Привет! Меня зовут Маша Сафронова, и я уже почти 4 месяца работаю младшим продуктовым дизайнером в Lamoda Tech. За последний год я успела пройти стажировку и поработать в двух других крупных IT-компаниях, а еще раньше я переучилась и пришла в дизайн из другой профессии.
Каждый раз на новом месте я сталкивалась с трудностями: не понимала, с чего начать, хотела делать все сразу и быть максимально эффективной. Много волновалась и переживала из-за неуверенности в себе. К счастью, все компании, в которых я работала, позаботились об адаптации новых сотрудников. Но в одних случаях онбординговые мероприятия действительно мне помогали, а в других — не срабатывали.
В этой статье я сделаю обзор своего опыта и попытаюсь понять, что помогает, а что мешает новичку вроде меня почувствовать себя увереннее на новом месте. А еще поделюсь своими советами по адаптации и мнением коллег из моей команды.
До выхода на работу: преонбординг
Обычно от первой встречи с HR до получения оффера у меня проходило около месяца. За это время информацию об условиях я успевала забыть, и меня продолжали одолевать сомнения: не ошиблась ли я с выбором и ждут ли меня на самом деле. Поэтому компании, которые позаботились об этапе преонбординга, оставили особый след в моем сердце.
Рассказываю, что помогало мне развеять сомнения и настроиться на работу в новой команде.
Вспомнить все на презентации оффера
Крутая практика, которая сработала для меня на 100%, — это презентация оффера. В одной из компаний HR организовала встречу, на которой еще раз подробно рассказала про условия работы, обязанности и ответила на мои вопросы. Это был очень расслабленный и дружелюбный формат, который помог разобраться и понять, что меня ценят и ждут.
После презентации у меня не осталось вопросов, поэтому я приняла оффер и спокойно ждала первый рабочий день.
К сожалению, такая традиция была не во всех компаниях. Я привыкла сомневаться во всем и не ленилась каждый раз задавать вопросы HR письменно. Но процесс принятия оффера из-за этого затягивался.
В Lamoda Tech в ответ на мои вопросы мне сами предложили провести дополнительную встречу с командой и еще раз все обсудить. Это помогло! За 20 минут разговора голосом многие моменты прояснились и опасения рассеялись.
Мой совет: не стесняйтесь просить дополнительную встречу перед принятием оффера, если у вас остаются сомнения. После этого гораздо легче сделать выбор.
Погуглить компанию и не разочароваться
Что я делала перед тем, как выйти на работу? Искала информацию в интернете. Было интересно все: выступления, статьи, мероприятия, атмосфера в офисе. Я хотела понять, какой стиль у команды и подходит ли он мне.
Карьерный сайт обычно отвечает на часть вопросов и хорошо отражает культуру компании. У Lamoda Tech на главной странице сразу фото с веселыми сотрудниками: можно сделать вывод, что здесь ценится хорошая атмосфера в коллективе. У финтех-компании, в которую я собеседовалась, на карьерном сайте наоборот не было фотографий: все в строгом стиле, много ссылок на статьи и выступления.
Некоторые компании на YouTube выкладывают обзоры своего офиса. Один из роликов, которые я видела, был снят прямо во время рабочего дня: можно было подсмотреть, как будущие коллеги работают. У меня это вызвало вау-эффект, появилось сильное желание начать работу как можно скорее.
Денис Лукин
продуктовый дизайнер Lamoda Tech
До выхода на работу мне было интересно понять, какая здесь корпоративная культура, как общаются внутри компании, правила игры. Конечно, я узнавал это еще на этапе собеседования с эйчаром, но именно прочувствовать внутреннюю кухню помогло выступление одного из дизайнеров на Яндекс Практикуме. Там было обсуждение процессов и примеры реальных рабочих задач. Еще был полезный блок вопросов, где ребята спрашивали, как попасть в Lamoda, какие требования, атмосфера.
Мой совет: даже если вы уверены в своем решении и уже приняли оффер, загляните в телеграм-канал компании и поищите ее упоминания на YouTube. Иногда команда раскрывается с неожиданной стороны.
