Ребят, всем привет! Сегодня хочу поделиться своим отзывом на курс по аналитике данных от Яндекс Практикума. Я расскажу о плюсах и минусах курса и надеюсь, что этот отзыв поможет вам принять обоснованное решение о покупке курса.
На момент покупки курса я работал юристом. У меня не было технического бэкграунда, но я интересовался IT (это модно). Подход к выбору курса был осознанным: я тщательно изучал отзывы, исследовал различные профессии в IT-сфере и решил, что аналитика данных — это отличный шаг для вхождения в IT, так как это быстро и дешево (6 месяцев и 90 тысяч рублей). В комментариях наверняка кто-то напишет про тестировщиков, но извините, палку кинь - попадешь в тестировщика.
Выбор курса был основан на нескольких ключевых факторах:
наличие лекций в текстовом формате (просмотр видео меня не устраивает);
практические упражнения, которые дают возможность применить теоретические знания на практике;
дедлайны по проектам (да, меня мотивировало учиться под давлением);
команда поддержки, которая обещала помогать в решении возникающих вопросов и трудностей (спойлер — нет. Об этом ниже).
Все эти аспекты я считал важными, поэтому выбрал именно курс от Яндекс Практикума, надеясь получить качественное образование и полезные навыки.
В отзыве расскажу о лекциях и тренажерах, проектах, команде сопровождения, помощи в трудоустройстве и итогах, но обо всем по порядку:
Лекции и тренажеры
Лекции в текстовом формате были изложены понятно и структурированно. Чтение лекций в своем темпе позволяло лучше усваивать информацию и возвращаться к сложным темам по мере необходимости.
Ближе к концу курса появилась возможность обращаться к ИИ с просьбой объяснить непонятный материал. Эта функция была сырой, но думаю, что сейчас её доработали (но это не точно).
На мой взгляд, лекций было недостаточно, приходилось много изучать сторонние статьи (Хабр) и форумы (Stack Overflow). В заключении каждой темы были ссылки для дополнительного изучения.
Иногда весь код из лекций прекрасно работал в проектах (даже думать не надо, просто копипаст), что считаю минусом. Тут каждый сам решает, скопировать код или напрячь свои мозги для решения задач.
Основной стек на лекциях: Python, SQL, Tableau.
80% времени мы учились работать с данными в Pandas (библиотека на Python), а в текущей работе у меня 80% времени занимает SQL. Советую методистам Яндекса сделать упор на SQL.
Что касается SQL. Материала очень мало! На лекциях учат только селектить, и этого недостаточно для аналитика. Только с умением селектить, кандидата сольют на техническом собеседовании.
Tableau. Давно ушел с рынка России, но его продолжают изучать, используя костыли. У Яндекса есть свой инструмент для визуализации данных (DataLens), есть даже бесплатный и незапрещенный SuperSet, но видимо не хотят переписывать модуль курса для текущего рынка. За это жирный минус.
Задачи в тренажерах интересные и помогали закреплять материал из лекций, с трудностями не сталкивался. Здесь всё ок.
Проекты
Проекты достаточно интересные и мне нравилось их выполнять, но есть минус (для кого-то не минус) проектов: они находятся в открытом доступе на GitHub бывших студентов, и будущий работодатель уже устал смотреть однотипные проекты. Можете же хотя бы раз в полгода генерировать новые идеи для проектов.
Команда сопровождения
Основная часть оплаченных денег уходит на зарплаты команды поддержки. Вот состав команды слева направо:
На словах всё красиво, но вот что было на самом деле:
Куратор
Изначально нашим куратором была девушка, которая была вовлечена в процесс обучения и всегда помогала в трудную минуту. Ближе к концу курса она покинула нас, и на замену ей пришел парень. Он нас игнорировал по несколько часов, а иногда даже по несколько дней, хотя мы завершали курс и писали диплом.
Расскажу о двух случаях, которые мне не понравились:
1. На заключительном вебинаре от куратора мы играли в квиз, который я выиграл. Мне полагалась награда, и куратор попросил написать ему в личку для уточнения деталей. Я написал ему, но он прочитал и не ответил! Яндекс, я выиграл квиз!!! ГДЕ МОЁ САНТО СТЕФАНО И СТИКЕРПАК?!
2. Мы успешно сдали выпускной проект, и настало время выдавать дипломы. Кто-то не получил диплом, у кого-то были ошибки в дипломе, и эти проблемы мог решить куратор. Знаете, что он сделал? УШЕЛ В ОТПУСК АХАХАХА
Тут скорее претензия к вышестоящему руководству, которое согласовало его отпуск. Пусть закроет свои задачи и уезжает отдыхать или пусть обязанности куратора возложат на другого человека. Конец года, люди хотят получить свои дипломы и встретить новый год с закрытыми задачами, а тут такое...
Очень плохо, Яндекс.
Наставник
Абсолютно бесполезный человек в команде. Скорее всего, он хороший специалист в своей области, но как преподаватель — ноль. Вот некоторые факты о нашем наставнике:
Рекламирует свои курсы на Степике.
Нулевая активность в группе.
Скучные и никому не нужные лекции или "консультации" (он их так называл).
Игнорирует вопросы на своих консультациях, либо отвечает так, что "это ты неправильно понял, перечитай ещё раз лекцию".
