Всем привет, сегодняшняя статья будет посвящена финансовой части жизни за границей, а точнее моему личному опыту открытия банковских счетов в  Великобритании.    

Предыстория

Мой путь жизни за границей начался в далеком 2017 году, тогда я первый раз переехал в Лондон, прожил там 9 месяцев и пользовался только картой Revolut (Нео-банк на подобие нашего Тинькофф), которой на тот момент мне хватало, за исключением пары раз, когда не смог оплатить услуги почты (точной причины уже не помню).

По истечении 9 месяцев в Англии я поехал в Нидерланды (Голландия), где прожил чуть больше 4-х лет. Во всей Голландии оплата товаров/услуг только дебетовыми картами Maestro, выпущенными местными банками, так что тут особо нечего интересного рассказать. Должно быть интересно, как они в ближайшее время будут переходить на обычные карты Visa/Mastercard или возможно вернутся к наличке. 

В после пандемийное время, по ряду обстоятельств (но это уже совсем другая история возможно для след статьи ;)), пришло время двигаться дальше и в июле 2022 я вернулся, сюрпириз-сюрприз, обратно в Лондон. По возвращении я столкнулся с вопросом куда перевести/где хранить накопления из Нидерландов? 

Сразу оговорюсь, что к сожалению, пользоваться Revolut как раньше я не смог, из-за отсутствия у них британской банковской лицензии и следовательно отсутствия страхования вкладов.

Ниже я поделюсь своим опытом открытия счетов в таких банках, как Monzo, Starling, NatWest, Halifax и Barclays. 

Я опишу процесс и скорость открытия счета, что понравилось и в итоге удалось ли мне открыть счет.

Поехали!

Monzo

Начну свой рассказ с банка Monzo. Это один из Нео-Банков/Диджитал-банков, то есть банки без отделений и только с мобильным приложением.

Банковская лицензия: Есть 

Мотивация: Один из лучших курсов обмена валют. Супер модное приложение, карты с крутым дизайном и удобной навигацией в приложении. На данный момент даже можно открыть накопительный счет и ISА счет (Individual Savings Accounts. Счет, ставка которого не облагается налогом до определенной суммы ). 

Процесс: Я установил приложение воспользовавшись линком “пригласи друга” от сотрудника банка. Установив приложение и введя персональную информацию: Имя, адрес, телефон и тд, у меня так же запросили видео верификацию (сделайть селфи-видео и сказать слова на экране). Следующие вопросы были: Откуда я планирую перевести деньги, сколько и как я буду ими пользоваться. Я указал, что часть денег переведу из Нидерландов, а также планирую получать зарплату. Так же запросили скан паспорта, скан ВНЖ и подтверждение адреса. На экране было написано, что заявку обработают в течении 1 рабочего дня. 3 дня спустя я получаю уведомление, что мне отказано в открытии счета, без указания причины (Банк имеет право это сделать и они об этом пишут в своих Terms&Conditions). Также они отдельно просят не связыватся с ними для уточнения причины и никакие документы не помогут мне открыть этот счет. 

Итог: Счет не открыт. 2 раза попытался обратиться в службу поддержки, которая сказала нет и не пишите нам. Тут смешно читать некоторые посты, что они заботятся о всех клиентах и каждую заявку рассматривают персонально. 

P.S. Многие знакомые и коллеги так же пытались открыть карту и столкнулись с тем же ответом, что и я. Однако попадались и счастливчики, владеющие картой Монзо.  


Starling

Еще один Нео-банк, по совместительству конкурент Monzo. 

Банковская лицензия: Есть 

Мотивация: понравилась их бизнес модель и то, что они первые вышли на операционную прибыль среди всех нео-банков в Англии. Так же знакомые пользуются довольно давно и претензий у них нет.

Процесс: Скачал и установил приложение. Ввел персональные данные: Имя, адрес, телефон и тд. В очередной раз у меня запросили видео верификацию. Также запросили скан паспорта, скан ВНЖ и подтверждение адреса. На экране было написано, что заявку обработают в течении 1-го рабочего дня. 20 минут спустя мне приходит запрос предоставить документ, подтверждающий адрес. Я загрузил тот же самый и через минуту у меня счет в Starling.

Сервисы: Быстро перевел все ежемесячные платежи на новый счет, в том числе зарплату. Открыл накопительный счет под 3.25% и доп счет, так называемая “Копилка”, куда переводятся остатки сумм с покупок. (например, купил на £1.60, сумма округлилась до £2 и 40 центов(пенсов) перевелось в копилку).

