Очередной приступ активности в сфере упорядочивания зарубежных интернет-покупок случился внезапно — 23 ноября рабочая группа совета ЕЭК (Евразийской экономической комиссии) начала обсуждение нового проекта о снижении порога беспошлинной интернет-торговли с нынешних 1000 до 150 евро в месяц.

Что предлагается

По сообщению издания «Ведомости», проект предполагает два основных нововведения: сумма беспошлинного ввоза ограничивается 150 евро, вес необлагаемой посылки — 10 кг в месяц. Однако даже за такую посылку предлагают ввести таможенный сбор в 25 евро. При превышении суммы покупки и веса в дополнение к сбору придется заплатить еще и пошлину, составляющую, как и ранее, 30% от суммы превышения (но не менее 4 евро за кг).

Надо отметить, хотя в распоряжении «Ведомостей» была копия проекта, издание «КоммерсантЪ» сообщило до начала заседания о другой версии документа. По нему, все посылки делятся на три группы:
  1. Посылки со стоимостью товаров до 22 евро и весом менее 1 кг. Такие посылки от таможенных платежей освобождаются полностью.
  2. Посылки со стоимостью товаров от 22 до 150 евро и весом от 1 до 10 кг. Величина сбора с таких посылок составляет 15 евро.
  3. Посылки со стоимостью товаров более 150 евро и весом более 10 кг. В этом случае придется платить и сбор 15 евро, и таможенную пошлину 30% от суммы превышения (но не менее 4 евро за кг).

По данным того же «Коммерсанта», есть и второй вариант проекта. За любую посылку, укладывающуюся в 150 евро по стоимости товаров и 10 кг по весу, будет взиматься сбор 10 евро. При превышении — тот же сбор плюс пошлина 30% от суммы превышения (но не менее 4 евро за кг).

В общем, версий и возможных вариантов ограничений много, и какая из них обсуждалась точно, пока неизвестно. Но, как бы то ни было, по сообщению «Независимой газеты», «предложения Евразийской экономической комиссии (ЕАК) по снижению порога беспошлинной интернет-торговли с 1000 евро до 150 евро не нашли поддержки у стран Евразийского экономического союза».

И понятно почему.

Нужно ли это почтовым администрациям?

Конечно, нет.

Казахи вложили в развитие инфраструктуры и сервиса «Казпочты» более $10 млрд в течение последних трех лет. «Почта России» своих данных не приводит, но качественные изменения налицо. Более того, отечественный оператор впервые за последние десятилетия из дотационного стал прибыльным (1,2 млрд рублей в 2014 году), объем посылок за первые 9 месяцев 2015 года вырос до 80 млн только международных отправлений.

Логично предположить, что и «Казпочта», и «Почта России» темпы роста и объемы обрабатываемых посылок терять не хотят. Но что произойдет в случае введения таможенного сбора, пусть даже в 15 евро?

А вот что. Более 60% всего потока онлайн-торговли приходится на Китай. Средний чек — около 20 евро. То есть всем покупателям на AliExpress, JD или Taobao предлагается доплатить за купленный товар еще столько же. Однозначно, все они переориентируются на местные рынки, и поток заказов через почту снизится, а то и совсем заглохнет.

Понятно, что идет судорожный поиск источников доходов в бюджет, и может, даже «Почту России» инициаторам новых ограничений и получилось бы «продавить», но казахи на это точно не пойдут, как это было и в предыдущих обсуждениях. А значит, возможность ввозить беспошлинно на 1000 евро, пусть и через Казахстан, останется.

Как взимать пошлины

Допустим, ввели эти самые пошлины. Допустим, на первых порах поток посылок не снизится. Но вопрос, как взимать эти пошлины? Механизма-то нет, и откуда он может взяться такой, чтобы обрабатывать под 100 млн отправлений в год, непонятно. Яркий пример подобного творчества — система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», работа которой вот-вот грозит социальным взрывом.

