В 2019 году Китай начал проводить предварительные исследования для отправки лунной экспедиции с экипажем, которая должна состояться в 2030-х годах. Спустя два года Китайское национальное космическое агентство (КНКА) и Роскосмос объявили о сотрудничестве по созданию Международной научной лунной станции (МНЛС) в районе бассейна Южный полюс - Эйткен. Предлагаемые сроки создания станции сводятся к трем этапам: разведка (2021-25 гг.), строительство (2025-35 гг.) и эксплуатация (2035 г. и далее). В начале этого года Китай объявил, что его космическое агентство отправит первый экипаж на поверхность Луны к 2030 году.
12 июля в ходе 9-го Китайского (международного) коммерческого аэрокосмического форума в Ухане китайские официальные лица представили дополнительную информацию о программе освоения Луны с экипажем. В частности, заместитель главного инженера Чжан Хайлянь из китайского офиса по разработке пилотируемых космических аппаратов объявил предварительный план первой китайской лунной миссии с экипажем. Как показал Чжан с помощью анимации, миссия будет состоять из двух ракет-носителей, которые доставят к Луне все необходимые элементы, а затем проведут рандеву на орбите и высадятся на поверхность для проведения научных операций.
Данная архитектура миссии аналогична архитектуре миссии Артемида III, предлагаемой НАСА для высадки на Луну «первой женщины и первого цветного человека», которые также станут первыми астронавтами, коснувшимися лунной поверхности после окончания эры Apollo более 50 лет назад. Согласно текущей архитектуре миссии НАСА, космический корабль Orion (с экипажем из четырех человек) и система посадки человека (HLS), предоставленная компанией SpaceX (Starship HLS), должны стартовать отдельно, встретиться на лунной орбите, а два астронавта должны переместиться на борт HLS и использовать его для посадки на поверхность.
После завершения работ на поверхности экипаж из двух человек вернется на орбиту с помощью корабля HLS, где вновь встретится с кораблем Orion, пересядет на его борт и полетит обратно на Землю. Миссия запланирована на 2025 год, но в зависимости от ряда факторов может быть отложена. Тем не менее, за ней последует еще много миссий Артемида, которые завершатся созданием орбитальной платформы и лунной базы в районе бассейна Южный полюс - Эйткен (Artemis Base Camp).
Архитектура китайской миссии
Аналогичным образом Китай планирует запустить две ракеты Long March-10 (находящиеся в стадии разработки), которые будут нести отдельно лунный корабль и корабль с экипажем. На лунной орбите они проведут маневры рандеву и стыковки, после чего тайконавты пересядут на посадочный аппарат, спустятся, приземлятся в заданном районе и в течение нескольких дней будут проводить научные исследования и сбор образцов. После завершения работ тайконавты взлетят на спускаемом аппарате и состыкуются с космическим кораблем, который будет использоваться для обратного полета на Землю.
В ходе выступления Чжан представил фотографии некоторых элементов миссии, в том числе ракеты Long March-10, лунного аппарата и лунохода. Проект нового поколения CZ-10 был впервые представлен в Национальном музее Китая в феврале 2022 года в рамках выставки «30 лет китайских пилотируемых космических полетов». Эта ракета очень ожидаема, поскольку, как и Long March-9 (также находящаяся в разработке), Китай объявил, что она будет «полностью многоразовой». По состоянию на 2023 год инженеры успешно испытали двигатель первой ступени YF-100K и другие компоненты, а первый запуск запланирован на 2027 год.
Демонстрация слайдов Чжана включала в себя схемы профиля CZ-10s с изображением трех основных ракет первой ступени, каждая из которых оснащена семью двигателями YF-100K. Также были представлены изображения первой ступени (и ее системы отмены запуска) и лунного шасси с присоединенной к нему третьей ступенью ракеты-носителя. Лунный корабль имеет знакомую конфигурацию, напоминающую ту, что была изображена в прошлом году в офисе китайского проекта по пилотируемому освоению Луны. Этот рисунок был частью фрески, изображающей множество различных элементов лунной миссии с экипажем, и имеет тот же приземистый профиль с четырьмя ногами и сдвоенными веерными солнечными батареями.
Принципиальная схема китайской лунной лаборатории
На схеме лунохода с экипажем показан двухместный аппарат с двигателем впереди и, по-видимому, установленными на мачте приборами. Далее показан вид в разрезе лунной лаборатории (рисунок выше), состоящей из двух соединенных модулей (оба питаются от солнечных батарей с двумя вентиляторами), состыкованных с наземным транспортным средством, которое, по-видимому, пересаживает экипаж. На заднем плане виден еще один аппарат, на котором установлено большое устройство, похожее на зонт, что очень напоминает предложенный НАСА концепт Kilopower Reactor Using Sterling TechnologY (KRUSTY).
