Промт: Ремонт проигрывателя винила, домашняя аудио система
Промт: Ремонт проигрывателя винила, домашняя аудио система

Этот рассказ будет состоять из двух частей, так как для одной он получится слишком большой и не все смогут осилить. А ещё потому, что рассказ отлично разделяется на рассмотрение самого проигрывателя (с разбором его схемотехники) и на создание некоторых новых блоков для него. Получается два почти независимых рассказа.

В моду возвращаются виниловые пластинки. И я думаю, что это реально просто мода. Качество звука не фонтан, громоздкие, для хорошего качества требуют реально не абы какой настройки. Иглы портятся, пыль изменяет звук и куча всяких проблем. Но есть что‑то в том, чтобы вечером после тренировки поставить пластинку на проигрыватель, аккуратно установить иглу над началом трека, нажать на спуск и развалившись на диване послушать отличный рок. И в итоге, да, я поддался этой моде и привёз из деревни уже достаточно «уставший» винил-проигрыватель.

В этой статье я расскажу про сам проигрыватель. Разберём его схемотехнику. И начну рассказ про его восстановление и переделку.

Как всегда, для начала немного истории и погружение.

Интересный момент. В стране, где производили эти штуки было всё экономно и часто приходилось поступаться качеством, о этом ещё расскажу дальше в тексте. Но ещё был подход — унификация. А это уже достаточно интересный момент экономии. Мало кто знает, но сам проигрыватель состоит из двух достаточно разных частей. И вот как это происходило. Сам проигрыватель называется Вега ЭП-110-стерео, но построен он был на базе другого блока — Unitra g602c.

Вега ЭП-110-стерео. Производилась Бердским радиозаводом. Но блок, который крутит пластинки, ЭПУ (электропроигрывающее устройство) был готовым модулем, который производился в Польше. Сам блок достаточно знаменитый — Unitra g602c. Он устанавливался во многие аппараты того времени. Был достаточно надёжным и по тем меркам не плохо сделан. И теперь разберём обе части по отдельности.

Часть 1. «Unitra g602c»

Основные параметры:

  • Питание 18,5 В, 50 Гц.

  • Потребляемая мощность 20 ВА.

  • Поставляется с выносным пультом управления.

  • Два режима скорости 33(3), 45 об/мин.

  • Микролифт для тонарма.

  • Автоматическая остановка.

  • Полоса передачи 20-16000Гц.

  • Чувствительность (это про иглу) 0,7-1 мВ.

  • Регулировка нажима иглы.

Важная часть в проигрывателях — тонарм. Это рычаг (коромысло), на котором с одной стороны звукосниматель (игла) а с другой балансировочный груз. Блок имел микролифт для опускания тонарма. То есть после нажатия на кнопку, он плавно опускает иглу на пластинку, а не как в старых грамофонах, нужно самому аккуратно её выставлять. На блоке реализована автоматическая остановка (подъём тонарма и глушение головки звукоснимателя). Как мне кажется, устройство было не дорогим (там дешёвые и распространённые детали, с простой и экономной схемотехникой). Кстати говоря, было несколько модификаций этого популярного ЭПУ. Чаще всего можно было визуально отличить по колпаку неоновой лампочки, которая использовалась для подстройки скорости. Блок имел кнопочный пульт управления, который многие производители аудио аппаратуры, встраивающие ЭПУ в свои изделия, просто игнорировали и делали свой.

Проблемы блока Unitra g602c

Блок Unitra g602c имел несколько проблем, но тут как посмотреть, ведь именно из‑за этого он был дешёвый и простой. Основная болячка этих устройств — со временем начинает сильно плавать скорость. У них стареет фоторезистор, который находится в обратной связи поддержания скорости. Но, помимо этого, сама схемотехника была таковой, что даже в процессе работы аппарата приходилось подстраивать скорость, не говоря уже о постоянной подстройке при включении. Это было продиктовано дешевизной и простотой прибора. В руководстве даже было написано, что настройку производить каждый раз после прогрева в течении 5 минут.