По мнению Федора Вирина, партнера компании Data Insight, в интервью BFM.RU: «… этот поток [зарубежных посылок] очень слабо конкурирует с отечественной торговлей, потому что, в принципе, покупается то, чего в России, по сути, нет. При этом я ни в одном законопроекте на эту тему ни разу не видел вменяемого, внятного алгоритма взимания этих пошлин с населения, получающего посылки. Этого механизма сегодня нет — мелкие розничные платежи, то, чего наша налоговая вообще не умеет, никак...»

Чего ждать

Сразу после заседания комиссии, по данным РБК, «… представитель вице-премьера Аркадия Дворковича, которая участвовала в заседании совета от российской стороны, сообщила «Интерфаксу», что совет ЕЭК перенес обсуждение новых таможенных пошлин и сборов на посылки из зарубежных интернет-магазинов. По ее словам, вопрос может быть рассмотрен на следующем заседании совета ЕЭК, которое состоится ориентировочно 2 декабря». Ключевое здесь «может быть».

А вот глава Минкомсвязи Николай Никифоров в интервью «РИА Новости» поделился мнением, что «новые пошлины на посылки из-за рубежа нужно вводить поэтапно и без «шоковой терапии» для граждан». А мы бы добавили — и для рынка трансграничной онлайн-торговли в целом тоже. Да и о «Почте России» подумали бы.

Временный это откат от жестких позиций или нет — время покажет. Так что не нервничаем и продолжаем шопинг дальше.
Специальная акция для наших читателей – всего $11 за доставку из США посылок, весом до 2-х кг. Тариф станет доступным только при переходе по ссылке.

Комментарии (8)


  1. Elwanderer
    01.12.2015 16:02
    +9

    в начале октября первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы (ФТС) Татьяна Голендеева заявила, что девальвация рубля сделала вопрос пересмотра этой нормы «еще более актуальным».
    «Если раньше в пересчете с евро можно было ввезти товары на 40 тыс. руб. из интернет-магазинов, то теперь уже на 75 тыс. руб. Это уже, по сути, коммерческая партия, которая ввозится без пошлины»

    Вот как интересно рассуждает ФТС. Т.е. девальвация рубля позволяет теперь купить больше товаров, целую коммерческую партию. При том, что ввозимый товар как стоил в зарубежном магазине, скажем, 200 евро, так и продолжает стоить 200 евро. И платежеспособность населения в связи с падением рубля только снизилась.
    И конечно, активным [лобистом] сторонником ужесточения условий трансграничной торговли выступает отечественная [монополия] Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), заявляющая, что предлагаемые таможенные сборы с покупок дороже €22 соответствуют мировой практике.
    Исполнительный директор АКИТ Артем Соколов отмечает, что предлагаемые размеры таможенных пошлин для стран ЕАЭС соответствуют мировой практике. По его словам, установление новых пошлин в странах ЕАЭС будет способствовать «здоровой конкуренции отечественных онлайн-ритейлеров с зарубежными».

    А вот, что говорят экспреты, не состоящие на службе АКИТ.
    «Копировать европейское законодательство с его многоступенчатыми пошлинами неправильно,— рассуждает Сергей Подкин, руководитель направления международной доставки Boxberry.— В Европе эта система защищает производителей. В нашем же случае пошлины будут защищать продавцов, которые из-за этого окажутся вне конкурентной среды. А отсутствие конкуренции — это, в первую очередь, соблазн выставлять неоправданно высокие цены»

    Почему вообще берется в расчет только Европа? Вот в Австралии 1000 USD, чем не мировая практика.
    … введение пошлины не приведет к росту доходов бюджета, так как покупки просто прекратятся или перейдут в другое качество, и эту пошлину будет очень трудно собрать, — объяснила директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева.

    Повышение нагрузки в виде сборов… сделает товары в принципе менее доступными для потребителя: рассчитывать на то, что, произведя все расчеты, гражданин… отправится за его более дорогим аналогом в российский магазин не стоит. В данной ситуации потребитель скорее вовсе откажется от покупки. Более того, повышение сборов негативно скажется на объемах загрузки транспортных компаний, логистических мощностей, что в перспективе приведет к снижению собираемости с них налогов. Даже если повысить сборы, это не значит, что денег удастся получить больше просто потому, что снизятся потоки. И в условиях сокращения потребительских рынков инициатива может быть и вовсе вредоносной", — добавил руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт Капитал» Василий Ицков.