Программа «Чанъэ»
В ходе Форума главный конструктор программы освоения Луны Ву Вейрен рассказал о перспективах китайской программы освоения Луны («Чанъэ») и о том, какой вклад они внесут в реализацию ILRS. В частности, речь идет о лунном зонде «Чанъэ-6», запуск которого запланирован на следующий год и на котором будет осуществлен первый в истории возврат образцов с дальней стороны Луны. Миссия «Чанъэ-7», которая будет запущена около 2026 года, станет первым зондом и ровером, который будет искать доказательства наличия воды в районе южного полюса Луны.
К 2028 г. к «Чанъэ-7» присоединится «Чанъэ-8», который создаст базовую исследовательскую станцию, проведет научные эксперименты, изучит наличие и использование лунных ресурсов - так называемое «использование местных ресурсов». По словам Ву, в ходе полета «Чанъэ-8» будут также отработаны методы строительства станции, изучены потенциальные места базирования и исследованы проблемы радиосвязи в районе южного полюса Луны. Строительство этой станции планируется завершить к 2030 году, что совпадет с прибытием первого экипажа, и она станет предшественницей МНЛС (строительство планируется завершить к 2035 году).
Реализация этих планов может быть отложена в связи с конфликтом на Украине, который привел к ухудшению отношений между Россией и ее партнерами по освоению космоса. В частности, речь идет о расторжении многочисленных соглашений о сотрудничестве между Роскосмосом и ЕКА и захвате космодрома Байконур государством Казахстан в марте 2023 года [имеется в виду новость об аресте Казахстаном имущества Роскосмоса, которую растиражировали СМИ – однако позднее власти Казахстана объяснили, что арест не касается имущества всего комплекса «Байконур», а лишь Центра по эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) / прим. перев.]. Это также может привести к задержкам в разработке планируемой российской сверхтяжелой ракеты-носителя «Ангара-5», важной части обязательств Роскосмоса по созданию МНЛС и планов по освоению Луны в будущем.
Однако очевидно, что Китай в настоящее время более чем способен самостоятельно справиться с задачей создания МНЛС. Китай не только добивается огромных успехов в реализации программы пилотируемого освоения Луны, но и уже взял на себя большую часть финансовых и логических хлопот, связанных со строительством базы.
Комментарии (12)
axe_chita
28.07.2023 21:20+6Далее показан вид в разрезе лунной лаборатории (рисунок выше), состоящей из двух соединенных модулей (оба питаются от солнечных батарей с двумя вентиляторами),
Эээ? Вентиляторами? Интересно, а для чего они на безатмосферной Луне? :)vindy123
28.07.2023 21:20+19Ну это перевод от sly_g, как будто в первый раз.
Он так осмыслил разворачивающиеся солнечные батареи (twin fan solar panels).
axe_chita
28.07.2023 21:20+1Наверное именно из-за этих «вентиляторов» сегодня прилетело в то «что нельзя упоминать на Хабре». Мотивировка, пальчики оближешь: «Грубое общение. Неконструктивное общение. Политика или пропаганда. Статья/тема не для Хабра. Распространение рекламы. Плохое оформление, ошибки. Придерживаюсь другой позиции. Подозрительная активность. Личная неприязнь»
Чесслово, я на вентилятор не набрасывал. Правда правда!
Отправил бы багрепорт автору, но в старой версии он поломан, и чинить его не будут (по заявлению техподдержки) так как это «низкоприоритетная задача», и вообще скоро «Будеткирдык этой вашей Америке!отключена старая версия сайта.»exTvr
28.07.2023 21:20Отправил бы багрепорт автору, но в старой версии он поломан,
Вот оно чё, Михалыч!©
А я уж было подумал что рид-н-комментам запретили репорты репортить.
Javian
28.07.2023 21:20+1В одном советском варианте предполагалось стыковаться нескольким ракетам на земной орбите и лететь к Луне поездом — было много ограничений по связи, электронике, технологиям, многие из которых появились десятилетия спустя.
Имхо главный плюс стыковки на земной орбите в том, что если одна из ракет неисправна, то можно быстро запустить её дублера.konst90
28.07.2023 21:20+1А каких технологий не было? Орбитальную стыковку тогда делать уже научились. Аполлоны, кстати, тоже (пере)стыковались на орбите - просто выводились одной ракетой, пропуская этап сведения орбит и сближения.
Javian
28.07.2023 21:20Сейчас та функциональная электроника помещается в пачке сигарет вместо сотен килограмм в больших ящиках.
ksenobiolog
28.07.2023 21:20Взлететь с Луны и приземлиться на Земле достаточно было бы ракеты в 5 тонн.2 тонны топлива взлететь с Луны,капсула с космонавтом тонна,и 2 тонны ТДУ.Одна ракета доставляет космонавта,одна предварительная возвратный модуль.Китайская не самая глупая программа.Спасибо.
Lambrusco
28.07.2023 21:20вот чего я никак не пойму. Почему все миссии на луну предполагают высадку людей и оьорудования в одном корабле? Не проще ли сначала доставить побольше оьорудования, ритеги и прочее, а только потом высадить людей, чтобы те все подключили. И работать там смогут тогда пару недель, а то и месяцев. Почему так не планируют?
megalloid
Что ж, ждём. Очень интересно было бы понаблюдать за прохождением такой необычной миссии.