Друзья, всем привет!

В этой статье хочу поделиться с вами своим опытом и наблюдениями по тайм-менеджменту: как всё успевать и не выгорать в огромных джунглях бесконечных задач, проектов и общения.

Наверное, стоит начать с того, что когда я работал по найму, проблем с организацией времени у меня не было. Мою работу организовывали проджект-менеджеры и тим-лиды. Моё дело было прийти и выполнять задачи из таск-менеджера. Какими славными были те времена!

Но я хотел большего и начал двигаться по своему пути. Перешел от найма к работе на себя, и сейчас у меня множество различных проектов и ответственностей:

  • Open source проект MoonShine, где помимо необходимости быть вовлечённым в разработку, нужно ещё и наставлять core-разработчиков, выстраивать организацию, общаться с комьюнити.

  • Проект CutCode, который состоит из нескольких больших частей, которые тоже нужно развивать и поддерживать: YouTube-канал, Telegram-чат, школа разработки CutCode.

  • Консультации, временные аутсорс-проекты — то, что меня кормит.

  • И, конечно же, статьи на Хабре, где я делюсь опытом с вами (написание статей, как оказалось, очень трудоёмкий процесс).

Во всех этих делах крутиться очень сложно, и я долго приспосабливался, изучая разные техники и применяя их на практике. Думаю, у каждого есть своя индивидуальная система организации работы, которая подходит только ему. Ну а в этой статье я расскажу об основных принципах моей системы тайм-менеджмента, которой я пользуюсь в настоящее время.

Статью я поделил на небольшие разделы, выделив основные правила. Чтобы читать (и потом применять на практике приемы) было интереснее, я буду рассказывать от лица Маугли (современного бесстрашного разработчика), который охотится (успешно выполняя задачи) в джунглях (рабочих проектах).

1. Не пытайся охотиться в разных местах джунглей одновременно, иначе будешь много времени тратить на перемещение

На самом деле большинство правил — это простые истины, которые не всегда доходят сразу. Первое правило, на мой взгляд, самое важное, и от этой привычки избавиться непросто.

Не делайте одновременно несколько задач! Когда у меня только начали нарастать обязанности по разным проектам, я в течение дня переключался от одной задачи к другой. Записывал ролик на YouTube, увидел issue на GitHub по MoonShine — и сходу побежал туда, потом созвон, потом подключился к обсуждению проблемы в чате. В итоге подобные переключения стоят дорого, а в конце дня я выжат как лимон и, помимо всего прочего, ложусь с мыслью, что работал много, а толком ничего не закончил. Ощущение, что топтался на месте! Тренировка марафонского забега между задачами прошла на ура, но дела так и не были завершены !

Проблема ясна! Моё решение было следующим: разделить дни недели на различные ответственности.

Таким образом, в понедельник я плавно вовлекаюсь в процесс и беру самые простые (но важные) обязанности, а именно: организацию задач на неделю для других разработчиков, общение в чатах, подготовку материала для записи роликов на YouTube. В общем, организационные моменты, которые на самом деле начали готовиться ещё в субботу, но об этом расскажу чуть позже.

Вторник я посвящаю записи материала для YouTube-канала, но это не значит, что весь день уйдёт на эту задачу. Если справлюсь раньше, а время и силы ещё останутся, возьму задачу из другого дня и с удовольствием займусь ею. Также, если что-то срочное в плане общения — гляну в свободное время, но только если есть энергия.

В среду занимаюсь open source, всем, что связано с MoonShine. В данный момент MoonShine у меня в приоритете, поэтому он находится в середине недели, когда я уже максимально разогрет и адаптирован для сложных задач. Среда сложная, но приносит мне больше удовлетворения.

Четверг я завершаю задачи, которые не успел в понедельник, вторник и среду. Утром у меня отдых с семьёй, мы завтракаем в приятном местечке. Можно сказать, четверг — это возможность перевести дух и расставить все точки над «i».

Пятница — творчество: я пишу статьи, посты, продумываю план, как двигаться и развиваться дальше, а также занимаюсь аутсорсом.

