Соответствующие методические рекомендации подготовил Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (есть в распоряжении RSpectr). О том, почему передача значительной доли ИТ-заказов независимым разработчикам будет полезна как вендорам, так и госкомпаниям, рассказали регуляторы, участники рынка и профильные эксперты.
Корпорациям рекомендовали
В разработанных методрекомендациях сказано, чтогоскорпорации должны выделять в 2022–2024 годах не менее 70% ИТ-бюджета на заказы сторонним вендорам, а с 2025 года доля в 70% должна быть ежегодной.
«Доля расходов организаций на информационные технологии, связанных с привлечением специализированных российских компаний, не аффилированных с заказчиком, для разработки, внедрения и сопровождения ПО, а также расходов, связанных с собственными ИТ-разработками, предназначенными для продажи на внешнем рынке, в объеме совокупных расходов организаций на ИТ за период 2022–2024 годов не менее 70% и далее с 2025 года не менее 70% ежегодно», – указано в документе.
«ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В МЕТОДИКЕ ПАРАМЕТРЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ 70 НА 30% ВПОЛНЕ ЛОГИЧНЫ, ПОСКОЛЬКУ НАШ АНАЛИЗ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ПОКАЗАЛ, ЧТО КОРПОРАЦИИ ТРАТЯТ НА ВНУТРЕННИЕ ИТ-РАЗРАБОТКИ 32%»
рассказал RSpectr директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий (ЦКИКТ) Илья Массух.
Он напомнил, что разговоры о выходе на такое инвестиционное распределение велись с организациями с 2020 года. Рекомендации уже согласованы с ведомствами, курирующими деятельность крупных госкомпаний, и внесены в Минцифры, сообщил автор документа. Министерство направит их на утверждение профильной правительственной комиссии по цифровому развитию, уточнил он.
«Мне представляется правильным, когда в споре двух неравных конкурентов – госкорпораций и ИТ-вендоров – государство устанавливает максимальный предел использования административного рычага, уравнивая в правах разные сегменты отрасли», – сообщил RSpectr глава партнерства РУССОФТ Валентин Макаров. Он провел аналогию с установлением минимальной доли госконтрактов, которые должны были исполняться компаниями МСП.
В Минцифры RSpectr подтвердили, что основные положения методических рекомендаций согласованы с заинтересованными ведомствами, а показатели затрат ИТ-бюджетов на услуги независимых разработчиков установлены с учетом сложившейся ситуации на рынке ИТ-услуг.
Пресс-служба, Минцифры:
– Этот показатель направлен в первую очередь на поддержку российской ИТ‑отрасли за счет стимулирования спроса со стороны государственных компаний на рыночные продукты и привлечение внешних ИТ‑услуг.
Министерство считает, что такой подход способствует появлению на рынке новых востребованных решений и практике их тиражирования, но при этом отмечает, что ограничения внутренних расходов на ИТ касаются только госкомпаний и госкорпораций.
«Ограничения применяются с прошлого года. При этом мы исходим из практики реализации госкомпаниями стратегий цифровой трансформации. Статистика показывает, что в тех компаниях, где реализуются стратегия, на сегодняшний день этот показатель даже перевыполнен. Доля затрат ИТ-бюджетов на внешние разработки у них составляет в среднем 84%, а по плану на 2024 год – 88%», – уточнили в пресс-службе Минцифры.
Руководитель одной из крупных ИТ-компаний в неформальной беседе с RSpectr высказал мнение, что данные о доле затрат в 84% могут быть не объективными в силу того, что корпорации порой отдают заказ своим аффилированным компаниям. Косвенное подтверждение этому можно найти в рекомендациях, где присутствует условие – «не аффилированных с заказчиком».
Госкомпании не готовы
Реакцию госкорпораций на предложенную методику выразила Ассоциация крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования (КП ПОО). Она направила письмо с возражениями члену Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артему Шейкину.