Подстройка скорости

Вообще говоря, скорость подстраивалась очень элегантно и даже со вкусом. На торце основного диска проигрывателя были нанесены метки. И в одном месте располагалась лампа, засвечивающая их. Если кто‑то помнит физику, или занимательную физику Перельмана, то быстро сможете себе представить такой эффект. При определённой скорости диска нам метки начинают казаться неподвижными. Именно это и было индикатором подстройки скорости. Необходимо было поворачивать переменный резистор, отвечающий за скорость до тех пор, пока визуально метки не остановятся. Всех заинтересовавшихся призываю посмотреть видео на ютуб.

Схемотехника блока

Схемотехника этого блока есть в таком не очень удобочитаемом виде и перерисованной не нашлось. Однако разбирающемуся и имеющему желание понять её человеку это не помеха.

Но я всё-таки перерисовал её. Сохранил название и маркировку элементов.

Как оно работает, контроллеров то нет, да и микросхем что‑то в управлении тоже…?! Начнём с интересного момента. А заключается он в том, что общий (земля) в схеме — плюс питания. На это надо обращать внимание, так как видел в интернете споры по этому поводу. И именно из‑за этого схема не для всех очевидно понятна.

С трансформатора приходит переменное напряжение на входы L1 и L3 слева (если я правильно смог прочитать эти мутные буквы). Полупериодный выпрямитель и фильтр на D4, С9 и R15, C7 пытаются сделать постоянным напряжение. Даже почти стабилизированным — D5.

Далее мы видим лампу и фоторезистор. Фоторезистор идёт на схему усилителя. Колесо с прорезями как раз и даёт оптическую обратную связь скорости вращения. Эти импульсы приходят на T5 в качестве отрицательной обратной связи, который как раз через схему Дарлингтона управляет мотором. При пуске через базу Т5 ток стекает — транзистор открыт и мотор крутится. Но чем больше импульсов, тем медленнее будет крутиться мотор. Так как импульсы призакрывают Т5.

Но как менять скорость? Этим делом занимается транзистор Т6. Та самая схема, похожая на токовое зеркало, может изменять напряжение (и ток соответственно), которое Т5 подаёт на управление сборкой Дарлингтона. Делитель из переменного Р5, постоянного R11, подстроечных Р1, P2, и двух постоянных R12, R13 задают смещение на T5 и собственно скорость. Переключателем всего лишь выбирается масштаб, а переменным резистором доводится до точной настройки.

Про регулировку и поддержание скорости всё. Думаю, теперь все поняли почему скорость у данной схемы всегда нужно подстраивать, так ещё и ждать минут 5 полного прогрева схемы, для её стабильного установления.

Что за штука, похожая на мультивибратор Т7, Т8? Это триггер на двух транзисторах. Данная схема выполняет функцию переключения и удержания состояния. Эта схема через D6, T7 открывает Т6 и держит его открытым, тем самым выключает мотор. Транзистор Т8 управляет электромагнитным фиксатором EL, который отвечает за опускание микролифта. То есть при выключенном моторе магнит всегда отключен и наоборот.

На этот же триггер заведён оптический концевик на F1, Z1, который может легко выключить двигатель.

И на этот же триггер заведено замыкание головки звукоснимателя на T10, T11, что бы не шумела при поднятом тонарме.

Блока переключателей, который на старой схеме изображён сверху, как правило не бывает, в вегах его меняли на квази‑сенсорные выключателями. До них мы тоже доберёмся.

Часть 2. «Вега ЭП-110-стерео»

Это сам проигрыватель, который был построен на блоке, описанном выше. Соответственно он имеет всё для подключения и управления блоком Unitra g602c, блок усилителя‑корректора, блок кнопок и блок усилителя для наушников.

Параметры самого проигрывателя в основном задавались параметрами блока ЭПУ. А остальные нам тут не интересны.

Проблемы блока ЭП-110-стерео

Из основных проблем все называют поломку петель, держащих верхнюю крышку. И мой блок не исключение — сломано обе петли. Ещё со временем у многих перестают нормально функционировать кнопки управления. И у моего блока это наблюдалось. Все же остальные жалобы на этот проигрыватель идут исключительно от вышеперечисленных проблем с ЭПУ.

