«Железная дорога - это не только средство сообщения, но и средство образования» Л.Н.Толстой

Промт: Поезд следующий в будущее, Россия, новая реальность
Промт: Поезд следующий в будущее, Россия, новая реальность

Введение

Вы когда-нибудь мечтали путешествовать со скоростью света? Или увидеть собственными глазами, как выглядит Сибирь зимой? Или просто сэкономить время и деньги на дальних поездках? Если да, то вы заинтересуетесь тем, что происходит на российской железной дороге. Россия вкладывает огромные ресурсы в развитие своей железнодорожной сети, строя новые магистрали, модернизируя старые, вводя в эксплуатацию суперсовременные поезда и локомотивы. Это не только повышает качество транспортного обслуживания, но и способствует интеграции и развитию разных регионов страны. В этой статье я расскажу вам о том, как Россия строит современную железную дорогу, которая может стать одной из лучших в мире, и о том, какие перспективы и вызовы она ставит перед собой и перед нами.

Цифровизация инфраструктуры

РЖД активно цифровизирует свою инфраструктуру, которая состоит из более 85 тыс. км железнодорожных путей, 1,3 тыс. станций, 20 тыс. мостов и путепроводов, 1,5 тыс. тоннелей и других объектов . Цель этого процесса - повысить безопасность, надежность и эффективность эксплуатации железной дороги, а также улучшить качество обслуживания клиентов. Для этого РЖД использует различные технологии, такие как:

  • Промышленный интернет вещей (IIoT) - сеть устройств и датчиков, собирающих и передающих данные о состоянии инфраструктуры в режиме реального времени. Например, РЖД устанавливает датчики на рельсы, стрелки, опоры контактной сети и другие элементы пути для мониторинга их износа, деформации, температуры и других параметров . Это позволяет своевременно выявлять и устранять неисправности, а также планировать ремонтные работы

  • Big Data - большие массивы данных, получаемые из разных источников (спутниковая навигация, видеонаблюдение и т.д.), которые анализируются с помощью специальных алгоритмов для выявления закономерностей, тенденций и прогнозов. Например, РЖД использует Big Data для оптимизации графиков движения поездов, расчета оптимальной скорости и маршрута следования, управления грузопотоками и спросом на перевозки . Это позволяет повысить пропускную способность железной дороги, сократить затраты на энергоносители и уменьшить выбросы вредных веществ.

  • Интеллектуальные управляющие системы - системы автоматизации и цифрового управления различными процессами на железной дороге с использованием элементов искусственного интеллекта, машинного обучения и нейронных сетей.

Например РЖД внедряет системы технического зрения (СТЗ), которые позволяют автоматически распознавать и классифицировать объекты на изображениях и видео. СТЗ используются для контроля составов поездов, определения номеров вагонов и контейнеров, проверки наличия и исправности тормозных колодок, датчиков и других узлов . Это позволяет повысить точность и скорость обработки информации, а также снизить риск ошибок и аварий.

Системы технического зрения

Система технического зрения «Техновизор»
Система технического зрения «Техновизор»

Как контролируются составы поездов? Как проверяются номера вагонов и контейнеров? Как обнаруживаются повреждения тормозных колодок, датчиков и других узлов? Раньше это делали люди — инспекторы, машинисты, диспетчеры. Но человеку свойственно ошибаться, уставать, забывать. А если произойдет авария или задержка? А если поезд перевозит опасный груз или ценные товары? А если поезд едет со скоростью 300 км/ч? Для таких случаев РЖД внедряет системы технического зрения (СТЗ), которые позволяют автоматически распознавать и классифицировать объекты на изображениях и видео. СТЗ используют камеры, лазеры и радары для съемки поездов с разных ракурсов и расстояний. Затем изображения обрабатываются специальными программами на базе нейронных сетей — алгоритмов, которые имитируют работу человеческого мозга. Таким образом, СТЗ могут определить номера вагонов и контейнеров, проверить наличие и исправность тормозных колодок, датчиков и других узлов , а также обнаружить препятствия на пути поезда, такие как люди, животные, предметы или снег. СТЗ передают полученную информацию в центр управления движением, где она анализируется и используется для принятия решений об оптимизации маршрутов, скоростей и расписаний поездов, а также для предотвращения аварий и задержек. СТЗ повышают безопасность, эффективность и качество железнодорожного транспорта. Они также снижают затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию поездов, а также на оплату труда персонала. СТЗ являются одной из составляющих концепции «умной железной дороги», которая предполагает широкое использование цифровых технологий на всем пути следования поезда — от отправления до прибытия. РЖД активно развивает и внедряет СТЗ на разных участках своей сети. Например, на Московском центральном кольце (МЦК) планируется запустить в тестовую эксплуатацию беспилотный электропоезд, оснащенный СТЗ четвертого уровня автоматизации, когда машинист отсутствует в поезде. На Северо-Кавказской железной дороге успешно прошли испытания бортовой системы технического зрения (БСТЗ) на маневровых локомотивах. На Западно-Сибирской железной дороге работает стационарная система технического зрения (ССТЗ) для контроля номеров вагонов и контейнеров. В будущем РЖД планирует расширить применение СТЗ на всей своей инфраструктуре и подвижном составе.

