В последние годы в интернете активно обсуждают возможный отказ браузеров от использования сторонних cookie-файлов, так называемых 3rd party cookies. В этом направлении уже работают некоторые гиганты индустрии. Например, с января 2024 года компания Google ограничила в Google Chrome работу с такими файлами для 1% пользователей. До конца года планируется масштабировать это изменение на всех, кто использует Chrome. В данном материале мы сделаем краткий обзор, как изменится деятельность участников рынка на фоне отказа от cookies и что нужно сделать для подготовки.

Как изменится ситуация после запрета 3rd party cookies

Благодаря cookie-файлам различные ресурсы (сайты, рекламные и аналитические системы) могут находить и присваивать пользователям те или иные характеристики. Если отключить их сбор и хранение, ведение рекламы может значительно усложниться.

Последствия для рекламодателей

С чем столкнутся те, кто ведет рекламу:

  1. У систем появятся проблемы с подбором индивидуальных предложений для пользователей. Это может снизить эффективность продвижения;

  2. Расширять аудиторию станет сложнее, потому что поиск людей с похожими интересами будет сильно затруднен;

  3. Начнут неправильно рассчитываться показатели, основанные на контактах с пользователями. Например, важные параметры LTV, Retention и прочие, которые позволяют понять, нужно ли работать с этим человеком;

  4. Возрастут траты на проведение рекламных кампаний, потому что невозможно будет точно настроить таргетинги. В итоге цена привлечения клиента повысится.

Последствия для площадок

Сайты и другие ресурсы, которые размещают на своих страницах рекламу и используют cookies, тоже столкнутся с негативными последствиями:

  1. Рекламным системам станет сложнее определять интересы аудитории, из-за этого снизится ценность инвентаря сайта. Как следствие, упадет стоимость тысячи показов (Cost Per Mile);

  2. Объявления перестанут давать пользователям персональные предложения. Как следствие, привлекательность рекламных материалов снизится, а за ней ухудшатся и поведенческие метрики;

  3. В соответствии с некоторыми прогнозами, рекламный доход площадок может сократиться примерно на 30% из-за пользователей, которые выходят в интернет с браузеров, где запрещены 3rd party cookies.

Что сделать для подготовки к отказу от cookies

Рассмотрим 4 способа, которые должны помочь бизнесу «пережить» запрет cookies.

Обратить внимание на направления, где не нужны cookies. Если у компании не будет данных из куки-файлов, ей все еще нужно будет запускать рекламу. Именно поэтому сейчас стоит развивать каналы, которые не пострадают от политики cookieless. Можно запустить таргетированную рекламу (VK Ads или myTarget), ведь она не зависит от информации о пользователях, которую несет браузер. Для управления продвижением можно использовать единый кабинет click.ru.

Использовать в продвижении CDP и Device IDs. Эти технологии позволяют получать данные о пользователях без cookies. Customer Data Platform (CDP) – инструмент для сбора, объединения и анализа информации, поступающей из различных источников. В такую базу могут входить данные, полученные из регистраций, покупок, подписок на сервисы и рассылки. Device IDs – уникальные идентификаторы устройств (IDFA в iOS и GAID в Android), которые позволяют получить различную информацию о пользователе. Они зачастую используются в мобильном продвижении. Благодаря этим инструментам маркетологи смогут создавать персонализированную рекламу, которая будет соответствовать интересам аудитории.

Улучшать пользовательский опыт. Для этого можно обратить внимание сразу на несколько параметров сайта:

  • разработать вовлекающий контент (написать продающие тексты, добавить квизы и опросы);

  • оптимизировать внешний вид (добавить кнопку поиска, улучшить конверсионные кнопки, разработать корпоративный стиль, упростить авторизацию);

  • провести технические работы (вычистить несуществующие страницы, сделать перелинковку, добавить логичную разбивку по разделам).

Если на сайте будет размещен качественный контент и не будет ошибок, он понравится поисковикам, будет привлекать и удерживать аудиторию. Для этого не нужны cookie.

Использовать инструменты с ИИ. Технологии, основанные на нейросетях и алгоритмах машинного обучения, помогают быстро анализировать большой объем данных и обнаруживать закономерности в поведении пользователей. Такая информация помогает бизнесу принимать взвешенные решения и строить эффективные стратегии продвижения.