Схемотехника блока

Схема данного блока уже нашлась в более хорошем виде. И её я перерисовывать не стал. Тем более что с ней работы почти не будет. Будут созданы свои блоки. Однако её тоже разберём.

Схема питания

Всё просто и понятно: трансформаторная схема с простым стабилизатором на стабилитронах. Питание на ЭПУ идёт переменным напряжением с трансформатора. И свой стабилизатор имеет усилитель для наушников.

Блок ЭПУ, рассмотренный выше, обозначен одним прямоугольником. Но вместо переключателей типа П2К сделана схема на транзисторах (на схеме обозначен как блок управления).

Блок управления

Тут надо заметить разделение кнопок и всё станет понятным. Кнопки «Пуск» и «Стоп» — без фиксации, то есть не требуют удержания сигнала. А вот остальные должны точно держать своё положение, то есть выдавать уровень сигнала для блока ЭПУ.

Поэтому «Пуск» и «Стоп» сделаны просто как открытый коллектор.

Автостоп должен только выдавать 1 для питания лампочки, либо не выдавать. Поэтому он сделан по принципу триггера, реализованного и рассмотренного в схемотехнике ЭПУ. И так же он имеет индикацию, что он включен — светодиод.

Выбор скорости чуть сложнее. Он требует подключения одного из двух резисторов к земле (то есть к плюсу в схеме ЭПУ). Поэтому тут тоже триггер на транзисторах, но на PNP. Аналогично с автостопом имеет светодиод индикации. Этот момент мне очень не нравится. Ну неужели нельзя было добавить ещё транзистор и ещё светодиод для полного понимания какая скорость то включена?!

Блок усилителя-корректора

Блок достаточно простой. Имеет возможность быть отключенным для использования сигнала с головки звукоснимателя с внешним усилителем‑корректором. Реализован на сдвоенном ОУ. Меня удивило то, что в данном блоке конденсаторы были применены не того номинала, что на схеме. И весьма огорчило то, что конденсаторы в звуковом тракте были флажковые. Это не самый лучший выбор для устройства, которое позиционировалось как Hi‑Fi. На форумах, где обсуждают аудио, часто слышал что у многих людей в одних и тех же проигрывателях были совершенно разны номиналы элементов. И это точно не связано с подстройкой блоков. Складывается ощущение, что паяли то, что было на складе. Кстати это и на блок ЭПУ тоже распространялось.

Блок усилителя стереотелефонов (по-современному - наушников)

Он имеет подключение к схеме внутреннего усилителя корректора и собран на двух ушастых ОУ. Имеет схему не инвертированного включения с коэффициентом усиления 3. Странно, но и в нём стояли неприятные флажковые эхо‑конденсаторы.

Часть 3. Начало восстановления.

После знакомства с проигрывателем и осознания принципа его работы можно попробовать его починить.

Игрушка пробыла в деревенском доме лет 10, если не больше и в не отапливаемом помещении подвергалась всем перепадам температур. Металл начал ржаветь, а скорость вращения не переключалась и как на зло осталась на «45». Но меня трудности не пугают, а отнюдь, кажутся челленджем.

Так как я решился взяться за восстановление этого аппарата, то восстанавливать — так по полной. Для начала всё было разобрано в нуль и полностью очищено от багов (в прямом смысле этого слова).

Ржавеющую металлическую фронт‑панель пришлось вычищать от въевшейся ржавчины. Как это сделает схемотехник?

Электролиз. Ванну, ток туда и смотрим на пузырьки. На самом деле немного сложнее и интереснее. Спасибо Фарадею. Суть в том, что с помощью электрического тока с обрабатываемой детали переносится вещество. В электролит помещается очищаемая деталь, с подключенным к ней «‑» от источника тока и второй электрод с «+» (в детстве так печатные платы делал). После такой очистки можно сменой полярности сделать оцинковку детали, но, вообще говоря, это тема для отдельной статьи, если кому — то будет интересно очень. Главное, что тут деталь была очищена от глубокой ржавчины.