Виртуальная реальность на железной дороге

Промт: виртуальная реальность, пассажиры поезда, будущее, научные технологии
Промт: виртуальная реальность, пассажиры поезда, будущее, научные технологии

А вы знаете, что поезда могут не только ездить, но и погружать вас в другие миры? Да-да, вы не ослышались. Виртуальная реальность — это технология, которая позволяет создавать иллюзию присутствия в любой среде с помощью специальных устройств, таких как очки, шлемы или перчатки. Виртуальная реальность может использоваться для развлечения, обучения, тренировки и многого другого. И железная дорога — это одна из областей, где виртуальная реальность находит свое применение. Как это возможно? Благодаря технологиям NVIDIA и других компаний, которые разрабатывают решения для виртуальной реальности. Виртуальная реальность может использоваться для создания иммерсивных симуляторов для обучения и тренировки персонала железной дороги. Например, машинисты, диспетчеры и инспекторы могут учиться и совершенствоваться в управлении поездами, решении экстремальных ситуаций и контроле за безопасностью движения в виртуальной среде, которая полностью имитирует реальную. Таким образом, они могут повышать свои навыки и компетенции без риска для себя и окружающих. Виртуальная реальность может использоваться для создания интерактивных развлечений для пассажиров поездов. Например, пассажиры могут надеть очки виртуальной реальности и перенестись в любое место или время по своему выбору. Они могут посетить экзотические страны, побывать в прошлом или будущем, поиграть в игры или посмотреть фильмы в виртуальном кинотеатре. Таким образом, они могут скрасить свое путешествие и получить незабываемые впечатления. Виртуальная реальность может использоваться для создания новых бизнес-моделей и услуг для железнодорожных компаний. Например, железнодорожные компании могут предлагать своим клиентам не только перевозку грузов или пассажиров, но и виртуальные туры по интересным местам или событиям. Они могут также использовать виртуальную реальность для продвижения своего бренда и привлечения новых аудиторий. Таким образом, они могут расширять свой рынок и повышать свою конкурентоспособность.

Умные поезда и станции

Промт: Российские железные дороги, умная станция
Промт: Российские железные дороги, умная станция

РЖД также развивает концепцию умных поездов и станций, которые обладают высокой степенью автоматизации и адаптивности к изменяющимся условиям. Умные поезда оснащаются различными системами ИИ, которые позволяют им самостоятельно управлять своим движением, анализировать свое состояние и окружающую среду, а также взаимодействовать с другими поездами и диспетчерским центром. Например, РЖД экспериментально запустила беспилотный маневровый локомотив на базе Cognitive Rail Pilot - системы помощи машинисту от Cognitive Pilot (дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies) . Эта система использует камеры, лидары и радары для обнаружения препятствий на пути, а также нейронные сети для распознавания светофоров, знаков и других объектов . Это позволяет локомотиву самостоятельно определять скорость, торможение, ускорение и остановку. Умные станции оснащаются различными системами ИИ, которые позволяют им автоматически управлять своей работой, анализировать потребности пассажиров и предоставлять им различные сервисы. Например, РЖД внедряет системы биометрической идентификации пассажиров по лицу или голосу, которые позволяют им быстро проходить на станцию и в поезд без бумажных документов . Также РЖД использует системы видеоаналитики для контроля за порядком и безопасностью на станциях, а также для определения направления движения пассажиров и оптимизации работы персонала . Кроме того, РЖД развивает системы виртуальной реальности (VR) для обучения персонала и повышения качества обслуживания клиентов. Например РЖД развивает системы виртуальной реальности (VR) для обучения персонала и повышения качества обслуживания клиентов. Например, РЖД использует VR-симуляторы для подготовки и аттестации машинистов, диспетчеров, стрелочников и других специалистов . Это позволяет им тренироваться в различных ситуациях, включая экстренные и нештатные, без риска для жизни и здоровья. Также РЖД применяет VR-технологии для демонстрации своих услуг и проектов потенциальным клиентам и партнерам .

Квантовые технологии

Промт: Работник железной дороги, Россия, будущее
Промт: Работник железной дороги, Россия, будущее

Российская железная дорога (РЖД) является одним из ведущих разработчиков и применителей квантовых технологий в России. Компания считает, что эти технологии способны улучшить безопасность и эффективность ее работы. РЖД строит квантовые сети связи на основе своих оптоволоконных линий, которые соединяют разные части страны. Эти сети используют квантовые состояния фотонов для кодирования и передачи данных, которые нельзя перехватить без изменения их свойств. Таким образом, квантовые коммуникации гарантируют абсолютную защиту информации от атак и подмены.

В 2021 году была запущена первая линия квантовой связи длиной 700 км между Москвой и Санкт-Петербургом. Это стало важным достижением для показа возможностей технологии и ее превосходства над обычными методами связи. По планам РЖД, к 2024 году квантовые сети должны распространиться на 7 тыс. км и охватить основные направления железнодорожного транспорта.

Для осуществления этого амбициозного проекта РЖД планирует вложить большие средства, часть из которых будет получена из федерального бюджета, часть – из собственных средств РЖД, а часть – из внебюджетных источников. Кроме того, РЖД инициировала разработку национальных стандартов для технологий квантовых коммуникаций и квантового интернета вещей (IoT), которые помогут унифицировать разработки в этой области и способствовать их коммерческому применению.

Квантовые технологии – это не только перспектива для будущего, но и реальность настоящего. РЖД доказывает, что Россия не отстает от мировых лидеров в этой сфере, а наоборот – занимает активную позицию и стремится стать одним из ключевых игроков на рынке квантовых решений.

Заключение

В заключение, можно отметить, что современная железнодорожная инфраструктура является одним из важнейших элементов развития любой страны. В России в последние годы произошел значительный рывок в модернизации и расширении железнодорожных сетей, что способствует повышению эффективности и конкурентоспособности транспортной отрасли, а также обеспечивает более комфортные условия для пассажиров и грузоперевозок.

Одним из ключевых направлений развития железнодорожного транспорта в России является внедрение современных технологий и улучшение качества сервиса. Новые высокоскоростные линии, современные поезда и инфраструктура позволяют значительно сократить время в пути и повысить уровень комфорта для пассажиров. Более эффективная логистика и транспортировка грузов также способствуют росту экономики и конкурентоспособности страны в мировом масштабе.

Однако, важно не забывать о необходимости сохранения и реставрации исторических памятников железнодорожной инфраструктуры, которые являются частью культурного наследия и истории нашей страны.

В целом, модернизация железнодорожной инфраструктуры России позволяет повысить уровень развития экономики, улучшить условия перевозок и повысить комфорт для пассажиров. Но важно продолжать работу над совершенствованием и развитием железнодорожной отрасли, чтобы Россия могла уверенно конкурировать в мировом транспортном рынке и обеспечивать максимально комфортные условия для своих граждан и бизнеса.