Поболтать в неформальных чатах
Еще одна интересная практика, с который я столкнулась до выхода на работу, — добавление в неформальные чаты компании. Там можно было подсмотреть за коллегами, послушать шуточки и понять рамки допустимого в общении.
В моем случае это был чат стажеров, как текущих, так и выросших в специалистов. Ребята делились опытом, звали всех на обед и рассказывали про процессы. Для меня это был крутой способ настроиться на работу еще до первого рабочего дня.
Первый рабочий день
Он всегда кажется насыщенным и разнообразным. Все новое требует от нас больших усилий, поэтому в такой день не хочется отвлекаться на скучные и запутанные задачи — например, поиск входа в офис или подписание бумажек.
Найти дорогу до офиса
Хорошая новость: по моему опыту, все компании позаботились о том, чтобы объяснить своим сотрудникам, как добраться до офиса. Прислали не только адрес, но и маршрут. В Lamoda Tech это была картинка и текстовые инструкции, которые показывали, где лучше пройти и сколько времени это займет пешком. Очень удобно и не нужно переживать, что вы не найдете офис, не поймете, где находится вход или перепутаете здание — одной проблемой меньше!
Не заскучать на оформлении и инструктаже
Процесс оформления для меня всегда был самой скучной и запутанной частью. Нужно собрать документы, ничего не забыть, все проверить, получить технику и пропуск. Обрадовало, что в некоторых компаниях об этом позаботились и постарались сделать все максимально удобно.
Аня Котельникова
UX-исследователь Lamoda Tech
Меня пугают различного рода рабочие справки, я всегда боюсь, что они где-то понадобятся в самый неподходящий момент. Поэтому меня успокаивает, если при устройстве говорят, что вся информация подгрузится автоматически. Но чаще бывает, что это все на твоей ответственности, и я из-за этого переживаю, что могу потом пожалеть из-за своей невнимательности.
Самый крутой процесс оформления был таким: мне заранее прислали форму, куда нужно было загрузить фото документов и заполнить анкету с данными. Временных ограничений не было, я могла загружать все в своем темпе. Каждый раз, когда отправляла документ, приходило подтверждение, что все прошло успешно.
В день оформления уже ничего не нужно было с собой нести: я просто пришла в офис, подписала договор — и через 15 минут была на рабочем месте! После этого прошла инструктаж по технике безопасности в формате игры: смотрела сценки и проходила по ним тест. В итоге вместо скуки от бюрократических процедур я получила отличное настроение и бодрость на весь день.
Получить велкам-пак
Получить мерч компании в первый рабочий день — это всегда приятно, особенно если он стильный и качественный. Во всех компаниях в велком-пак обычно входит стандартный набор предметов, всякие мелочи для работы. В Lamoda Tech мне очень понравились фирменные блокноты: у них приятная текстура обложки и красивый дизайн, теперь я беру его везде с собой.
Найти все инструкции
После оформления меня не сразу погружали в работу и сперва давали время познакомиться с документами и процессами. Во всех компаниях эта информация представлена разными способами: в виде презентаций, документов или заметок.
Но ни один из форматов не показался мне идеальным. Даже когда компания делала удобную на первый взгляд карту онбординга, в ней оказывалось много минусов, в первую очередь — устаревшие инструкции. Бывало, что я начинала что-то делать, у меня не получалось, и только потом я выясняла, что документ не актуален. Для начала работы, как правило, было достаточно схемы отделов с людьми и контактами, а самое важное я узнавала в процессе
Мой совет: читать все инструкции разом не обязательно (конечно, если руководитель не настаивает на обратном). Посмотрите основную информацию, а дальше используйте эти документы по мере необходимости, уточняя актуальность у коллег.
Аня Котельникова
UX-исследователь Lamoda Tech
Мне было удобно самостоятельно заполнять себе карту отделов и сотрудников. Я ее делала после встреч-знакомств с командами: записывала ребят и кто чем занимается. Так мне было проще всех запомнить, чем искать информацию в разных источниках, все-таки первый день, очень много знакомств.
