Привет! Я Саша — продуктовый дизайнер с 6+ летним опытом в продуктах разной сложности. В этой статье расскажу о своём опыте поиска респондентов для качественных исследований (интервью, тестирование).

Попутно я веду телеграм-канал о дизайне и выступаю на конференциях. Например: как организовывать и проводить юзабилити-тестирования.

Определение респондентов

Для того, чтобы исследование принесло наибольшую пользу стоит правильно определить портрет респондента. Если вы уже проделали эту работу на предыдущих этапах (описали персону), то вам будет намного проще.

Что стоит добавить в портрет респондента? Тут всё зависит от вашего продукта и тех задач, которые он выполняет. Лично я, в большинстве случаев, смотрю на такие пункты как:

  • Цели

  • Опыт пользователя в продукте

  • Профессия или уровень

  • Уровень дохода

  • Локация

В зависимости от продукта портрет меняется.

Для респондентов, которые учат английский язык, понадобится уровень владения, доход, локация, желание или нежелание удаленного обучения, возраст, так как для детей будет один сценарий тестирования, а для взрослых другой (продукты тоже скорее всего будут разными).

А вот для респондентов, которые берут кредит совсем другие параметры: уровень дохода, платёжеспособность, наличие предыдущих, разные категории, локация и прочее прочее.

С составленным под ваш продукт портретом вам будет проще искать респондентов и вы не потратите лишнее время на пользователей, которые вам не подходят.

Пример того, как вы можете описать своего идеального респондента
Пример того, как вы можете описать своего идеального респондента

Где искать?

Теперь поговорим о местах и площадках для поиска возможных респондентов. Сразу оговорюсь о том, что топ-менеджеров из финтех сферы найти будет в разы сложнее, чем молодых родителей.

Социальные связи

Очевидный и один из лучших пунктов, если хотите сделать это бесплатно или практически бесплатно. Есть теории про 6 рукопожатий, но я сейчас не об этом.

Ваши друзья, родственники, коллеги, дизайнеры из тусовки могут иметь абсолютно различных друзей, знакомых и родственников. По своему опыту знаю, что среди моих знакомых и знакомых знакомых есть несколько руководителей среднего и малого бизнеса, а мой текущий руководитель на проекте сможет найти подход к топам нескольких компаний.

Если вы молоды и только что закончили университет, то у вас не будет так много связей и людей, кто имеет достаточно опыта. Тут вам могут помочь родственники. У всех же есть дядя, который знает директора завода? (у меня нет)

Главным стоп-фактором тут будет только одно: не берите в респонденты друзей, родственников и тд., если исследование будете проводить именно вы. Ваши взаимоотношения могут исказить результаты.

Родители или друзья не захотят вас обижать и могут сообщить о том, что решение хорошее, хотя на деле оно будет не таким. Или вы уже рассказывали о своей работе девушке/парню и при тестировании он или она вспомнят об этом и быстрее пройдут сценарий. Вариантов много, но ответ один: не берите их.

Социальные и профессиональные сети

Ещё одним крутым инструментом является поиск в социальных или профессиональных сетях.

Всё, конечно, зависит от потраченного вами времени и понимания аудитории.

Где искать:

  • Воспользуйтесь группами по интересам, пабликами и прочим (посмотрите, кто является вовлеченным пользователем: ставит лайки, пишет комменты и тд)

  • Поработайте с комментариями. Часто можно найти тех, кто недоволен продуктом или текущим решением. Они могут нам помочь и стать лояльными пользователями.

  • Поищите людей с подписками на те или иные каналы группы и тд. Скорее всего, у них есть схожие с вашей персоной черты и тогда они могут быть вам интересны.

  • Форумы профессионалов, если ваш сервис для определённой группы лиц. Там тоже можно найти самых активных пользователей и узнать от них полезную информацию.

Ваши подписчики

В социальных сетях можно не только искать группы, но и разместить пост самим. Это самое быстрое, дешевое, легкое и приносящий наименьшее количество респондентов способ из моей практики.

Всё может быть потому что у меня мало подписчиков или что-то ещё, но для того, чтобы так найти респондента, нужно чтобы человек вам очень сильно доверял или был заинтересован, а объявления нас, как людей, редко интересуют.

Cust-dev или исследовательские чаты/группы

В таких местах часто находится большое количество людей и вы можете разместить своё объявление о поиске респондента.

Советую сразу посмотреть, как принято писать подобного рода сообщения в той или иной группе и не выбиваться из шаблона. Так будет проще и вам и пользователям чата.