Комментарии (95)


  1. paparazi430 Автор
    09.04.2023 05:45
    -1

    Для людей “объективных” и знающих “правду” выйдет вторая часть статьи на конкурс с критикой (это задумывалось с самого начала), чтобы оценить эту сферу с одной и с другой стороны.


  1. Gorthauer87
    09.04.2023 05:45
    +5

    Хм, реклама Кандинского?


    1. Vsevo10d
      09.04.2023 05:45
      +30

      Это конкурс йуных талантов, анонсированный на Хабре. Все сразу закидали ленту нейросетевыми высерами в качестве КДПВ.


    1. Ox2A
      09.04.2023 05:45
      +9

      По моему, вставлять такие изображения в статью не посвященную развитию нейронных сетей - это плохой тон. Смотришь это и как-то совсем не верится, что в РЖД все нормально, если даже в статью о "прорывных отечественных инновациях" нельзя нормальный рисунок с параллельными рельсами вставить.


      1. PereslavlFoto
        09.04.2023 05:45
        -2

        За нормальный рисунок РЖД требует заплатить деньги, а из нейросети рисунок бесплатный.


  1. miga
    09.04.2023 05:45
    +25

    Как там дела с локомотивами от сименса и талго, импортозаместили?


    1. konst90
      09.04.2023 05:45
      +23

      За Сименсы не скажу, но процесс идёт (модели локомотивов называть не буду, уж извините). По крайней мере в части виброопор двигателей, которыми я занимаюсь - успешно заместили пару изделий Voith, сейчас работаем ещё над одним от Stop-Choc. И это не копия, а новая конструкция с сохранением присоединительных размеров и характеристик.


      1. cofein51
        09.04.2023 05:45

        ну вот, а у нас отменили каки-то локомотивы, мол запчастей нет заморских, и своих тоже.
        Жду что скоро будем опят на угле кататься.
        В итоге условные 800км поезд едет с одним локомотивом, а дальше с другим....


    1. rezdm
      09.04.2023 05:45

      Ну как же, на 90%* заместили


      * по массе


  1. Myclass
    09.04.2023 05:45
    +4

    Что это было? Фантастика? Классный полёт мысли автора!


  1. eps
    09.04.2023 05:45
    +33

    РЖД внедряет системы биометрической идентификации пассажиров по лицу или голосу
    Также РЖД использует системы видеоаналитики для контроля за порядком и безопасностью на станциях

    Ничего хорошего, конечно


  1. PereslavlFoto
    09.04.2023 05:45
    +17

    Давайте начнём с резкого вопроса.


    Wi-fi во всех междугородних поездах уже работает?


    А создавать цифровые фотографии вокзалов и мостов уже можно?


    1. Bizonozubr
      09.04.2023 05:45
      +6

      Чем дальше к ДВ, тем всё хуже. Я, как частый пользователь поезда "Ненюгри - Хабаровск", могу вам с уверенностью сказать - мобильная связь на протяжении всего пути не везде есть, про Wi-Fi можно вообще и не вспоминать.


      1. PereslavlFoto
        09.04.2023 05:45
        +5

        Значит, у революции на рельсах огромное будущее! Сколько всего ещё удастся сделать, какие задачи можно будет поставить!


      1. TheRaven
        09.04.2023 05:45
        +3

        ДВ? Хабаровск? Саратов<>Пенза! Мобильная связь только вблизи станций.


  1. samsond78
    09.04.2023 05:45
    +28

    Интересно, но кажется более важным восстановление пассажирского движения там, где оно еще недавно было, а теперь почему-то нет... Может это неочевидно некоторым, но жд состоит не только из линии СПб-МСК и МСК-Сочи, и нужна не для выпендрежа квантовыми штуками, а чтобы обеспечить связность страны, дать возможность удобно передвигаться людям. Без людей вы не нужны.


    1. Orbit67
      09.04.2023 05:45
      +3

      Ресурсо-добывающей колонии люди не нужны, вся логистика будет автоматизирована.


    1. Dolios
      09.04.2023 05:45
      +6

      Перевозка людей для ржд убыточна (по их словам). Это вы ржд не нужны, к сожалению.


      1. samsond78
        09.04.2023 05:45
        +8

        А это вроде бы вопрос не коммерческой эффективности, а принципиального существования страны, заселенности территорий. Нет смысла обсуждать его через призму денег (также как и образование, кстати, и здравоохранение). Вы видели, что происходит, например, в г. Осташков? Центр России, между прочим. Жд через него пока проходит, вокзал там есть, но пассажирский поезд останавливается пару раз в год на праздники. Раньше дважды в день. И такое на большой части жд веток в центральной России.


        1. Dolios
          09.04.2023 05:45
          +2

          Я с вами согласен, но это забота государства, а ОАО РЖД, это коммерческая компания, хоть и принадлежащая этому самому государству.


          1. samsond78
            09.04.2023 05:45
            +2

            То, что РЖД - "коммерческая" компания - это издержки приватизации. В большинстве европейских государств жд - типа "коммерческая", но контролируется государством. Также кстати как и крупные авиакомпании, а также компании, производящие самолеты. Но решают эти компании в первую очередь задачи государства.


            1. PereslavlFoto
              09.04.2023 05:45
              +2

              Задача государства в России состоит в том, чтобы получить наши деньги.


              1. Wesha
                09.04.2023 05:45
                -1

                ВНЕЗАПНО, это задача любого государства чуть более чем везде.


        1. PereslavlFoto
          09.04.2023 05:45
          -1

          В 1991 году в России была революция, после которой больше нельзя обсуждать через призму морального долга, общей мерой стали деньги. Жители города Осташков не хотят платить за железнодорожный транспорт. Да чего уж там говорить, жители всех городов не хотят платить. Приходится дотировать перевозки.


      1. Arhammon
        09.04.2023 05:45
        +3

        Учитывая смешную разницу в цене с авиаперелётом, не понятно зачем людям была нужна РЖД. Ну до последнего времени... да и сейчас еще, пока самолеты летают, только побухать пару суток или если боязнь авиаперелётов...


        1. samsond78
          09.04.2023 05:45
          +2

          Потому что прямой авиаперелет в г. Осташков организовать трудновато, а жд там уже проходит.