Итог: Счет  открыт. За полгода не было проблем с этой картой, везде ее принимают и приложение работает без проблем. 


NatWest

Я подумал, что было бы не плохо открыть счет в “традиционном” банке и мой взор упал в сторону NatWest. 

Банковская лицензия: Есть 

Мотивация: Понравились их ставки по депозитам и как мне показалось, процесс открытия должен был быть совсем легким. Спойлер - вышло не так, как я ожидал. 

Процесс: На сайте банка я заполнил заявку на открытие счета и дальше я попал на один из 3-х процессов подтверждение учетной записи: 

  1. Прийти в отделение с документами

  2. Получить письмо по почте и отправить его обратно с анкетой.

  3. Видео подтверждение. 

Мне достался вариант номер 2 и я ожидал письма. Хочу отметить, что письмо должно было прийти в течении 5-7-ми рабочих дней, при этом деньги на счет я должен был перевести в течении 10-ти рабочих дней (минимальный платеж в £100). Через 7 дней я получил письмо. В этот же день я заполнил анкету и отправил ее обратно в конверте, который прислал банк. 10 дней спустя никакого ответа нет и я пишу в службу поддержки, где мне говорят, что нужно ждать 20 дней. На 21-й день я получаю письмо, что документов нет и моя заявка закрыта. Обращаюсь к службе поддержки банка с вопросом, что может я лично приду в банк и предоставлю документы? На что получаю ответ, что такой возможности нет, открывайте новую заявку через 20 дней и возможно вас направят в отделение. 

Итог: Счет не открыт.  Мотивации проходить процесс заново у меня не было.  


Halifax

Продолжу свой рассказ про “банки-динозавры”. 

Банковская лицензия: Есть 

Мотивация: После провала с Natwest, я был в поиске другого “традиционного” банка,  выбор пал между LLoyd's, Halifax и Barclays. В Lloyds я не хотел, после неудачного опыта сотрудничества с ними на прошлой работе и подумал, что в Halifax крутая ипотечная программа, а вдруг созрею когда-нибудь. Выбор пал на него и как же долго я смеялся, когда осознал/выяснилось, что Halifax - это Lloyd’s group.

Процесс: На сайте банка я заполнил заявку на открытие счета. Загрузил список документов (Копия ВНЖ и подтверждение адреса) онлайн на сайте банка. В ответ: Ожидайте письмо с кодом, чтобы зайти в интернет банк. Через 4 рабочих дня пришел код, который я ввел и получил доступ в интернет банк, где уже был мой счет и реквизиты для пополнения. Далее следовал обычный банковский перевод и вот у меня уже накопительный счет в Halifax.

Сервисы: Крупный банк и предоставляет весь спект услуг. У них обычный накопительный счет. Понравилось, что счет можно открыть без банковской карты (довольно большая редкость). 

Итог: Счет открыт.  


Barclays

Далее уже было дело интереса и можно даже сказать исследования и я выбрал затестить один из самых древних “банков-динозавров”.

Банковская лицензия: Есть 

Мотивация: Барклайс предлагал лучшие ставки по ISA Cash 4% и я подумал, что еще один вклад на небольшую сумму с tax free звучит довольно привлекательно. 

Процесс: На сайте банка была рекомендация, что чтобы ускорить регистрацию, сделайте это через наше новое мобильное приложение. Я скачал приложение и прошел регистрацию. Не буду повторяться, данные те же самые как и везде. Дальше я попал в воронку: Обратитесь в отделение для завершения регистрации. Мне предложили выбрать время и место, но после выбора места возникла ошибка и процесс просто перестал работать. Я позвонил в службу поддержки и мне сказали, что такое случается и просто нужно зайти в любое отделение банка и меня верифицируют, просто возьмите ваш код (прислали на email), паспорт и подтвержение адреса. 

После новогодних праздников я отправился в отделение № 1, где мне сказали, что верификацию может сделать только один человек и он работает вторник-среда с 14:00 до 15:15. Сотрудник посоветовал отделение в 10 минутах, где этим вопросом занимаются “более оперативно”. 

Отделение № 2. На ресепшене, мне сказали, что без записи не работают, на мое высказывание, что в службе поддержки мне сказали другое, никак не отреагировали, но стоило мне только развернуться в сторону выхода, меня тут же остановил сотрудник и сказал, что раз у меня все есть, то меня сейчас примут. После 30-ти минут ожидания, меня вызвал сотрудник, которому я передал документы. Спустя 15-ть минут меня позвали к белой стене, где попросили взять паспорт и расположить рядом с лицом для фото, тоже самое повторить с подтверждением адреса. Программа не сработала с первой попытки и пришлось это повторять еще пару раз. В итоге спустя 45 минут мне открыли счет и посоветовали зайти в мобильное приложение. Смс-подтверждение сразу не пришло и я решил попробовать позднее уже из дома. 