При размещении объявления подумайте о возможной награде, которую можете дать потенциальному респонденту. Это не обязательно, но увеличит шанс отклика на ваше сообщение. Но будьте внимательны, есть и любители «халявы». Уточните их опыт и то, насколько они вам подходят.

Лучше всего просить ставить реакции на сообщения и связываться с респондентами самим, так как люди неохотно будут писать вам «в личку».

Пример пары таких чатов в телеграм: Unicorn или Каст-дев чат.

Сообщения из одного чата. Смотрите, разбирайте, перенимайте
Сообщения из одного чата. Смотрите, разбирайте, перенимайте

Обратная связь

Есть ещё один способ, но он подходит для реализованных продуктов: работа с обратной связью. Вы можете обратиться к вашим клиентам и исследовать тех, кому ваше решение доставляет боль или им что-то хочется улучшить.

Как искать по обратной связи? Смотрите ответы в формах к вашему сайту или продукту, письма или звонки в поддержку. Можете поискать отзывы о вашем продукте на форумах или в AppStore/Google Play Market, если он там представлен. Также вы можете изучить обратную связь по продуктам вашим конкурентов.

Во время изучения отзывов об одном из наших конкурентов мы узнали, что у них нет поддержки 24/7. Несколько клиентов жаловались на это и перешли к конкурентам.

База клиентов

В некоторых компаниях, кто больше работает в B2B сфере, вы можете пройтись по базе текущих клиентов и предложить им участие в исследовании, но не забудьте предложить что-то в знак внимания. Мерч, скидки, бесплатные версии продуктов и тд.

Исследовательский отдел

Это конечно уже выходит за рамки бесплатно, но в вашей компании может быть отдел исследователей и они могут предоставить вам свою выборку респондентов. Но и эта статья вам будет без надобности.

Итог

Какой метод поиска респондентов выбрать решать вам, но перед этим обязательно создайте портрет пользователя.

На этом всё. Надеюсь, что эта статья поможет вам найти респондентов для исследований. Еще больше полезных материалов (и мемов) вы можете найти у меня на канале.

Комментарии (6)


  1. uuger
    14.11.2023 13:31
    +1

    Главным стоп-фактором тут будет только одно: не берите в респонденты друзей, родственников и тд., если исследование будете проводить именно вы. Ваши взаимоотношения могут исказить результаты.

    Ответ верный, а вот предполагаемая причина - нет. Вы заранее искажаете выборку, начиная отбирать людей из своего "социального пузыря". Мне в университете за лабораторную по методам и методикам исследований с таким подходом и тройки бы не поставили. Знакомые ваших знакомых годятся только для одного - "обкатать" выбранные методы исследования перед выходом на реальную выборку, чтобы не выкинуть результаты исследования в случае, например, если вы ошиблись в формулировках.


    1. AlexEfremo Автор
      14.11.2023 13:31

      Не до конца согласен. Бывают разные запросы на респондентов. Как пример: знакомый друга, у которого есть малый бизнес в сфере общепита подходит. Или это тоже «социальный пузырь»?


      1. uuger
        14.11.2023 13:31
        +1

        я сейчас без учебников / книжек под рукой на память не воспроизведу проценты, но "плюс-минус полведра" с вероятностью .8 ваш знакомый друга будет из того же поколения, что и вы, похожей страты в плане дохода и так далее. Т.е., например, у вчерашнего студента больше шансов выйти на менеджера кафе, доступного ему финансово, чем на братьев Березуцких


        1. AlexEfremo Автор
          14.11.2023 13:31

          Это я держал в голове, когда писал статью. Согласен, что у студента будет круг общения «студенты», но когда выходишь на работу и обзаводишься социальными связями, плюс у тебя могут быть родственники и их знакомые, которые уже совсем из других поколений и сфер.

          В общем, можно найти релевантную аудиторию. Тем более, что бывает необходимость в тех людях, которые схожи с вашим социальным кругом. Продукты разные.


          1. uuger
            14.11.2023 13:31
            +1

            Тем более, что бывает необходимость в тех людях, которые схожи с вашим социальным кругом.

            Никто не спорит. Только надо отдавать себе отчёт, что вы исследуете генеральную совокупность под названием "знакомые знакомых" и применять дополнительные методы проверки собранных данных при натягивании совы выборки из "круга общения +1" на глобус совокупность пользователей продукта.


            1. AlexEfremo Автор
              14.11.2023 13:31
              +1

              Согласен. Спасибо за дополнение ;)