Для кого эта статья: не знаешь, что такое доступность или только слышал о ней.


Кому нужна доступность

Согласно оценкам, 1,3 миллиарда человек, или каждый шестой человек в мире, страдает существенными ограничениями возможностей здоровья

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

В первую очередь «доступность» сайта нужна именно этим людям. И вот лишь несколько примеров зачем:

  • Визуальные или зрительные нарушения. Если пользователь не может увидеть интерфейс, то это не значит, что он не сможет им воспользоваться. Вопрос в том насколько ему будет «больно» пользоваться этим интерфейсом если он его может только слышать?

  • Физические или моторные нарушения. Трекпад или компьютерная мышь делают навигацию по сайту удобной — навел курсор на ссылку и кликнул по ней, profit! Что будет делать пользователь, который может пользоваться, например, только клавиатурой?

  • Неврологические нарушения. Анимация на сайте иногда может выглядеть как отдельный вид искусства — бывало у вас такое, что вы просто водили курсором по кнопке и смотрели как проигрывается какая‑то анимация? А еще анимация может вызывать приступы эпилепсии у людей — можно ли её как‑то отключить?

Этот список можно продолжать еще довольно долго, но, думаю, суть вы уловили: "Пользователи бывают разные и требование к интерфейсу у них тоже разные".


Зачем доступность бизнесу

И всё‑таки зачем бизнесу думать о доступности? Этот вопрос требует от компании и её сотрудников дополнительных усилий, времени, средств и т. д. Вот несколько примеров зачем:

  • Закон. В некоторых странах на законодательном уровне требуют делать онлайн сервисы доступными. В Соединенных Штатах пользователи еще и в суд обращаются если их не удовлетворила доступность сайта — в 2022 году было подано 3 255 исков и каждый год их число только растет. Российское законодательство тоже имеет ряд законов о доступности, но относятся они только к государственным сайтам.

  • Прибыль. Если у пользователя есть инвалидность, то значит ли это, что у него нет денег? Кажется, что не значит и даже есть исследования на эту тему. Click Away Pound Report утверждает, что e‑commerce в Великобритании ежегодно теряет 17,1 миллиарда фунтов стерлингов дохода, потому что почти 70% покупателей нуждающихся в доступности не могут воспользоваться сайтом.

  • Репутация. Пользователь заинтересован приобретать товары и услуги у социально ответственной компании. Не стоит забывать о влиянии репуатции на найм сотрудников. Согласно исследованию, проведенному LinkedIn, плохая репутация для компании с 10 000 сотрудников может стоить до 7,6 млн долларов в виде дополнительной заработной платы.

Список можно продолжать и дальше, но основна идея - компания может и должна быть заинтересована в доступности.


Кто занимается доступностью

Государство

На этом уровне создается законодательство в виде законов, актов, регламентов и т. д. помогающие людям с ограничениями получать доступные сревисы.

Организации

Есть различные организации, которые занимаются доступностью в разных сферах:

  • The W3C Web Accessibility Initiative (WAI)
    Разрабатывает стандарты и вспомогательные материалы, которые помогают понять и внедрить доступность.

  • Web Accessibility In Mind (WebAIM)
    Помогает организациям сделать их веб‑контент доступным для людей с ограниченными возможностями.

  • International Association of Accessibility Professionals (IAAP)
    Поддерживает профессионалов и организации в области специальных возможностей с помощью профессионального обучения, сертификации и сетей.

Специалисты*

  • Дизайнеры — создают UI/UX, который будет удобен и понятен людям с ограниченными возможностями.

  • Разработчики — создают сервис с использованием семанитических тегов, технологий по доступности и стандартов.

  • Тестировщики - проверяют сайт на соответствие стандартам по доступности.

*Для того, чтобы специалисты могли сделать сервис доступным в компании необходим выстроенный процесс.


Пользовательские инструменты для доступности

Инструменты, которыми пользуются люди с ограниченными возможностями можно разделить на две категории — аналоговые и цифровые.

Аналоговые инструменты

  • Braille display — устройство для отображения и набора текстов рельефно‑точечным шрифтом.

Humanware Brailliant BI 40X Braille Display
Humanware Brailliant BI 40X Braille Display
  • Mouse Alternatives — аналоги компьютерной мыши.

n-ABLER Pro Trackball
n-ABLER Pro Trackball
n-ABLER Pro Joystick
n-ABLER Pro Joystick
  • Accessible buttons — выносные кнопки.

Jelly Bean Mechanical Switch
Jelly Bean Mechanical Switch

Цифровые инструменты

  • Screen reader — превращает контент интерфейсов в речь или шрифт Брайля.

    • VoiceOver — скрин ридер для macOS и iOS

    • JAWS — скрин ридер для OS Windows

    • ChromeVox — скрин ридер для браузера Chrome

  • Color Contrast — изменяет цветовую схему интерфейса

  • Screen magnifier — увеличивает выделенную часть или весь интерфейс


Погрузиться в тему

Эта небольшая статья дает лишь общее представление о веб доступности. Если хочется узнать тему глубже, то вот список полезных и интересных материалов на эту тему, с которыми я очень советую ознакомиться:

Комментарии (0)