За последние несколько лет ОАЭ достигли статуса лидера в области технологий и инноваций и привлекли внимание глобальной технологической экосистемы. Сегодня этот сектор занимает 1-е место в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. При этом ОАЭ, в частности Дубай, за последние 3-5 лет стали настоящим глобальным IT-хабом и магнитом для IT-стартапов. Я, Евгения Тяжкина, соучредитель и генеральный директор компании Бизнес Бутик в Дубае, расскажу, как открыть IT-компанию в ОАЭ и сделать это максимально выгодно и эффективно.

Факторы динамичного роста IT-компаний в ОАЭ

Прежде, чем предоставить пошаговый гайд по регистрации IT-компании, стоит сказать несколько слов, о самом секторе технологий в ОАЭ. 

В прошлом (2023) году в регионе количество зарегистрированных IT стартапов в регионе превысило 5 500. 

Это обусловлено тем, что в последние годы Эмираты вышли на мировые позиции в области технологических стартапов, благодаря следующим факторам: 

  • стратегическому расположению;

  • поддерживающим инициативам правительства;

  • наличию высококлассных кадров;

  • инвестиционным возможностям.

Кроме того, благодаря особым экономическим зонам, многие из которых ориентированы на IT-сектор, Эмираты создали привлекательную и уникальную бизнес-экосистему, а также налоговые льготы и преференции. Но обо всем по порядку. 

Этапы регистрации IT-компании в ОАЭ

Шаг 1. Выбор коммерческого названия

Будущая компания должна соблюдать все требования в отношении законных торговых наименований, установленных правительством. Коммерческое название не должно быть оскорбительным или провокационным. При использовании имени человека в названии важно, чтобы оно было полным. 

Шаг 2. Выбор юрисдикции: фризона или материковая компания

В ОАЭ IT-компании могут выбрать один из двух вариантов. 

Материковая компания (mainland company)

Этот вариант подходит тем, кто планирует оказывать услуги на местном рынке, а также участвовать в гостендерах. Например, предлагая государственным организациям собственные разработки ПО. 

Структурно материковые компании управляются Департаментом экономического развития (Department of Economic Development – DED) того эмирата, в котором они зарегистрированы. 

Ключевые особенности:

Нет ежегодного аудита. Материковые компании со структурой ООО не обязаны представлять ежегодный аудит в DED. При этом они могут проводить аудит по своим внутренним причинам.

Нет ограничений на получение резидентских виз. Но количество запрашиваемых виз должно соответствовать площади офисных помещений. Обычно на одну визу приходится 10 кв. м офисных или складских помещений. 

Возможность 100%-го владения компании. Ранее иностранные собственники материковых организаций могли владеть до 49% уставного капитала компании, при этом остальные 51% принадлежали гражданину ОАЭ. Согласно новому Декрету-закону № 26 от 2020 г., иностранным материковым компаниям структуры «ООО» разрешается 100-процентная иностранная собственность.

Программа Эмиратизации для местных компаний (NAFIS). Начиная с 2024 года, местные компании частного сектора с численностью сотрудников от 20 до 49 человек обязаны нанимать на работу как минимум одного гражданина ОАЭ, а с 2025 года – как минимум двух граждан Эмиратов. Компании, которые не наймут хотя бы одного гражданина ОАЭ в 2024 году, должны будут выплатить правительству финансовый взнос в размере 96 000 дирхамов (AED). Этот взнос увеличится до 108 000 AED для компаний, не нанявших двух эмиратцев к 2025 году.

Система защиты заработной платы (WPS).  Все материковые компании ОАЭ должны быть зарегистрированы в этой системе и выплачивать зарплату своим сотрудникам через нее в установленные сроки. Оплата может производиться в национальной валюте ОАЭ, или в любой другой валюте, если это оговорено обеими сторонами в трудовом договоре.

Фризон-компания

Второй вариант – регистрация IT-компании в свободной экономической зоне ОАЭ, ли фризоне. Это комфортный вариант для стартапов, ориентированных на международные рынки. Он позволяет получать налоговые льготы и другие преимущества. В Эмиратах существует большое количество фризон, ориентированных исключительно на IT-сектор.

Ключевые особенности:

100%-е владение бизнесом. Все фризон-компании имеют право на 100%-ую собственность и репатриацию капитала.

Автономная правовая база. В каждой фризоне действует своя независимая правовая база, поэтому важно выбрать ту, которая соответствует требованиям вашего бизнеса.

Отсутствие требований по Эмиратизации. В отличие от материковых компаний, во фризонах отсутствуют требования по найму местных граждан.

Освобождение от таможенных пошлин. Фризон-компании полностью освобождены от таможенных пошлин.

Современная инфраструктура и меньшие затраты на энергоресурсы. Фризоны предлагают все условия для комфортного ведения бизнеса: современные офисы, технологичные складские помещения, коммуникационные сети. При этом стоимость энергоресурсов здесь дешевле.

