В настоящий момент онлайн-обучение очень популярно. В хорошей онлайн-школе вы можете получить необходимые для работы и карьеры навыки. Особенно это актуально для технических специальностей и особенно датасаенса. Однако возникает проблема как определить является ли онлайн-школа хорошей или нет. Статистика и отзывы являются хорошими показателями, но не единственными и не исчерпывающими. В настоящей статье мы рассмотрим, как правильно выбирать онлайн-школу по программированию/высшей математике/анализу данных. 

Определяющими факторами для любого человека являются:

  • Цена обучения

  • Длительность и нагрузка

  • Сложность поступления и обучения

  • Программа

  • Поддержка школы и сообщество вокруг

  • Преподаватели и наставники

Цена обучения, длительность и нагрузка курса, сложность поступления и обучения - факторы индивидуальны для каждого студента. Одни могут тратить 30 часов в неделю, учиться два года имеют хорошую базу, и в состоянии оплачивать по 50к в месяц, у других студентов есть возможность только на 10 часов в неделю и 10к в месяц. Иными словами, первые три фактора — это вопрос возможности студента. Они оказывают влияния на результат достаточно очевидным образом. 

Программы обучения всех более или менее приличных онлайн-школ достаточно близки. Могут варьироваться детали, но суть и идея будут схожи. При успешном прохождении курса, при прочих равных условиях, результат будет одинаков. 

Поддержка школы и сообщество вокруг необычайно важны при онлайн обучении. Основной минус онлайн обучения по сравнению с классическим состоит в том, что студенты мало общаются друг с другом и наставниками. Нету обмена информацией, переживаниями, эмоциями о курсе. Это очень важно особенно в моменты, когда обучение даётся нелегко, возникают сложности. Хочется быть неодиноким в такой момент. Поэтому поддержка онлайн-школы играет важную роль и может оказать решающую роль на результат. 

Наконец, самый важный, на наш взгляд, фактор — это ваши будущие преподаватели и наставники. Как определить качество преподавателей онлайн-школы? Решающими критериями являются их опыт и квалификация, а именно:

  • Опыт решения реальных задач.

  • Опыт преподавания.

  • Признания сильного и релевантного сообщества.

По нашему мнению, хороший преподаватель должен удовлетворять всем трём критериям. Обсудим их более подробно. 

Наставник имеющий опыт решения реальных задач сможет правильно расставить акценты, донесёт действительно важную и полезную информацию, сможет прояснить связи с актуальными практическими задачами. Тут нужно сделать оговорку про высшую математику. Для высшей математики решением реальных задач является занятие научной деятельностью и написание научных статей. Работающий математик – это учёный пишущий научный статьи. Если математик – прикладной, то он всё равно отражает свои результаты в научных статьях. Есть много ресурсов по которым вы сможете определить имеется ли у вашего преподавателя по высшей математики опыт научной работы. 

Опыт преподавания оказывает глобальный эффект на курс. Локально, то есть одну-две темы курса, может прекрасно и доходчиво объяснить человек без большого опыта преподавания. Однако успешно вести весь курс продолжительностью несколько месяцев, с элементами контроля, с адаптацией под уровень студентов, дополнительными мерами по освоению материала может только опытный преподаватель, «откатавший» этот курс несколько раз.

Признание сильного и релевантного сообщества в некотором смысле подтверждают квалификацию вашего наставника и должны убедить вас в его силе. Примеры сообществ:

  • Академическое сообщество: учёная степень (кандидат или доктор наук, технических или физмат).

  • «Спортивное» сообщество: победы в студенческих олимпиадах, других сильных соревнованиях для взрослых. Победы в школьных олимпиадах — это очень круто, но не совсем релевантно для преподавателя взрослых курсов.

  • «Разработческое» сообщество: создание крутой технологии или алгоритма, который многие знают.

Подходите с умом и вниманием к выбору онлайн-школы. Обучение должно приносить удовольствие и результат. Желаем Вам успешного обучения в выбранной онлайн-школе!

Лыков Александр, к.ф.-м.н., мехмат МГУ, ШАД Хелпер.

Комментарии (2)


  1. AndrewYaremko
    28.09.2023 14:10

    Я 3 год преподаю в разных онлайш университетах разные дисциплины. И у меня сложился только один критерий выбора — там должен работать, человек, которому я доверяю, знаю его публичную деятельность / кейсы. Как то на курсе маркетинга мы пед составом скорректировать программу в мелочах 8 раз меняя tov и сторителлинг за год по обратной связи от студентов. А на аналитике в том же институте этого сделать не получилось, хотя и кураторы и методички те же.

    На каждом курсе у меня есть "день плача" это день в который можно высказать все что накипело и на лекции при демонстрации работ, и во всех чатах. Обычно начинаю с себя. А дальше ребята подзватывают. Один из самых полезных дней, чтобы скорректировать посыл и материал прям под группу.


  1. ss-nopol
    28.09.2023 14:10
    +3

    Многоопытный гениальный учёный вполне может быть хреновым преподавателем. Наличие опыта и знаний, к сожалению, не означает умение его передавать. Это отдельный талант.