Комментарии (17)


  1. SUNsung
    18.06.2024 11:27
    +7

    Какая великая беда, отказ от куков!

    На самом деле куки это наглядный пример как чисто инженерное решение для упрощения жизни разработчиков испоганили продаваны. И с текущей ситуацией от них действительно стоит отказаться. Есть поддерживаемые аналоги для хранения клиентских данных локально, у которых нет такой явной проблемы стороннего доступа.

    Хотя сама идея была очень хороша и позволяла без лишних плясок связывать разные домены, особенно в эпоху iframe.


  1. LordDarklight
    18.06.2024 11:27
    +4

    Таргетированная реклама и слежка за интересами и деятельностью пользователей сети Интернет - это бич XXI века! Если отказ от куки уменьшит её объём - то возрадуемся! Но это вряд ли - владельцы платформ, соцсети, почтовые серверы по-прежнему будут активно нас всех таргетировать! Просто идёт обычный передел рынка душ информации пользователей! Как всегда богатые и власть имущее хотят стать ещё богаче и ещё могущественнее! Продолжая доить простых смертных!

    Жалко, что статья не разбирает другие проблемы - кроме как проблемы рекламодателей!


  1. CitizenOfDreams
    18.06.2024 11:27
    +6

    1. Начнут неправильно рассчитываться показатели, основанные на контактах с пользователями. Например, важные параметры LTV, Retention и прочие, которые позволяют понять, нужно ли работать с этим человеком

    Это те параметры, по которым вы понимаете, что человеку, который только что купил утюг, нужно следующие два месяца показывать рекламу утюгов?


  1. dezahrise
    18.06.2024 11:27

    По мне так отличное решение. Ещё бы банкам запретили бы использовать данные о покупках в маркетинговых целях было бы идеально


  1. nronnie
    18.06.2024 11:27
    +2

    Я вот не очень понимаю (поскольку всю жизнь разрабатываю enterprise) - что все на эти подобные куки так агрятся? Если мне все равно на сайте показывают рекламу, то пускай лучше показывают рекламу того что мне действительно может быть интересно, а не случайную рекламу об увеличении длины, толщины, ширины, или глубины каких-либо частей тела.


    1. CitizenOfDreams
      18.06.2024 11:27

      Если мне все равно на сайте показывают рекламу, то пускай лучше показывают рекламу того что мне действительно может быть интересно

      Ну, во-первых, с "интересами" они обычно не угадывают. Например, показывают утюги после того, как я уже давно нашел и купил утюг. Или показывают что-то, что я кликнул случайно. Или то, что я посмотрел один раз по какой-то особой надобности, и больше мне оно не нужно.

      Во-вторых, таргетированной рекламой они мне говорят открытым текстом: мы следим за тобой, ничтожество. Мы знаем размер твоих ботинок, год выпуска твоей машины и вкус твоей жевательной резинки. Мы знаем, чем ты болеешь и какой бумагой вытираешь попу. Мы знаем, за какую партию ты голосуешь и какого пола/вида/размера существа привлекают тебя сексуально (а это отдельные поводы для некомфортных ощущений в определенных юрисдикциях).


      1. nronnie
        18.06.2024 11:27
        +2

        Мы знаем размер твоих ботинок, год выпуска твоей машины и вкус твоей жевательной резинки. Мы знаем, чем ты болеешь и какой бумагой вытираешь попу. Мы знаем, за какую партию ты голосуешь и какого пола/вида/размера существа привлекают тебя сексуально (а это отдельные поводы для некомфортных ощущений в определенных юрисдикциях).

        Да пожалуйста. Ботинки 44 размер, машину продал около 5 лет назад (KIA), над покупкой новой пока что совсем не думаю, жвачку не жую, болею не знаю чем - на последней диспансеризации ничего серьезного вроде бы не нашли - немного пониженное давление и сахар, бумагу для попы покупаю Zewa (только что из Магнита заказал), голосую за ЛДПР уже годов с начала двухтысячных, гетеросексуал.


    1. LordDarklight
      18.06.2024 11:27

      Если мне показывают - что мне интересно прямо сейчас - это здорово! Вот только:

      1. Что мне интересно - обычно либо не продаётся, либо не приносит много прибыли, либо я не собираюсь это покупать - это 98% всего что мне интересно

      2. Что мне интересно сейчас - а что вчера и что завтра - всё разные вещи - и часто не шибко совпадающие - так что что было интересно вчера - сегодня уже просто информационный мусор!

