Привет, Хабр! В этом посте мне хотелось бы поговорить о том, каким образом мы развиваем платформу и откуда появляются новые функции в Visiology. В большей степени сейчас это касается развития поддержки DAX в третьей версии платформы. Но сама практика появилась не на пустом месте, и сегодня мы как раз поговорим о том, как команда разработчиков выбирает, какие новые фичи стоит включить в Visiology, зачем мы запустили сбор кейсов для реализации на DAXе, и что можно увидеть на вебинарах Visiology, которые посвящены развитию аналитического движка в Visiology 3.
Разумеется, каждый релиз платформы пользователи получают доступ к новым функциям, но какими они будут, выбирают, конечно, разработчики. Любая компания формирует свой бэклог, в котором расставляет приоритеты — что реализовать сегодня, а что (условно) — завтра.
Кстати, возможность влиять на бэклог как раз отличает российских разработчиков (я сейчас говорю не только про Visiology — многие другие российские компании учитывают мнение широкого спектра своих клиентов). И поэтому, если чего-то хочет сразу много пользователей, вероятность получить эту фичу достаточно быстро возрастает. Так, мы в Visiology внедряли немало функций, запросы на которые поступали от заказчиков с просьбой сделать “как можно быстрее”. В число таких возможностей входит:
Расширенная работа с файлами Excel — новый функционал ViLoader позволяет загружать таблицы прямо в движок ViQube через SmartForms
Усложнение ролевой модели доступа к Visiology — причем как к самой платформе, так и к модулям ввода данных, к виджетам и визуализациям
Голосовой аналитик ViTalk — как возможность получать ответы на голосовые запросы — прямо на ходу, в мобильном приложении.
Visiology 3 — само появление третьей версии платформы в конечном счете, было продиктовано запросами пользователей на self-service, повышенную производительность, работу с BigData и, конечно же, DAX.
Фичи, которые удовлетворяют потребности широкого круга пользователей, имеют все шансы попасть в один из ближайших релизов. И мы специально обращаем внимание на массовые запросы — они нужны многим, их проще протестировать, и к их проверке могут подключиться сами пользователи.
Впрочем, иногда серия обращений может стать причиной тектонических изменений в платформе. Так, в свое время массовые вопросы пользователей о проблемах сбора информации привели к появлению такого продукта как SmartForms. В результате сегодня Visiology активно используют те компании, в которых ручной ввод является нормой и рассматривается как полноценный источник данных.
Откуда поступают запросы на развитие?
На самом деле все выглядит еще интереснее. Практически любой пользователь может выступить инициатором появления новой фичи, если она нужна ему в работе. За годы развития своей BI-платформы, команда Visiology убедилась в том, что каждое мнение может оказаться очень важным. И поэтому мы принимаем обратную связь от всех пользователей платформы.
Уже несколько лет все наши пользователи могут стать генераторами идей на доработку, создавая запросы на изменения. Для этого у нас в Visiology есть закрытый портал, на котором мы аккумулируем подобные предложения. Получить доступ к порталу может любой пользователь Visiology, просто написав в службу поддержки. Это может сделать:
Администратор, которому хочется больше возможностей для настройки, или который обнаружил какое-то несовершенство системы управления, например, правами пользователей, может запросить расширение административных функций. И, кстати, многие улучшения именно административной стороны были предложены нашими пользователями, в том числе — улучшенная работа с протоколами, разделение доступа к отчетам по группам пользователей и так далее.
Аналитик, который четко знает, какие запросы ему нужно обрабатывать, и где мы можем улучшить наши возможности. Реально каждый аналитик может написать нам запрос на новый функционал. Нередко из таких сообщений рождаются очень полезные оптимизации. Например, сейчас в Visiology 3 мы применяем около 10 различных уровней тюнинга главного хранилища на базе ClickHouse и большая часть из них были сделаны для ответа на конкретные запросы пользователей.
Разработчик, который создает новые средства аналитики или визуализации на базе нашей платформы. Каждый может сделать запрос, если ему захочется что-то новое в API или полезные функции в виджетах. Например, недавно мы обновили/расширили возможности выгрузки отчетности, а до этого — добавили расширенную интеграцию с геоинформационной системой Геоинтеллект, потому что эти фичи требовались на реальных проектах.
