Привет, коллеги!
Решил организовать небольшую рубрику с новостями по проекту Boson PHP. Вкратце о проекте, для тех, кто не в курсе.
Boson PHP — это платформа для создания кроссплатформенных настольных приложений, которая позволяет использовать веб-технологии (PHP, JavaScript, HTML, CSS) для создания native-приложений. Она сочетает в себе интерпретатор PHP и движок WebView, что позволяет собирать приложения в единый исполняемый файл для Windows, Linux и macOS. Для PHP-разработчиков, желающих выйти за рамки веба и создавать кроссплатформенные приложения с использованием знакомого стека технологий. Его ключевые преимущества — легкость, производительность и простота.
Хедлайнер проекта Кирилл Несмеянов, ну а коллектив разработчиков: Алексей Гагарин, Дмитрий Дерепко и я (Данил Щуцкий) помогаем ему.
20 августа состоялся второй стрим по Boson PHP. Расскажу вкратце, что там было интересного. За 4 месяца с момента предыдущего прямого эфира в проекте произошло много изменений:
Запуск нового лендинга bosonphp.com
Последний месяц команда работала над новым лендингом, который зарелизили в прямом эфире. Весь лендинг создан с использованием веб-компонентов (основа Boson). Верстая лендинг чуть не надорвался @krvvko, спасибо ему за работу!
Новая документация
Переход с JetBrains WriterSite на собственное решение — предыдущая система была не очень удобна для версионирования и переводов. Делали лендинг, решили заодно создать и движок документации
Версионирование документации — доступны версии 15, 16, 17 и master с возможностью переключения
-
Четкое разделение по разделам:
Application — общие вопросы приложения
Windows — управление окнами
WebView — веб-интерфейс и компоненты
Deployment — компиляция и сборка
Демонстрация веб-компонентов
Значительная часть стрима была посвящена детальной демонстрации веб-компонентов — главной особенности Boson, которые используют нативные возможности браузеров вместо виртуального DOM. Давайте разберемся на примерах, как это работает.
Создаем свой первый компонент
Все просто — регистрируем компонент и используем. Главное правило: в названии тега должен быть дефис!
class MyAwesomeButton {}
$app = new Boson\Application();
// Tag component name
$tag = 'my-button';
// Component class name
$component = MyAwesomeButton::class;
$app->webview->components->add('my-button', MyAwesomeButton::class);
$app->webview->html = '<my-button>Нажми меня!</my-button>';
Делаем шаблоны
Обычный HTML-шаблон
Хотите кастомный внешний вид? Легко!
class MyAwesomeButton implements HasTemplateInterface
{
public function render(): string
{
return <<<HTML
<button class="fancy-btn">? Крутая кнопка! ?</button>
HTML;
}
}
Shadow DOM — для продвинутых
Shadow DOM изолирует ваши стили и добавляет поддержку слотов:
class MyCard implements HasShadowDomInterface
{
public function render(): string
{
return <<<HTML
<div class="card">
<h3>Заголовок карточки</h3>
<slot></slot> <!-- Сюда попадет содержимое -->
</div>
HTML;
}
}
Следим за жизненным циклом
Хотите знать, когда ваш компонент появился или исчез со страницы?
class MyComponent implements HasLifecycleCallbacksInterface
{
public function onConnect(): void
{
echo "Привет! Я появился на странице! ?";
}
public function onDisconnect(): void
{
echo "Пока! Меня удалили ?";
}
}
Добавляем интерактивность
Свойства — данные из JavaScript
Отслеживаем, когда JS меняет свойства компонента:
class Counter implements HasPropertiesInterface
{
public function onPropertyChanged(string $property, mixed $value): void
{
if ($property === 'count') {
echo "Счетчик изменился! Новое значение: $value";
}
}
public static function getPropertyNames(): array
{
return ['count']; // Следим за свойством count
}
}
// В JavaScript
let counter = document.createElement('my-counter');
counter.count = 42; // PHP получит уведомление!
Методы — вызываем PHP из JavaScript
Самое интересное! Можно вызывать PHP-методы прямо из браузера:
class Calculator implements HasMethodsInterface
{
public function onMethodCalled(string $method, array $args = []): mixed
{
switch ($method) {
case 'add':
return $args[0] + $args[1];
case 'greet':
return "Привет из PHP! ?";
default:
throw new \BadMethodCallException("Метод $method не найден");
}
}
public static function getMethodNames(): array
{
return ['add', 'greet'];
}
}
<!-- В HTML -->
<my-calculator onclick="this.greet()">Калькулятор</my-calculator>
// Или асинхронно из JS
const calc = document.createElement('my-calculator');
let result = await calc.add(5, 3); // Вернет 8!
