Уже треть века американская корпорация Microsoft лидирует на мировом рынке софта. Главные творцы этого успеха — талантливые менеджеры и программисты компании, которым удается год за годом создавать прорывные и востребованные продукты. Тем не менее, важный вклад в лидерство Microsoft внесла мудрая модель управления патентами. Возможно, без нее корпорация все равно была бы успешна, но вряд ли заняла бы положение поставщика услуг, без которых сегодня не может обойтись почти никто. Ведь даже само название главной операционной системы компании появилось во многом благодаря выигранному судебному разбирательству о патентах. Рассказываем историю Microsoft через призму интеллектуальной собственности.
Подставка для книг от Билла Гейтса
История Microsoft началась в 1975 году, когда молодые программисты Билл Гейтс и Пол Аллен основали компанию Traf-O-Data, которая производила программное обеспечение для компьютера Altair 8800. Тогда же она была переименована в Micro-Soft (дефис убрали чуть позже).
Серьезный успех пришел к Microsoft в 1981 году, когда в партнерстве с IBM она выпустила операционную систему MS-DOS, ставшую очень популярной. А в 1985 году на свет появился Windows 1.0.
Первый патент Microsoft получила лишь в 1986 году, когда была уже крупной и успешной компанией с приличной линейкой продуктов. Всего через год после регистрации первого патента 31-летний Билл Гейтс станет самым молодым миллиардером Америки, а еще через год Microsoft превратится в крупнейшего производителя программного обеспечения в мире. Но несмотря на это, первое изобретение компании вообще не было связано с компьютерами. Это была подставка-коробка для книг, газет и журналов.
Почему Microsoft занялся патентованием так поздно, и почему первый патент был таким странным? Все дело в том, что практика патентования софта сложилась лишь в конце 1980-х годов, а до этого времени компания просто не имела возможности защищать свою интеллектуальную собственность. Поэтому кроме подставки для книг, патентовать ей было особенно нечего.
Овечка превращается в волка
До середины 1990-х Билл Гейтс был сторонником свободного использования интеллектуальной собственности и выступал против агрессивной защиты изобретений.
Так, в отчете 1991 года, обращенном к топ-менеджерам корпорации, он выражал опасения о том, что крупные предприятия будут «патентовать очевидные вещи» и зарабатывать с этого сверхприбыли. «Если бы люди, которые понимают, как работают патенты, когда все идеи уже изобретены, продолжили бы получать их, то индустрия оказалась бы в глубоком застое», — писал Гейтс.
В это время Microsoft была инновационной бунтарской компанией, бросившей вызов гигантам рынка, вроде IBM или Xerox. Поэтому, говоря об опасностях агрессивного патентования, Гейтс в первую очередь критиковал своих конкурентов, которые могли помешать Microsoft развиваться агрессивной защитой своей интеллектуальной собственности.
Но очень скоро политика Microsoft развернулась в противоположную сторону. В 1990-х компания перешла к активному наращиванию своего патентного портфеля. Ее юристы регистрировали патенты на все, что можно (благо, тогда это было сделать довольно легко), а затем агрессивно защищали их. В 1991 году у Microsoft было всего восемь патентов. Права на сотое изобретение Microsoft зарегистрировала в 1995 году, а на тысячное — уже в 1999 году.
А в начале нулевых Microsoft окончательно превратился в фирму, об опасностях которых для рынка десятилетием раньше предупреждал Гейтс.
«В США разрешены патенты на программное обеспечение, — писал в 2003 году голландский программист и исследователь Питер Спронк. — Это привело к тому, что компании запатентовали самые базовые идеи <...>. Я просмотрел патенты Microsoft на программы, и нашел несколько таких, которые, как я считаю, никогда не должны были быть выданы. Не только потому, что они слишком общие и простые, но и потому, что использовались раньше и попросту не являются инновациями».
