Midjourney: маркетплейсы и коты в мешке
Midjourney: маркетплейсы и коты в мешке

Большинство читателей Хабра хотя бы раз покупали товары на маркетплейсах и каждый раз эта покупка похожа на игру в лотерею — повезет или не повезет. Ниже будет личное мнение и крик души покупателя, без какой‑либо аналитики, но с робкой надеждой, что его может быть услышат.


Одна из причин такой игры в лотерею — это отсутствие документации от производителя. Маркетплейсы, а это, например, Озон, Вилдберис или Алиэкспресс, категорически запрещают продавцам давать ссылки на инструкции от производителей, внешние сайты или группы поддержки в социальных сетях. Впрочем, этим страдают не только маркетплейсы, но и простые интернет‑магазины. Вот если вы покупаете электронику, допустим, какие‑нибудь транзисторы, в Терраэлектронике или ЧИПиДИПе, то, скорей всего в карточке товара будет стоять даташит от производителя со всеми параметрами. А если покупаете в Озоне или на Алиэкспрессе, то в карточке товара будет только то, что продавец в меру своих возможностей и понимания смог переписать в карточку из даташита. В последнее время на Озоне еще и со знанием русского языка у части продавцов проблемы. Если покупаете лекарство в интернет‑аптеке, то содержание обязательного вкладыша в коробке с лекарством совпадает с текстом аннотации на сайте. Но для для сложных товаров на маркетплейсах нет никаких инструкций в карточке товара. Продавец мог бы это сделать, но инструментов для этого нет! Покупатель не хочет покупать кота в мешке, добросовестный продавец не хочет продавать кота в мешке, но маркетологи с разработчиками маркетплейсов считают, что и так сойдет.

Kandinsky 2.0:  Маркетплейсы.  Кот в мешке и неведомая фигня в стиле Хохлома
Kandinsky 2.0: Маркетплейсы. Кот в мешке и неведомая фигня в стиле Хохлома

Комментарии (26)


  1. Daddy_Cool
    00.00.0000 00:00

    Только собрался читать статью... а она закончилась.
    "Маркетплейсы, а это, например, Озон, Вилдберис или Алиэкспресс, категорически запрещают продавцам давать ссылки на инструкции от производителей, внешние сайты или группы поддержки в социальных сетях".
    В этом есть логика - вдруг вы купите в другом месте и маркетплейс не получит свою комиссию?
    А вероятность, что конечный пользователь купит какую-нибудь микросхему Analog Devices непосредственно у Analog Devices равна нулю, а если пользователю понадобится тысяча микросхем, то он сообразит, что Ч&Д не то место для таких покупок.
    Я как-то собирался купить лампочки Remez - и да - купил их на WB потому что там были скидки, и получалось дешевле чем у производителя.


    1. buratino Автор
      00.00.0000 00:00

      Вообще говоря ценообразование - совершенно отдельная песня; хотелки маркетплейса - это хотелки маркетплейса, а я в этом конкретном личном мнении высказал одну свою хотелку как покупателя.
      Далее, что касается ваших лампочек..Очевидно вы читали тут обзор. Но лично у меня, наличие цен ниже чем у производителя наводит на смутные подозрения. Вот, например, на Озоне одно время продавался шампунь Head and Shoulders по ценам значительно ниже, чем у производителя. Галимая подделка. Есть другой вариант. Есть такой датчик температуры DS18b20. Вероятность того, что бы купите не подделку, по моим ощущениям около 30%. (Пруф). Наличие даташита в маркетплейсе тут конечно никак не поможет, если только продавцом не является сам маркетплейс.

      С другой стороны, как покупать на маркетплейсах устройства типа газовых отопительных котлов, бойлеров, встроенных духовок, каких-нибудь устройств автоматики для установки в распределительных электрических щитках. Нужны посадочные размеры, входные диаметры, мощности, и куча прочих параметров, которые никак не помещаются карточку товара. Маркетплейсу пофиг, но не пофиг продавцу, которому могут вернуть товар, который не влез, не встал, не подошел и не пофиг покупателю, который с этим нахлебается и потом пойдет пешком покупать в обычный магазин..


  1. Astroscope
    00.00.0000 00:00
    +3

    Я так понимаю, что судя по иллюстрациям от Midjourney, этот твит написал ChatGPT.


    1. buratino Автор
      00.00.0000 00:00
      -1

      нет. Просто 90% текста было совершенно непечатно и не вошло в этот твит. Но кому надо - увидели, все проняли и задизлайкали


  1. Portwinegenosse
    00.00.0000 00:00

    в карточке товара будет только то, что продавец в меру своих возможностей и понимания смог переписать в карточку из дадаташита.

    Просто отсканировать сопроводиловку от производителя, прогнать OCR и прикрепить текст - это так сложно?