Следующий день. Я запросил смс еще 2 раза и мое приложение заблокировали (превышен лимит запросов). Звоню в свою уже почти родную службу поддержки, где на запрос сбросить попытки мне говорят, что без операций по счету они не могут меня идентифицировать и что нужно ждать карту. Карта пришла через 5-ть дней и еще через 3 пин-код и код для входа в интернет банк. 

Для входа в мобильное приложение мне нужен был терминал. Пришлось запросить терминал, который похож на мини-калькулятор и шел почти 3 недели. 

Сервисы: Крупный банк и предоставляет весь спект услуг. Зайдя в мобильное приложение я был приятно удивлен. Оно действительно стоило всех мук и страданий.

Итог: Счет открыт.  Но give up’нуться(сдаться) хотелось раз 30. 

TL;DR. 

Мой совет всем кто переезжает в Англию, открыть счет в Starling для ежедневных операций, а для накопительных счетов , кредитных карт и ипотек - Halifax/Barclays. Но на вкус и цвет, как говорится.

Комментарии (12)


  1. Pas
    00.00.0000 00:00
    +2

    Кстати, у Революта есть карта Maestro специально для тех, кто указал свой адрес в Нидерландах или Германии. Тогда появляется возможность выбрать Maestro. Кстати, когда был в Нидерландах, расплачивался в Альберт Хейне картой Maestro тогда ещё российского банка, всё удалось. Но было очень давно.

    Бонусом фото из моей коллекции
    Бонусом фото из моей коллекции


    1. osmanpasha
      00.00.0000 00:00

      В Альберт Ханйе и обычные Visa/MasterCard работают. По моему опыту, они вообще почти везде в НЛ работают.


      1. hngivan Автор
        00.00.0000 00:00

        В прошлом году, в туристических зонах -не было проблем. Но как основная карта Visa/MC пользоваться по всей Голландии, все еще остается проблемой. В приоритете карты Mastero ING/ABN/RoboBank and etc.


      1. Pas
        00.00.0000 00:00

        Давно пора))

        Когда я там расплачивался, только чипнпин и маэстро там работали. Ну и кэш, конечно.


    1. Didimus
      00.00.0000 00:00

      То есть у них на рынке нет конкуренции платёжных систем?


      1. Pas
        00.00.0000 00:00
        +1

        Ну, вообще, в Европе очень интересный рынок платёжных систем. Не смотря на то, что у всех на слуху Виза/Мастер, почти в каждой стране, кроме совсем уж мелких, есть своя локальная, либо платёжная система в ко-бэйджинговом соглашении с одной из глобальных, либо по крайней мере свой собственный платёжный шлюз для процессинга собственных карт внутри страны. У меня внушительная коллекция банковских карт, и на европейских очень много внутристрановых бэйджей. Многие бэйджи фактически были поглащены (в первую очередь, Мастер Кардом), но некоторые вполне существуют до сих пор. Если не полноценный бэйдж типа российского "МИР", то по крайней мере свой аналог российского НСПК есть почти в каждой стране Европы.


  1. savostin
    00.00.0000 00:00
    +1

    К списку digital банков добавлю wise.com, thecreditthing.com и monese.com


    1. hngivan Автор
      00.00.0000 00:00

      Monese, Wise - довольно не плохие альтернативы, но как и Револют у них отсутсвует банковская лицензия. Но при всем при этом - юзер экспириенс у них довольно хороший.


      1. Pas
        00.00.0000 00:00

        У Революта в ЕС есть лицензия, к слову. И странно, что у них в Британии нет, учитывая, что они исторически оттуда.


        1. savostin
          00.00.0000 00:00

          А, кстати, какой отрицательный эффект у отсутствия лицензии? Как по мне, карточка работает - и отлично. Или лицензия только для депозитов имеет значение?


          1. aigoncharov
            00.00.0000 00:00

            Как я понимаю, вклад не будет застрахован и отсутствуют требования по обеспечению капитала, но могу ошибаться


          1. Pas
            00.00.0000 00:00

            Под упрощённой лицензией e-money institution деньги не застрахованы. Не то, чтобы вклады, а вообще все. Даже потерять 1-2 зарплаты, лежащие «на текущие расходы» больно.