GPS была важной технологией на протяжении десятилетий, но у нее есть свои ограничения, особенно в городских районах, где сигналы могут быть зашумлены. Теперь инженеры в Нидерландах разработали «SuperGPS» — гибридную систему позиционирования, которая сочетает в себе беспроводные и оптические соединения для точного определения местоположения с точностью до сантиметра.

Каждый спутник GPS оснащен атомными часами, которые показывают чрезвычайно точное время, синхронизированное с часами на земле и на других спутниках. Приемное устройство связывается с несколькими спутниками одновременно и вычисляет свое положение в трехмерном пространстве на основе их координат с точностью до нескольких сантиметров.

Но это в идеальных условиях, и, конечно, в реальном мире обычно все не так. Здания и другие препятствия между приемником и спутниками могут нарушать прием сигналов и расширять окно погрешности до нескольких метров. Поскольку данные о местоположении становятся все более важными для будущих технологий, таких как автономные транспортные средства, поиск способов повышения точности становится все более важным. И вот здесь на помощь приходит SuperGPS. Исследователи из Делфтского технологического университета, Амстердамского свободного университета и VSL разработали альтернативную систему, которая работает по тому же принципу, что и спутниковая GPS, но работает исключительно на земле, подключаясь к существующим телекоммуникационным сетям.

«Спутники» в данном случае — это беспроводные радиопередатчики, разбросанные по городской местности. Вместо того, чтобы у каждого были свои атомные часы для отсчета времени, все они связаны с одними атомными часами через волоконно-оптические кабели, которые синхронизируют их. Затем они работают почти так же, как обычный GPS, когда приемные устройства триангулируют свое положение, связываясь с несколькими радиоузлами и вычисляя время, необходимое для передачи сигналов между каждым из них.

Прототип SuperGPS проходит испытания в кампусе TU Delft
Прототип SuperGPS проходит испытания в кампусе TU Delft

Команда говорит, что SuperGPS позволяет избежать проблемы отражения радиосигналов зданиями за счет использования большой «виртуальной» полосы пропускания, состоящей из нескольких меньших участков полосы пропускания. Это производит сигналы, подобные тем, которые используются мобильными телефонами, позволяя им игнорировать помехи от зданий и других объектов. Команда говорит, что при тестировании прототипа гибридной оптико-беспроводной системы SuperGPS смог отслеживать устройства с точностью до нескольких десятков сантиметров в оживленной среде. Такая система не заменит GPS, но может работать с ним для более точного отслеживания в городских районах или обеспечивать резервную систему в случае сбоя.

В настоящее время точное отслеживание в городских районах достигается с помощью Wi-Fi.

Комментарии (6)


  1. LordDarklight
    03.04.2023 12:32
    +7

    GPS-cпутников в космосе не так уж много, их положение чётко выверяется, достаточно легко корректируется и контролируется.

    Но предлагаемая наземная система куда более разрозненная, её калибровка более сложна, как и синхронизация. Не то, чтобы это всё было не реально, пока это кажется пока труднореализуемым


    1. agalakhov
      03.04.2023 12:32

      Спуфить будет еще легче.


  1. Javian
    03.04.2023 12:32

    Китайцы успешно используют 5G для позиционирования беспилотных грузовиков в карьере.


    0:32

    Chinese metal miner uses 5G unmanned excavator in production



    1. LordDarklight
      03.04.2023 12:32
      +3

      Карьер - это тот же космос в миниатюре и не сильно сложнее - там всё достаточно упорядоченно и легко измеримо. Другое дел - город - это настоящий хаос и много сложностей в измерениях большое число помех всё это помноженное на большое число маячков! Я не говорю, что это тупик - я просто намекаю на куда более высокий уровень сложности задачи, чем кажется на первый взгляд!

      Но.... если в технологии есть Ноу-хау когда эти маячки самостоятельно решают все эти проблемы после плановой ручной расстановки (по заранее автоматически рассчитанной карте, которую ещё фиг знает как с нужной детализацией ещё надо эффективно собрать, и в дальнейшем обновлять), т.е. датчики сами между собой определят и взаимные расстояния и взаимные погрешности измерений, и если что - дадут указания к перестановке - с минимальным числом шагов-повторов. Тогда да - это действительно интересно и это действительно прогресс - но об этом в статье ни слова - национальные секреты 12-го уровня?


  1. pberezin12
    03.04.2023 12:32
    +2

    Несмотря на неоднократные предупреждения, российские авиакомпании продолжали брать в лизинг и закупать иностранную авиационную технику, игнорируя требования установки на ней оборудования ГЛОНАСС. Теперь в режиме ошпаренной кошки будут искать решение. А оно одно — ставить во всех аэропортах станции ГЛОНАСС для обеспечения высокоточного навигационного сигнала и устанавливать приемники ГЛОНАСС на всех эксплуатирующихся в нашей стране самолетах. Причем в обязательном порядке. Это копеечные расходы по сравнению с ценой жизни пассажиров


    1. Tim777
      03.04.2023 12:32

      Цена жизни пассажира для компании ~ 2 млн руб. Это для Вас ваша жизнь бесценна, но не для экономики.