Казалось бы, суббота и воскресенье — тут всё просто: лежу, смотрю сериалы или гляжу в потолок. Но на самом деле нет. Я стараюсь подвести итоги недели, а также дополнительно уделить время организации и продумыванию задач. Уделяю этому не больше часа (как раз то, о чём я начал вам говорить в рассказе про понедельник). Всё остальное время на выходных я отдыхаю с семьёй.

Такой распорядок недели даёт огромный профит. Конечно, часто появляются незапланированные спринты, какие-то срочные проекты или ближайшие релизы, приходится план перестраивать (больше работать и меньше отдыхать). Когда ты знаешь что тебя ждет в определенный день недели, то ты лучше к нему адаптирован, знаешь когда надо быть более жестким, а когда можно немного расслабится. Это как в тренажерном зале - день тренировки ног, спины и груди.

2. Пережевывай свою добычу медленно — так лучше для пищеварения

Одна из моих ошибок молодости — это стремление решать задачи как можно быстрее (наверное, чтобы потом побольше поотдыхать). Пытаюсь завершить дело побыстрее, чтобы перейти к следующей проблеме, ведь их так много скопилось в очереди!

В результате мы часто возвращаемся к уже, казалось бы, выполненным задачам, потому что быстрое решение обычно подразумевает недостаточную проверку, а значит, возможны проблемы в дальнейшем. Хорошо, если их можно переложить на кого-то другого, но если незавершённая задача возвращается к вам, это — грабли из первого пункта. Приходится снова переключаться, адаптироваться к задаче, вникать в детали, тратить энергию и время.

Поэтому помни о правиле — семь раз отмерь и один раз отрежь, а также всё проверяй и не спеши. Только потом двигайся дальше к следующей жертве в джунглях тайм-менеджмента. Получается, немного больше тратишь времени на задачу и учесть все детали, чтобы потом уже не возвращаться к ней.

Спеши не торопясь!

3. В джунглях жарко, поэтому не забывай отдыхать в тени

Хоть это и третий пункт, но он самый сложный. Нужно научиться прислушиваться к себе и понимать, когда ты исчерпал свои силы и пора взять паузу — на несколько дней, а может, даже на неделю.

Сложность в том, что мозг часто говорит тебе: «Хватит работать!». Он шепчет с утра: «Поваляйся ещё часок, отложи на завтра, как ты устал!». Это обман, который наш организм использует с давних времён: выживай, копи силы, вдруг завтра нападут хищники!

Однако когда ты понимаешь, что твой мозг может обманывать, это немного похоже на сказку о мальчике с волком. Мы действительно устали, но продолжаем работать. В итоге мозг не знает, как остановить нас, и сыплет на нас проблемы — иммунитет падает, и мы ловим грипп или простуду, валяясь неделю без дела. Это форс-мажор, который в дальнейшем приводит к пунктам 1 и 2: нам снова нужно бегать по джунглям, не успевая пережевать свою добычу до конца! Тут уже, друзья, исключительно опыт — научиться слушать себя, уметь отличать лень от недостатка энергии, периодически переключаться на спорт, общение с друзьями и семьёй. Это важный аспект крепкого здоровья и продуктивности.

4. Чтобы быть хорошим охотником в джунглях, нужно хорошо спать

В этом пункте я не буду говорить вам, во сколько ложиться и вставать. Я хочу обратиться к проблеме активности мозга ночью, когда вы продолжаете решать задачи до утра, а спите ли вы, это уже вопрос. Часто оказывается, что вы стараетесь запомнить важные решения.

Как решить эту проблему? Во-первых, за три часа до сна никакой активности — готовьтесь к отдыху. Держите под рукой блокнот или приложение для заметок (например, Obsidian или Notion), записывайте идеи или решения. Не пытайтесь переваривать их в голове и постараться запомнить, чтобы утром вернутся к ним — просто запишите, не задумываясь. Главное, чтобы утром вы могли вспомнить, о чём шла речь. Таким образом, к моменту сна у вас будет чистый ум.

Пословица «утро вечера мудренее» — рабочая! Спите, хороший отдых приносит мудрость — многие сложности, которые казались неразрешимыми вчера, могут легко найти решение утром.

