Возможно, в новый год вы вступаете в роли техлида, тимлида или менеджера команды. А может, вы хотите сделать следующий шаг в профессиональном развитии в новом году? Собрали для вас несколько полезных книг, которые помогут начинающим и опытным лидерам команд (да и линейным сотрудникам) разобраться в тонкостях работы с людьми. Особенность подборки в том, что она состоит исключительно из книг российских авторов, которые учитывают особенности менталитета людей и контекст, актуальный для компаний в нашей стране. 

Вся подборка основана на рекомендациях Оксаны Нечитайловой, руководителя отдела сервисного дизайна продуктов YADRO, — в IT-сфере она уже 16 лет и имеет богатый опыт управления командами и построения процессов. Каждую книгу подборки Оксана сопроводила развернутыми комментариями, которые помогут понять, стоит ли тратить на нее время.

«Сложные подчиненные», Максим Батырев

О книге: «Сложные подчиненные» — работа известного российского менеджера Максима Батырева. Автор предлагает альтернативный подход к проблемным сотрудникам: не увольнять, а пойти навстречу и переманить на свою сторону. Максим проанализировал 2 000 кейсов российских менеджеров и выделил 15 основных типов трудных сотрудников. В книге автор описывает каждый из них и дает практические советы по работе с такими подчиненными.

Оксана Нечитайлова

Руководитель отдела сервисного дизайна продуктов в YADRO

Моя любимая шутка: «Я была отличной матерью, пока не родила собственного ребенка». Точно так же с управлением людьми — понимание приходит с опытом. Появляется желание разобраться в типах людей, понять, что ими движет, выстроить эффективную работу с самыми разными подчиненными, даже самыми «сложными», найти подход…

Цитаты из книги «Сложные подчиненные». Источник: МИФ.
Цитаты из книги «Сложные подчиненные». Источник: МИФ.

Поначалу кажется, что все просто: не устраивает сотрудник — увольняешь его и нанимаешь нового. Однако не все так прямолинейно, «разбрасываться» людьми — непозволительная роскошь. Не всем сотрудникам можно быстро найти замену, да и ресурсов в их адаптацию и обучение вложено немало. И где гарантия, что новый окажется лучше старого?

Наверняка знакома ситуация: сотрудник с виду идеальный, все у него схвачено, вот только коллектив рассыпается, и ты не можешь понять почему. Или твоя «правая рука» вдруг поникла и не хочет выходить на работу именно тогда, когда тебе так нужна. Сложно? Сложно.

Автор книги предлагает классификацию «сложных» подчиненных с учетом локального контекста: постсоветских и нынешних российских реалий. Максим Батырев не только рассказывает, как действовать в той или иной ситуации, но и приводит примеры из жизни. Самое ценное для меня в книге то, что автор дает системное видение ситуации, не только с позиции сотрудника, но руководителя и самой компании.

Однозначно рекомендую ознакомиться с теорией начинающим руководителям. Предупрежден — значит вооружен. Опытным менеджерам будет полезно заглядывать в книгу время от времени, если возникнет потребность освежить знания — благо повествование построено так, что читать можно с любой главы.

В своей практике чаще всего встречаюсь с Опоздунами, Пессимистами-нытиками и Безынициативными. Если говорить про последних, то самый главный и важный совет — не ждать инициативы от тех, кто на нее не способен, выдвигать на должности только тех, кто к этому готов. Одновременно с этим создавать культуру взаимного уважения, доверия и помощи. Не игнорировать инициативу и не давать негативную обратную связь, делегировать!

Пессимисты и нытики — большая проблема для коллектива. Такие сотрудники начинают заражать своим настроением всех вокруг, что неизбежно отражается на работе. А если в компании кризис или на проекте сложная ситуация, то пессимистичный настрой растет в коллективе в геометрической прогрессии. 

Я, как правило, вначале пытаюсь объяснить, как такое поведение влияет на коллектив. Если не срабатывает, требую не ныть не по работе, а если такое все же происходит, задаю вопрос: «Что мы с тобой можем с этим сделать?» Если и это не срабатывает, прошу на каждую жалобу предлагать решение. В крайнем случае, когда больше ничего не работает, ищем с сотрудником более подходящее место в компании или расстаемся. 