    1. buratino Автор
      00.00.0000 00:00

      да. Хотя бы потому что текст в карточке ограничен по размеру, а приложить текстовый файл низя. Фотки - картинки - короткое видео - можно, а текст - низя. Ссылку дать низя. Фотку товара с QR-кодом - низя, даже если в QR-коде не будет ссылки.


      1. Portwinegenosse
        00.00.0000 00:00

        Хотя бы потому что текст в карточке ограничен по размеру

        Смотрим на вайлдберриз - 5000 знаков. Вполне достаточный объём, чтобы загнать в него все основные паспортные/технические параметры изделия. Для наглядности можно добить фото с эскизами/размерами/принципиальными схемами и прочей важной требухой.

        На озоне и прочих нет и таких ограничений, хоть "Войну и Мир" туда вписывай.

        Все "ограничения" - только на стороне ленивого продавана, которому влом заниматься карточкой товара. ССЗБ..)


        1. buratino Автор
          00.00.0000 00:00

          ну попробуйте загнать в 5000 знаков инструкцию для отопительного котла, кофе-машины или какого-нибудь маршрутизатора. Не говоря уже о том, что такое загоняние - это чистая самодеятельность продавца. Более того, самодеятельность продавца начинается с названия товара. В результате, например, могут продаваться одни и те же модели мониторов с разными названиями, и разными описаниями. И покупатель голову сломает пытаясь понять в чем разница. Или, например, вот такие SSD диски

          . На озоне и прочих нет и таких ограничений,

          есть, вы просто не в курсе


          1. Portwinegenosse
            00.00.0000 00:00
            +1

            загнать в 5000 знаков инструкцию для отопительного котла, кофе-машины или какого-нибудь мамаршрутизатора.

            Инструкция по эксплуатации нафиг не нужна в магазине.

            Детальные паспортные данные требуются, не более того.

            есть, вы просто не в курсе

            Проверил. Система озона без возражений приняла первый попавшийся документ на 42388 знаков.


            1. buratino Автор
              00.00.0000 00:00

              Инструкция по эксплуатации нафиг не нужна в магазине.

              Разумеется. Эксплуатировать надо не в магазине. И узнавать о существенных нюансах эксплуатации лучше до покупки.

              Проверил. Система озона без возражений приняла первый попавшийся документ на 42388 знаков.

              т.е. модерация любую ересь пропускает? А посмотреть на это чудо можно, или слабо?


              1. Portwinegenosse
                00.00.0000 00:00

                И узнавать о существенных нюансах эксплуатации лучше до попокупки.

                Даже к самому подробному описанию товара ну никак не стоит прикручивать ещё и подробности эксплуатации. Явно не то место, где этим стоило бы заниматься.

                или слабо?

                Слабо, конечно.)

                Проверил, забежав к продажникам, да и грохнул портянку, ибо лишнее. Заодно освежил в памяти деталюшки процесса - рассылка о снятии ограничения на количество знаков пришла ещё в сентябре 2020.


                1. buratino Автор
                  00.00.0000 00:00

                  подробности эксплуатации несколько влияют на решение купить купить товар и на жизнь покупателя. Например, неправильная эксплуатация газовых котлов, печей, дымоходов, электрических нагревательных устройств чревата взрывом, пожаром или отравлением со смертельным исходом. Понятно, что покупатель ССЗБ, что не читает и не выполняет инструкцию после покупки и вообще настоящие индейцы инструкций не читают, но тем не менее.

                  Помимо этих абстрактных соображений, есть федеральный закон о защите прав потребителей и статьи 8 и 10 этого закона

                  Проверил, забежав к продажникам, да и грохнул портянку, ибо лишнее.

                  вот так прямо и представляю продажника, работающего в субботу и дающего спокойно написать неведомую херь в карточке товара.

                  Кстати, как выяснилось, на Озоне таки есть возможность загрузить нормальную инструкцию в pdf, только вот поддержка об этом не знает, а кто знает, не знает нюансов этого процесса


                  1. Portwinegenosse
                    00.00.0000 00:00

                    вот так прямо и представляю продажника, работающего в субботу

                    Дикий отдел, что с них взять.. 2/2 пашут.

                    неправильная эксплуатация газовых котлов, печей, дымоходов

                    Установка и запуск подобного оборудования требует подготовленного инженерного персонала, с допусками, лицензиями и проектами. Им не нужны инструкции на маркетплейсах


                    1. buratino Автор
                      00.00.0000 00:00

                      вот я - подготовленный технический персонал. Если клиент меня спросит можно ли установить вот это устройство вот в этом месте, я его спрошу - дайте посмотреть инструкцию. Если подготовленный инженерный персонал с допусками и лицензиями берется устанавливать сложное техническое устройство, не глядя в инструкции - его лицензиями и допусками можно подтереться


                      1. Portwinegenosse
                        00.00.0000 00:00

                        Если клиент меня спросит можно ли ... я его спрошу - дайте посмотреть инструкцию. 