После этого всё высушивается, подготавливается к покраске и красится отличной порошковой краской. Подчеркнуть кастомность данного проигрывателя и вписать его в мой интерьер помогла чёрная шагрень.

Сборка блока Unitra потребовала внимания. Есть пружинки на микролифте, подшипники в держателе основного диска. Самым замороченным оказалась сборка тонарма с его регулировкой усилия нажатия и микролифта. Но в итоге нужно только понимание принципов и всё можно сделать.

По наружному деревянному корпусу работ почти не проводил. Оно оказалось на удивление стойким ко всем невзгодам. Обошелся только полировкой гелем для мебели.

Петли для крышки. Это болячка всех таких проигрывателей. Пластик стареет и легко ломается. У меня были сломаны обе. Спасибо 3D принтерам. Полтора дня от образмеривания до примерки новых, распечатанных на фотополимернике. И вот мой проигрыватель получил новые петли для микролифта крышки. На фото видна примерка с ещё не отшлифованными краями.

Далее замена пассика. Это вообще чуть ли не расходный материал. В общем тут вопрос решился просто походом на рынок.

После работ с механикой и внешним видом пора бы заняться и начинкой.

В первую очередь проверил трансформатор питания и узнал его холостой ток, напряжение на выходе. Понял, что трансформатор вполне себе ещё бодрый дядя и нормально походит. Заменить пришлось кнопку включения.

Трансформатор находится внутри намотанного из ленты кольца. За это большое спасибо разработчикам. Тут могу выразить им своё почтение. Такой экран радует и не часто встречается.

В моём проигрывателе, как писал выше, были проблемы с регулировкой скорости. В блоке ЭПУ мне пришлось заменить фоторезистор, который сильно деградировал и осыпался, а также электролитические конденсаторы. После этого блок стал выполнять свои функции, заложенные в него заводом.

Переключатель скорости тоже не работал. Дело оказалось в блоке кнопок. Тут была всем известная проблема пультов дистанционного управления — контакт на резинке совсем износился. Есть специальные комплекты для ремонта телевизионных пультов управления. Содержит в себе графитовую проводящую основу и клей для неё. Именно таким набором и восстановил все кнопки.

В планах были переделки всей электроники ЭПУ по-своему: с блекджеком и нормальным поддержанием скорости, но это чуть позже.

В следующей статье опишу дальнейшее восстановление аппарата. Там будет рассказ про RIAA и создание своего усилителя - корректора.

Комментарии (51)


  1. Myclass
    11.04.2023 21:32
    +3

    Даааа, иначе как любовь это не назвать! Получается-ли передавать ваш опыт и искры в глазах кому-нибудь дальше? А насчёт моды - это точно. Живу в Германии. В больших магазинах уже несколько стелажей с пластинками всегда стоят.


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32
      +3

      Да, мой интерес к разной электронике - это любовь) Ещё со времён радиолюбительства не мог пройти мимо чего-то электронного.
      Надеюсь будет время и напишу ещё про один корабельный радиопеленгатор, который купил на авито просто потому, что мне эта штуковина понравилась.
      А по поводу передать кому-то, ну вот статейками такими и делюсь. Если хотя бы одному человеку это интересно или поможет, значит уже всё не напрасно :)


      1. Myclass
        11.04.2023 21:32
        +2

        А по поводу передать кому-то, ну вот статейками такими и делюсь ...

        Спасибо за ответ. Точно - ведь это тоже есть трансфер. Только вас поправлю :)
        Не статейка, а именно статья. На надо преуменьшать то, что этого не стоит. Вы прекрассно выполняете слова Роберт Фрэнсис Кеннеди "Делай добро и говори об этом".


  1. MiraclePtr
    11.04.2023 21:32
    +4

    Круть!

    В самое начало ковидной пандемии, когда все сидели по домам, обстоятельства вынудили меня обосноваться в отчем доме на малой родине. И от скуки достал из шкафа проигрыватель Radiotechnika ЭП-101, который мой отец купил в молодости на первые зарплаты - сей девайс видимо примерно из тех же времён, как и в статье, хотя модель совершенно иная. И у него тоже был проблема с оборотами, после включения ещё хоть немного держало, но спустя пару минут они уплывали настолько, что даже выкручивает регулятора подстройки на максимум уже не помогало.

