Гипатия Александрийская родилась в четвертом веке нашей эры, она получила хорошее образование и стала математиком и астрономом, несмотря на жесткие общественные нормы для античных женщин. В этой статье мы рассмотрим жизнь Гипатии, ее труды, преподавательскую деятельность и трагическую смерть из-за политико-религиозного конфликта.
Влияние отца на формирование личности Гипатии
Гипатия родилась около 355 года нашей эры в Александрии, которую основал Александр Македонский в 331 году до н.э. Город располагался на перекрестке Европы, Азии и Африки, поэтому стал центром интеллектуальной и культурной деятельности. По своей сути Александрия была Силиконовой долиной своего времени.
О матери Гипатии ничего не известно, а ее отец Теон был известным математиком, астрономом, руководил собственной школой при Мусейоне и преподавал там. Он рано увидел интерес дочери к науке и стал для нее своего рода наставником. Теон хотел вырастить «хорошего человека», который получит всестороннее образование, будет иметь сильный моральный облик и любовь к знаниям.
Тогда как в классическом афинском обществе роль женщины была сосредоточена на доме и семье, в Александрии общественные нормы были мягче, чем в Афинах. Помимо воспитания детей и ведения хозяйства, они могли заниматься мелким бизнесом или работать в таких областях, как ткачество и гончарное дело. Формальное образование для женщин не было распространено, в интеллектуальных и философских дебатах они участвовали редко.
Гипатия была исключением из правил. Ее образование было передовым, ей преподавали математику, астрономию и философию — предметы, которые предназначались для мужчин. Влияние Теона на Гипатию выходило за рамки академических знаний, он воспитал в ней независимое мышление и стойкость. Она выросла женщиной с сильным характером, интеллектуальными способностями и мужеством.
Преподавательская деятельность и работы Гипатии
Около 400 года Гипатия начала читать в «Мусейоне» лекции по философии, где обучала студентов со всего Средиземноморья. Ее занятия были посвящены трудам Платона и Аристотеля, она занималась вычислением астрономических таблиц, преподавала математику и неоплатонизм. После смерти своего отца, с 405 года Гипатия стала руководить его школой в Александрии.
Большая часть математических трудов Гипатии не сохранилась до нашего времени. Но известно, что она писала комментарии к работам известных математиков, чтобы сделать их работы более понятными для широкой аудитории.
В комментарии к работе Диофанта «Арифметика» Гипатия объясняла сложные алгебраические концепции простым языком. В заметках к работе Аполлония «Коники» она рассказывали о геометрических понятиях: кругах, эллипсах, параболах и гиперболах. Также Гипатия отредактировала третью книгу комментариев Теона к «Альмагесту» Птолемея.
Подход Гипатии к комментариям имеет сходство с работами Ады Лавлейс, которая известна своей работой над ранним механическим компьютером общего назначения Чарльза Бэббиджа «Аналитический двигатель». Заметки Лавлейс о двигателе включали первый алгоритм, который был предназначен для обработки машиной. Поэтому ее часто называют первым в мире программистом.
Гипатия изобрела астролябию — инструмент, который используют для определения положения солнца и звезд. Она учила пользоваться портативным устройством астролябия, чтобы измерять угол между горизонтом и звездой или планетой.
На протяжении 200 лет устройство астролябии помогало морякам определять время суток и свое местонахождение в океане. Его считают предком современной планисферы, которой пользуются астрономы и сегодня.
Убийство Гипатии из-за политико-религиозного конфликта
Гипатию уважали как язычники, так и христиане, поэтому она влияла на политическую элиту Александрии и оказалась в центре политико-религиозного конфликта между римским губернатором Александрии Орестом и христианским епископом города Кириллом. Из-за того, что Гипатия была близким советником Ореста, появились слухи о том, что она препятствует примирению между мужчинами, также ее обвинили в чародействе.
В марте 415 года произошла трагедия. Толпа христианских фанатиков, которую возглавил лектор Петр, напала на Гипатию, когда она возвращалась домой. Народ стащил ее с колесницы, ее отвели в Кесарийскую церковь и жестоко убили. Затем толпа изуродовала ее тело и сожгла останки.
Убийство Гипатии потрясло империю и превратило ее в мученицу среди язычников. Поэтому будущие неоплатоники, такие как Дамаский, стали крайне категоричными в своем противостоянии христианству.
Влияние Гипатии на науку и общество
Работы Гипатии в области математики, философии и астрологии повлияли не только на развитие античной науки, но и на последующие открытия и в математических трудах более поздних ученых. Особенно это касается комментариев к работам Диофанта и Аполлония.
В честь Гипатии назвали кратер на видимой части Луны и астероид, открытый в 1884 году. Ее имя упоминают в своих романах многие писатели, такие как Фриц Маутнер и Олдос Хаксли. В 2009 году режиссер Алехандро Аменабар снял фильм «Агора», который рассказывает историю Гипатии.
Влияние Гипатии вышло далеко за пределы академических кругов. Ее признавали многие выдающиеся личности в разные эпохи как женщину, которая бросила вызов традиционным гендерным ролям в науке.
Комментарии (10)
OlegSivchenko
12.07.2023 11:43В честь Гипатии также есть концептуальный metal-альбом группы Telergy https://www.youtube.com/watch?v=YmsRb8rwpG8&list=PLmpcYGukoXkpfDetSBUpT5EBjZEKaebcp
VT100
12.07.2023 11:43То ли автор не в ладах с русским, то ли перевод. За перевод — и "повесточка" в последнем абзаце.
shaggyone
12.07.2023 11:43+7К последнему абзацу очень просится цитата из статьи за авторством Умберто Эко (полный текст статьи есть тут https://inosmi.ru/20040305/208280.html):
Просматривая древние рукописи и работы отцов Церкви, Менажу удалось найти упоминания 65 имен женщин-философов, хотя стоит признать, что его понятие о философии было достаточно широким.
Если учитывать, что в греческом обществе женщинам отводилось место лишь за закрытыми дверями дома, философы предпочитали не столько красивых девушек, сколько красивых юношей, а, чтобы иметь определенное влияние в обществе женщина должна была быть куртизанкой, становится понятно, какие усилия предпринимались мыслительницами того времени, чтобы быть услышанными. С другой стороны, Аспазию (Aspasia) все больше помнят именно как гетеру, забывая о том, что она была блестящим ритором и философом, которую - об этом нам пишет Плутарх (Plutarco) - любил послушать сам Сократ (Socrat).
Я перелистал три имеющиеся на сегодняшний день философские энциклопедии, и не встретил там упоминания ни об одной женщине-философе, за исключением Гипатии. И дело не в том, что за всю нашу Историю не было женщин, размышлявших о бытие и мироздании. Просто мужчины-философы предпочли их забыть, прежде, возможно, приписав себе все их философские изыскания.
shaggyone
12.07.2023 11:43+3О господи, минус в карму с примечанием "политика-пропаганда". Я даже боюсь спросить, какая политика и пропаганда чего именно?
Jianke
Спасибо за статью!