Сейчас повсеместно используются литиевые аккумуляторы, но во многих случаях по-прежнему оправдано использование свинцово-кислотных аккумуляторов — они гораздо дешевле, пожаробезопасны и выдерживают очень большие токи.

Я протестировал два аккумулятора российского бренда Prometheus Energy — аккумулятор для систем аварийного энергоснабжения и систем бесперебойного питания PE 12100L, ёмкостью 100 Ач и аккумулятор для источников бесперебойного питания PE 1207, ёмкостью 7.2 Ач.



Все аккумуляторы Prometheus изготовлены по технологии AGM VRLA — в них нет жидкого электролита, его заменяют пропитанные электролитом маты из стекловолокна, а система рекомбинации газов позволяет сделать аккумулятор необслуживаемым и практически герметичным — есть лишь клапан для выхода минимального излишка газов.

Большинство тех, кто строит свою первую аварийную систему электропитания, начинает с дешёвых автомобильных аккумуляторов, но очень скоро такие аккумуляторы «теряют ёмкость» из-за того, что они не рассчитаны на глубокий разряд. Аккумуляторы Prometheus PE рассчитаны для использования в системах бесперебойного питания и для них полный разряд — основной режим работы.

Есть две серии — обычная и с буквой L на конце. Аккумуляторы с буквой L имеют более длительный срок службы, допускают более высокие токи заряда и имеют немного меньшее внутреннее сопротивление. Prometheus PE 12100 рассчитан на срок службы до 8 лет, заряжается током до 25 А и имеет внутреннее сопротивление 5 мОм. Prometheus PE 12100L служит до 12 лет, допускает ток заряда до 30 А и имеет внутреннее сопротивление 4.5 мОм. Разница в цене у этих аккумуляторов очень небольшая (я даже встречал магазин, где L стоил дешевле), поэтому покупать имеет смысл модель с буквой L и для теста я выбрал именно его.

Для начала я протестировал большой аккумулятор 12100L. Аккумулятор продаётся в индивидуальной картонной коробке. Вес аккумулятора немаленький — 30±3% кг по спецификации, фактически тестируемый экземпляр весит 30.1 кг.

Кстати, огромный плюс Prometheus Energy, по сравнению со многими другими производителями, в том, что на сайте есть файлы спецификаций (datasheet) на все модели.

В отличие от автомобильного аккумулятора, контакты сделаны в виде винтов М8, что, конечно гораздо удобнее, да и у всех мощных инверторов в комплекте провода, предназначенные для крепления болтами. Есть удобная ручка для переноски.



В спецификации приводятся следующие параметры:
  • Номинальная емкость (25°С)
  • 10 часовой разряд (10,0 А; 10,8 В) 100 Ач
  • 5 часовой разряд (16,6 А; 10,5 В) 83 Ач
  • 1 часовой разряд (61,0 А; 9,6 В) 61 Ач
  • Саморазряд 3% емкости в месяц при 20°С
  • Максимальный зарядный ток 30 А
  • Внутреннее сопротивление полностью заряженной батареи(25°С) 4,5 мОм

Для тестирования я использовал прибор Zketech EBC-A10H, заряд большими токами выполнялся с помощью мощного лабораторного источника питания Gophert CPS-1660.



Для начала я измерил остаточную ёмкость нового аккумулятора, разрядив его током 10 А до 10.8 В. Результат — 94.2 Ач оказался выше предполагаемого: аккумулятор выпущен 30.06.2023, тестирование проводилось 26.10.2023, соответственно прошло 4 месяца и при саморазряде 3% в месяц ёмкость могла бы оказаться 88.5 Ач.

Затем я зарядил аккумулятор и измерил его внутреннее сопротивление прибором YR1035+. Результат — 3.96 мОм снова оказался лучше указанного в спецификации.



Фактическую ёмкость аккумулятора показал «десятичасовой разряд» — током 10 А до 10.8 В. Результат — 103.15 Ач, 1248.54 Втч. Ёмкость оказалась на 3% выше указанной в спецификации.



После полного заряда я измерил ёмкость аккумулятора при «часовом разряде». В качестве нагрузки использовался мощный инвертор и две лампы по 300 Вт. Энергию измерял прибор G.T.Power RC 130A.