Среди таких бесчестных патентов Microsoft Спронк называет механизм сжатия файлов, модель подсчета результатов в игре на основании не только очков, но и достижений, или метод оптимизации баз данных с помощью цифровых ключей, и даже принцип установки программ как таковой — все эти «изобретения», по словам голландского ученого, как минимум существовали и массово применялись на протяжении уже нескольких лет, а как максимум давно стали элементами базовой информатики.
Почему у Windows чужие окна
Но вернемся в конец 1980-х, когда Microsoft была далека от господства на рынке и защищалась от нападок конкурентов. В 1987 году у корпорации началась долгая тяжба с Apple, которая затянулась на восемь лет и стала одним из главных сюжетов в развитии цифровой индустрии этого периода. Об этом мы написали отдельную статью на Хабре.
В Windows 1.0, выпущенном в 1985 году, использовался инновационный момент — графический пользовательский интерфейс (GUI), разработанный Apple для компьютера Macintosh. В GUI впервые была реализована привычная нам система визуализации работы компьютера, в которой информация выводится в окнах, а действия выполняются с помощью мышки — тоже «яблочного» изобретения. Патент на мышь Apple получил в 1984 году, а на GUI — в 1988 году.
Говорят, что Гейтс влюбился в новый интерфейс и буквально умолял Джобса и Возняка одолжить права на него. Те согласились — Apple предоставил Microsoft эксклюзивную лицензию на элементы GUI, которые были использованы в Windows 1.0. И в честь которых эта операционная система и была названа.
Тем не менее, Windows 1.0 оказалась очень сырой и изобиловала багами, поэтому провалилась. В 1987 году вышла Windows 2.0 — масштабное и куда более удачное обновление, которое имело большой успех.
Но Apple обвинил Microsoft в нарушении авторских прав и незаконном использовании патентов — по версии производителей Macintosh, лицензии на элементы GUI распространялась лишь на первую версию Windows. Разбирательство растянулось почти на десятилетие, и закончилось в 1995 году победой Microsoft. Суды признали, что использование почти всех интерфейсов Apple в Windows не нарушало изначальную лицензию.
За это время Microsoft серьезно укрепила свои позиции и начала уверенно опережать Apple, вошедшую в стадию стагнации из-за довольно скромных успехов Macintosh на рынке. Тем не менее, своему лидерству компания Гейтса была во многом обязана именно GUI. Вероятно, что если бы американские суды поддержали в этом разбирательстве Apple, Microsoft никогда не достигла бы господства на рынке софта, а слово «Windows» сегодня помнили бы только программисты старшего поколения и энтузиасты компьютерной истории.
Компонентная революция
Следующем достижением Microsoft, определившим его успех, стала принципиально новая стратегия управления своей интеллектуальной собственностью. Она позволила мягко навязать рынку свои продукты и со временем превратиться в системообразующую компанию.
Во второй половине 1980-х Microsoft начала открывать сторонним разработчикам частичный доступ к интерфейсам и функциям своих операционных систем, чтобы они могли интегрировать свои творения в среду Windows. Это была ситуация win-win: Microsoft поддерживала сторонних разработчиков, предоставляя им удобные инструменты, а те, в свою очередь, дополняли эту среду, делая ее все более разветвленной и универсальной. При этом интеллектуальная собственность компании оставалась полностью защищенной.
С точки зрения софта основой этого подхода стала архитектура, которая получила название компонентная объектная модель (COM), и была запатентована в 1996 году. В 1990-х на ее основе была создана новая модель — «связывание и встраивание объектов» (OLE, патент 1994 года), которая аналогичным образом работала с конкретными приложениями. Оба механизма легли в основу фреймворка ActiveX, который вплоть до 2010 года применялся в Internet Explorer и других приложениях.
Благодаря этой политике в 1990-х продукты Microsoft получили огромное распространение. Со временем из одного из многих игроков на рынке корпорация фактически превратилась в системообразующую компанию, на архитектуру которой заточено подавляющее большинство софта.
Никому не нужный смартфон
История Microsoft полна триумфов, но есть в ней и немало провалов. Пожалуй, главным из них стала авантюра с мобильным бизнесом, в рамках которого были выданы сотни патентов.