          1. Arhammon
            09.04.2023 05:45

            Прямые поезда тоже не во всех городах останавливаются. В совсем мелких городах и селах ЖД пути может есть, но держать станцию там никто не будет, собственно их выпиливают вроде как всё последнее время. Даже автобусы, даже газельки вымирают потихоньку в провинции. Одни ларгусы скоро останутся такими темпами. Да и то с какой периодичностью они разбиваются на встречке, так ни населения ни ларгусов не останется...


            1. samsond78
              09.04.2023 05:45

              Ну вот еще лет 10 назад были поезда, которые останавливались в 10 пунктах между МСК и СПб. Потом их не стало, все ехали с остановкой максимум в Твери, Бологое, Малой Вишере. Пару лет назад появилась ласточка СПб-МСК снова "со всеми остановками". Для меня лично это стало возможностью сэкономить часа 2 на пути в командировку, т.к. не нужно доезжать до центра Москвы, чтобы потом вернуться назад и выйти в Клину. А для жителя Клина это возможность поехать к родне в Малую Вишеру, которой таки многие пользуются судя по тому где заходят-выходят люди в этой ласточке. Какие проблемы часть поездов оставить экспрессами, а другую часть проводить не самым коммерчески эффективным, зато социально значимым маршрутом? Когда я был мелкий, то ездил на поезде от одной бабушки к другой на прямом поезде за 5-7 часов между ст. Вязьма и ст. Брасово. Было норм. Теперь же такая дорога занимает сутки!!!


              1. PereslavlFoto
                09.04.2023 05:45

                другую часть проводить не самым коммерчески эффективным, зато социально значимым маршрутом

                Никто не соглашается за это платить.


                1. samsond78
                  09.04.2023 05:45

                  Выше верно сказано, что государство должно за это платить. И оно таки платит РЖД, но деньги уходят на внедрение НЕХ и стратсессии, закупку немецких поездов в три цены или дороже. Если бы автор обсуждаемой статьи привел в качестве вывода из рассказа о квантовых свистоперделках, то как они помогут в решении вопроса доступности жд хотя бы там, где она уже есть, но никого не возит - был бы люто заплюсован как мне кажется.


                  1. PereslavlFoto
                    09.04.2023 05:45

                    В смысле, чтобы в рассказе про НЕХ автор показал, как НЕХ помогает возить людей? В силу определения НЕХ не умеет возить людей. Задача непосильна.


                1. samsond78
                  09.04.2023 05:45

                  Вы пробовали купить билет СПб-МСК? Часто бывает что их тупо нет дня на 2-3 вперед. В этом смысле если бы были поезда, идущие другим маршрутом и на пару часов подольше, их бы покупали. Собственно они и были...


      1. KotovladeletsGT
        09.04.2023 05:45
        +1

        Она действительно убыточна. Как нам объясняли, перевозка людей на обычной пригородной электричке из города в пригороды и обратно окупается только 1,5-2 месяца в году, когда электричка битком набита. РЖД же перераспределяет доходы таким образом что по факту за проезд бабушки с внуками на дачу платит какое-либо промышленное предприятие, пользующееся услугами РЖД. Ибо как уже правильно сказали, поезда стране необходимы. Так что система получается примерна та же, что и с электроэнергией - простой городской житель платит за свет сильно ниже себестоимости, а разница в прибыли компенсируется за счёт заводов, дата-центров и иже с ними.


        1. Arhammon
          09.04.2023 05:45

          Там вроде не совсем все так просто даже с электроэнергией - оптовые тарифы на саму электроэнергию ниже, чем тарифы для физиков...


  1. jobber_man
    09.04.2023 05:45
    +60

    Как контролируются составы поездов?

    Проводница выходит на станции и ломиком обстукивает наледь?

    Они также снижают затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию поездов, а также на оплату труда персонала.

    Затраты на персонал снижает вывод персонала за штат.

    А если поезд едет со скоростью 300 км/ч?

    Ну они там в этих ихних заграницах сами как-нибудь разберутся. РЖД туда все равно не ездит.

    Виртуальная реальность на железной дороге

    О, да! Ходят слухи, что на верхах, кроме виртуальной, другой реальности давно уж нет.

    А вы знаете, что поезда могут не только ездить, но и погружать вас в другие миры? Да-да, вы не ослышались.

    Единственная технология РЖД, действительно, не имеющая аналогов в мире. 20-30 часов от Москвы, и ты как будто на другой планете.

    В 2021 году была запущена первая линия квантовой связи длиной 700 км между Москвой и Санкт-Петербургом.

    По семьсот на рыло на Ленинградском, и, не успел моргнуть, твое тело чудесным образом уже материализовалось на Московском и ищет хоть что-то открытое в пять утра на Лиговском. Технология, безусловно, очень крутая и многими нежно любимая, но ей полтора века уже.


    1. de-Bill
      09.04.2023 05:45
      +8

      Единственная технология РЖД, действительно, не имеющая аналогов в мире. 20-30 часов от Москвы, и ты как будто на другой планете.

      "Всего 100 км от Москвы -- и вы в России" - это пословица придумана 100 лет назад и будет верна еще 100.


  1. sdy
    09.04.2023 05:45
    +7

    Квантовые технологии это хорошо, но без зарплат обычным железнодорожникам ничего не получится. А ЗП в отрасли на уровне работников общепита.


    1. Dolios
      09.04.2023 05:45
      +4

      А ЗП в отрасли на уровне работников общепита

      Это вы так хотели сказать, что работники общепита люди второго сорта и им можно копеечные зарплаты платить?


      1. sdy
        09.04.2023 05:45
        +5

        Хм, не понимаю вашей пассивной агрессии.

        Давайте так - при всем моем уважении к людям любых профессий, на железных дорогах уровень ответственности намного выше. Еще и спецы нужны, много и разных. А те ЗП, что сейчас, не мотивируют вообще никак к тому, чтобы всю жизнь посвятить себя развитию автоматики, связи и т.д. на железных дорогах.


