Привет! Меня зовут Маша Сафронова, и я уже почти 4 месяца работаю младшим продуктовым дизайнером в Lamoda Tech. За последний год я успела пройти стажировку и поработать в двух других крупных IT-компаниях, а еще раньше я переучилась и пришла в дизайн из другой профессии.
Каждый раз на новом месте я сталкивалась с трудностями: не понимала, с чего начать, хотела делать все сразу и быть максимально эффективной. Много волновалась и переживала из-за неуверенности в себе. К счастью, все компании, в которых я работала, позаботились об адаптации новых сотрудников. Но в одних случаях онбординговые мероприятия действительно мне помогали, а в других — не срабатывали.
В этой статье я сделаю обзор своего опыта и попытаюсь понять, что помогает, а что мешает новичку вроде меня почувствовать себя увереннее на новом месте. А еще поделюсь своими советами по адаптации и мнением коллег из моей команды.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d7a/a3e/bf2/d7aa3ebf2b955346f8012be4ddad68fc.png)
До выхода на работу: преонбординг
Обычно от первой встречи с HR до получения оффера у меня проходило около месяца. За это время информацию об условиях я успевала забыть, и меня продолжали одолевать сомнения: не ошиблась ли я с выбором и ждут ли меня на самом деле. Поэтому компании, которые позаботились об этапе преонбординга, оставили особый след в моем сердце.
Рассказываю, что помогало мне развеять сомнения и настроиться на работу в новой команде.
Вспомнить все на презентации оффера
Крутая практика, которая сработала для меня на 100%, — это презентация оффера. В одной из компаний HR организовала встречу, на которой еще раз подробно рассказала про условия работы, обязанности и ответила на мои вопросы. Это был очень расслабленный и дружелюбный формат, который помог разобраться и понять, что меня ценят и ждут.
После презентации у меня не осталось вопросов, поэтому я приняла оффер и спокойно ждала первый рабочий день.
К сожалению, такая традиция была не во всех компаниях. Я привыкла сомневаться во всем и не ленилась каждый раз задавать вопросы HR письменно. Но процесс принятия оффера из-за этого затягивался.
В Lamoda Tech в ответ на мои вопросы мне сами предложили провести дополнительную встречу с командой и еще раз все обсудить. Это помогло! За 20 минут разговора голосом многие моменты прояснились и опасения рассеялись.
Мой совет: не стесняйтесь просить дополнительную встречу перед принятием оффера, если у вас остаются сомнения. После этого гораздо легче сделать выбор.
Погуглить компанию и не разочароваться
Что я делала перед тем, как выйти на работу? Искала информацию в интернете. Было интересно все: выступления, статьи, мероприятия, атмосфера в офисе. Я хотела понять, какой стиль у команды и подходит ли он мне.
Карьерный сайт обычно отвечает на часть вопросов и хорошо отражает культуру компании. У Lamoda Tech на главной странице сразу фото с веселыми сотрудниками: можно сделать вывод, что здесь ценится хорошая атмосфера в коллективе. У финтех-компании, в которую я собеседовалась, на карьерном сайте наоборот не было фотографий: все в строгом стиле, много ссылок на статьи и выступления.
![Главная страница сайта Lamoda Tech Главная страница сайта Lamoda Tech](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ff8/12c/46b/ff812c46b9984e13172691891dfb61a2.png)
Некоторые компании на YouTube выкладывают обзоры своего офиса. Один из роликов, которые я видела, был снят прямо во время рабочего дня: можно было подсмотреть, как будущие коллеги работают. У меня это вызвало вау-эффект, появилось сильное желание начать работу как можно скорее.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/36f/414/03a/36f41403a753527beb39db33bdd37a1f.jpg)
Денис Лукин
продуктовый дизайнер Lamoda Tech
До выхода на работу мне было интересно понять, какая здесь корпоративная культура, как общаются внутри компании, правила игры. Конечно, я узнавал это еще на этапе собеседования с эйчаром, но именно прочувствовать внутреннюю кухню помогло выступление одного из дизайнеров на Яндекс Практикуме. Там было обсуждение процессов и примеры реальных рабочих задач. Еще был полезный блок вопросов, где ребята спрашивали, как попасть в Lamoda, какие требования, атмосфера.
