В разработке электроники часто надо строить прототипы. А для этого надо чертить.
Черчение это не только чертежи деталей. Это ещё и логотипы, материалы для выставок, ширмы. Это ещё создание иллюстраций, блок-схем к учебникам, документации. По ходу инженерной работы постоянно нужен какой-то векторный редактор для быстрого и простого создания статической графики.
Почему нужно уметь чертить в изометрии?
На то есть несколько причин:
1--Редакторы 3D черчения как правило платные.
2--Проприетарные CAD программы не купить из-за санкций и эмбарго.
3--В некоторой степенью работать на плоскости удобнее, чем вертеть мышкой 3D комнату. Можно потеряться в пространстве...
Почему можно чертить в программе Inkscape?
1--Inkscape бесплатный
2--В Inkscape есть слои. Можно вкл.\откл. видимость слоёв.
3--Есть цвета
4--Есть стили линий
5--Есть стили окончания линий
6--Есть установка точных размеров
7--Это очень простая и интуитивно понятная программа. Те кто работал в Photoshop те с лёгкостью смогут работать в Inkscape. Примерно такой же интерфейс.
8--Можно задавать толщину линии.
В чем проблема?
Проблема в том что чертежи с тремя проекциями не всегда наглядные.
Нам людям привычнее воспринимать предметы со случайных сторон. Для этого придумали классическую чертёжную проекцию под названием изометрия. Эта проекция обеспечивает большую наглядность.
Изометрия это способ черчения объёмных деталей на плоскости. Изометрические оси на плоскости расположены под углом 120 градусов. Масштаб вдоль осей сохраняется.
Где используют изомерию?
Прежде всего в черчении. Потом в компьютерных играх, ещё в создании логотипов, в черчении интерьеров.
Чаще всего чертить приходится в трех плоскостях: TOP, Right, Left.
По сути всё базовое изометрическое черчение сводится к тому, чтобы научится чертить в каждой из этих трёх плоскостей в отдельности. Есть, конечно и более сложные плоскости, но они встречаются реже.
Попробуем начертить квадрат со стороной L в плоскости Top. Тут важно отметить, что расстояние KN между отрезками OA и NB равно L*cos(30). Это следует из свойств прямоугольного треугольника AKN. Аналогично с расстоянием OC между отрезками OB и AN. Оно тоже равно L*cos(30).
cos(30 Deg) = 0.866025. Получается что с нашей точки зрения размер квадрата искажается на 86.6025%. Запомним это число 86.6025%. Оно нам вскоре понадобится.
Раз уж выяснили искажение вдоль оси KN, то тогда стоит выяснить искажения по остальным значимым осям, например диагональ AB.
Чтобы выявить искажения по главной диагонали надо AB/A`B`. Согласно теореме Пифагора и нехитрым тригонометрическим преобразованиям можно увидеть, что вдоль оси AB размер растягивается в 1,2247.. раз. Это sqrt(1.5)x. Искажение размера в большую сторону это плата за наглядность изометрии.
Также вычислим линейное искажение вдоль оси ON. Для этого надо вычислить формулу ON/O`N`.
Это мнемоническая подсказка, которая указывает какие действия в Inkscape следует произвести, чтобы разместить квадрат в нужную изометрическую плоскость: T, R или L.
Вот этот этот фланец я начертил в изометрии прямо в Inkscape.
Техника очень проста. Сначала рисуем на виде сверху видимые линии как будто на бумаге. Затем выделяем, группируем, применяем преобразования и накладываем как обои на стены изометрической комнаты.
Для сравнения я всё таки начертил этот же фланец в MoI 3D. Уж очень неочевидно как в изометрии нанести отверстия на плоскость главной диагонали.
Плюсы изометрии
1--Изометрия создает иллюзию объёма на плоскости. Это обеспечивает относительно хорошую наглядность и красоту.
2--Сохранение размеров по осям
3--Общепринятость. Изометрия часто встречается в повседневности. Вот например чертёж коробки из datasheet(а) на микросхему.