В беседе с RSpectr председатель КП ПОО Рената Абдулина рассказала, что «установление показателя в 70% для госкомпаний может затруднить использование собственных ИТ-решений, поскольку госкомпаниями используются решения, разрабатываемые собственными силами из-за отсутствия аналогов на рынке».
При изменении показателей считается важным учитывать отраслевую специфику государственных компаний, аргументировала позицию крупных организаций глава ассоциации. Рената Абдулина подчеркнула, что КП ПОО «готова принимать активное участие в проработке планируемых изменений в методические рекомендации».
Илья Массух объяснил негативную реакцию крупных заказчиков тем, что предложенная методика ликвидирует существующую лазейку: «Если собственные средства не покрывали расходы на аппаратную часть, то госкомпании могли перевести на нее выделенные деньги под видом расходов на ПО». В новых рекомендациях этот параметр исключен, пояснил эксперт.
Член ИТ-комитета Госдумы Антон Немкин в беседе с RSpectr высказал мнение, что это не самый прозрачный параметр финансирования разработок и необходимо постепенно от него отказываться.
Антон Немкин, Госдума:
– Основной вопрос: почему госкомпании активно используют такую лазейку? Будет правильным устранить первопричину, а не последствие.
Ответ на вопрос о первопричинах дал представитель ОАО «РЖД». «Чтобы минимизировать риски для ИТ-решений, закрывающих критичные бизнес-процессы, контроль за разработкой проще поручить дочернему обществу», – сообщил RSpectr руководитель департамента цифровизации РЖД, глава АНО «Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом» Кирилл Семион.
Кирилл Семион, РЖД:
– Любую госкомпанию справедливо волнует вопрос, что делать, если требуемое решение не имеет рыночных перспектив и слишком специфично. Рыночному разработчику просто невыгодно создавать такие продукты под монозаказчика.
Договариваться придется
Антон Немкин признает, что это нормальная реакция представителей сектора в условиях потенциального введения нового ограничения. Особенно с учетом того, что значительная часть компаний планируют свои бюджеты на годы вперед, а также подписывают соответствующие соглашения. Но введение обязательной нормы действительно может стать эффективным инструментом развития ИТ-отрасли, так как повышение спроса со стороны государственных компаний – это всегда очень действенно для разработчиков, считает депутат.
С ним согласен заместитель генерального директора по науке «СиСофт Девелопмент» Михаил Бочаров:
«РЕШЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ “МЕТОДИЧЕСКИМ”, А ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ, И РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ НЕ НА 50+, А НА ВСЕ ГОСПРЕДПРИЯТИЯ»
Свои возражения корпорации обосновывают отсутствием аналогов на рынке.
«Я присутствовал на этом заседании в СовФеде, где высказывалось недовольство по ограничениям. Могу сказать, что сделанные выводы являются поверхностными и нуждаются в более детальной проработке – как в отношении наличия российского ПО в различных классах, так и в отношении достаточности их функционала», – рассказал RSpectr глава АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин о своих выводах по результатам круглого стола Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству и Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации на тему «Доверенная среда как фактор развития российских цифровых платформ и программных продуктов».
Ренат Лашин, «Отечественный софт»:
– В данный момент быстро сократить зависимость от зарубежного ПО поможет только путь активного использования наиболее зрелых отечественных решений. Создание новых решений там, где они уже есть, – это долго, дорого и неэффективно.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРЯЕТ И ЭКОНОМИКА В ЦЕЛОМ, ПОСКОЛЬКУ РЕСУРСЫ ГОСКОРПОРАЦИЙ РАСХОДУЮТСЯ НА РАЗВИТИЕ СМЕЖНОЙ ИНДУСТРИИ
подтверждает опасения коллеги Валентин Макаров. Помимо снижения конкуренции, он отметил отсутствие «целеполагания от клиентов, которое необходимо для развития своего продукта, и рынка, который бы мог окупить НИОКР».
Ренат Лашин напомнил, что, по данным отчета ЦКИКТ за прошлый год, доля госкомпаний в закупках достигает более 80%: «Другими словами, госкомпании участвуют в формировании огромной воронки спроса на российское ПО, что очень важно в новых условиях, когда перед страной стоит задача ускоренного обеспечения технологического суверенитета».