Мой совет: даже если вы уверены в своем решении и уже приняли оффер, загляните в телеграм-канал компании и поищите ее упоминания на YouTube. Иногда команда раскрывается с неожиданной стороны.
Поболтать в неформальных чатах
Еще одна интересная практика, с который я столкнулась до выхода на работу, — добавление в неформальные чаты компании. Там можно было подсмотреть за коллегами, послушать шуточки и понять рамки допустимого в общении.
В моем случае это был чат стажеров, как текущих, так и выросших в специалистов. Ребята делились опытом, звали всех на обед и рассказывали про процессы. Для меня это был крутой способ настроиться на работу еще до первого рабочего дня.
Первый рабочий день
Он всегда кажется насыщенным и разнообразным. Все новое требует от нас больших усилий, поэтому в такой день не хочется отвлекаться на скучные и запутанные задачи — например, поиск входа в офис или подписание бумажек.
Найти дорогу до офиса
Хорошая новость: по моему опыту, все компании позаботились о том, чтобы объяснить своим сотрудникам, как добраться до офиса. Прислали не только адрес, но и маршрут. В Lamoda Tech это была картинка и текстовые инструкции, которые показывали, где лучше пройти и сколько времени это займет пешком. Очень удобно и не нужно переживать, что вы не найдете офис, не поймете, где находится вход или перепутаете здание — одной проблемой меньше!
![Обязательный ритуал первого дня работы — получить пропуск. Обязательный ритуал первого дня работы — получить пропуск.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5a5/96e/979/5a596e979dc3118000ceee60ed01b18f.jpg)
Не заскучать на оформлении и инструктаже
Процесс оформления для меня всегда был самой скучной и запутанной частью. Нужно собрать документы, ничего не забыть, все проверить, получить технику и пропуск. Обрадовало, что в некоторых компаниях об этом позаботились и постарались сделать все максимально удобно.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f46/614/d73/f46614d736f7c29b9f66e33a0a81c85d.jpg)
Аня Котельникова
UX-исследователь Lamoda Tech
Меня пугают различного рода рабочие справки, я всегда боюсь, что они где-то понадобятся в самый неподходящий момент. Поэтому меня успокаивает, если при устройстве говорят, что вся информация подгрузится автоматически. Но чаще бывает, что это все на твоей ответственности, и я из-за этого переживаю, что могу потом пожалеть из-за своей невнимательности.
Самый крутой процесс оформления был таким: мне заранее прислали форму, куда нужно было загрузить фото документов и заполнить анкету с данными. Временных ограничений не было, я могла загружать все в своем темпе. Каждый раз, когда отправляла документ, приходило подтверждение, что все прошло успешно.
В день оформления уже ничего не нужно было с собой нести: я просто пришла в офис, подписала договор — и через 15 минут была на рабочем месте! После этого прошла инструктаж по технике безопасности в формате игры: смотрела сценки и проходила по ним тест. В итоге вместо скуки от бюрократических процедур я получила отличное настроение и бодрость на весь день.
Получить велкам-пак
Получить мерч компании в первый рабочий день — это всегда приятно, особенно если он стильный и качественный. Во всех компаниях в велком-пак обычно входит стандартный набор предметов, всякие мелочи для работы. В Lamoda Tech мне очень понравились фирменные блокноты: у них приятная текстура обложки и красивый дизайн, теперь я беру его везде с собой.
![Велкам-пак в Lamoda Tech Велкам-пак в Lamoda Tech](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b30/418/c09/b30418c097abd6dfe57cd0144edf4670.jpg)
Найти все инструкции
После оформления меня не сразу погружали в работу и сперва давали время познакомиться с документами и процессами. Во всех компаниях эта информация представлена разными способами: в виде презентаций, документов или заметок.
Но ни один из форматов не показался мне идеальным. Даже когда компания делала удобную на первый взгляд карту онбординга, в ней оказывалось много минусов, в первую очередь — устаревшие инструкции. Бывало, что я начинала что-то делать, у меня не получалось, и только потом я выясняла, что документ не актуален. Для начала работы, как правило, было достаточно схемы отделов с людьми и контактами, а самое важное я узнавала в процессе
Мой совет: читать все инструкции разом не обязательно (конечно, если руководитель не настаивает на обратном). Посмотрите основную информацию, а дальше используйте эти документы по мере необходимости, уточняя актуальность у коллег.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ad3/de5/5a2/ad3de55a26d29a377bb0faef84deadf4.jpg)
Аня Котельникова
UX-исследователь Lamoda Tech
Мне было удобно самостоятельно заполнять себе карту отделов и сотрудников. Я ее делала после встреч-знакомств с командами: записывала ребят и кто чем занимается. Так мне было проще всех запомнить, чем искать информацию в разных источниках, все-таки первый день, очень много знакомств.