Ситуация:
Наставник публикует пост с датой вебинара, где опять будет обсуждаться теория/пройденная лекция.
Пишу ему под постом: "Давай проведем мастер-класс: возьмешь датасет с Kaggle и в интерактивном режиме разберем его."
Мое предложение поддерживают одногруппники (ставят огонечки на мое сообщение).
Знаете, что наставник ответил? НИЧЕГО.
Прошло 2 дня.
За 10 минут до начала вебинара спрашиваю его о результатах рассмотрения моего предложения, он просто сказал, что будет лекция.
Очередная скучная лекция, на которой присутствовало 5 человек (в группе больше 100 человек).
Он может оправдаться, что есть регламент, которому он должен следовать. Но я приложу некоторые принципы обучения в Яндексе:
Студенты важнее регламентов. Нам важны вы и ваши цели. Мы хотим решить ваши запросы, а не отделаться формальными ответами. И от вас ожидаем неформального вежливого общения.
Трудоустройство важнее отличных оценок. Мы не даём оторванные от реальности знания, а помогаем студентам достичь своих целей. С вас — самодисциплина, готовность делать, учиться на ошибках и снова делать.
Как только я пожаловался на него в поддержку, больше консультаций он не проводил.
Ситуация еще хуже, чем с куратором.
Преподаватели и тех. поддержка
Преподаватели хорошие люди, я видел, как студенты обращаются за помощью, и преподаватели стараются помочь. Я же обращался пару раз, но в основном обращался к Google, потому что не хочу ждать ответа в течение дня. Бывали ошибки за преподавателями, но в целом они молодцы.
В тех. поддержку не обращался, поэтому ничего не могу про них сказать. Здесь всё ок.
Ревьюеры
Ребята проверяли наши проекты, указывали на ошибки, а если всё ок, то принимали проект. Тут как повезет, попадались ревьюеры, которые делились лайфхаками, фишками, рассказывали много интересного и полезного, а бывало, что попадались не очень порядочные ревьюеры, которые проверяли проект "сквозь пальцы", игнорировали явные ошибки в коде. Бывали случаи, когда одинаковый подход у двух одногруппников мог быть засчитан как правильный у одного ревьюера и ошибочный у другого. Но всех ревьюеров объединяет одно - никто не принимал проект с первого раза, и у нас в группе сложилось впечатление, что ревьюерам доплачивают за доработки.
Ситуация: ни одного замечания в проекте, но ревьюер возвращает проект на доработку со словами "может хочешь меня о чем-то спросить?"
В целом неплохо, но есть над чем работать.
Дополнительно
Хочу отметить некоторые дополнительные аспекты обучения, которые заслуживают внимания.
Во время обучения организовывались различные конкурсы с призами. К концу обучения нам подарили фирменные футболки, что было приятным жестом со стороны Яндекса.
Яндекс Практикум также предоставлял возможность пользоваться мобильным приложением. Однако, я использовал его только для проверки статуса проектов, так как изучать лекции и решать задачи через приложение было неудобно. Малый экран и недостаточная адаптация интерфейса для мобильных устройств существенно усложняли процесс обучения и если не ошибаюсь приложения для планшетов не было?.
Самое главное - это одногруппники. Мне повезло встретить на курсе единомышленников, с которыми мы поддерживали друг друга на протяжении всего обучения. Мы часто общались, делились опытом и помогали друг другу с заданиями. Даже после окончания обучения мы продолжаем поддерживать общение и обмениваться знаниями, что стало ценным результатом обучения.
Помощь в трудоустройстве
Это отдельный модуль в Яндексе, в котором участвуют по желанию. Ничего не могу сказать про него, так как не участвовал, но в общем чате несколько раз предлагали присоединиться к работе над проектом, который потом можно добавить к портфолио.
Также в Яндексе есть база знаний, в которой хранится множество тестовых собеседований и полезных ссылок. Во время поиска работы я часто обращался к этой базе знаний. Особенно полезными были тестовые собеседования, на которых опытные эйчары разбирали ошибки. За это лайк.
Итог
В конце 2023 года я закончил курс "Аналитик данных" от Яндекс Практикума. С нового года в течение двух месяцев искал работу и в конце февраля получил два оффера (даже пришлось выбирать).
Есть ли в этом заслуга команды сопровождения? Ни капли, только вымотали мне нервы, хотя очень хотелось получить от них поддержку, особенно от наставника. Помог ли мне материал на курсе получить работу? Да, помог, процентов на 30. Остальные 70% — это моя заслуга, мое время, посвященное учебе, тонны перечитанного материала (книги, статьи, форумы).
Этот курс дал мне скелет знаний, а я наращивал мышцы на этот скелет.
Поможет ли это обучение вам получить работу в аналитике? Курса недостаточно. Я знаю ребят, которые до сих пор не могут найти работу, потому что считают, что диплом Яндекс Практикума поможет получить оффер. К оплаченному обучению нужно добавить группу единомышленников, жажду знаний и ваше время.
Надеюсь, этот отзыв будет полезен людям, которые задаются вопросом "стоит ли оплачивать обучение в Яндекс Практикуме?" (Вам самим нужно ответить). Если остались вопросы, пишите, постараюсь на них ответить. Также будет здорово, если другие студенты Практикума оставят свой взгляд на обучение и команду сопровождения.
P.S. Яндекс, я жду награду за победу в квизе ? ?