Коротко о преимуществах книги:

  • представлена классификация сложных сотрудников и советы по работе с ними,

  • подходит для начинающих и опытных менеджеров,

  • можно читать с любой главы.

«Ген директора», Владимир Моженков

О книге: В книге «Ген директора» Владимир Моженков, лучший менеджер Audi в Европе, определил 17 качеств, которые помогают управлять командами. Каждая глава — это описание «гена», необходимого управленцу для успешного ведения дел в российских реалиях. 

Оксана Нечитайлова: Для меня эта книга сродни увлекательному роману, где наряду с личностными принципами, философией и практическими управленческими советами рассказывается увлекательная история про основание, развитие и продвижение крупного бизнеса в России. На момент выхода этой книги, в 2017 году, такие истории были большой редкостью.

Цитаты из книги «Ген директора». Источник: МИФ.
Цитаты из книги «Ген директора». Источник: МИФ.

Автор на собственном примере описывает системный подход к собственному развитию как личности, как сотрудника и в конце концов как директора. То есть человека, который несет ответственность за развитие бизнеса, а значит и за то, что у сотрудников будут работа и зарплата. Каждый читатель вне зависимости от занимаемой должности найдет в ней что-то свое.

Сильно зацепило, как по мере прочтения книги менялось мое отношение к бренду Audi. Автор сквозь основное повествование тонко и изящно описывает аудиторию бренда, как появлялись первые клиенты, как конкурировать с сильнейшими на рынке и занять свою нишу. Очень рекомендую не упускать этот аспект при прочтении книги. Это очень хороший пример для руководителя, как можно ненавязчиво формировать бренд своей команды.

Советы, что надо растить себе замену, думать о своем окружении, держать близко врагов, постоянно обучаться, а также практики по планированию целей и анализу результатов всегда в моем списке и не перестают быть актуальными уже много лет.

Коротко о преимуществах книги:

  • показана история развития автора из рядового сотрудника в директора компании,

  • получите советы по формированию бренда команды,

  • найдете актуальные практики по планированию.

«Я манипулирую тобой», Никита Непряхин

О книге: «Я манипулирую тобой» — практическое руководство для тех, кто не хочет оказаться жертвой чужого влияния. Автор описывает сценарии 13 опасных манипуляций и 30 распространенных уловок — вы узнаете, что их используют не только массовые медиа и политики, но и, возможно, ваши подчиненные и коллеги.

Разворот книги «Я манипулирую тобой» . Источник: Альпина.
Разворот книги «Я манипулирую тобой» . Источник: Альпина.

Оксана Нечитайлова: Книга — must-have любого человека, а управленца и подавно. Часто слышу, как эту работу рекомендуют на тренингах по руководству проектами, ораторскому мастерству, решению конфликтов. 

Если до этого вы не сильно интересовались темой манипуляций, то после прочтения ваша жизнь уже никогда не будет прежней. Вы удивитесь, как часто нами пытаются манипулировать на работе, в медиапространстве и, к сожалению, даже в семье.

Любому состоявшемуся или будущему менеджеру, если он планирует продвигаться по карьерной лестнице, необходимо развивать навык коммуникации, в частности, уметь работать с манипуляционным воздействием. В противном случае велик шанс стать марионеткой в чужих руках, когда другие люди раскручивают вас и добиваются своего вашими руками. Вы будете отстаивать чужие интересы вместо своих, да и в конце концов сами манипулировать сотрудниками, не до конца осознавая это.

Знаете ли вы, например, что фразы «все знают», «давно известно», «это очевидно» чаще всего произносятся манипуляторами? Или если вы чувствуете потребность оправдаться или выразить встречную агрессию, вы наверняка стали жертвой манипуляции?

Книга позволяет понять, что такое манипуляция, какие виды манипуляции существуют, вывести эту категорию общения из неосознанного в осознанное. Автор дает рекомендации, как поступить в той или иной ситуации без ущерба для своей репутации и отношений, как не стать пешкой в недобросовестных манипулятивных играх.