      3. Если мне показывают что мне интересно - первая мысль - они следят за мной! Вторая - они мне навязывают мои интересы! Обе приводят к тому - что следующая мысль - поскорее отгородиться от тех, кто мне это предлагает и добавить всё в чёрный список!

      4. А что мне интересно? Не то ли что мне просто навязывают, и манипулируют моим сознанием - взламывая его тонким нейролингвистическим способом или грузя тупым флудом! Отвлекая от чего-то, что мне не просто интересно - а действительно важно именно сию минуту!

      5. Потакание интересам потребителя - это нечто иное как разновидность наркотических средств! Вот как, например, Тик-ток - подсаживаешься и потом трудно слезть, особенно для неокрепших умов! Тоже самое и таргетирования узконаправленная реклама - то же наркотик направленного нейронного действия - бьющий точно в цель - нейронные центры удовольствия! И в скором времени так будет работать вся сфера цифровых кастомизированных удовольствий!

      6. Если кто-то точно знает что тебе нравится и как правильно это тебе преподносить - считай он уже знает как тобой полностью управлять на 50%! Особенно на фоне того как собираются эти данные - и там будет не только то что тебе нравится.... но и куда больше - о полной карты твоей личности и жизни до всех страхов и "тёмных дел" (условно) - а это остальные 50% - а 100% управление - и ты превращаешься просто в робота, даже не подозревая этого!


    1. dezahrise
      18.06.2024 11:27

      Зашла с моего ноута девушка и я потом месяц смотрю на рекламу чулок, трусиков и т.д. Не интересная, а псевдоинтересная реклама получается.

      P.S. как по-мне так лучше пусть это будет реклама больше привязанная к месту. Зашел на хабр тебе it показывают. Зашел на сайт про сноуборт тебе снаряжение рекламируется. Креатива в разы будет больше, и смотреться нелепо она не будет.

      А про банки. Купил ты пиццу, а через неделю тебе 5 сервисов других и рассылку прислали про пиццу и рекламируют пиццу. Понятно, что эта инфа попала к ним из банка


      1. LordDarklight
        18.06.2024 11:27

        Так она неспроста зашла с твоего ноут! Вот тебе целый месяц и намёки показываются!


      1. nronnie
        18.06.2024 11:27

        Зашел на хабр тебе it показывают.

        Хабр мне сейчас показал какой-то шампунь для волос. Кстати, похоже, неплохой - надо будет в Магните посмотреть в каталоге :)


  1. GeeeG
    18.06.2024 11:27

    Ещё существуют люди, которые выходят в инет без включённых резалок рекламы, убийц трекинга и всяких левых cookies?


    1. nronnie
      18.06.2024 11:27

      Я именно так хожу в интернет начиная, наверное, где-то с 2000 года (когда он стал мне постоянно доступен). Никаких проблем от этого ни разу не испытывал. В чем моя жизнь станет лучше если Хабр вместо рекламного баннера, что я вижу справа в верхнем углу, будет показывать мне пустой <div>?


      1. GeeeG
        18.06.2024 11:27

        Меньше мусора, мешающего просмотру контента, за которым и пришёл на ресурс?


        1. nronnie
          18.06.2024 11:27

          Ну и ради этого ставить какой-то "мусор" в виде расширений, плагинов, и т.п.? Нет, ну мне, наверное, хуже бы не стало от того чтобы на сайтах где я хожу рекламу не показывали, но той мороки чтобы с ней самому специально бороться оно, по-моему, совершенно не стоит - ну показывают где-то сбоку ну и бес с ним.


          1. GeeeG
            18.06.2024 11:27

            Да где же морока? Там всех дел на несколько минут.


  1. molnij
    18.06.2024 11:27

    Отказ от 3rd party cookie активируется одной галочкой в настройках примерно любого браузера уже много лет. И что самое смешное, самые извращенные последствия этого я видел как раз на продуктах гугла. Если под "В этом направлении уже работают некоторые гиганты индустрии" подразумевается что гугл наконец научит все свои продукты переживать отключенную галку - это прям великое достижение it-гиганта.