Познакомиться с командой
Я всегда старалась приезжать первое время в офис, чтобы лично со всеми пообщаться, даже если потом работала удаленно. Живое знакомство дает больше преимуществ. Если хотя бы часть команды ходит в офис, обычно все расположены к общению и сразу подхватывают попить чай или пообедать вместе, предлагают помощь.
Но найти общий язык с новыми коллегами можно даже онлайн. В Lamoda Tech для меня устроили командный созвон, где все делились забавными фактами о себе, а закончили мы все простой игрой, где можно было пошутить и расслабиться. Еще были команды, которые сами проявляли инициативу: так, команда редакторов поставила мне созвон, чтобы просто увидеть друг друга и понять, по каким вопросам можно обращаться. Это очень хорошая практика, мне она помогла.
Бывают и другие ситуации — когда участники команды не хотят проявлять инициативу. В одной из компаний не было принято созваниваться до фактического пересечения на общих задачах. А еще и из команды никто не ходил в офис. Для меня это было сложно, я чувствовала отстраненность.
Мой совет: хорошие отношения с коллегами помогают быстрее адаптироваться на новом месте. Даже если специальных мероприятий для новичков в команде нет, лучше проявить инициативу и познакомиться, чтобы не чувствовать постоянную отстраненность.
Первая неделя работы
В первый день работы ты получаешь огромное количество информации. А в течение первой недели начинаешь применять ее в работе. В это время стоит постепенно вливаться в процессы и задачи, не перегружая себя, иначе можно быстро столкнуться со стрессом и потерять мотивацию.
Заглянуть на велкам-тренинг
В первые две недели работы в крупных компаниях обычно проводят велкам-тренинги. Это онлайн-встречи для всех новичков, где рассказывают базовые вещи про компанию: ее историю, направления работы, подробности про ДМС, бонусы для сотрудников, организационные моменты и т. д. Иногда тренинги проходят более формально, иногда выступающий вовлекает новичков, чтобы они познакомились друг с другом и обменялись первыми впечатлениями — так было в Lamoda Tech.
Для самого первого знакомства с бизнесом, бенефитами для сотрудников и культурой общения велкам-тренинги подойдут идеально. Но мне было интереснее расспросить обо всем коллег, поэтому тренинги я слушала вполуха.
Пообщаться с наставником
На первой неделе, помимо рабочих задач, у меня была задача привыкнуть к работе и адаптироваться, поэтому возникало множество мелких вопросов. Как назвать файл в фигме? Сколько скидываться на день рождения? К кому обратиться, если забыл пропуск?
Специально для таких целей в компаниях новичку назначают наставника или бадди. Но есть один минус: наставниками обычно назначают руководителей, и мне было неловко постоянно дергать их по пустякам. Было бы здорово иметь в наставниках обычного коллегу, чтобы быть на одной волне. Поэтому с вопросами я по очереди обращалась к разным коллегам и чувствовала, что никому не докучаю.
В одной из компаний нашли решение проблемы: встречи с наставником стояли у меня в календаре 3 раза в неделю по 30 минут. Это было удобно: я всегда понимала, когда смогу задать вопрос, и не было неловкости, что я отвлекаю руководителя, ведь на это официально было отведено время. Я копила вопросы для этой встречи, и мы спокойно их обсуждали. Со временем необходимость в таких частых встречах отпала, мы стали их постепенно сокращать и вскоре вовсе отменили. Но первое время это было очень полезно.
Илья Гусаревич
продуктовый дизайнер, Lamoda Tech
При общении с бадди думаю, что важно видеться очно. У меня он был удаленно, мы провели одну встречу на второй или третий день, обсудили общие вопросы. Но для последующих вопросов мне было неловко его дергать, ставить звонок из-за мелочей, проще было узнавать все в офисе.
Мой совет: здорово, когда есть один человек, к которому можно обращаться по всем вопросам. Чтобы не дергать его каждые 3 секунды, договоритесь с ним о регулярных встречах чаще 1 раза в неделю — и копите к ним вопросы.