Он уверен, что ограничение средств на собственную, дублирующую разработку госкомпаний позволит максимально учесть накопленный опыт вендоров и финансово поддержать отечественные решения путем их закупки, внедрения и, как результат, их совершенствования благодаря обратной связи от заказчиков.
«Решение правильное, своевременное и позволяющее резко преобразить, в положительную сторону, конкурентный рынок отечественного ПО, но оно поляризовало стороны», – предупредил Михаил Бочаров. В беседе с RSpectr он предложил «учесть риски и преимущества сторон и принимать взвешенное решение».
Его позицию разделил Антон Немкин: «Такая реакция [корпораций] возможна в ситуации отсутствия диалога между рынком и авторами инициативы. Но он обязательно должен присутствовать, поскольку без учета мнения бизнеса тут точно нельзя выработать эффективное решение».
Член Комитета СовФеда по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин в беседе с RSpectr подтвердил, что нужно искать баланс в этом вопросе. «Существует функциональный дефицит в некоторых отечественных ИТ-решениях, который может быть чувствительным для крупных заказчиков при внедрении. Именно с этим связаны разработки внутри корпораций», – сказал сенатор.
Артем Шейкин, Совет Федерации РФ:
– С другой стороны, методические рекомендации призваны поддержать растущих, но еще не твердо «стоящих на ногах» отечественных ПО-вендоров.
Поэтому необходимо выработать совместное решение в ходе обсуждения обновлений методики, чтобы для заказчиков снизить риски, а для вендоров – создать условия для роста и повышения качества ИТ-продуктов, считает сенатор.
Нужны ли гарантии?
Ряд корпораций подтвердил RSpectr готовность выстраивать диалог. Представитель ИТ-кластера «Газпром нефти» сообщил изданию, что в качестве члена Ассоциации крупнейших потребителей программного обеспечения и оборудования они участвуют в обсуждении данных инициатив с экспертным сообществом.
«На данном этапе рассмотрение подходов и методик к развитию ИТ-инфраструктуры в компаниях из разных отраслей продолжается. В результате этой работы должны быть определены оптимальные решения, которые учитывают специфику и потребности всех участников – ИТ-компаний, вендоров и заказчиков», – высказал топ-менеджер свое видение ситуации.
Кирилл Семион также согласился, что как подход предлагаемые меры могут иметь место: «Есть классы продуктов, которые изначально рыночные. Например, ERP. Они востребованы вне зависимости от производственной специфики. В таких случаях может требоваться поддержка для формирования рынка отечественных решений». Но должны быть детально прописаны права заказчика, а также критерии отнесения и учета затрат, считаетКирилл Семион. В конце концов, нельзя ставить под угрозу обеспечение непрерывности бизнеса только ради развития рынка, аргументировал топ-менеджер РЖД.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ГОСПРЕДПРИЯТИЯ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ГАРАНТИИ ОТ БАНКРОТСТВА И НЕСЕРЬЕЗНОГО ОТНОШЕНИЯ ВЕНДОРА К СВОЕМУ ПРОГРАММНОМУ ПРОДУКТУ, НАПРИМЕР, ОТКАЗ ОТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
поддержал желание снизить риски представитель ПО-вендора Михаил Бочаров.
«Гарантии должны быть даже при отсутствии нормативного обязательства, предложенного ЦКИКТ. Это ведь принципиальные вопросы, особенно если идет речь о госкомпаниях – стратегических субъектах нашей экономики», – считает законодатель из ИТ-комитета Антон Немкин. При этом напомнил, что ряд гарантий уже прописывается в договорах с вендором.
Нужно прорабатывать и другие стороны этого вопроса, например, введение переходного периода или повышение обязательной доли постепенно, предложил Антон Немкин.
dyadyaSerezha
Еще одно руководящее указание. Кажется, опыт СССР наглядно показал, куда приводит желание руководить всем, но нет, опять в ту же петлю...