        1. KotovladeletsGT
          09.04.2023 05:45

          Подписываюсь под каждым словом. После пяти лет обучения на специалитете идти в жару бригадой копать траншею под кабель (при уголовной ответственности за дачу ложной свободности и иные действия, нарушающие БДП), за з/п 50-60к рублей что-то как-то не очень хочется!


          1. Wesha
            09.04.2023 05:45

            А что, разве есть такие, кому не хочется грести бабло лопатой и не нести никакой ответственности?


        1. SAWER
          09.04.2023 05:45

          Куда ни плюнь - ответственность высокая.
          По мне так, общепит - очень ответственная профа. Приготовишь плохо, стол не протрёшь, холерку занесёт и сядешь лет на много.

          Ответственность - это не то, за что надо платить сильно больше. Ответственность в первую очередь должна быть на бизнесе(государстве). А её нет. Тогда и платить больше незачем.
          Ну и если где-то требуется высокая ответственность, то в первую очередь это говорит о том, что ответственность в этой сфере надо снимать с человека, а не доплачивать.


          1. sdy
            09.04.2023 05:45

            Интересная мысль об ответственности, которая не должна лежать на работнике. Что то в этом есть. С другой стороны это грозит обезличиванием профессий.

            Кстати говоря, повар на железной дороге, тоже особая профессия. Питался я как-то в доме отдыха локомотивных бригад - вот это сервис был, не в каждом ресторане такое найти можно.


  1. Bluewolf
    09.04.2023 05:45
    +14

    Написано нейронкой.


  1. Wesha
    09.04.2023 05:45
    +2

    Промт: Поезд следующий в будущее, Россия, новая реальность

    Вывод: в новой реальности России будущего никто не умеет читать. Или писать.


    1. Old_mammoth
      09.04.2023 05:45
      -2

      Не совсем так. На боку локомотива отчетливая надпись nil. Видимо, на что-то нейронка намекала.


  1. smoluks4096
    09.04.2023 05:45
    +22

    Довольно иронично читать это из Сербии, которая действительно запускает 200 км/ч поезда без нейронок, машинного зрения, бигдаты и написания статей ни о чем конкретном


    1. woozle
      09.04.2023 05:45
      +12

      Довольно иронично читать этот комментарий про Сербию, которая запустила 200км/ч движение на участке, построенном на деньги РФ и Китая генподрядчиками из РФ и Китая, с околонулевым использованием своих, сербских технологий. Подвижной состав - швейцарский, закупленный в лучших славянских традициях по очень завышенному прайсу.

      Также для справки: 200км/ч там разрешено только от 36+206 до 61+846, т.е. всего чуть более, чем на 25км., а после следующих выборов очень вероятно снижение скорости и на нем, ибо без обслуживания (а у оператора нет ни одной нормально действующей ВПР, тем более для скоростной линии) это все быстро становиться небезопасным.


      1. Andreyika
        09.04.2023 05:45
        +3

        А РФ и Китай построили только 25 км или в чем проблема с остальным?


        1. woozle
          09.04.2023 05:45
          +5

          Всего модернизировали 77км (Белград–Нови Сад). Из них на 25км разрешенная скорость 200, еще около 10км - 160, остальное - 120 и ниже. Сейчас строят еще Нови Сад–Суботица, а следом - Суботица–Хоргош. Суммарно будет около 200км скоростной линии, но разрешенная 200км/ч будет далеко не везде, а дай бог на половине длины.

          Также есть скоростной участок в направлении Хорватии (в сторону Шида), но там тоже только до 160км/ч разрешенная.

          Проблема только с тем, что каждые следующие +20км/ч разрешенной скорости требуют огромных допзатрат в строительстве и последующей эксплуатации. Поэтому, если нет реальной потребности в обеспечении высокоскоростного перемещения между городами - никто в это не вкладывается. Справедливости ради, между Белградом и Нови Садом тоже не особо нужно все это, поэтому мое личное мнение - вложились в это дело китайцы для формирования коридора для быстрого и надежного грузового сообщения из портов Греции в Центральную Европу.


          1. deseven
            09.04.2023 05:45
            +3

            между Белградом и Нови Садом тоже не особо нужно все это

            Быстрая связь между двумя крупнейшими городами не нужна, ага. А между тем это открыло гораздо больше возможностей, потому что теперь вполне реально жить в НС и работать в Белграде, ведь время на дорогу можно уложить в час (полчаса поезд, полчаса на дорогу до ЖД станции), что даже меньше, чем тратит внушительная часть жителей Москвы, к примеру. И такие люди вполне себе появились, субъективно нагруженность этой ветки сильно возросла после запуска быстрых поездов. Не стоит недооценивать эффект снижения времени в пути в 2-3 раза, не говоря уже о крайне выгодной стоимости проезда, с которой те же автобусы не в состоянии конкурировать.

            Конечно, могли бы сэкономить на постройке пути и инфраструктуры под 160 км/ч, но тут уже вмешалась политика и громкие лозунги вида "первая скоростная ветка в Ex-Yu республиках". Увы.

            Не стоит также и забывать, что дорога БГ - НС это часть дороги БГ - Будапешт, быстрая связь с которым также очень важна. И там как раз из-за удаленности лишние 20-40 км/ч даже на небольших участках могли бы играть существенную роль.

            Еще хочу заметить про "построенном на деньги РФ и Китая генподрядчиками из РФ и Китая". Это была не благотворительность, а кредиты, что является абсолютно нормальными реалиями для любой небольшой страны - у них банально нет в моменте столько денег на подобные инвестиции. Да, возможно эти кредиты в итоге спишут или закроют новыми кредитами, но в любом случае говорить о том, что это построено на чьи-то деньги как минимум некорректно.

            То же самое про технологии - маленькая небогатая Сербия и не должна вдруг начинать заниматься импортозамещением и тратить силы на подобный сизифов труд, если можно просто пригласить исполнителя откуда угодно. ЖД мост в НС под эту ветку строили турки, например, что в этом плохого?