    В итоге в том же шкафу нашел паяльник, нагуглил схему, заказал в местном магазине электроники детали, и просто перепаял ёмкости на новые (все электролиты и один то ли пленочник, то ли керамический кондер, не помню точно, но на него часто ругались олды на форумах), заменил глючный тумблер питания, капнул масла в ось двигателя и поставил новый пассик (пришлось заказать наборчик, один в итоге подошёл) - и аппарат ожил как надо. Благо, коллекция пластинок от отца и тёти осталась весьма неплохая, что весьма скрасило дни "самоизоляции"... :)


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32
      +1

      Привет, коллега по увлечению:) Мой респект за подобный опыт. Сами деньги счастья не приносят, а вот железо, на которое они потрачены, приносит)
      Вообще ещё интересная тема возвращается: бабинные плёночные магнитофоны. Изначально же винил с плёнки писался, и находил фирмы, которые всерьёз сейчас возвращают магнитную запись в нынешний век цифрового аудио.


  1. leveter
    11.04.2023 21:32
    +3

    Я тут тоже внезапно решил поддаться искушению ввести в свою жизнь новое хобби - винил. Поискал оборудование, пришел к выводу, что вполне можно себе позволить проигрыватель. Если не зацикливаться на исключительном перфекционизме, то можно взять вполне себе годную крутилку дисков в районе 5-10тыс.руб. Да даже советские Веги за 1,5-2т.р. с рук вполне себе годный можно найти. Но когда я глянул сколько стоят пластинки... И представил, как я возвращаюсь с работы домой. У меня там оформлен уголок: проигрыватель, усилки, огромные колонки, красиво все подсвечено, и рядом кресло расположилось. А в соседней мебельной стойке, за тонированной стеклянной дверцей, расположилась бутылочка армянского коньячка с парой глубоких бокалов. И вот я налил себе коньяка, сделал глоток и открыл ящик с пластинками и... стою и гляжу на 2 пластики, думая "Что же выбрать"... Потому что я не могу себе позволить тратить по 15-50тыс.руб. ежемесячно на новую пластинку... Все, что я себе позволил пара пластинок. :) И 15-50тыс.р. это средняя цена за коллекционный винил. Есть конечно дешевые - по 3-5тыс.р. Но это ж не то зачем вы выбираете винил... Просто музыку можно и с компьютера послушать.
    Короче не состоялся я как коллекционер винила. :)

    P.S. Правда я по тем же причинам не состоялся как филателист, нумизмат и... что-то я еще пробовал собирать, но уже запамятовал. :)


    1. progchip666
      11.04.2023 21:32
      +3

      Ну новые пластинки сейчас можно купить по 3-5 тысяч, как вы справедливо сами заметили. А что касается коллекционных... Так это же вложение, а не траты. С годами их цена только растёт.


    1. vvbob
      11.04.2023 21:32
      +2

      Раз в этом деле важен сам ритуал (качество на виниле все равно так-себе), то есть выход - накупаете груду самых дешевых пластинок, красиво их расставляете на полке, делаете какую-либо автоматику, которая увидев на вертушке определенную пластинку, отправляет на усилок цифровую запись музыки, которая записана на этой пластинке (без ее считывания). Вращение винила и тонарм - чистая бутафория, для ритуала :))))

      Вот и получится - отличное качество звука, никакому меломану в прошлом и не снилось такое, и дешево-сердито :))


      1. MiraclePtr
        11.04.2023 21:32
        +1

        Ха, ритуал...

        Знаю я одного упоротого чувака, которому как-то по-дешевке перепал виниловый проигрыватель, что-то из современных моделей недорогой ценовой категории, вроде Sony.

        А у чувака дома из устройств воспроизведения музыки только саундбар Sonos. Довольно неплохой, но вот только не имеет ни линейного входа (AUX), ни блютуса - только HDMI для телевизора и WiFi/Ethernet для стриминга.