Встретиться на 1-1 с руководителем
Отдельная история — это встречи один на один с руководителем или лидом. На них можно в дружественной обстановке обсудить не только задачи, но и настроение и насущие проблемы. Как правило, встречи 1-1 регулярные и проходят раз в неделю или две, не только в первый месяц работы. На них ставят цели, обсуждают свой прогресс и развитие, текущие проблемы и методы их решения. Это время для обратной связи с обеих сторон. На 1-1 нужно расслабиться и стараться делиться своими мыслями и ощущениями — так тебе смогут помочь.
Мой совет: здорово, когда в команде можно поговорить не только про рабочие задачи, но и про себя самого. Это можно делать не только на 1-1. Например, в дизайн-команде Lamoda Tech есть созвон в календаре под названием «чаечек», где мы утром созваниваемся на полчаса и говорим о погоде, природе, делимся своими находками и историями. Отличный способ познакомиться и начать лучше понимать коллег.
Взять задачу на погружение
Первые задачи для новичка обычно вводные: помогают разобраться с процессами, погрузиться, привыкнуть к дизайн-системе. Без них было бы сложно начать делать более серьезные вещи, где мысли будут заняты вариантами решения проблемы, а не организацией макетов.
В одной из компаний моей вводной задачей было исследование: я делала презентацию по решениям других команд, чтобы мы могли их переиспользовать у себя. Это была удачная идея: я познакомилась с другими командами и узнала, что происходит в компании в целом. В Lamoda Tech моей первой задачей была адаптация макетов под разные разрешения и платформы. Это был хороший способ разобраться на практике с дизайн-системой.
Мой совет: в первых задачах сосредоточьтесь на технических вещах, оформлении, погружении, чтобы потом эти знания были на подкорке и можно было работать над другими аспектами.
Первый месяц работы
После знакомства с процессами команды можно уже переходить на следующую ступень: брать задачи побольше, проявлять активность и расширять компетенции. Здесь не обойтись без поддержки.
Развивать коммуникации
Когда я пришла на свою первую работу дизайнером, мне было непонятно, кто какую роль играет в команде и к кому ходить за советами. Поэтому я замкнулась на своей дизайн-команде, что усложнило коммуникацию с продуктовой командой. Я начала чувствовать себя отстраненно, макеты рисовались в стол, потому что я была оторвана от реальности.
Мой совет: чтобы влиять на продукт, нужно развивать коммуникацию и заслужить доверие. Это важно заложить на старте, потому что потом это будет сделать сложнее.
Составить чек-лист для испытательного срока
В процессе адаптации для меня было важно понимать, к чему я стремлюсь и куда иду. Я всегда хотела быть полезной команде, хорошо выполнять свою работу, а для этого необходимо понимать критерии успеха.
В разных компаниях разные мнения по поводу чек-листов для самопроверки. Где-то они существуют, но они довольно формальные и одинаковые для всех, так что по ним трудно ориентироваться. Они не отражают личных качеств сотрудника, его сильных и слабых сторон.
В одной из компаний мы нашли решение этой проблемы: лид-дизайнер составила для меня индивидуальный чек-лист. Его главное преимущество было в том, что он создавался и изменялся в процессе работы. Мы анализировали мои сильные и слабые стороны и искали решения, как их можно улучшить. Например, мне было сложно общаться в команде и продвигать свои идеи, поэтому в чек-листе были пункты, связанные с развитием коммуникационных навыков. В процессе я серьезно продвинулась в этом направлении, начала выступать сама и стойко отстаивать свои решения.
Илья Гусаревич
продуктовый дизайнер, Lamoda Tech
У меня нет проблем в постановке целей на испытательный срок, я просто стараюсь работать наравне со всеми остальными. Я сам хорошо чувствую, что у меня вызывает трудности и работаю над этим. Взгляд со стороны конечно необходим, и мы можем обсудить мои успехи с дизайн-лидом, но мне для этого не нужен чек-лист.