            1. woozle
              09.04.2023 05:45
              +3

              Так я нигде и не говорил про то, что это все плохо. Я просто утрировано ответил на противопоставление "маленькой гордой Сербии", которая "сама без пафоса построила высокоскоростное движение 200км/ч", "большой немытой России", которая только "понтуется бигдатой и машинным зрением на своей железной дороге времен царя Гороха". Все не так однозначно, и ж/д в России на самом деле по праву является одной из мировых лидеров в области цифровых технологий в этой отрасли. Просто так сложилось, что свое бревно в глазу нам ближе и милее, про него мы больше знаем и всегда готовы поругать :)


      1. smoluks4096
        09.04.2023 05:45

        >Подвижной состав - швейцарский
        А вы таки считаете целесообразным в современном мире пытаться всё тащить в одно рыло?


    1. Interfer
      09.04.2023 05:45

      Часто езжу по ветке Белград-Бар... В целом комфортно, за одним исключением. Внезапно попадаю из Сербии и Черногории в Югославию)


      1. sergeaunt
        09.04.2023 05:45

        О, а есть еще более югославская Югославия, чем Белград? Забавно) Я пока в окрестностях не был, но по моим впечатлениям от общей серости и обшарпанности, повсеместных граффити, валяющегося мусора, так и должен выглядеть настоящий Детройт югославский город.


        1. Interfer
          09.04.2023 05:45

          Да, граффити - бич Белграда. Но жд ветка Белград - Бар - это... не знаю как объяснить. В общем, там старые поезда, старые вагоны. Чистые, даже не особо обшарпанные, но старые. Поезд едет очень медленно. При том, что он в пути 12 часов запросто может опоздать на три (!!!). Все какое-то винтажное. Очевидно, именно Югославское.

          Мне не довелось ездить по другим направлениям и допускаю, что на них работают другие подвижные составы. Может там все как-то иначе. Но что видел, то видел)


          1. sergeaunt
            09.04.2023 05:45

            Подумываю на этих выходных сгонять на автобусе в Херцег-Нови. Жаль, автобус ночной, ничего толком не увижу.


  1. JPEGEC
    09.04.2023 05:45
    +7

    Какой-то бессвязный текст по факту ни о чем.


    1. Wesha
      09.04.2023 05:45
      +6

      Судя по иллюстрациям, статья написана ради конкурса нейросетевого арта.


  1. jorikdima
    09.04.2023 05:45

    И тут Катя Андреева…


  1. KotovladeletsGT
    09.04.2023 05:45
    +11

    Ага, знаем мы ваши революции на рельсах: релейные централизации ЭЦ-12 и БМРЦ до сих пор проектируются, на части станций до сих пор используются табло и пульты-манипуляторы года этак 1960го. Количество же современных микропроцессорных системы управления на ЖД весьма мало, ибо стоят они просто сумасшедших денег

    Типичный вид изнанки ЖД станции, система управления которой собрана на реле
    Типичный вид изнанки ЖД станции, система управления которой собрана на реле
    Пульт управления с коммутаторными лампами и пломбируемыми кнопками
    Пульт управления с коммутаторными лампами и пломбируемыми кнопками


    1. Wesha
      09.04.2023 05:45
      +5

      до сих пор используются табло и пульты-манипуляторы года этак 1960го.

      Работает — не ремонтируй! :)


    1. vilgeforce
      09.04.2023 05:45
      +1

      Писал я, значит, кодес для микроконтроллеров которые на ЖД работали. И самая надежная штуковина во всем это - не CAN шина, ни дублирующиеся микроконтроллеры, не всякие там хитрые алгоритмы, нет. Самая надежная штуковина - та самая огромная релюха! Заменить их на современные маленькие релюшки нельзя - не та надежность :-)


      1. sdy
        09.04.2023 05:45

        Несимметричность отказа - это сила!


      1. Daimos
        09.04.2023 05:45
        +1

        Реле НМШ2 - Н - нейтральное, Ш - штекерное. А буква М что значит? Малогабаритное,

        Масса реле не превышает 2,2 кг.

        Габаритные размеры реле: 114 х 89 х 210 мм


    1. sdy
      09.04.2023 05:45
      +3

      Ну кстати, релейная техника очень надежная, в особенности реле первого класса надежности. Не уверен, что микропроцессорные системы смогут пересилить естественные законы физики, которые обеспечивают возврат якоря реле в силу его веса, а не пружины, в ближайшие годы.


      1. KotovladeletsGT
        09.04.2023 05:45
        +3

        Реле первого класса действительно очень надёжны, и несимметричность их отказа позволяет использовать элегантные схемотехнические решения. Но при всём при этом микропроцессорная техника не менее прекрасна, хоть и решает вопросы надёжности иными путями. Лично я понял что объять необъятное хоть и невозможно, но если очень хочется то стоит попытаться. По этому пишу диплом по симбиозу микропроцессорных и релейных систем, очень интересные схемы иногда применяются чтобы включить НМШ от какого-нибудь там PIC с защитой от любых константных отказов.

        Схемы безопасного включения реле
        Схемы безопасного включения реле
        И схемы небезопасного включения реле - регистры, оптроны и тестовые светодиоды
        И схемы небезопасного включения реле - регистры, оптроны и тестовые светодиоды


        1. sdy
          09.04.2023 05:45
          +1

          О, походу лет 25 назад я видел первый вариант этих контроллеров, были они тогда на PIC с УФ стиранием.

          Разглядел - ЦКЖТ, ну да, оно. привет Александру Борисовичу!


          1. KotovladeletsGT
            09.04.2023 05:45
            +1

            Пики с УФ стиранием это сильно, не знал что такое было. АБ жив-здоров, хоть и по слухам хочет сложить с себя руководство кафедрой. Жаль, отличный человек ????‍♂️


      1. Wesha
        09.04.2023 05:45
        +3

        Не уверен, что микропроцессорные системы смогут пересилить естественные законы физики, которые обеспечивают возврат якоря реле в силу его веса

        Насколько мне известно, за последние N миллиардов лет не зафиксировано ни одного случая поломки гравитации!


  1. Amadey17
    09.04.2023 05:45
    +7

    Часто езжу на поездах. Никакими там современными технологиями и не пахнет. Биотуалеты то не во всех поездах есть. А вы про цифровые техно говорите.