По спецификации в таком режиме аккумулятор должен разряжаться током 61 А до 9.6 В, фактически условия были жёстче — ток от 61 до 69 А, окончание разряда при напряжении 10.5 В. Результаты удивили — инвертор проработал на 12 минут дольше (не 1 час, а 1 час 12 минут) и аккумулятор смог отдать 904.9 Втч энергии (это соответствует 74.8 Ач), что на 23% больше указанного в спецификации.



Аккумулятор Prometheus PE 1207 предназначен для использования в ИБП (UPS) и ББП (блоках бесперебойного питания систем сигнализации и видеонаблюдения).



В его спецификации приведены следующие параметры:
  • Номинальная емкость (25°С)
  • 20 часовой разряд (0,36 А; 10,5В) 7.2 Ач
  • 10 часовой разряд (0,69 А; 10,5В) 6.9 Ач
  • 5 часовой разряд (1,12 А; 10,2 В) 5,6 Ач
  • Саморазряд 3% емкости в месяц при 20°С
  • Максимальный зарядный ток 2.16 А
  • Внутреннее сопротивление полностью заряженной батареи(25°С) 25 мОм
  • Вес 2,1±3% кг
  • Срок службы 6-8 лет

Фактический вес протестированного экземпляра — 2121 гр.

Измеренное внутреннее сопротивление — 19.8 мОм.

Как и у большого аккумулятора, фактическая ёмкость оказалась выше заявленной — 7.377 Ач, 89.79 Втч (20-часовой разряд 0.36 А до 10.5 В).



Аккумуляторы Prometheus Energy не только полностью соответствуют спецификациям и параметрам приведённым на сайте, но даже имеют немного большую ёмкость, чем указал производитель.

Всем мира!

© 2023, Алексей Надёжин

Комментарии (11)


  1. Yuri0128
    07.11.2023 11:08

    ВопроС: а на 10 цикле какие будут параметры? А на 100-м? А то как-бы заявление о соответствии спецификации совсем не подтверждено фактами. Дано подтверждение только начальных параметров батарей.


    1. AlexeyNadezhin Автор
      07.11.2023 11:08

      В спецификации есть картинка, показывающая падение ёмкости при разном количестве циклов в разных режимах разряда. Я думаю ей можно доверять, учитывая честность производителя в основных параметрах. На 10 и 100 циклах там вообще нет ухудшений при любых режимах.


  1. spesso
    07.11.2023 11:08

    А наклеечку отклеивать не пробовали? Может быть "Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да!" (с)


    1. Dynasaur
      07.11.2023 11:08

      Вы на Айфоне наклеечку отклеивать не пробовали? Может, там тоже шанхайский барс?


    1. AlexeyNadezhin Автор
      07.11.2023 11:08

      Наклеечек там нету.


      1. 200sx_Pilot
        07.11.2023 11:08

        Не знаю.

        Этикетки на фото выглядят вполне себе наклеенными.


        1. AlexeyNadezhin Автор
          07.11.2023 11:08

          Да, я ошибся. Мне показалось, что это надписи краской прямо по пластику, но оказались этикетки.


    1. SuperTEHb
      07.11.2023 11:08

      Могу судить по небольшому количеству автоаккумуляторов у себя и знакомых, но в России умеют делать как минимум хорошие свинцовые аккумуляторы. Не могу сказать что стоит за душой конкретно у этих аккумуляторов, но сразу записывать их в китайчатину тоже не стоит.


      1. Dynasaur
        07.11.2023 11:08

        Что значит китайщина? Эти аккумуляторы производятся в Китае. Скорее всего по заказу российской фирмы. Как Айфоны, к примеру. В Китае очень много всего производится от совсем дешманского хлама до самых передовых и качественных изделий. И определяет тут бренд и НИОКР, а не где произвели. Если вы на принтере распечатали свою книгу - то не важно какой принтер, важно какая книга.


  1. TheLexx
    07.11.2023 11:08

    В спецификации на аккумулятор честно написано же:

    "Импортёр: ООО «Прометей», 191036 Г. Санкт-Петербург, ул. Кременчугская д.11 корп.1 кв.207
    Изготовитель: «Tianneng Battery Group Co., Ltd.» Адрес: 18 Baoqiao Road, Huaxi Industrial Function Zone, Zhejiang, China 313100, Китай"


  1. nevzorofff
    07.11.2023 11:08

    Если бы я не знал Алексея - подумал бы, что проплаченный обзор.