Таймлайн работы над тестовым заданием
Таймлайн работы над тестовым заданием

Не люблю тестовые задания. Проверить и дать фидбэк иногда может занять столько же времени, сколько сделать само задание. Сейчас есть чем заменить тестовые, особенно при найме старших дизайнеров или лидов. Но если вы мидл или джун, и за вас ещё не говорят ваши предыдущие места работы в резюме, рекомендации бывших коллег и невероятное портфолио, то без тестового задания будет сложно и компании, и вам.

Привет, я Лёша! Сейчас я руковожу командами эмоционального дизайна и UX-редакторов в Альфе. Последние 5 лет я проверял тестовые задания, но до этого больше 7 лет я их выполнял (даже будучи старшим дизайнером). Без тестового просто невозможно было никуда откликнуться.

Как минимум 25 тестовых заданий удалось найти
Как минимум 25 тестовых заданий удалось найти

Тестовые задания всегда были предметом споров среди дизайнеров: делать или не делать, бесплатно или за деньги (кстати, бывало у вас такое?), слишком большое или непонятное, ничего не ответили или фидбек невнятный… Предположим, что вы всё равно решили сделать.

Хочу поделиться, как я сейчас подходил бы к выполнению тестовых заданий и на что я обычно обращаю внимание при их проверке.

? Кстати, отказаться от выполнения тестового задания тоже нормально.

Что такое тестовое задание

Под тестовым заданием я имею в виду задачу, которую вы решаете самостоятельно в заранее оговоренный период времени дома, а не white board challenge в онлайн- или офлайн-формате, хотя в подходах может быть много общего.

Тестовое задание — это пробный период на работу с вами, но решить задачу и презентовать решение — вещи разные. И тестовое задание в первую очередь — презентация и рассказ, а не подготовка макетов к разработке. Это рассказ о ходе ваших мыслей в реальной дизайн-задаче, но при этом это не реальные условия.

В рабочей задаче вас не оставят в одиночестве на неделю что-то изобретать и проводить коридорные тестирования без контекста и понимания специфики продукта. Поэтому нет смысла ограничивать себя условиями, которые явно не прописаны в задании. Например, вы можете менять UI, если при этом сохраните узнаваемость бренда.

? Кстати, однажды дизайнер пришёл на интервью с выполненным тестовым заданием, которое он сам себе придумал.

Зачем

by nokiax86
by nokiax86

Итак, вы внимательно прочитали задание и поняли, что именно нужно сделать (на этом этапе тоже можно отказаться, если что). Но зачем вообще понадобилось делать тестовое? Причины могут быть разные, но я вижу смысл в тестовом, если портфолио и резюме не рассказали всё о ваших возможностях. То есть в вас верят, но вопросы остались.

Например, у вас 3 кейса в портфолио: лендинг для веба, концепт приложения и приложение pet-проект. Всё красиво, но что будет с более сложными продуктами? Или наоборот — вы работали со сложным B2B-проектом, где не было возможности сильно развернуться в плане UI, а будущие задачи это предполагают.

Тестовое задание не единственный критерий для принятия решения. Для меня важна совокупность: где вы работали, какие проекты делали и как о них рассказываете, есть ли рекомендации от знакомых, как прошла встреча с вами — у каждого нанимающего менеджера свои любимые критерии, но тестовое задание — только один из них и не всегда главный. Поэтому можно даже сделать акцент в тестовом задании на том, чего не хватает в вашем портфолио.

? Кстати, нормально задать вопросы в процессе выполнения тестового задания.

Время

Тот самый момент тайм-менеджмента
Тот самый момент тайм-менеджмента

Самое важное ограничение в рамках тестового задания — время. Зависит от договоренностей, но в среднем у вас неделя.

Подумайте, что вы сможете сделать на высоком уровне за эту неделю (то, что обеспечит вам 80% результата при 20% усилий). Решите, на чём вы можете сэкономить, чтобы лучше проработать само решение. Подумайте, сколько потребуется на ресёч, проработку решения и его презентацию.