  1. paparazi430 Автор
    09.04.2023 05:45
    -1

    Для людей “объективных” и знающих “правду” выйдет вторая часть статьи на конкурс с критикой (это задумывалось с самого начала), чтобы оценить эту сферу с одной и с другой стороны.


    1. Hungryee
      09.04.2023 05:45
      +3

      Ради своей же чести, не делай этого. Высрал помои однажды - и на следующий день высрешь.

      Лучше тихонечко удали статью и черновики, если есть, и пробуй найти легкую халяву в другом месте


    1. G_SKULL
      09.04.2023 05:45
      +1

      Давайте из далека, машинное зрение, для считывания номеров вагонов. А накуя, чем плох существующий счётчик вагонов по датчику на борту?, Скорость 300?? Для грузового в большинстве мест порог 80, и то не везде, не так ли? Далее давайте серьёзно, как работают поезда в части экономики? Пригородные-чистыйминус, пассажирские от небольшого минуса, через 0, до маааленького плюса. Вся прибыль от грузов. Вопрос почему развиваете имиджевое, но убыточное направление, а грузы возите на тяговом составе от 80х годов прошлого столетия, на релейной автоматике?


      1. Syatonka
        09.04.2023 05:45

        Пригородные-чистыйминус,

        А как так вышло что рельсовый транспорт оказался дороже колёсного?


        1. KotovladeletsGT
          09.04.2023 05:45

          Думаю что из-за огромного технического обеспечения ЖД, в сравнении с автотранспортом. Например, если касаться систем управления и работы машиниста, то на ЖД из-за совершенно невероятных масс и инерций подвижного состава (в сравнении с автотранспортом) при, кстати, худшем сцеплении колёс с рельсами требуется серьёзная автоматизация процесса управления - человек физически не справится с тем что бы вести поезд без автоматики и безаварийно - необходимы светофоры, блокировка, взаимозависимости, экстренное торможение с контролем бдительности и т.п. В общем, думаю, уместна аналогия с пешеходом и автомобилистом - пешеходу для путешествия нужны только сандалии и бутылка с водой и с таким набором он может пройти где угодно, а автомобилисту - шоссе с освещением и сетью придорожных заправок. Но, конечно, во втором случае и грузоподъемность + скорость сильно выше.


        1. Phoenix-616
          09.04.2023 05:45

          Если на примере Новосибирска (хотя в остальных городах, я думаю, примерно то же самое), то:
          1. Ходит гораздо реже, т.е. надо подстраивать свое расписание, это не всегда возможно. Автобус\маршрутка же ходят каждые условные 15 минут
          2. Более удаленные остановки и редкие остановки. Зачем ехать до электрички, а потом от нее до цели, если можно просто сразу ехать к цели? Еще и время сэкономить.
          3. (Опционально) Чуть более сложная процедура оплаты, кассы не на каждой станции, а прилож вроде как не позволяет купить билет вот прям сразу, только за какое-то время до электрички.
          Есть схемы, где электричка оптимальна, вроде объехать утренние/вечерние пробки. Ну или для меня она была удобна в вопросе добраться до ЖД вокзала. Или безальтернативна, когда нужно перевезти что-то более менее крупное, вроде того же велосипеда, а автобусы в том направлении или не ходят, или требуется цать пересадок. Но на этом ее полномочия всё.


  1. Dolios
    09.04.2023 05:45
    +9

    современная железнодорожная инфраструктура является одним из важнейших элементов развития любой страны. В России в последние годы произошел значительный рывок в модернизации и расширении железнодорожных сетей

    Я тут погуглил:

    Сданный военными строителями почти 140-километровый участок железной дороги, пожалуй, стал самой протяженной вновь построенной колеёй едва ли не за последние 10 лет, — отмечает автор. — Между тем это были годы, отпущенные правительством страны на реализацию Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. В запасе остается еще чуть больше 12 лет. Но, если так пойдёт и далее, есть сильная вероятность, что этот документ так и останется бумагой.

    https://regnum.ru/news/economy/2326944.html
    Статья старая, от 2017 года. Что-то поменялось? В чем заключается рывок?


    1. NetBUG
      09.04.2023 05:45

      В том, что теперь опора идёт не на стандарты, проверенные Siemens в ФРГ 20-40 лет назад, а на надежды, что удастся их разработать самим. Ну и на малорелевантные, на самом деле, для ЖД разработки в смежных областях (какая к чертям квантовая криптография? Вы хотя бы SIEM и Asset management в IT настройте, как это таки сделали на казахских КТЖ в 2018)


  1. diakin
    09.04.2023 05:45

    А чему тут удивляться?


    Экономика , 07 апр, 02:16 5 847 Поделиться Правительство запланировало довести внедрение ИИ в экономику до 50% Мишустин: к 2024 году планируется довести внедрение ИИ в российскую экономику до 50% Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в экономику России составляет около 20%, к 2024 году планируется довести показатель минимум до 50%. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин, его слова приводит пресс-служба правительства. Мишустин напомнил, что для развития сферы ИИ в стране реализуется федеральный проект «Искусственный интеллект». В его рамках власти предоставляют гранты для малого и среднего предпринимательства. В 2021–2022 годах таким образом правительство направило 5 млрд руб. на 650 проектов в сфере ИИ. Кроме того, ведется подготовка кадров для этой отрасли. Осенью 2022-го начал работать Национальный центр развития ИИ. Согласно планам правительства, в 2021–2024 годах на развитие сферы ИИ выделят 28 млрд руб.

    Оглянуться не успеешь! Вжух, и будущее наступило! Dreams come true!


    1. Alexashka
      09.04.2023 05:45

      А на чем запускать будут, этот вражеский ИИ, они уже придумали?


      1. diakin
        09.04.2023 05:45

        20% же на чем-то запустили! Тут другой вопрос. А какие идеологические установки заложены в этот ИИ? На чем его обучали? Нет ли там вражеских закладок !?


  1. kenoma
    09.04.2023 05:45

    Из всей статьи только изображение Техновизора не сгенерировано нейронкой.


