожалуйста, вот ссылка на материнскую плату на сайте производителя. - Жёсткий диск, вероятнее всего, паль. На моей памяти, Тошиба никогда не выпускали дисков в корпусе из алюминия с такой обработкой.  - buratino Автор00.00.0000 00:00- Пожалуйста, вот ссылка на материнскую плату на сайте производителя. - в первом приближении похоже, хотя сайтом производителя это чудо можно назвать с большой натяжкой. Однако при более внимательном рассмотрении H55M3 не есть H55, конденсаторов разное количество, радиатор другого цвета. Буковки в озоновской версии доставляют  - скорей всего плата б/у и кетай кетайский. Драйвера, биос и все прочее с сайта производителя не скачать, где там лампочки питания или hdd покупатель будет определять методом научного тыка... 
 
  - RottingPolly00.00.0000 00:00- И опять же, в комментарии я написал, что можно найти все данные, зная производителя и модель. Вы мне скинули две ссылки на товары, на которых нет ни того, ни другого. Не очень-то честно или не очень внимательно с Вашей стороны))0)0)  - buratino Автор00.00.0000 00:00- товары - типичные для нынешнего Озона, причем палево в разделе жестких дисков выдается первым. т.е. "продвигается" за деньги. - Кроме того, название товара, например, точное наименование материнской платы отдано на откуп продавцу. Как вы найдете точную документацию, если продавец перепутает, даже без злого умысла, буковки? - Почему я собственно этот пост и собрался писать. Ну а отсутствие документации вообше на всех маркетплейсах дало второй толчек. Но народ не понял и заминусовал. Или, наоборот, маркетологи поняли и заминусовали. 
 
 
 
 
           
 
Daddy_Cool
Только собрался читать статью... а она закончилась.
"Маркетплейсы, а это, например, Озон, Вилдберис или Алиэкспресс, категорически запрещают продавцам давать ссылки на инструкции от производителей, внешние сайты или группы поддержки в социальных сетях".
В этом есть логика - вдруг вы купите в другом месте и маркетплейс не получит свою комиссию?
А вероятность, что конечный пользователь купит какую-нибудь микросхему Analog Devices непосредственно у Analog Devices равна нулю, а если пользователю понадобится тысяча микросхем, то он сообразит, что Ч&Д не то место для таких покупок.
Я как-то собирался купить лампочки Remez - и да - купил их на WB потому что там были скидки, и получалось дешевле чем у производителя.
buratino Автор
Вообще говоря ценообразование - совершенно отдельная песня; хотелки маркетплейса - это хотелки маркетплейса, а я в этом конкретном личном мнении высказал одну свою хотелку как покупателя.
Далее, что касается ваших лампочек..Очевидно вы читали тут обзор. Но лично у меня, наличие цен ниже чем у производителя наводит на смутные подозрения. Вот, например, на Озоне одно время продавался шампунь Head and Shoulders по ценам значительно ниже, чем у производителя. Галимая подделка. Есть другой вариант. Есть такой датчик температуры DS18b20. Вероятность того, что бы купите не подделку, по моим ощущениям около 30%. (Пруф). Наличие даташита в маркетплейсе тут конечно никак не поможет, если только продавцом не является сам маркетплейс.
С другой стороны, как покупать на маркетплейсах устройства типа газовых отопительных котлов, бойлеров, встроенных духовок, каких-нибудь устройств автоматики для установки в распределительных электрических щитках. Нужны посадочные размеры, входные диаметры, мощности, и куча прочих параметров, которые никак не помещаются карточку товара. Маркетплейсу пофиг, но не пофиг продавцу, которому могут вернуть товар, который не влез, не встал, не подошел и не пофиг покупателю, который с этим нахлебается и потом пойдет пешком покупать в обычный магазин..