        Но чувак не растерялся, чувак упоротый (в хорошем смысле). У проигрывателя был USB-выход для подключения к компу для оцифровки палстинок. Чувак взял RaspberryPi, воткнул USB от проигрывателя в нее, и настроил связку софта, которая берет поток с этого виртуального аудиодевайса и стримит его по AirPlay через локалку на саундбар. И доволен, работает, только добавляется лаг в 1-2 секунды.

        То есть звук с теплой аналоговой пластинки оцифровывается, подозреваю что перекодируется с потерями, стримится по вайфаю, и на саундбаре снова перегоняется из цифры в аналог. Но чувак доволен. Потому что ритуал...


        1. vvbob
          11.04.2023 21:32
          +2

          Дык я о чем и говорю, пластинки это не про качество - это про ностальгию и ритуал, людям сам процесс нравится. Взять с полки пластинку, положить на вертушку, опустить тонарм, включить и слушать..

          Вот я и предлагаю - надо замутить ретро-дурилку, которая делает вид что крутит пластинки, но никак считанный сигнал не использует, вся сложность - распознать музыку, допустим по рисунку дорожек, ну или по первым считанным секундам мелодии, и запустить в усилок хороший, чистый цифровой сигнал (ну ладно, для особо упоротых меломанов - можно наложить на него "теплые-ламповые" фильтры - шорох, скрипы, нелинейность характеристик ламп, плавающую скорость вертушки.. в общем все то, с чем инженеры виниловых времен изо всех сил боролись в качественной технике.


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32

      Оченьсмачный комментарий :)


    1. Didimus
      11.04.2023 21:32

      Закажите оркестр на дом, это дешевле


    1. stalinets
      11.04.2023 21:32
      +1

      Есть Авито, Мешок и прочие подобные сайты, где много-много разного винила по разным ценам. Да, в основном б/у, но там указывается состояние и можно попросить перед покупкой сделать качественные фото на предмет царапин. При желании можно собрать интересную коллекцию винила. Да и среди отечественного советского не всё прям так уныло, есть интересные вещи, в своё время недооценённые.

      И это я ещё не говорю про более старый винил на 78 оборотов, там свой мир.


    1. ivymike
      11.04.2023 21:32
      +1

      Че за бред… 15-30к - это редкий коллекционный винил. Обычный пинк флойд какой-нибудь стоит от 2 до 5к.


  1. progchip666
    11.04.2023 21:32
    +2

    Спасибо за статью. Я всё никак не соберусь начать восстановление культового радиоприёмника VEF-206. Как я мечтал о таком в детстве, когда пытался слушать вражеские голоса с помощью самодельного конвертера к Кварцу 303! А ещё Электроника 004 купленная уже более года назад ждёт как минимум технического обслуживания.

    Подскажите о какой хорошей порошковой краске вы упоминали в статье и где она покупается.


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32
      +1

      Спасибо за добрый комментарий и ностальгию по VEF :) Имел 202-й, но до сих пор прекрасно помню его милую подсветку, включаемую мягкой кнопкой слева. Классный прибор. И сделан был отлично для того времени, помню барабан с ФСС...

      По поводу краски. Вообще порошковая краска продаётся большими объёмами и красится как правило тоже большими объёмами, так как для перехода на другой цвет требуется чистка оборудования нанесения. У меня была возможность у товарищей отсыпать в банку килограмм матовой чёрной шагрени. Конкретного производителя не вспомню, я просто посмотрел тогда их изделия и мне понравилась, плюс положительные их отзывы о покрытии.
      Потом с банкой порошка и зачищенным проигрывателем я пошёл на производство, где красят двери и за 300 рублей мне нанесли краску и там же запекли её (на следующий день забрал).
      Вообще очень не хотелось, что бы проигрыватель был блестящим, как двери - сейф в квартиры, поэтому выбор пал на матовую шагрень.


      1. RV3EFE Автор
        11.04.2023 21:32

        Вот так оно выглядит. Вообще на вкус и цвет каждому свою, но я получил то, чего хотел.


      1. progchip666
        11.04.2023 21:32
        +1

        Спасибо. Интересно сколько же вы времени потратили на этот аппарат с учётом такого основательного подхода!