  1. duckhawk
    09.04.2023 05:45
    +2

    Мне, в целом, нравятся изменения в ржд последнее время, которые я вижу глазками как пользователь, не знающий кухню.

    Но очень интересно, прежде, чем заниматься квантовой связью, были ли сделаны какие то выводы из вот этого скандала двухлетней давности?

    Зная содержимое статьи по ссылке, статью про революцию на рельсах очень сложно читать. Скорее хочется узнать про то, как "мы закрыли все дырки, сделали такие то выводы, запустили bouncy program и теперь фигачим квантовую связь".


  1. FreakII
    09.04.2023 05:45
    -1

    Россия вкладывает огромные ресурсы в развитие своей железнодорожной сети, строя новые магистрали, модернизируя старые, вводя в эксплуатацию суперсовременные поезда и локомотивы.

    Лол


  1. Squoworode
    09.04.2023 05:45

    Промт: Поезд следующий в будущее, Россия, новая реальность

    В этой картине всё прекрасно: и поезд на щёточном ходу, заметающий за собой рельсы, и шкаф, провалившийся в текстуры между локомотивом и первым вагоном...


  1. alemiks
    09.04.2023 05:45
    +1

    дурацкое предложение, но, может, для начала кондиционеры поставить в поезда, которые летом на юг идут? А то в +40 чучуть некомфортно бывает. Ну и туалеты, которые не закрывают в "санитарных зонах". А на КДПВ я бы заменил целлофановые окна на стекло, а то может продуть машиниста


  1. sergeaunt
    09.04.2023 05:45

    Революция на рельсах - это забастовка железнодорожников в 1905 году.


  1. Daddy_Cool
    09.04.2023 05:45

    Так а что для пользователя-то?
    Из того что решаемо - вот задача, я на вокзале, у меня в руках билет - КУДА КОНКРЕТНО МНЕ ИДТИ?
    Интернет везде кстати может быть и не так сложно - типа со спутника, а на спутник - со штуки типа старлинковской.
    Остальное решается плохо.
    Цены на билеты хочется ниже (как и на всё в этом мире).
    Места в купе хочется больше.
    Чтобы не было очереди в туалет.
    Чтобы до любой точки РФ можно было добраться не более чем за 10 ночных часов. (Ну да, и до Владивостока тоже хотелось бы)))
    Вот поезд Гуанчжоу - Шэньчжэнь идет 29-37 минут, проходит 138 км. Иногда разгоняется до 300+ км/ч. (маловато конечно) .А у нас что?


    1. JonOsterman
      09.04.2023 05:45

      Автоматизируем потихоньку.
      А билеты печатать не надо, они у проводников в программе в КПК. Нужен паспорт только.
      А в остальном согласен. Ещё работать и работать над улучшением. У китайцев учиться, например


  1. dyadyaSerezha
    09.04.2023 05:45

    Россия вкладывает огромные ресурсы в развитие своей железнодорожной сети, строя новые магистрали, модернизируя старые, вводя в эксплуатацию суперсовременные поезда и локомотивы

    Ну что огромные, это и так понятно - крали, крадут и будут красть.

    Суперсовременные? Это типа которые по 600 км/ч гоняют? Дадада.... Вот буквально послезавтра увидим. Конечно!


  1. deseven
    09.04.2023 05:45

    Довольно забавно, что почти все сгенерированные картинки выглядят предельно антиутопично, особенно в некоторых деталях. Импортозамещение! :)


  1. iggr63
    09.04.2023 05:45

    РЖД строит квантовые сети связи на основе своих оптоволоконных линий, которые соединяют разные части страны. Эти сети используют квантовые состояния фотонов для кодирования и передачи данных, которые нельзя перехватить без изменения их свойств.

    И так на расстоянии в 700 км. Фотон столько не пролетит в российских условиях.:) Пока что это не осуществимо даже в лаборатории.


    1. Wesha
      09.04.2023 05:45
      +1

      Фотон столько не пролетит в российских условиях

      Хотите сказать — украдут?


  1. Oleg190782
    09.04.2023 05:45

    Пи.... Т и не краснеет, особенно у нас супер локомотивы советские лучше чем новые. Пять лет машинам нет а уже накрываются. Советским машинам по пол века и всё работают а не эта х... Та


  1. mikhey-man
    09.04.2023 05:45
    +3

    Долго думал писать свои наблюдения или нет. Во-первых спасибо автору за интересную статью и за то что рассказывает какие стратегические решения обсуждаются на железной дороге - это классно и интересно. А теперь не много правды. Мой папа, почти 15 лет проработал на железной дороге (в Локомативном депо) до выхода на песию обычным токарем. Уйдя туда в 2008 году, РЖД была одной из самых стабильных компаний. Что теперь, уходя на песию с зарплатой в 20 тыщ рублей, он получил только прибавку к пенсии за преданность компании, угадайте, 4000 руб, на 5 лет, дальше живите как хотите. Но это на самом деле не самое важное в данном повестовании. Самое важное, что при этом зарплата начальника депо составляет шестизначную сумму первая цифра, которой даже не 1 и не 2. При этом он как токарь 10 лет работал личными резцами (которые сам покупал) и собирал железный лом по депо, чтобы его отнести в кузницу и ему отковали заготовку для работы. Станки на который он работал 1957 года, он его старше на 1 год. Автоматизация машиностроения не то что на "0", на "-1" уровне. Сколько человек погибло из-за нарушейни техники безопасности - это просто жуть. В депо повальное пьянство и текучка кадров. Поэтому когда мне говорят про "паровозы бороздящие просторы вселенной", я всегда вспоминаю - этот нескончаемый треш, который не раз видел своими глазами. Вы скажете: "Любое депо это ООО, оно к РДЖ имеет опосредование отношение". Конечно - это так и все мы понимаем, для чего это сделано. Как вывод, могу только пожелать ОЖД, стать действительно национальной компанией, они сильно выросли по некоторым направлениям. Хочеться закончить комментарий фразой Генри Фодра: "Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается", к сожалению она больше всего подходить к данной истории.