Доступ к финансированию для IT-компаний. Правительство ОАЭ, через организации, такие как Abu Dhabi Investment Office (ADIO) и Dubai Future Foundation, предоставляет финансовую поддержку, гранты и возможности венчурного капитала для технологических стартапов и инновационных IT-предприятий. 

Подходящие фризоны для открытия IT-компании в Дубае

Dubai International Financial Centre (DIFC) 

Ключевые особенности: 

  • Крупнейший финансовый центр в регионе с независимыми органами власти и судами.

  • Уникальная правовая система на базе английского права

  • Выгодное расположение в самом центре Дубая и развитая инфраструктура

  • Наличие Fintech Innovation Hub - специального кластера для IT-компаний, позволяющего оформить бизнес-лицензии на инновационные виды деятельности

  • Возможность экономии до 90% на стоимость бизнес-лицензии ежегодно

Dubai Internet City (DIC)

Ключевые особенности:

  • Входит в группу Tecom и предлагает решения для компаний группы Fortune 500

  • Доступ к Центру инноваций In5 Innovation Hub

  • Гибкие офисные решения. Например, flexi-desk, который предполагает возможность пользоваться офисов по требованию 

International Free Zone Authority (IFZA)

Ключевые особенности:

  • Находится под управлением Dubai Silicon Oasis - фризоны-аналога Кремниевой долины в Калифорнии;

  • Доступные цены и льготы на регистрацию компании 

  • Гибкие офисные решения (flexi-desk)

Ajman Media City  (AMC)

Данная фризона находится в северном Эмирате Аджман

Ключевые особенности:

  • Более 120 видов деятельности, включая IT

  • Возможность объединения разных видов деятельности под одной лицензией

  • Доступная стоимость регистрации и аренды в силу географического расположения 

  • Отсутствие требований к ежегодной аудированной отчетности

Шаг 3. Выбор структуры компании

Самая распространенная юридическая структура компании в ОАЭ – общество с ограниченной ответственностью (LLC). Такая компания может иметь несколько партнеров – до 50.

В случае если собственник – единоличный владелец бизнеса, создается Limited Liability Company - Single Ownership. Она работает по тем же законам и правилам, что и компании с ограниченной ответственностью с несколькими владельцами.

ООО могут управляться одним или несколькими менеджерами (до 11 человек), которые выбираются из числа партнеров или любых других лиц. 

Как правило, на ООО не распространяются какие-либо требования к минимальному уставному капиталу, однако это остается на усмотрение DED. На практике от инвесторов требуется указать уставный капитал в размере 300 000 AED (дирхамов) для материковых компаний, а для фризон-компаний минимальный размер устанавливается каждой свободной зоной (от 50 000 до 300 000 AED). Чтобы учредитель имел право на получение инвесторской визы, его доля в уставном капитале должна быть не менее 50 000 AED.

Шаг 4. Аренда офиса

Свободные зоны в ОАЭ располагают отличной инфраструктурой, включающей офисные помещения. При этом некоторые из них допускают виртуальный офис для IT-стартапов (flexi-desk). 

Для материковой IT-компании потребуется договор аренды или право собственности на офисное помещение. Если компания получила Instant License (о ней рассказано далее), в первый год достаточно будет арендовать виртуальный офис. Стоимость такого офиса обойдется в 3000 – 4000$ в год. В случае с нормальной лицензией потребуется аренда физического офиса.

Шаг 5. Выбор лицензии

Все компании в ОАЭ вне зависимости от их типа должны быть лицензированы. 

В зависимости от юрисдикции компании, лицензии выдаются Департаментом экономического развития или Управлением фризоны. 

Как правило, есть три основных типа бизнес-лицензий: 

Коммерческая лицензия. Коммерческая лицензия подходит для компании, занимающейся торговлей. Сюда входит как внутренняя торговля, так и экспорт.

Профессиональная лицензия. Профессиональная лицензия обычно выдается для бизнеса, основанного на предоставлении услуг. 

Промышленная лицензия. Этот тип лицензии предназначен для предприятий, которые занимаются любым промышленным процессом. Она включает как мелкое, так и крупное производство.

Instant License. Материковые компании в Дубае также могут получить так называемую Instant License. Это тип лицензии, который ограничен для отдельных видов деятельности и предполагает возможность регистрации компании удаленно через портал Invest Dubai и с виртуальным офисом на первый год работы. 

Шаг 6. Открытие корпоративного банковского счета

После подписания договора аренды и завершения процесса регистрации компании выпуском бизнес-лицензии, юридическое лицо может открыть корпоративный счет в местном банке. Это также обязательное условие для всех компаний в Эмиратах. 

Шаг 7. Получение резидентской визы для собственника и учредителей. 

Налоги для IT-компаний в ОАЭ

Материковые компании обязаны платить НДС в размере 5%, а также новый корпоративный налог по ставке 9% в случае, если годовая прибыль организации превышает 375 000 AED. 