Помните, что если ваше решение слабое, скучное, непродуманное, то его упаковка или проведённые тестирования — делу не помогут. Также и отправка задания раньше срока поможет только в случае, если результат хороший. У каждого свой темп работы, но я бы закладывал 60% времени на проработку решения, 25% на его упаковку, а остальные 15% — на всё остальное.

? Кстати, нормально попросить ещё немного времени, заранее предупредив, ведь непредвиденные обстоятельства бывают у всех.

Решение

Решением тестового задания будет не только экран фичи, которую вы делаете, а вообще всё от ресёча и анализа конкурентов до финальной упаковки в презентацию, прототипа или скринкаста.

? Кстати, в тестовом задании нет одного правильного решения, до которого вам нужно додуматься.

Любую дизайн-задачу можно решить разными способами, которые будут по-своему хороши и иметь недостатки. Как сказал бы любой дизайнер: всё зависит от задачи.

В реальности вы не будете одиноки в поиске решения, а будете двигаться более частыми итерациями обсуждений с коллегами. Удобно, когда есть несколько поверхностно проработанных направлений, из которых можно выбрать наиболее перспективные, доработать их детальнее, проверить на пользователях, а потом добить до финального решения то, которое пойдёт в разработку.

В тестовых заданиях я бы действовал так же. Сохраняйте все черновики других менее проработанных решений, а потом расскажите, почему и как вы выбирали лучший вариант. Так у вас будет план Б на случай, если что-то пойдёт не так с основным решением, и больше тем для обсуждения на презентации.

Подача

☝️ Кстати, то, как именно презентовать решение, решаете тоже вы.

Вариант сервировки
Вариант сервировки

Всё зависит от ваших возможностей. Видео, анимации, кликабельный прототип, отдельные экраны, презентация с пояснениями — всё подходит (если это явно не обозначено задании), главное объясните, как работает ваше решение, и расскажите, почему вы так решили. То, как вы презентуете результат, — важно. Если вы замахнулись на сложный анимированный прототип и не смогли собрать его достойно — это повлияет на общее впечатление, поэтому лучше выбрать формат, который вы сможете собрать быстро и качественно.

Хороший формат наглядности и просторы, чтобы продемонстрировать механику работы — это саджесты фичей в Телеграме:

Саджесты пользователей Telegram SOUICC, artemii, marzaganoff
Саджесты пользователей Telegram SOUICC, artemii, marzaganoff

Разумеется, нужно дополнить это ходом своих мыслей, показать процесс, ресёч, макеты и черновики и собрать в складный рассказ. К примеру, вы можете записать короткий скринкаст со всеми пояснениями (что ещё знаете кроме Лума?). Такую видеопрезентацию удобно переслать коллегам и лишний раз не созваниваться.

База рассказа

  1. Погрузите в контекст. Обязательно кратко расскажите, какая была задача, потому что не все в курсе, какое было задание.

  2. Ресёч — недооценённый инструмент в тестовых заданиях. Несложный и не займёт много времени, но очень полезен для всех. Например, вы делаете онбординг для клиентов банка: расскажите, какие онбординги делают прямые конкуренты, какие типы онбордингов в целом бывают и какие есть лучшие практики. На мой взгляд, это универсальный способ добавить ценности проделанной работе. Тем более, что есть сервисы, которые уже собрали всё за вас (накидайте в комменты ваши любимые).

  3. Проанализируйте. Расскажите про основные направления решений. Например, вы наресёчили, что многие конкуренты делают онбординги в виде сторис, насколько это подходит вам? Стоит ли делать так же или это возможность отстроиться?

  4. Решение. Что в итоге получилось, как работает и почему вам кажется, что сработает? Какие были ещё варианты?

  5. Заключение. Сюда я бы выносил всё, что вы хотели ещё рассказать, но это не относится к предыдущим пунктам. Например, вы провели исследование прототипа на друзьях и делитесь результатами или говорите, что для вас было самым сложным/интересным, или, может, у вас остались вопросы.

Что цепляет

Нанимающий менеджер, когда всё ок
Нанимающий менеджер, когда всё ок

Инициатива и вовлечённость сразу заметны. Когда вы действительно включились в задачу, а не подходите формально к её выполнению, это отражается и на решении. У вас появляется больше идей, черновиков, вопросов, желания что-то предложить или поменять.