Минусы изометрии
1--Расширение размеров вдоль главной диагонали.
2--Трудоёмкость черчения, если нет сноровки. Особенно руками на бумаге без программ типа Inkscape. Очень много тело движений и лес вспомогательных линий при черчении окружностей.
3--Сложно понять форму детали без тени (тонов).
4--Не понятно как правильно нанести тень (тона).
3--То что дальше не становится меньше. Отсутствие линейной перспективы.
Итоги
В этом тексте мы научились чертить на плоскостях R, T, L в изометрии в бесплатной программе Inkscape. Нам даже не понадобились никакие плагины. Всё делается буквально руками.
Словарь
Акроним |
Расшифровка |
3D |
three-dimensional |
CCW |
counter clock wise |
Комментарии (40)
arteys
07.01.2024 15:25+22But why?.. Есть же опенсурсный FreeCad. Он кстати умеет экспортировать в том же SVG, можно сделать деталь в каде и потом дорисовать всякие красивости в инкскейпе или любом другом векторном редакторе.
aabzel Автор
07.01.2024 15:25Красивая гильза.
arteys
07.01.2024 15:25+3Это центрифужная пробирка (эппендорф) на 1.5 мл. Я медленно и неторопливо рисую картинки всякого лабораторного хлама для иллюстраций.
vesowoma
07.01.2024 15:25+2Да? А у нас использовались для передачи образцов полученных оргсинтезом на ЯМР для подтверждения чистоты. Ну я по крайней мере так ментам на вокзале объяснял, их эта версия удовлетворила после телефонного звонка начальству )
AlexXYZ
07.01.2024 15:25+1А можно такие нарисовать? https://www.artstation.com/lewiw
Я не имею в виду, чтобы рисовать с планетами и звёздами, но чтобы было немного веселее. Мне кажется, что не смотря на обилие технической графики она всё-таки слишком узкоспециализирована и информативна только для узких специалистов. Ещё один пример, который, может быть даже лучше опишет предложение - ботаническая иллюстрация:
Вроде как тоже не совсем точная научная иллюстрация, но более информативная, чем фотография или чем чёрно-белый профиль/скетч и уж тем более нагляднее, чем неопределённое описание "длинные листы" или "бутон".
Вполне возможно, что у вас немного другие задачи, чем "чтобы повеселее", но вдруг есть возможность совместить? Вот у @aabzel не возникло даже ощущение размеров это "гильзы", чтобы понять, что это такое в принципе.
arteys
07.01.2024 15:25+4Мне просто нужны иллюстрации для всяких биологических штук и у биологов эта картинка настолько выжжена в мозгу, что даже второй мысли не возникает. И я в данном случае старался приблизится к векторному стилю Икеи. Мечта сделать протоколы экспериментов в таком ключе.
А всякие цветочки это уже совсем другой арт
AlexXYZ
07.01.2024 15:25+4А что за протоколы экспериментов? Я в течении некоторого времени смотрю в сторону технической иллюстрации и думаю что тут можно придумать и для такого типа иллюстраций тоже, например, в Blender есть такой способ, называется FreeStyle (не единственный). Более в общем стиль называется “Blender NPR”
Последнее - Blender Grease Pencil.
arteys
07.01.2024 15:25+2Я клеточный биолог, пробирки, планшеты, дозаторы, взять одно, налить в другое, взболтать на третьем. И для технической иллюстрации или инструкции оно должно быть максимально простым, так что красивости идут лесом, мне кажется.
Kogolbok
07.01.2024 15:25+5Да. Вся статья про Inkscape кажется натянуто притянутой, когда знаешь про FreeCAD. Гораздо быстрее и легче навалять 3D деталь и в TechDraw сделать чертёж с тем количеством видов и проекций которое хочется. А если делаешь всё для себя "побырику", можно просто накидать в Sketcher все те же виды, что и в статье, с теми же вспомогательными линиями, но с привязками и ограничителями, что сделает черчение (а главное проектирование) настолько легче и редактируемее чем, что вспоминать об Inkscape будет просто глупо.
tituszx
07.01.2024 15:25Для себя можно и компас домашний за косарь в год купить по акции.