        1. RV3EFE Автор
          11.04.2023 21:32

          Честно говоря не вспомню сколько времени ушло. Это делалось вечерами после работы, исключительно как хобби. Кстати, работа велась параллельно с ремонтом в квартире, так что времени ушло прилично :) Но точно не больше 3 месяцев.


    1. Habr1337
      11.04.2023 21:32
      +2

      мне подобный VEF перепал от тёщи, благодаря умельцам они легко апгрейдятся на FM диапазон.


  1. progchip666
    11.04.2023 21:32
    +1

    Меня ещё один вопрос мучает. Пластиковые держатели верхней крышки распечатанные на 3D принтере имеют достаточную прочность. Была у меня когда то Вега, но второго класса. Помнится на них приличная нагрузка приходится, а с учётом частичного заполнения отпечатанные детали могут быть меньше по прочности цельнолитых.


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32

      Да, вообще 3D принтеры сильно упростили жизнь. Если бы не они, то уверен, что эти уши пришлось бы у друга на заводе изготавливать из металла.


      1. progchip666
        11.04.2023 21:32

        Забыл знак вопроса поставить Хотел спросить не слишком ли хлипкие пластмассовые детали получились при печате на принтере с учётом большой на них нагрузки?


        1. RV3EFE Автор
          11.04.2023 21:32

          ааа, я подумал что наоборот, утверждаете. Тут использован пластик и фотополимерный принтер. В отличии от PLA и ABS он плотнее и жёстче. Но конкретно про надёжность - время покажет. Уже года 3 - 4 как держатся.


  1. domix32
    11.04.2023 21:32

    В планах были переделки всей электроники ЭПУ по-своему: с блекджеком и нормальным поддержанием скорости, но это чуть позже.

    О, это будет что-то типа "контроллер проигрывателя пластинок на Arduino/Raspberry"?


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32

      Я не большой любитель ардуино, но вот что-то на логике или на f0 можно исполнить. Когда нибудь точно сделаю.


      1. domix32
        11.04.2023 21:32

        Та ну я и не настаиваю. Ардуина чисто для плейсхолдера некоторой широко известной железки для нежелезного люда.


    1. LAutour
      11.04.2023 21:32

      Одно из готовых самодельных решений вместо простого моторчика - это крутилка от FDD.


  1. DMGarikk
    11.04.2023 21:32

    О, вега… а как решали проблему поиска "родной" иглы для унитры?


    1. INSTE
      11.04.2023 21:32
      +2

      В этот шелл можно тучу современного поставить, если "дешево и сердито", то можно начать с AT-95.


      1. RV3EFE Автор
        11.04.2023 21:32

        Да, можно и современные ставить. Для меня вопрос больше в их механической установке, чем в электронном согласовании, так как усилитель - корректор я всё равно сам сделал новый.


        1. INSTE
          11.04.2023 21:32
          +1

          Так оно механически отлично настройками тонарма регулируется, AT-95 та же по антискату/прижиму/весу вписывается в регулировочные размеры.


          1. RV3EFE Автор
            11.04.2023 21:32

            Спасибо за инфу, не изучал этот вопрос. Обязательно попробую тогда её.


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32

      Есть такой ресурс - "мешок". Это интернет аукцион, и там этих игл и даже новых, запечатанных, можно найти ещё в приличном количестве. Так что пока живём :)


      1. DMGarikk
        11.04.2023 21:32

        прикольно, лет 10 назад я не смог их найти


        1. RV3EFE Автор
          11.04.2023 21:32

          Видимо лет 10 назад они людям были нужнее, а сейчас они отмирают.


      1. LAutour
        11.04.2023 21:32

        Для игл с хранения есть проблема в резинке в которой держится иглодержатель.Ее состояние со временем отнюдь не улучшается.


  1. rdp
    11.04.2023 21:32

    замыкание головки звукоснимателя на T10, T11, что бы не шумела при поднятом тонарме.

    Эти транзисторы добовляют шум и дают фон от бп и двигателя, их рекомендовалось убирать вместе с кабелем, идущим к плате распайки.