Познакомиться с командой
Я всегда старалась приезжать первое время в офис, чтобы лично со всеми пообщаться, даже если потом работала удаленно. Живое знакомство дает больше преимуществ. Если хотя бы часть команды ходит в офис, обычно все расположены к общению и сразу подхватывают попить чай или пообедать вместе, предлагают помощь.
Но найти общий язык с новыми коллегами можно даже онлайн. В Lamoda Tech для меня устроили командный созвон, где все делились забавными фактами о себе, а закончили мы все простой игрой, где можно было пошутить и расслабиться. Еще были команды, которые сами проявляли инициативу: так, команда редакторов поставила мне созвон, чтобы просто увидеть друг друга и понять, по каким вопросам можно обращаться. Это очень хорошая практика, мне она помогла.
![Мое рабочее место заняли фото с командой. Мое рабочее место заняли фото с командой](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7a5/c4e/ba0/7a5c4eba0311538999ed9e46260691ac.jpg)
Бывают и другие ситуации — когда участники команды не хотят проявлять инициативу. В одной из компаний не было принято созваниваться до фактического пересечения на общих задачах. А еще и из команды никто не ходил в офис. Для меня это было сложно, я чувствовала отстраненность.
Мой совет: хорошие отношения с коллегами помогают быстрее адаптироваться на новом месте. Даже если специальных мероприятий для новичков в команде нет, лучше проявить инициативу и познакомиться, чтобы не чувствовать постоянную отстраненность.
Первая неделя работы
В первый день работы ты получаешь огромное количество информации. А в течение первой недели начинаешь применять ее в работе. В это время стоит постепенно вливаться в процессы и задачи, не перегружая себя, иначе можно быстро столкнуться со стрессом и потерять мотивацию.
Заглянуть на велкам-тренинг
В первые две недели работы в крупных компаниях обычно проводят велкам-тренинги. Это онлайн-встречи для всех новичков, где рассказывают базовые вещи про компанию: ее историю, направления работы, подробности про ДМС, бонусы для сотрудников, организационные моменты и т. д. Иногда тренинги проходят более формально, иногда выступающий вовлекает новичков, чтобы они познакомились друг с другом и обменялись первыми впечатлениями — так было в Lamoda Tech.
Для самого первого знакомства с бизнесом, бенефитами для сотрудников и культурой общения велкам-тренинги подойдут идеально. Но мне было интереснее расспросить обо всем коллег, поэтому тренинги я слушала вполуха.
Пообщаться с наставником
На первой неделе, помимо рабочих задач, у меня была задача привыкнуть к работе и адаптироваться, поэтому возникало множество мелких вопросов. Как назвать файл в фигме? Сколько скидываться на день рождения? К кому обратиться, если забыл пропуск?
Специально для таких целей в компаниях новичку назначают наставника или бадди. Но есть один минус: наставниками обычно назначают руководителей, и мне было неловко постоянно дергать их по пустякам. Было бы здорово иметь в наставниках обычного коллегу, чтобы быть на одной волне. Поэтому с вопросами я по очереди обращалась к разным коллегам и чувствовала, что никому не докучаю.
В одной из компаний нашли решение проблемы: встречи с наставником стояли у меня в календаре 3 раза в неделю по 30 минут. Это было удобно: я всегда понимала, когда смогу задать вопрос, и не было неловкости, что я отвлекаю руководителя, ведь на это официально было отведено время. Я копила вопросы для этой встречи, и мы спокойно их обсуждали. Со временем необходимость в таких частых встречах отпала, мы стали их постепенно сокращать и вскоре вовсе отменили. Но первое время это было очень полезно.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/fcc/20e/c3f/fcc20ec3f40c06f4c550fe368162abed.jpeg)
Илья Гусаревич
продуктовый дизайнер, Lamoda Tech
При общении с бадди думаю, что важно видеться очно. У меня он был удаленно, мы провели одну встречу на второй или третий день, обсудили общие вопросы. Но для последующих вопросов мне было неловко его дергать, ставить звонок из-за мелочей, проще было узнавать все в офисе.