AlexVoronov
07.01.2024 15:25+1Или T-Flex CAD учебную версию (бесплатно). Немного порезан импорт/экспорт: есть импорт STEP, экспорт STL
aabzel Автор
07.01.2024 15:25А что это за формат такой STEP? Для чего он?
sdy
07.01.2024 15:25+1Это чтобы 3D модели между разными программами таскать. Удобно делать экспорт в него, он вроде как поддерживается хорошо.
AlexVoronov
07.01.2024 15:25+1Условно: STL - представление 3d-модели в виде набора треугольных граней; STEP - представляем модель в математическом виде (набор окружностей, дуг, линий и т.д.). В таком виде (step) можно легко изменять размеры элементов, добавлять или удалять. Это можно делать во многих современных САПР.
konst90
07.01.2024 15:25+16Выглядит как костыль от бедности (что и подтверждается двумя пунктами "почему" из трёх). Современное проектирование начинается с 3D, и именно там следует создавать первичную модель. А потом - хоть чертёж по ней строить, хоть изометрию, хоть в расчётный пакет перебросить, чтобы посчитать прочность или аэродинамику.
Dynasaur
07.01.2024 15:25+13Это какой-то мазохизм, экскюзе муа. Возьмите FreeCAD, OpenSCAD, получите полноценные 3d модели. В первом есть ещё и библиотека резьбовых изделий и крепежа, что нужно практически в каждом чертеже.
Fancryer
07.01.2024 15:25+2Почему нельзя было взять тот же Компас?
aabzel Автор
07.01.2024 15:25zloe_morkoffko
07.01.2024 15:25+1Microsoft Windows тоже проприетарная. Вы или крестик снимите или трусы наденьте.
sdy
07.01.2024 15:25+3Кто то уже Fusion360 упоминал? Для гиков (хоббистов) у него лицуха бесплатная, есть небольшие ограничения, но вроде не так страшно. Чисто для себя рисую, все железки как правило с него начинаю рисовать.
В Inkscape пробовал чертежи рисовать, не зашло. Зато блок схемы норм было, можно даже упороться (в хорошем смысле) как автор этой статьи и сделал
vvbob
07.01.2024 15:25+1Хотел упомянуть, но вы опередили. Очень нравится программа, довольно мощная, но при этом легко осваивается, есть там какие-то ограничения для бесплатной версии с экспортом чертежа, но они легко обходятся через печать в pdf или бесплтными плагинами.
Плюс FreeCAD, серьезно с ним не разбирался, но установил, поигрался, вроде нормальный, тоже не особо сложный и бесплатный. Есть Компас, домашняя версия не особо дорогая, возможностей тоже с избытком для хобби, единственно что не понравилось, интерфейс как-то не особо дружественный, то что на Фьюжене у меня получается за полчаса неспешного моделирования сделать, в Компасе я долбался очень долго и постоянно боролся с интерфейсом, который не помогает как во Фьюжене, а такое ощущение что борется с тобой. Но это с непривычки, конечно.
iRupert
07.01.2024 15:25+2Я бы, конечно, рекомендовал Компас-Home или Onshape (этот вообще мультиплатформенный, стоит у меня и на Chromebook и на Винде, даже в телефоне для просмотра файлов.
sprayer
07.01.2024 15:25-1Автор похоже или нагло врет или совсем не в теме. Во первых кому нужен чертёж 3д объекта если проще сразу в 3д сделать. Во вторых бесплатного кад софта хватает, freecad, fusion360 от автодеска тоже бесплатный и для России. Наверняка ещё есть и отечественный софт который дают студентам и тд, у нас тоже есть геометрические ядра для сапр программ. Ну и есть куда лучше векторный софт не дорогой, например афинити дизайнер.