Руководитель, который хочет видеть отчеты определенным образом, на определенном устройстве и иметь нужные возможности для принятия верных управленческих решений, тоже может стать инициатором появления новых фичей в платформе. Причем, мы можем делать их как самостоятельно, так и в партнерстве с нашими коллегами из самых разных компаний. Например, недавно в Visiology появилась функция комментирования текстом прямо поверх дашбордов. Этот функционал помогли реализовать коллеги из компании КРИТ, и я надеюсь, скоро они подробнее расскажут о своих фичах в нашем блоге.
Существуют сотни ситуаций, в которых какой-то человек может испытывать потребности в развитии системы. Контроль за процессом накопления этих данных и их передачи в разработку — очень важная и непростая задача, которую нужно выстраивать и благодаря тому, что мы уже встроили этот процесс у себя, сегодня большую пользу в развитии Visiology 3 играет сбор аналитических кейсов.
DAX по-русски: каждый может принять участие
Но сейчас ситуация складывается еще интереснее, и на приоритеты развития платформы могут влиять и те люди, которые пока не стали пользователями Visiology, но планирую получить это почетное звание. Как я уже говорила, обобщенные потребности в высокой производительности, гибкости и self-service для аналитиков стали отправной точкой для глубокого пересмотра архитектуры и начала проектирования Visiology 3. Сегодня платформа уже доступна в режиме тестовой эксплуатации, и мы активно работаем над тем, чтобы развивать возможности нашей версии аналитического языка DAX. Мы хотим обеспечить его соответствие с одной стороны привычному синтаксису Power BI, а с другой — реальным потребностям пользователей.
Как уже отмечали мои коллеги, за 2023 год команда разработчиков планирует реализовать большую часть функций DAX на платформе Visiology 3. И здесь мы решили использовать наш механизм обратной связи по полной. На этом этапе развития продукта вы можете подать на рассмотрение ЦЕЛЫЙ БИЗНЕС-КЕЙС с реальными запросами, требованиями и контекстом. Мы используем такие заявки, чтобы принимать решения о развитии DAX на платформе, а также используем их как тест-кейсы, чтобы убедиться в соответствии результатов ожиданиям пользователей.
Дело в том, что в реализации DAX от Microsoft есть очень много операторов, и не все они работают самым удобным для пользователей образом. Еще в прошлом году мы поняли, что нет никакого смысла тратить силы на реализацию всех команд подряд и именно в таком виде, в каком их можно найти в Power BI. Вместо этого получается ситуация win-win — пользователи (и потенциальные пользователи) подсказывают нам самые востребованные аспекты работы с платформой, а мы гарантируем, что наш DAX будет работать с вашим кейсом именно так, как вам бы этого хотелось.
А где ваш кейс?
Если вы работаете с Visiology сегодня…или начнете завтра, то можете уже сейчас поделиться кейсом и помочь нам сделать решение, в том числе подходящее для вашей конкретной ситуации. Обратная связь от заказчиков является частью нашей корпоративной культуры в целом. Она помогает брать из бэклога именно то, что нужно, а не то что больше нравится или ближе лежит, нужно оценивать важность фичей и частоту их запросов. Как правило, на поток встают именно те запросы, которые многократно повторяются от разных заказчиков. Это имеет двойной смысл. Во-первых, тем самым мы обеспечиваем разработку именно тех инструментов, которые востребованы. А во-вторых, накапливается целая база данных с подробным описанием запросов, которые мы потом используем в тестировании, чтобы проверить соответствие новых возможностей запросам, под которые они создавались.
Но именно сейчас влияние подробных бизнес-кейсов на развитие продукта максимально. Если это важно для вас, просто присылайте свои кейсы, и Visiology 3 будет во многом адаптирован именно для ваших задач, а коллеги, которые уже переходят на Visiology 3 будут вам благодарны за помощь в конкретизации конкретных кейсов и сценариев, востребованных в российском BI сегодня.
bb0ff
Извините, что не по теме, но мне правда очень интересно: откуда взялось это нелепое «фичей» в родительном падеже, может знает кто-нибудь? Причём не только в этой статье, я это регулярно вижу. Может, конечно, все такие православные, что сразу «Песнь песней» вспоминают, но там же не «песня», а «песнь»!
Или «частота запросов фичей» — это частота запросов, осуществляемых с помощью
большой силиконовойфичи?bb0ff
Хрен с ней, с кармой, но ответ-то знает кто-нибудь? Пояивлась версия, что так склоняют те, кто призносит «фича́», это так?