    Казахстану риспект, что держит оборону в ЕЭК


  1. izobr
    02.12.2015 10:10
    +1

    Логично предположить, что и «Казпочта», и «Почта России» темпы роста и объемы обрабатываемых [входящих] посылок терять не хотят.

    Точно? Разве согласно какой-то там почтовой конвенции почта не должна обрабатывать входящий трафик за свой счёт, получая прибыли только с отправляемых посылок? Из-за этого ещё в Китае получается отправить посылку дёшево т.к. у них приобладает отправка, а у нас дорого, т.к. небольшой объём отправки и внутренних пересылок должен окупать входящие международные пересылки. Я так понимаю, что почте выгодно, чтобы из заграницы вообще никто ничего не слал.


    1. Rumlin
      02.12.2015 12:27

      www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/06/20/odin-den-rossijskogo-pochtalona

      в 2012 году «Почта России» выручила от доставки посылок 22 млрд руб., в 2018 году планирует зарабатывать на них 74 млрд руб., а к 2023 г. – до 137 млрд, следует из стратегии компании.


      1. aram_pakhchanian
        02.12.2015 21:23

        А это вообще не при чем. В статье указано о выручке за доставку по стране. Там нет ни слова про импорт. Вот кусок из Википедии, из статьи про Всемирный почтовый союз

        "Отмена дележа почтовых сборов.

        Вместо распределения почтовых сборов, которое в прежнее время являлось камнем преткновения при заключении почтовых конвенций и затрудняло их исполнение, Всемирный почтовый союз усвоил простой принцип: в пользу каждого государства поступают те почтовые сборы, которые оно взимает. Согласно этому почтовый сбор с оплаченных (франкированных) отправлений поступает в пользу страны отправления, а с неоплаченных (нефранкированных) — в пользу страны назначения; никаких расчётов не производится."


        1. Rumlin
          03.12.2015 09:11

          С доходами не очень понятно, может китайцы доплачивают? )

          Выручка «Почты России» от операционной деятельности в первом полугодии 2015 г. увеличилась на 6% (i4 млрд) и составила i70,3 млрд. По итогам аналогичного периода 2014 г. этот показатель составил i66,3 млрд. При этом чистый убыток предприятия за отчетный период сократился в 18 раз и составил i88,2 млн против i1,6 млрд за аналогичный период 2014 г. Убыточность деятельности характерна для 1 полугодия в силу сезонности, ежегодно рост деловой активности во 2 полугодии позволяет добиваться положительных результатов. Улучшение финансовых показателей «Почты России» обусловлено ростом эффективности деятельности и увеличением среднемесячной выработки на одного работника на 7% (с i34,84 тыс. до i37,20 тыс.), в том числе за счет увеличения объемов входящих почтовых отправлений.
          Стоит отметить, что по итогам первого полугодия 2015 г. «Почта России» обработала 49 млн международных посылок и мелких пакетов – это в 1,5 раза больше, чем за первое полугодие 2014 г. и почти в 3 раза больше, чем за аналогичный период 2013 г. При этом количество претензий от клиентов по всем каналам (письменные обращения, e-mail, социальные сети, контакт-центр) во втором квартале 2015 года по сравнению с первым уменьшилось на 14%.

          Подробнее: telecom.cnews.ru/news/line/vyruchka_pochty_rossii_v_pervom_polugodii


      1. sulnedinfind
        05.12.2015 03:09
        +1

        понятно. ожидаемый почтой курс доллара в 2023 — более 137 рублей


    1. wtigga
      03.12.2015 08:49

      Да нифига не дёшево в Китае. Россия — одно из самых дорогих направлений для посылок.


  1. SexTools
    02.12.2015 15:14

    По заголовку я подумал о полной отмене