Moi3d вообще не cad программа, в ней нет истории и возможности параматерических изменений, это попытка принести кад моделирование для дизайнеров, есть аналоги plasticity и shapr3d, в них хотя бы есть возможность изменять некоторые параметры типа фасок плюс они на топовом геометрическое ядре парасолид, он куда лучше реализованого в moi3d.
NutsUnderline
07.01.2024 15:25+1Полагаю что нас тощие олдсульные олды должны уметь рисовать это в ms word. Ррисовали же там рамки по ГОСТ...
F1eex
07.01.2024 15:25+2Чертить именно чертеж в редакторе векторной графики - вообще не удобно. Ни нормальных перемещений объектов, ни даже угла наклона объекта можно сказать нет. А чертить в этом изометрию с ручным расчетом размеров и углов - так двойное комбо. Тройным комбо будет вырез четверти в уже начерченной изометрии.
arteys
07.01.2024 15:25-1Звучит как какой-то специфический соревновательный вид спорта. Спидран инкскейпа..
slipers
07.01.2024 15:25-1Просто оставлю это тут.
Не надо ни чего устанавливать. Перешел по ссылке и черти.
http://notecad.xyz/
Sabirman
07.01.2024 15:25+1Отец в конце 90х использовал CorelDraw вместо AutoCAD-а при работе с заказчиками, т.к. первый позволял делать гораздо более красивые и наглядные "чертежи". В малом бизнесе это имеет большое значение. Ну, а Inkscape сейчас повторяет возможности CorelDraw. Из недостатков, помнится, с такого "чертежа" нельзя снимать размеры для производства - слишком большие погрешности. И окружности на больших радиусах превращались в многогранники.
ldirko
07.01.2024 15:25+1Если судить по скриншоту, у автора moi3d версия 3. Она умеет через буфер обмена из любого окна вытаскивать кривые в формате PDF, со скрытыми линиями и прочим. И сразу вставлять в тот же иллюстратор. Строить вручную в инскейпе зачем непонятно. Ну если скилл прокачать только
engine9
Можно еще так сделать. Чертить в программе blender, экспортировать в SVG и открывать вектор в Inkscape. Но есть минус, криволинейные векторные объекты будут состоять из множества точек, повторяющих количество вершин 3Д модели.
aabzel Автор
Разве Blender лучше чем MoI 3D?
engine9
MOI это от создателей Rhino? Если да, то ни разу не пользовался, но слышал хорошие отзывы.
aabzel Автор
Moment of Inspiration (moi3d)
https://moi3d.com/
https://moi3d.com/wiki/Resources
https://filezner.com/app/moi3d.shtml
aabzel Автор
Да. Moi 3D хорош. Там можно чертить в 3D одной лишь только мышкой сидя на диване.
thundersen48
Мне в принципе blender заходит на ура
Vestibulator-1
Можно не заниматься ерундой, а взять старый Рино и сделать нормально. Сегодня Блендер по щелчку пальцев из Майкрософт отказался от поддержки Виндовс7, а завтра по звонку из администрации будет выполнять санкции, опенсорс себя дискредитировал. Блендер создан чтобы продавать курсы по Блендеру, разновидность инфоцыганства.
AlexXYZ
простите, а каким местом он себя дискредитировал? Как минимум его можно собрать из исходных кодов.
Да ладно? Он сходу не интуитивно понятен, его не назвать конкурентом 3DMax или Maya, но по сути он много чего умеет. Учитывая, что у него в бакграунде идёт питон, то он отлично подходит для визуализации вычислений. Там много чего ещё есть, если копнуть глубже. Просто курсы в основном рекламируют визуализацию как главную задачу, но можно смотреть и шире. Это хороший инструмент и лично я считаю его сильно недооценённым по многим параметрам. Есть ещё масса интересных плагинов, Sverchok, например. И он тоже бесплатен. Это если кому-то хочется в параметрическую геометрическую визуализацию.