  1. trikot
    11.04.2023 21:32
    +7

    Сам сейчас делаю вертушку. Но я не стал реанимировать Унитру, хотя и валяется в закромах. Решил применить мотор от Dual 701, он хоть и древний, но работает классно. И схема не сложнее унитровской. Я не стал использовать родной стробоскоп, по периметру диска мне отфрезеровали метки, а стробоскоп работает от кварцевого генератора, который и переключается в зависимости от скорости. Корпус склеен из МДФ и покрыт шпоном дуба. Тонарм полностью самодельный, с регулировкой по высоте. Пока выглядит как на фото. Могу потом и подобную статейку забахать, если интересно.


    1. Didimus
      11.04.2023 21:32

      Мне кажется, мотор от сидирома должен подойти? Или у него биения скорости


      1. RV3EFE Автор
        11.04.2023 21:32

        Увы, но от сидирома не стал бы ставить. Там трехфазные bldc, для управления которыми схема труднее будет. Ещё они достаточно оборотистые, чего здесь не требуется.


        1. Didimus
          11.04.2023 21:32

          А от дисковода? Или от жесткого диска?


          1. RV3EFE Автор
            11.04.2023 21:32

            Там аналогичная ситуация. Их лучше подо что-то другое.


            1. LAutour
              11.04.2023 21:32

              От FDD в самоделках использовали. Мотор уже с платой управления (нужно питания и сигнал пуска только). Скорость невысокая, стабильная и если найти на плате нужный задающий резистор, то можно подстроить под себя.


              1. trikot
                11.04.2023 21:32
                +1

                От сидирома или FDD вряд ли хорошо получится. Изначально я сделал свой свертихоходный мотор, но его вращение было нестабильное. После многих экспериментов, я понял что это пустая трата времени. Тогда в Германии на ебее я купил за 150 евро старый Dual 701, разобрал его и взял только мотор, диск, переменный резисторы и БП. Остальное выбросил, ну не тащить же мне в Россию этот старый ящик, тем более что прошлым летом уже добирался на перекладных через Эстонию. Вот этот замечательный мотор. Он реально отличный, и, хотя в нем нет кварцевой стабилизации частоты вращения, скорость он держит на удивлениее стабильную.


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32

      Классно. Конечно интересно, буду ждать.


      1. trikot
        11.04.2023 21:32
        +1

        Думаю летом доделаю. Будет как то так выглядеть. Тонарм практически готов.


  1. stalinets
    11.04.2023 21:32

    Тоже есть такая вертушка в довольно унылом состоянии. Вряд ли найдётся спец, который привёл бы её в нормальное состояние за разумные деньги (косметика мне не важна, но там идут какие-то искажения по высоким частотам и ещё ряд технических проблем). Поэтому в долгосрочных планах покупка современной новой начально-среднего уровня вертушки, ну чего-то такого, чтобы играло не хуже этих советских проигрывателей 1-го класса. На Хабре года 2-3 назад был цикл статей про выбор вертушки, от начальных до премиум, буду на него ориентироваться. Но это всё потом, сейчас не до дорогих покупок.

    В идеале чтоб была возможность крутить и старые пластинки на 78 оборотов, типа поворотный/сменный картридж, но не уверен, что такое легко будет купить. Потому что у меня есть и много патефонных пластинок, и некоторые я хотел бы оцифровать, вытянув максимум качества, а на советской ламповой радиоле с пьезоголовкой, которая у меня есть, максимум качества не вытянуть. Хотя по идее в такой радиоле несложно поменять голову.


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32

      Было бы желание, а сделать можно всё)
      Можете подождать вторую мою статью по этому аппарату. Там будет схема усилителя-корректора, который сможете скопировать и поправить звук своего аппарата.


  1. Didimus
    11.04.2023 21:32

    Неонка моргала 50 гц?


    1. RV3EFE Автор
      11.04.2023 21:32

      Ну само по себе свечение неонки не совсем стабильное из за её принципа работы. Но Вы, наверное, имеете в виду принцип "микроскопа времени"? Нет, тут мигание не связано с визуальным контролем скорости.
      Есть на ютубе куча видео, как оно работает и даже со светодиодами уже делают.