                        Вот это уж точно не задача клиента - добывать и вообще разбираться в документации. Предел его компетенции - запомнить, что котёл зелёного цвета и стоит где-то в подвале.


                      1. buratino Автор
                        00.00.0000 00:00

                        Разумеется это не задача клиента. Документация должна лежать рядом с карточкой товара, либо в карточке товара должна быть ссылка на документацию. В том числе и по закону о защите прав потребителя.

                        Предел его компетенции - запомнить, что котёл зелёного цвета и стоит где-то в подвале.

                        сразу видно индейца, бесконечно далекого от темы "газификация ИЖС"


  1. sshikov
    00.00.0000 00:00
    +1

    Продавец мог бы это сделать, но инструментов для этого нет!

    Хм. Не помню, рассказывал я уже, или нет. Сбермегамаркет, еще один такой же маркетплейс. Товар называется «Брусок, лиственница». Я надеюсь что все в курсе, что лиственница это дерево, тот есть материал бруска? Идем на страницу товара, и видим там: Материал: Сосна. Идем в поддержку, жалуемся. Через день это дело исправляют. Но! Рядом лежит второй и третий такие же бруски другого размера. Думаете, их описание исправили? Как бы не так!

    Мораль: даже если инструментов для этого есть, и если нажаловаться — исправят, то мотивации сделать правильно, и того кто ведет карточку, нет никакой. Его никто не поощрит и никто не накажет. Ему плевать. И по-моему это основная проблема. Если бы ее не было — заставили бы сделать инструменты.


  1. IgorYansorov
    00.00.0000 00:00

    Открою секрет - в обычных магазинах можно тоже столкнуться с тем же, что и в маркетплейсах.


  1. p-p-k-55
    00.00.0000 00:00

    По моему было бы разумно, если производитель на упаковке или на продукте будет размещать QRкод со ссылкой на инструкцию.


    1. buratino Автор
      00.00.0000 00:00

      так и размещают. Но чтобы этот QR-код увидеть, нужно товар купить. Но разместить фотографию с товара с этим QR-кодом маркетплейсы запрещают


  1. RottingPolly
    00.00.0000 00:00

    Так а в чём проблема? Если Вы смогли зайти на маркетплейс и найти интересующий Вас товар, то, вероятно, Вы сможете и найти по производителю и модели абсолютно все необходимые данные на сайте производителя через Гугл/Рамблер/поиск mail/yahoo/Яндекс. Если товар специфический и имеет несколько ревизий/вариантов исполнения, то адекватный продавец напишет об этом. Извините, но пост ни о чём.


    1. buratino Автор
      00.00.0000 00:00

      вот я захожу на маркетплейс в раздел "Жесткие диски, SSD и сетевые накопители" и вижу первый в списке товар. Он меня интересует Не будете ли вы так любезны реализовать свое предложение и найти все необходимые данные на сайте производителя? А вот у этой материнской платы можете определить производителя и модель?


      1. RottingPolly
        00.00.0000 00:00

        Пожалуйста, вот ссылка на материнскую плату на сайте производителя.

        Жёсткий диск, вероятнее всего, паль. На моей памяти, Тошиба никогда не выпускали дисков в корпусе из алюминия с такой обработкой.


        1. buratino Автор
          00.00.0000 00:00

          Пожалуйста, вот ссылка на материнскую плату на сайте производителя.

          в первом приближении похоже, хотя сайтом производителя это чудо можно назвать с большой натяжкой. Однако при более внимательном рассмотрении H55M3 не есть H55, конденсаторов разное количество, радиатор другого цвета. Буковки в озоновской версии доставляют

          скорей всего плата б/у и кетай кетайский. Драйвера, биос и все прочее с сайта производителя не скачать, где там лампочки питания или hdd покупатель будет определять методом научного тыка...


      1. RottingPolly
        00.00.0000 00:00

        И опять же, в комментарии я написал, что можно найти все данные, зная производителя и модель. Вы мне скинули две ссылки на товары, на которых нет ни того, ни другого. Не очень-то честно или не очень внимательно с Вашей стороны))0)0)


        1. buratino Автор
          00.00.0000 00:00

          товары - типичные для нынешнего Озона, причем палево в разделе жестких дисков выдается первым. т.е. "продвигается" за деньги.

          Кроме того, название товара, например, точное наименование материнской платы отдано на откуп продавцу. Как вы найдете точную документацию, если продавец перепутает, даже без злого умысла, буковки?

          Почему я собственно этот пост и собрался писать. Ну а отсутствие документации вообше на всех маркетплейсах дало второй толчек. Но народ не понял и заминусовал. Или, наоборот, маркетологи поняли и заминусовали.