Мой совет: здорово, когда есть один человек, к которому можно обращаться по всем вопросам. Чтобы не дергать его каждые 3 секунды, договоритесь с ним о регулярных встречах чаще 1 раза в неделю — и копите к ним вопросы.
Встретиться на 1-1 с руководителем
Отдельная история — это встречи один на один с руководителем или лидом. На них можно в дружественной обстановке обсудить не только задачи, но и настроение и насущие проблемы. Как правило, встречи 1-1 регулярные и проходят раз в неделю или две, не только в первый месяц работы. На них ставят цели, обсуждают свой прогресс и развитие, текущие проблемы и методы их решения. Это время для обратной связи с обеих сторон. На 1-1 нужно расслабиться и стараться делиться своими мыслями и ощущениями — так тебе смогут помочь.
Мой совет: здорово, когда в команде можно поговорить не только про рабочие задачи, но и про себя самого. Это можно делать не только на 1-1. Например, в дизайн-команде Lamoda Tech есть созвон в календаре под названием «чаечек», где мы утром созваниваемся на полчаса и говорим о погоде, природе, делимся своими находками и историями. Отличный способ познакомиться и начать лучше понимать коллег.
Взять задачу на погружение
Первые задачи для новичка обычно вводные: помогают разобраться с процессами, погрузиться, привыкнуть к дизайн-системе. Без них было бы сложно начать делать более серьезные вещи, где мысли будут заняты вариантами решения проблемы, а не организацией макетов.
В одной из компаний моей вводной задачей было исследование: я делала презентацию по решениям других команд, чтобы мы могли их переиспользовать у себя. Это была удачная идея: я познакомилась с другими командами и узнала, что происходит в компании в целом. В Lamoda Tech моей первой задачей была адаптация макетов под разные разрешения и платформы. Это был хороший способ разобраться на практике с дизайн-системой.
Мой совет: в первых задачах сосредоточьтесь на технических вещах, оформлении, погружении, чтобы потом эти знания были на подкорке и можно было работать над другими аспектами.
Первый месяц работы
После знакомства с процессами команды можно уже переходить на следующую ступень: брать задачи побольше, проявлять активность и расширять компетенции. Здесь не обойтись без поддержки.
Развивать коммуникации
Когда я пришла на свою первую работу дизайнером, мне было непонятно, кто какую роль играет в команде и к кому ходить за советами. Поэтому я замкнулась на своей дизайн-команде, что усложнило коммуникацию с продуктовой командой. Я начала чувствовать себя отстраненно, макеты рисовались в стол, потому что я была оторвана от реальности.
Мой совет: чтобы влиять на продукт, нужно развивать коммуникацию и заслужить доверие. Это важно заложить на старте, потому что потом это будет сделать сложнее.
Составить чек-лист для испытательного срока
В процессе адаптации для меня было важно понимать, к чему я стремлюсь и куда иду. Я всегда хотела быть полезной команде, хорошо выполнять свою работу, а для этого необходимо понимать критерии успеха.
В разных компаниях разные мнения по поводу чек-листов для самопроверки. Где-то они существуют, но они довольно формальные и одинаковые для всех, так что по ним трудно ориентироваться. Они не отражают личных качеств сотрудника, его сильных и слабых сторон.
В одной из компаний мы нашли решение этой проблемы: лид-дизайнер составила для меня индивидуальный чек-лист. Его главное преимущество было в том, что он создавался и изменялся в процессе работы. Мы анализировали мои сильные и слабые стороны и искали решения, как их можно улучшить. Например, мне было сложно общаться в команде и продвигать свои идеи, поэтому в чек-листе были пункты, связанные с развитием коммуникационных навыков. В процессе я серьезно продвинулась в этом направлении, начала выступать сама и стойко отстаивать свои решения.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1eb/ace/fb4/1ebacefb44fdd65464f19b3cd79d56c9.jpeg)
Илья Гусаревич
продуктовый дизайнер, Lamoda Tech
У меня нет проблем в постановке целей на испытательный срок, я просто стараюсь работать наравне со всеми остальными. Я сам хорошо чувствую, что у меня вызывает трудности и работаю над этим. Взгляд со стороны конечно необходим, и мы можем обсудить мои успехи с дизайн-лидом, но мне для этого не нужен чек-лист.