Мой совет: если критерии успешного прохождения испытательного срока не прописаны или прописаны формально, попробуйте выделить важные для себя пункты самостоятельно. Или обсудите это с руководителем.
Зарядиться вдохновением
Этот пункт может казаться необязательным, но на самом деле он очень важен в работе. В крупных компаниях обычно выделяется много ресурсов для вдохновения сотрудников. Например, на одном из мест была специальная встреча для всех дизайнеров (а их было около 100) раз в 2 недели, где мог выступить любой желающий, показать, над чем сейчас работает, и получить обратную связь от коллег. Это было очень полезно. Во-первых, в большой команде невозможно отследить, что происходит в разных отделах, а на таких встречах как раз можно послушать разные идеи и вдохновиться. Во-вторых, можно получить комментарии от разных дизайнеров, которые не погружены в твой контекст и мыслят шире, что часто помогает.
В Lamoda Tech меня вдохновляет моя команда: у нас много дизайнерских инициатив. Три раза в неделю мы встречаемся обсуждать текущие задачи, устраиваем брейнштормы. Еще проводим лекции и мастер-классы: когда у кого-то появляется идея или интересная тема, он готовит выступление и собирает всех желающих. Такие встречи не обязательно непосредственно относятся к работе: они больше направлены на то, чтобы расширять кругозор и абстрагироваться. Вот темы наших последних встреч: когнитивные искажения, история упаковки, геймификация, доступный дизайн.
Мой совет: участвуйте в общих активностях, даже если они не относятся к работе. Это помогает зарядиться вдохновением и перенять полезные практики у коллег с большим опытом.
Подведем итоги
На примере трех разных онбордингов я убедилась, что найти идеально подходящую компанию не так просто. Для меня была важна атмосфера в команде, и я была готова закрывать глаза на мелкие неудобства. Другому человеку, наоборот, может быть важно иметь четкие инструкции, а общения с коллегами достаточно более формального: наверное, наши с ним мнения не совпали бы.
Хорошо, что все эти особенности легко заметить в первые же дни работы. И хотя в каждой компании у меня был разный опыт, я видела, что многие удачные практики компании перенимают друг у друга и заботятся об удобстве сотрудников. Это помогает влиться даже тем, кто раньше не работал в IT или это их первая работа.
Для себя я поняла, что адаптироваться на новом месте мне помогает несколько вещей:
четкое понимание, что от меня требуется для успешного прохождения испытательного срока;
общение в команде и командные активности;
постепенное нарастание сложности в рабочих задачах.
Расскажите, что вам помогало адаптироваться на новом месте? Или что сразу отталкивало от компании?
Комментарии (5)
krus210
28.09.2023 12:10Полезная статья, реально по онбордингу можно понять что это за компания а главное как устроены процессы в ней, мне кажется в стартапе мало чего из этого можно встретить, но если это крупная компания - все что здесь описано must have
Ollwriter
28.09.2023 12:10Да, это все действительно замечательно и, как правильно сказали выше, стартап не может себе этого позволить. Там нужно с места упасть в карьер, в полете разбираясь, есть ли у тебя парашют и как его открыть.
Классно, когда заботятся о сотрудниках. Не знала, что можно чекать ютубы и прочее, не додумалась бы, спасибо))
misha55robby
28.09.2023 12:10поделюсь своим опытом. При принятии оффера без стеснения прошу встречу с командой (почему - то зачастую в сфере сисадминов это просто не практикуется). Забавно, но для многих hr-ов это странная просьба, на которую не всегда реагируют положительно (мол, придёт и в первый день познакомитесь).
RustamBrave
Очень интересная история! Простите, не увидел, а в каком возрасте Вы пришли с другой профессии? Мне 36 и вот собираюсь учиться в Яндекс-практикум на дизайнера ui/ux. Надеюсь, все сложится.
mariiasafronova Автор
Спасибо :) Я поменяла профессию в 26, до этого работала архитектором. Училась тоже на онлайн-курсах, у нас там ребята были разных возрастов и у многих тоже получилось, так что все в ваших руках)