С начала нулевых Microsoft с переменным успехом пыталась производить карманные компьютеры и телефоны. Основной операционной системой для них была не слишком удачная Windows Mobile, изначально созданная как адаптация компьютерного Windows для КПК.
В 2010 году Microsoft выпустил принципиально новую мобильную операционную систему — Windows Phone, и первое устройство на нем — Windows Phone 7. Для своего времени операционка и смартфон оказались более чем удачными, и по свойствам ничем не уступали флагманскому Iphone 4S.
В 2011 году Microsoft и Nokia начали сотрудничать в производстве телефонов, а в 2014 году американская корпорация выкупила у финских партнеров весь мобильный бизнес. К этому времени детище Билла Гейтса начало терять эту нишу, а с помощью Nokia руководство хотело его реанимировать.
Главной проблемой смартфонов Microsoft стали конфликты с другими корпорациями, в частности с Google, и разработчиками приложений. Из-за всего этого на смартфонах Windows было невозможно установить многие популярные приложения, в том числе соцсети Марка Цукерберга и YouTube. А кому нужен смартфон без этих вещей?
Но Nokia не смогла спасти положение. Было слишком поздно — на рынке смартфонов к этому моменту уже сложилась чрезвычайно устойчивая дуополия Android и Apple, и даже неплохие продукты от Microsoft не были способны потеснить их. К 2015 году смартфоны на Windows Phone составляли всего 2,5% рынка мобильных устройств. В 2017 году Microsoft отказалась от развития своей операционной системы. Это поражение стоило компании миллиарды долларов, а сотни патентов на смартфоны и связанные с ними технологии оказались попросту невостребованными.
Реванш
Компанией года почти все аналитики называют OpenAI, а главной инновацией ее ChatGPT. Это так, но главным бенефициаром стала корпорация Microsoft, чье руководство вовремя разглядело в наработках стартапа подрывную инновацию. Это позитивно сказалось на котировках ценных бумаг техногиганта и всех других компаний, инвестировавших в ИИ.
Если же говорить о людях, то опять-таки все сливки собрал вовсе не Сэм Альтман, а Билл Гейтс, чье состояние увеличилось пропорционально росту курса его пакета акций.
О патентах OpenAI мы напишем отдельный материал.
P.S. Новогодний розыгрыш товарного знака под ключ и других призов в нашем Телеграм-канале
Полезное от Онлайн Патент:
→ Что такое Реестр отечественного ПО?
→ Может ли иностранная компания внести свою программу в Реестр отечественного ПО?
→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО
Комментарии (5)
ready4wisdom
26.12.2023 11:04История Microsoft началась в 1972 году, когда молодые программисты Билл Гейтс и Пол Аллен основали компанию Traf-O-Data, которая производила программное обеспечение для компьютера Altair 8800
Немного смешались события на оси времени. Альтаир 8800 появился только в 1975 году.
Tschuess
У меня,как у простого обывателя сложилась такая картина мира:
Microsoft - если надо поработать.
Android - если надо быть мобильным.
Linux - если надо сервер.
Apple - если нужны понты.
ssrublev
Android, Linux и Apple это UNIX-подобные ОС. «Сервер» — это тоже «поработать». А Microsoft — это не «поработать», а «пострадать». Если надо пострадать — то к вашим услугам Microsoft, единственная не UNIX-подобная ОС в этом списке.
Tschuess
Вы рассуждает со мной как itшник. А я простой пользователь, которого посадили ..дцать лет назад за софт запускающийся из под винды — коварные происки манагеров Билли.
Профессиональный софт порой сильно платный.
Этим, пожалуй, и ограничены мои многолетние страдания.
Возможно я не знаю, что я не знаю о каких то своих страданиях. Но этим и счастлив.
opusmode
Странное предположение.
А чем на MacOS нельзя работать? Или с iPhone быть мобильным?
Да и с Linux, почему нельзя работать?
А Windows почему нельзя на сервер?
Вообще говоря, все указанные инструменты имеют свои плюсы, минусы и нишу.