Главные инструменты, которые я вынесла для себя из этой книги — быть сосредоточенной во время беседы, слушать собеседника и слышать себя, свои чувства. Постараться вовремя заметить манипуляцию и незамедлительно и корректным образом на нее отреагировать: где-то не уходить в оправдание, где-то игнорировать высказывания собеседника, в отдельных случаях усиливать высказывание собеседника, доводя его до абсурда. В этом деле самое главное — осведомленность и тренировка, поэтому данная книга у меня всегда на столе и я часто к ней возвращаюсь.

Коротко о преимуществах книги:

  • к содержанию можно постоянно возвращаться, чтобы не стать жертвой манипуляции,

  • получите практические советы о том, как выстраивать коммуникацию в команде,

  • приводится список фраз манипуляторов, о которых вы могли не знать.

«Правила жизни и бизнеса», Игорь Манн

О книге: Автор «Правил жизни и бизнеса» — маркетолог, спикер, издатель — делится правилами, которыми сам руководствуется в жизни и бизнесе. Всего в книге 56 советов: о построении коммуникаций в команде, экономии бюджетов, личном бренде и многом другом.

Цитаты из книги «Правила жизни и бизнеса», Игорь Манн
Цитаты из книги «Правила жизни и бизнеса», Игорь Манн

Оксана Нечитайлова: Мне всегда было интересно понять, как устроена жизнь успешных людей, какими принципами и правилами они руководствуются, как организуют свой рабочий день и успевают совмещать работу, семью, встречи с друзьями, посещение мероприятий и сотни других дел. Не хочется спойлерить, но автор на часть вопросов отвечает «никак». Либо одно, либо другое. Будешь расти карьерно — с большой вероятностью будет страдать личная жизнь. Не будешь следить за здоровьем — пострадают многие другие жизненные аспекты.

Люблю лайфхаки, чек-листы и микроизменения, которые упрощают жизнь и делают ее эффективнее и интереснее. А еще приятно осознавать, что твои ценности совпадают с ценностями других людей, это своего рода поддержка. 

«Как спишь — так и живешь. Как живешь — так и спишь», пишет Игорь Манн.

Все правила сформулированы кратко в один-два абзаца, без лишней информации. Мои самые любимые упражнения и советы:

  • поиск и отстрел разряжателей,

  • «зыринг и тыринг»,

  • ничего не делай сам, если есть хороший зам,

  • упражнения по построению бренда,

  • век живи — век учись.

Коротко о преимуществах книги:

  • автор рассказывает о жизни успешных людей,

  • найдете в ней авторские лайфхаки, чек-листы и советы для баланса личной и рабочей жизни,

  • в книге собраны короткие и емкие правила.


Читали ли вы какую-нибудь из этих книг? Какая понравилась? Может, вы знаете отличную книгу, которая продолжила бы наш список? Пишите рекомендации в комментариях!

Комментарии (1)


  1. tmplts
    04.01.2024 06:48
    +1

    Отличная подборка, спасибо. Но я не уверен, что вот такой подход (Нытики, Пессимисты и т.д.) стоит пропагандировать.
    (1) любая классификация - это моделирование, и чем сложнее объект моделирования, тем она условнее и дальше от реальности. Само собой, что в чистом виде вы такие типы встретите редко или не встретите, а значит, и методы работы с ними, о которых вы пишете, не сработают или сработают криво. Не надо вешать на людей ярлыки.
    (2) вне контекста вашей организации и организационной культуры заявления про типы не имеют смысла. Один и тот же человек в разных организационных контекстах может вести себя совершенно по-разному (в вашей методологии - "относиться к разным типам"). И это повод не только менять людей, но и менять организационную культуру.
    (3) делать классификации удобно тогда, когда вы сами находитесь вне предмета исследования. Но, кажется, это не наш с вами случай - мы внутри предмета. Рассматривать нужно не людей как таковых, а роли в команде. И поскольку вы тоже часть команды (как менеджер) - напрашивается и определение вашей роли, которого в данном случае я не увидел. В разных командах и с разными менеджерами один и тот же человек может кардинально менять свой "тип".