И, конечно, цепляет смелость. Если у вас получилось слишком смелое, на ваш взгляд, решение, то обязательно покажите и его, вдруг именно из-за него вас и запомнят.


Дизайн — это живой процесс, поиск решений, постоянные изменения и копии фреймов, поэтому не стесняйтесь демонстрировать этот процесс, он важен.

❤️ Кстати, у вашего тестового задания тоже есть пользователи, которые хотели бы узнать, что вы сможете привнести в продукт своим дизайном.

Комментарии (7)


  1. Anchovis
    17.07.2024 12:42
    +5

    > делать или не делать, бесплатно или за деньги

    Я не дизайнер, но за 10 лет и пару десятков тестовых оплата была 1 раз. В далёком 2020 году небольшая ИТ-компания предлагала тест с открытыми ответами на должность менеджера проектов. Нужно было ответить на платформе на около-рабочие вопросы, показать ход мышления, рассказать, какой нон-фикшн я читаю и что мне там запомнилось. Заняло час, глупых вопросов не было. После этого написал HR, сказал, что задание понравилось, за него заплатили 5000 рублей на карту. На этапе созвона с продактом не договорились, но остались приятные впечатления, и компанию я помню до сих пор.

    > Кстати, нормально попросить ещё немного времени, заранее предупредив, ведь непредвиденные обстоятельства бывают у всех.

    Я бы добавила, что нормально сразу выстраивать границы и отказывать HR сдать в понедельник тестовое задание, выданное в пятницу. Выходные хочется проводить с семьёй и друзьями, даже если пока вы без работы и не заняты всю неделю.


  1. alcotel
    17.07.2024 12:42

    А у дизайнеров так принято - тестовое задание на неделю и бесплатно?


    1. HeresA
      17.07.2024 12:42
      +1

      Я за всю свою практику ни разу не встретил оплачиваемое. Сам поднимал этот вопрос пару раз и на том конце люди были в шоке, что нужно за работу платить :)

      Но я обычно делаю тестовые, просто обговариваю, что оно должно быть не перегруженное и должно требовать навыки, которые не показаны в моём портфолио (например интерфейс мобильной игры с удовольствием сделаю)


      1. alcotel
        17.07.2024 12:42
        +1

        должно требовать навыки, которые не показаны в моём портфолио

        ... и положу к себе в портфолио. Тут хоть какой-то профит и логика.


    1. Swordman85
      17.07.2024 12:42
      +1

      Когда на вакансию 2000+ откликов (реальные кейсы), то да, так можно. Среди дизайнеров просто гигантская конкуренция, притом не только у джунов (хотя там особенно), но и у синьеров (если речь про хорошую работу).

      Но самое смешное, что работодатель может просто пропасть. И тогда фитбек типа "не понравилось" уже хоть что-то.

      Но такой рынок, ничего не поделать, вас просто слишком много.


      1. alcotel
        17.07.2024 12:42

        Тогда честнее, наверное, такой формат работы не тестовым заданием называть, а конкурсом. Со всеми вытекающими


  1. dom1n1k
    17.07.2024 12:42
    +1

    Тестовые нужны ещё и потому, что много откликов от кандидатов с не очень релевантными портфолио. Даже если ограничиться диджиталом, есть несколько основных направлений: графические, веб-, интерфейсные и продуктовые дизайнеры (и наверняка кого-то забыл).

    И это очень разный опыт. Это не выучить Vue, зная React. Это скорее как разница между фронтом, беком, мобильщиком и дата-сатанистом. Что бы ты сказал, дорогой юзернейм, если бы тебе нужно было рассматривать на вакансию фронтендера человека с голангом на гитхабе? Мы ведь понимаем, что дело тут не в синтаксисе языка, разница глубже. Или на позицию бека человека с опытом ML? Да, я немного утрирую, но только отчасти.

    Для программистов, привыкших в четкой специализации, это наверное звучит странненько, но на юиксеров откликаются люди с промо-лендингами, баннерами для соцсетей, и далее во всех комбинациях. Кого-то отбраковывают сразу. Но есть люди, которые действительно что-то изучили и хотят получить шанс.