Мой совет: если критерии успешного прохождения испытательного срока не прописаны или прописаны формально, попробуйте выделить важные для себя пункты самостоятельно. Или обсудите это с руководителем.
Зарядиться вдохновением
Этот пункт может казаться необязательным, но на самом деле он очень важен в работе. В крупных компаниях обычно выделяется много ресурсов для вдохновения сотрудников. Например, на одном из мест была специальная встреча для всех дизайнеров (а их было около 100) раз в 2 недели, где мог выступить любой желающий, показать, над чем сейчас работает, и получить обратную связь от коллег. Это было очень полезно. Во-первых, в большой команде невозможно отследить, что происходит в разных отделах, а на таких встречах как раз можно послушать разные идеи и вдохновиться. Во-вторых, можно получить комментарии от разных дизайнеров, которые не погружены в твой контекст и мыслят шире, что часто помогает.
В Lamoda Tech меня вдохновляет моя команда: у нас много дизайнерских инициатив. Три раза в неделю мы встречаемся обсуждать текущие задачи, устраиваем брейнштормы. Еще проводим лекции и мастер-классы: когда у кого-то появляется идея или интересная тема, он готовит выступление и собирает всех желающих. Такие встречи не обязательно непосредственно относятся к работе: они больше направлены на то, чтобы расширять кругозор и абстрагироваться. Вот темы наших последних встреч: когнитивные искажения, история упаковки, геймификация, доступный дизайн.
Мой совет: участвуйте в общих активностях, даже если они не относятся к работе. Это помогает зарядиться вдохновением и перенять полезные практики у коллег с большим опытом.
Подведем итоги
На примере трех разных онбордингов я убедилась, что найти идеально подходящую компанию не так просто. Для меня была важна атмосфера в команде, и я была готова закрывать глаза на мелкие неудобства. Другому человеку, наоборот, может быть важно иметь четкие инструкции, а общения с коллегами достаточно более формального: наверное, наши с ним мнения не совпали бы.
Хорошо, что все эти особенности легко заметить в первые же дни работы. И хотя в каждой компании у меня был разный опыт, я видела, что многие удачные практики компании перенимают друг у друга и заботятся об удобстве сотрудников. Это помогает влиться даже тем, кто раньше не работал в IT или это их первая работа.
Для себя я поняла, что адаптироваться на новом месте мне помогает несколько вещей:
четкое понимание, что от меня требуется для успешного прохождения испытательного срока;
общение в команде и командные активности;
постепенное нарастание сложности в рабочих задачах.
Расскажите, что вам помогало адаптироваться на новом месте? Или что сразу отталкивало от компании?
Комментарии (5)
krus210
28.09.2023 12:10Полезная статья, реально по онбордингу можно понять что это за компания а главное как устроены процессы в ней, мне кажется в стартапе мало чего из этого можно встретить, но если это крупная компания - все что здесь описано must have
Ollwriter
28.09.2023 12:10Да, это все действительно замечательно и, как правильно сказали выше, стартап не может себе этого позволить. Там нужно с места упасть в карьер, в полете разбираясь, есть ли у тебя парашют и как его открыть.
Классно, когда заботятся о сотрудниках. Не знала, что можно чекать ютубы и прочее, не додумалась бы, спасибо))
misha55robby
28.09.2023 12:10поделюсь своим опытом. При принятии оффера без стеснения прошу встречу с командой (почему - то зачастую в сфере сисадминов это просто не практикуется). Забавно, но для многих hr-ов это странная просьба, на которую не всегда реагируют положительно (мол, придёт и в первый день познакомитесь).
RustamBrave
Очень интересная история! Простите, не увидел, а в каком возрасте Вы пришли с другой профессии? Мне 36 и вот собираюсь учиться в Яндекс-практикум на дизайнера ui/ux. Надеюсь, все сложится.
mariiasafronova Автор
Спасибо :) Я поменяла профессию в 26, до этого работала архитектором. Училась тоже на онлайн-курсах, у нас там ребята были разных возрастов и у многих тоже получилось, так что все в ваших руках)