Когда речь заходит о хороших литиевых аккумуляторах формата 18650, большинство вспомнит корейские и японские бренды, но в последние годы появилось много хороших аккумуляторов китайских брендов, один из крупнейших таких брендов — EVE.

Я протестировал два типа аккумуляторов EVE — обычные и высокотоковые и сравнил их с аккумуляторами, которые считаются эталоном в этой категории.




Компании EVE Energy (https://ru.wikipedia.org/wiki/EVE_Energy) сейчас 22 года, в ней работает более 27 тысяч человек, годовой оборот превышает 5 миллиардов долларов. EVE Energy поставляет аккумуляторы для электромобилей компаниям Daimler (Mercedes), BMW, Hyundai, Kia и многим другим.

В случае аккумуляторов формата 18650 очень удобно, что для всех «приличных» моделей доступны спецификации (datasheet), в которых подробно описаны все режимы заряда и разряда и приведены все характеристики.

Я протестировал две модели (характеристики, согласно спецификациям):

EVE ICR18650/26V 2550 mAh, максимальный ток разряда 7.5 A, внутреннее сопротивление ≤30 mΩ;
EVE INR18650/25P 2500 mAh, максимальный ток разряда 30 A, внутреннее сопротивление ≤18 mΩ.



Основной тест проводился с помощью анализатора химических источников тока Яростанмаш АСК2.5.10.8. Тестировалось по три экземпляра каждой модели.



Внутреннее сопротивление измерялось прибором YAOREA YR1035+.

Напряжение на новых аккумуляторах было 3.62V (ICR18650/26V) и 3.55V (INR18650/25P), на всех трёх экземплярах каждого типа напряжение не отличалось, что уже «хороший знак».

Для измерения ёмкости аккумуляторы сначала были разряжены, затем полностью заряжены и снова разряжены в соответствии со спецификацией производителя — током 500 mA до 2.5V. Результаты получились следующими:



Внутреннее сопротивление всех аккумуляторов оказалась существенно меньше указанного в спецификации и это хорошо.

Согласно всё тем же спецификациям, минимальная ёмкость ICR18650/26V 2500 mAh, полученные мной результаты оказались гораздо лучше. Для INR18650/25P в спецификации указана только номинальная ёмкость 2500 mAh, полученные результаты (2475-2501 mAh) отличаются не более, чем на 1%.

Вот так разряжались все шесть аккумуляторов.



Для тестирования на больших токах использовались приборы ZKETECH EBC-A10H и EBC-A20. Температура измерялась тепловизором UNI-T UTi120S.



Для ICR18650/26V максимальный разрядный ток составляет 7.5А. При таком токе аккумуляторы нагревались до 55 градусов, что не превышает максимальную температуру 60°C, указанную в спецификации.



В таком режиме первый экземпляр смог отдать 2574 mAh, что очень неплохо.



Для INR18650/25P указан максимальный разрядный ток 30A и две температуры — максимальная 80°C и рекомендуемая — до 60°C.

При токе 30A аккумулятор нагревается до 60 градусов за 1 минуту 20 секунд и до 80 градусов за 2 минуты 35 секунд от начала разряда, поэтому при таких больших токах он может работать только непродолжительное время. При токе 20A на последних секундах разряда температура достигает 81 градуса.



Максимальным током для непрерывного разряда можно считать 15A, при котором температура не превышает 73 градусов.



При разряде током 15A первый экземпляр аккумулятора смог отдать 2431 mAh.



Для сравнения я протестировал по два аккумулятора Samsung с близкими характеристиками — ICR18650-26J M (2600 mAh, максимальный ток разряда 5.2A) и INR18650-25R (2500 mAh, максимальный ток разряда 20A). К сожалению в продаже очень много подделок под Samsung и отбракованных аккумуляторов, продающихся как «первосортные», поэтому для теста я взял аккумуляторы Robiton SAM2600 и SAM2500, представляющие собой оригинальные аккумуляторы Samsung в другой «рубашке».



У низкотоковых аккумуляторов Samsung немного другой режим стандартного разряда: 520mA до 2.75V. Результаты получились следующими:



При разряде током 5.2A ICR18650-26J M нагрелся до 49 градусов, отдав при этом 2520 mAh.