5. Маугли — главный в джунглях

Человек главный в джунглях не потому, что он сильнее льва, а потому что у него есть необходимые инструменты (а еще он ими пользуется). Давайте поговорим о них: инструментах, которые помогают в тайм-менеджменте.

Есть разные инструменты и техники, которые помогают выстроить и поддерживать систему тайм-менеджмента: записки в блокноте, заметки Google/iPhone, Outlook, Trello, Evernote, Asana, Obsidian, Notion и т.д. Наверняка вы эти инструменты знаете и пользовались. Я тоже пользовался несколькими инструментами, причем одновременно. Заметки на ходу в стандартных Notes на iPhone (потом заметки переехали в Obsidian), задачи личные в Trello или TickTick, задачи по работе в JetBrains Space, написание текстов для блога в Obsidian, что-то записывал в календарь, чтобы получить потом уведомления. У каждого инструмента есть свои фишки и преимущества. Но со временем вся эта куча инструментов начала меня напрягать — бывало, что я тратил много времени, чтобы найти, где я сделал заметку/задачу. И сейчас я работаю над построением системы на основе двух приложений — Notion и Obsidian. Пока процесс настройки еще не завершен, но хотел сделать важный вывод в этой главе.

Вокруг нас огромное количество информации, и все запомнить и усвоить нереально, поэтому использовать электронного помощника жизненно необходимо. Неважно, какими способами вы будете это делать, но обязательно нужно фиксировать:

  • свои мысли и краткий конспект по обучающему контенту — книгам и курсам. Плохой карандаш лучше, чем острая память.

  • все поступающие идеи, ссылки на материалы и задачи с последующей их обработкой и сортировкой. Избавляемся от проблемы с потерянными идеями.

6. Разберись с обезьянами, они могут вспугнуть добычу

Дополнительное правило, которое поможет при охоте. Вокруг нас много отвлекающих от работы факторов, которые мешают сконцентрироваться на конкретной задаче. Самое коварное и злодейское для меня — это Telegram. У меня много контактов, с которыми я ежедневно веду переписку. И уведомления о новых сообщениях в Telegram валятся постоянно:

  • Отвлекся на уведомление, прочитал, подумал над ответом, написал. Минус несколько секунд/минут.

  • Вернулся к задаче, вспомнил, на чем остановился.

  • Опять уведомление.

Набираемся смелости и отключаем уведомления на время. В телефоне у меня настроен режим, в котором уведомления будут только на важные входящие звонки, (он активируется на 30 минут)+ отключаю уведомления на ноуте.

Тем самым я создаю себе надежный заслон от отвлекающих факторов. Крутая штука, немного модифицированная версия приема Pomodoro.

Пора на охоту

Тайм-менеджмент - важный фактор, определяющий успешность и продуктивность в современном мире, особенно для работающих в условиях многозадачности. Как показал мой опыт, организация времени требует дисциплины и умения адаптироваться к изменяющимся условиям. Простые, на первый взгляд, правила, могут существенно повысить вашу эффективность и снизить риск выгорания. Надеюсь, мои советы помогут вам лучше справляться с повседневными задачами и находить баланс между работой и личной жизнью. Помните, что ваше время - самый ценный ресурс, и только вам решать, как его распределять.

Наверняка некоторые приёмы вы тоже знаете и применяете. Если есть есть приёмы которые применяете вы - расскажите о них в комментариях.

Комментарии (33)


  1. fed_medved007
    15.08.2024 03:36
    +1

    Читаешь и вроде всё же понятно, правила эти знаешь, но почему то никак их сам не используешь:)
    НО сижу и задумался про записи мыслей и в целом заметок, попробовать внедрить эту привычку. Notion скачивал и вообще не понимаю (особенно когда инглиш никакой), поэтому читаю какой бы сервис или приложение выбрать.
    За статью спасибо, с утра самое то!