Компании в свободных экономических зонах должны четко понимать каждую из своих транзакций, поскольку в зависимости от происхождения и назначения товаров, а также местонахождения покупателя и продавца, режимы НДС могут быть совершенно разными. Кроме того, компании должны учитывать режим НДС для транзакций с Уполномоченными зонами:

- продажа на внутреннем рынке из ОАЭ в Уполномоченную зону – 5%, поскольку это продажа на внутреннем рынке;

- внутренняя продажа из уполномоченных зон на материковую часть ОАЭ – импорт облагается налогом по ставке 5%;

- внутренние продажи из одной уполномоченной зоны в другую – НДС не применяется;

- продажи на внутреннем рынке в пределах уполномоченных зон – НДС не взимается (за исключением розничных продаж);

- экспорт из определенных зон в страны Персидского залива/за пределы страны Персидского залива – НДС 0%, приравниваемый к экспорту.

Кроме того, фризон-компании также подпадают под действие нового корпоративного налога. Но есть нюансы.  Компании-резидентов свободных зон (Free Zone Person - FZP) можно разделить на два типа.

Первый – квалифицированный резидент (Qualifying Free Zone Person – QFZP). Он соответствует определенным условиям, изложенным в налоговых правилах (о них мы расскажем далее). Квалифицированный резидент может пользоваться определенными налоговыми льготами, например, 0% налога на квалифицированный доход, как это предусмотрено законодательством.

Второй тип – неквалифицированный резидент (Non-qualifying Free Zone Person – NQFZP). Это лицо, не отвечающее критериям свободной зоны. Оно может не иметь доступа к тем же налоговым льготам или освобождениям, что и квалифицированный резидент.

Таким образом, корпоративный налог взимается с квалифицированных резидентов фризон в следующих случаях:

- 0% на квалифицированный доход;

- 9% на налогооблагаемый доход, не соответствующий критериям квалифицированного.

Льготы для IT-компаний в ОАЭ

IT-стартапы в ОАЭ могут рассчитывать на государственные программы. Они предлагают различную поддержку: от дополнительного финансирования до бесплатного предоставления офисного пространства или жилья.

Расскажу о двух основных..

Программа Hub 71

Hub 71 - это динамичная технологическая экосистема, расположенная в Абу-Даби, предоставляющая поддерживающую среду для стартапов и предпринимателей. Программа Hub 71 Building предлагает обширный пакет поддержки и путь на рынок столицы ОАЭ.

Преимущества Hub 71:

·       цифровой кошелек, наполненный денежными поощрениями

·       доступ к нашему динамичному сообществу,

·       капитал и корпоративные партнеры, и

·       наставничество

·       бесплатное жилье, офисное пространство и страхование здоровья

·       Золотая виза на 10 лет

В рамках программы стартапы получат 250 000 дирхамов безвозмездно, льготы и 250 000 дирхамов наличными при регистрации в обмен на долю в уставном капитале через SAFE-ноту. Независимо от того, являетесь ли вы предприимчивым основателем с большой идеей или процветающим стартапом, готовым сделать следующий шаг, Hub71 поддерживает рост вашего стартапа на протяжении всего вашего предпринимательского пути.

Программа акселераторов Dubai Future Accelerators

Dubai Future Accelerators (DFA) облегчает динамичное взаимодействие между стартапами, частными предприятиями и правительством с целью работы над вызовами, актуальными для нашего будущего. DFA сочетает инновации и гибкость стартапов с масштабом передовых организаций публичного и частного сектора. DFA позиционирует Дубай как привлекательное направление для стартапов и предпринимателей, а также как городскую площадку для инновационных технологий.

 Преимущества программы:

·       доступ к представителям высших правительственных структур и частного сектора;

·       совместная работа над захватывающими вызовами с использованием передовых технологий;

·       создание пилотного проекта и тестирование ваших технологий в реальной среде.

Документы 

Для открытия IT-компании, как правило, требуется стандартный список документов. Он включает:

- заявление о регистрации и подтверждение брони торгового наименования;

- паспорт заявителя;

- письмо об отсутствии возражений от местного спонсора для резидентов ОАЭ (при необходимости);

- договор об аренде помещения, зарегистрированный в системе Ejari. 

Стоимость и сроки открытия IT-компании 

Стоимость состоит из следующих расходов:

Регистрационные сборы – порядка 10 000 AED (2722$).

Стоимость бизнес-лицензии – 12 000 AED (3270$).

Аренда офиса. Здесь все индивидуально и зависит от локации и размера офиса. В среднем аренда небольшого офисного помещения в центре Дубая обходится от 5 000 до 10 000 AED (1 360 – 2722 $) в год.

Расходы на получение резидентской визы – 3000 AED (816$).

Дополнительные услуги. Дополнительно стоит предусмотреть сопровождение профессиональной компании в случае, если вы решите воспользоваться ее услугами.

Скрытые расходы

Они включают обязательный минимальный остаток на корпоративном счете. Сумма варьируется от 150 000 до 250 000 AED (40 840 - 68 068$) и может быть выше.

Сроки регистрации компании варьируются от 2-3 недель до нескольких месяцев в зависимости от бэкграунда компании, ее требований и целей, а также юрисдикции.

Комментарии (0)