В спецификации INR18650-25R указана максимальная температура разряда 60°C. При токе разряда 20A аккумулятор достигает этой температуры за 3 минуты. При токе разряда 15A максимальная температура составляет 64 градуса, в этом режиме разряда аккумулятор отдал 2411 mAh.



Если сравнивать EVE ICR18650/26V и Samsung ICR18650-26J M, у EVE много преимуществ:

• бОльшая фактическая ёмкость при той же номинальной;
• бОльший максимальный ток разряда;
• меньшее внутреннее сопротивление;
• меньшая цена;
• отсутствие подделок.

Высокотоковые EVE INR18650/25P и Samsung INR18650-25R близки по характеристикам, но и тут у EVE есть преимущества:

• немного бОльшая фактическая ёмкость при той же номинальной;
• больший максимальный ток разряда;
• меньшая цена;
• отсутствие подделок.

Я протестировал две модели EVE, но конечно же у этого производителя их гораздо больше. На сайте официального поставщика EVE в России Компэл сейчас девять моделей с номинальной ёмкостью от 1500 до 3500 mAh.

Многие просили меня заняться тестированием аккумуляторов формата 18650 и, как видите, начало положено. В ближайшее время добавлю результаты тестирования этих моделей на Batterytest.ru и постараюсь тестировать и другие интересные аккумуляторы этого формата.

© 2023, Алексей Надёжин

Комментарии (11)


  1. ugsm
    01.12.2023 15:21
    +1

    интересует ресурсный тест (снижение емкости в зависимости от циклов)


  1. sim2q
    01.12.2023 15:21

    На сайте официального поставщика EVE в России Компэл

    ну т.е. физику не купить?


    1. olartamonov
      01.12.2023 15:21
      +2

      Если есть регистрация как самозанятого, то через elitan.ru можно взять, ценник примерно тот же будет.

      Если нет — увы, искать розничных перепродавцов.


  1. ABy
    01.12.2023 15:21
    +1

    А какие ещё аккумуляторы посоветуете чтобы не нарваться на подделку? На что внимание обратить? Интереуют в первую очередь для питания одноплатников.


  1. VladimirFarshatov
    01.12.2023 15:21

    Спасибо за статью, аккумы реально хорошие, приходили с Али как-то как нонейм 3500мач. Тоже тестирорвал китайским умным зарядником с контролируемым разрядом (упакован сию, марку не помню) выдержали все заявленные параметры. Отработали на ура в т.ч. и на соревнованиях. Узнал, потому что на моих было тоже "чего-то там" и eve..

    P.S. Дополню. Сам всегда Ли-ион заряжаю не до типовых 4.2В, а только до 4.05в - так существенно (в разы) подрастает количество циклов заряд-разряд, и разрядное пороговое всегда стоит 3.1в а не 2.5 или около. "военные" вообще не хотят заряжать выше 3.9в .. но, у них и синус может быть больше единицы.. ;)


  1. bbs12
    01.12.2023 15:21

    Бывают ли аккумы, у которых под нагрузкой не так сильно падает напряжение? Пытался питать инвертор 12>220V сборками по 3 18650. Даже если сделать параллельно 3 сборки и нагрузить мощностью 100 ватт, то напряжение сваливается ниже 10V и инвертор вырубается. Думал высокотоковые помогут, но нет.


    1. VladimirFarshatov
      01.12.2023 15:21

      Ватты - это мощность вообще-то. Из статьи хорошо видно что 1 аккумулятор в среднем способен отдать мощу в районе 9ватт. Соответственно, вам требуется сборка от 11 аккумуляторов и далее, а не "из трех".


  1. bbs12
    01.12.2023 15:21

    А где вы увидели там 9 ватт? Там написано, что аккумуляторы держат токи до 20 ампер, а это 80 ватт для одного аккума.


    1. VladimirFarshatov
      01.12.2023 15:21

      Самая первая картинка, средняя колонка.


  1. uulex
    01.12.2023 15:21

    А какой, смею спросить? O_o На картинке изображено три полноценных подвижных блока, каждый дает двойное увеличение силы — итого шестикратное увеличение. Пруф https://etokak.ru/azbuka


  1. volkahowl
    01.12.2023 15:21

    Обратите внимание на аккумуляторы из г. Елец, АО "Энергия". Качество отличное, стоят недорого, емкость держат.