    1. askv
      15.08.2024 03:36
      +6

      Начинать надо не с сервиса, а с методики. А потом уже под методику подбирать сервис (или их комбинацию). Техническое решение никогда не может подменить организационное. После всех проб и ошибок мне наиболее адекватной показалась методика GTD (книга Дэвида Аллена Как привести дела в порядок). Необязательно её прям реализовывать буквально на все 100%, но много здравых идей оттуда можно почерпнуть. Я её частично реализовал в комбинации Excel+Telegram (у меня не слишком сложный набор целей-задач, пока хватает).


      1. Cutcode Автор
        15.08.2024 03:36
        +1

        GTD отличная тема, сам на ней остановился. Как появится время - оформлю материал с моей реализацией


        1. askv
          15.08.2024 03:36
          +1

          Ещё можно обратить внимание на книгу Мари Кондо Магическая уборка. Она бесценна с точки зрения наведения порядка в доме, но её ценность не только в физическом благополучии. Те принципы, которые она применяет для организации физического размещения предметов и обращение с ними, можно переносить и на организацию дел.

          Как мне кажется, GTD представляет собой почти идеальный мужской взгляд на проблему, Магическая уборка — почти идеальный женский взгляд на то же самое.

          Чтобы выработать для себя индивидуальную методику организации дел, на мой взгляд, лучше всего творчески сочетать принципы из обеих книг, тогда применение самой методики не будет вызывать никакого стресса и напряжения, поскольку это уже индпошив, а не фабричная модель.

          Это очень важно, чтобы не срываться и не бросать систему, которая поддерживает.

          В Магической уборке, мне кажется, не совсем корректно слово "уборка" вынесено в заголовок. Я разделяю два процесса: уборка и наведение порядка. Книга больше посвящена наведению порядка, нежели уборке (или даже под словом уборка понимается наведение порядка).

          В моём понимании уборка относится только к тем вещам, которые накапливаются без моего участия: пыль, грязь, стирка грязной одежды, и т.п. Уборкой приходится заниматься регулярно, так как накопление загрязнения происходит помимо моей воли.

          Что касается наведения порядка, то это обычно единоразовая процедура, т.к. если я определил, где у меня что лежит, и эта система оптимальна, то значительно выгоднее её поддерживать постоянно, и не создавать ситуации, когда потребуется новое наведение порядка. Конечно, со временем порядок может осознанно изменяться для адаптации к изменившимся условиям.

          То есть, постоянное поддержание порядка — это то, что зависит от меня лично, в отличие от накопления загрязнения. И нарушение порядка может произойти только вследствие моих собственных действий.

          Нарушение порядка может происходить вследствие действий других людей или стихийных бедствий (в широком смысле). В первом случае наведение порядка может стать сродни уборке. Если такое происходит, то стоит разграничивать сферы ответственности (как по физическому пространству, так и по видам вещей). Во втором случае сложившаяся система очень сильно помогает быстро вернуть нарушенный порядок и преодолеть последствия внешнего вмешательства.

          На организацию дел можно переносить те же принципы.


          1. Cutcode Автор
            15.08.2024 03:36
            +1

            спасибо за подробный комментарий!


      1. WASD1
        15.08.2024 03:36

        Можете объяснить типовые use-case - зачем вообще вести личную "базу знаний" (разумеется какой-то ежедневник "не забыть сделать Х" - вести надо)?

        Пробовал вести - понял, что это для меня лично бесполезно (хотя и и лекции-то в универе не писал). И с тех пор действительно не понимаю зачем людям "личная база знаний".

        - Идеи - надо понимать (а когда вернёшься к этой же идее через год - предположим эта идея не частая - ты подойдёшь к ней с бОльшим кругозором и запасом знаний, прошлогодние "тактические соображения" скорее всего окажутся нерелевантными);
        - Справочную информацию - надо искать в справочниках.
        - Конкретный рецепт "как сделать Х при помощи 3 технологий" - надо хранить в доке проекта.


        1. askv
          15.08.2024 03:36

          Почему Вы именно меня спрашиваете про какую-то "базу знаний", хотя такого словосочетания не было ни в моём комментарии, ни в комментарии, на который я отвечал, ни даже в статье?


        1. Arastas
          15.08.2024 03:36

          Например, для конспектирования прочитанных книг и статей.