Атрибуты — реагируем на изменения HTML
Следим за изменениями атрибутов в реальном времени:
class StatusBadge implements HasAttributesInterface
{
public function onAttributeChanged(string $attribute, ?string $value, ?string $previous): void
{
if ($attribute === 'status') {
if ($value === null) {
echo "Статус удален!";
} elseif ($previous === null) {
echo "Добавлен статус: $value";
} else {
echo "Статус изменен с '$previous' на '$value'";
}
}
}
public static function getAttributeNames(): array
{
return ['status', 'priority'];
}
}
События — обрабатываем клики и прочее
Ловим события браузера в PHP:
class InteractiveWidget implements HasEventListenersInterface
{
public function onEventFired(string $event, array $args = []): void
{
if ($event === 'click') {
$x = $args['x'];
$y = $args['y'];
echo "Кликнули по координатам: $x, $y";
}
}
public static function getEventListeners(): array
{
return [
'click' => [
'x' => 'clientX', // Переименовываем clientX в x
'y' => 'clientY', // Переименовываем clientY в y
],
];
}
}
Реактивный контекст — управляем компонентом
Это ваш главный инструмент для программного управления компонентом:
use Boson\WebView\Api\WebComponents\ReactiveContext;
class SmartComponent implements HasMethodsInterface
{
public function __construct(private ReactiveContext $ctx) {}
public function refresh(): void
{
// Проверяем атрибуты
if (! $this->ctx->attributes->has('loaded')) {
$this->ctx->attributes->set('loaded', 'true');
}
// Меняем содержимое
if ($this->ctx->content->html === '') {
$this->ctx->content->html = '<p>Контент загружен! ✅</p>';
}
}
public function onMethodCalled(string $method, array $args = []): mixed
{
if ($method === 'refresh') {
$this->refresh();
return 'Обновлено!';
}
return '';
}
public static function getMethodNames(): array
{
return ['refresh'];
}
}
В документации можно изучить подробнее.
И помните: с Boson Web Components вы получаете всю мощь серверного PHP прямо в браузерных компонентах!
Демонстрация реального приложения: HappyWife HappyLife
Алексей Гагарин на стриме продемонстрировал своё приложение — систему с LLM-агентами для "спасения жизни мужиков", как он это назвал.
Изначальная архитектура: “обычное Spiral-приложение” на Roadrunner и FPM со стандартным веб-интерфейсом. Для создания приложения на Boson PHP потребовалось добавить только один файл — Boson bootloader из spiral-bridge пакета. Никаких изменений в коде — приложение заработало сразу.
В ходе тестирования приложения поняли, что для полного счастья не хватает:
WebSockets/Server-Sent Events — для real-time взаимодействия
Унифицированное API — одинаковый интерфейс для PHPS, Roadrunner и Boson
Стримовые ответы — для потокового вывода токенов от LLM
Технические детали архитектуры
Реактивность под капотом: как это работает изнутри
Кирилл подробно объяснил архитектуру системы и её особенности:
Единый процесс - PHP и WebView работают в одном процессе, общение между ними через shared memory без дополнительных накладных расходов.
API интеграция. Используется WebKit API и Blink API верхнего уровня. Вызовы проходят напрямую (в обход промежуточных слоев), а события DOM передаются напрямую в PHP-коллбеки.
Производительность. Позволяет выполнять ~100 тысяч операций в секунду, но есть узкое место — JSON encode/decode для сложных объектов
Операционные системы
Windows. Самая любимая у Boson PHP по состоянию на сегодняшний день:
Использует Edge WebView2 — самый стабильный движок
Сборка работает "из коробки" без дополнительных настроек
Есть проблема — готовый .exe имеет логотип PHP и метаданные от оригинального интерпретатора! Но есть план как победить это - требует патчинг COFF-файлов для замены иконки и версионной информации.
Linux. Работает, но с нюансами.
Проблемы с системами безопасности (AppArmor)
Не все дистрибутивы одинаково поддерживают WebKitGTK. Продумываются обходные пути: запуск в контейнере или отключение ограничений
macOS. Замыкает тройку лидеров.
Safari "не лучший браузер во вселенной" для таких задач
Полная поломка с Revolt — event loop не работает в принципе "На macOS даже простые вещи не работают. Revolt нарушает традиционные ценности macOS, его любовь к простоте и удобству" Отставание этой платфомы объясняется отсутствием у Кирилла устройства Mac для разработки (уже пофикшено и Кирилл купил себе для работы по Boson PHP).
Расширенная интеграция с PHP фреймворками
Уже реализованы:
Laravel: полноценный service provider
Symfony: готовый bundle
Spiral: встроенная интеграция
PSR-совместимые: через HTTP-мост
Размер и производительность: конкретные цифры
Сравнили Boson PHP и Native PHP. Как вы догадались Boson в руках своего автора не оставил шансов конкуренту - в разы легче и быстрее, как и написано на лендинге. Но всё равно есть куда стремиться и уже намечены еще варианты по дальнейшей оптимизации.
Ссылка на стрим:
Будущее проекта: планы и ожидания
Архитектурные улучшения
Система плагинов — вынос Network API, Battery API в отдельные расширения
Избежание конфликтов — не использовать существующие DI-контейнеры
Модульность — возможность включать в сборку только нужные компоненты
Ожидание релиза Saucer v7, обновления библиотеки для отображения WebView внутри нативных приложений. В нём ожидается:
Решение проблем с памятью — исправление багов PHP FFI с указателями
Нативные хендлы — прямой доступ к платформенным API
Новые возможности — камера, геолокация, нотификации через OS API
Boson PHP развивается! Приглашаю участвовать в разработке и тестировании. Присоединяйтесь!
Telegram-чат: https://t.me/boson_php
Discord: https://discord.gg/vCg52Jdwvc
GitHub: https://github.com/boson-php
Официальный сайт: https://bosonphp.com
Документация: https://bosonphp.com/doc/0.17/introduction
Комментарии (18)

Mr_Cheater
07.09.2025 13:13Я тоже не совсем понял. Так-то звучит интересно, но не очередной ли это Electron, только с поддержкой php?

Hakhagmon
07.09.2025 13:13это скорее "смотрите мы тоже можем laravel приложение скомпилировать".
когда-то был jphp -> пишешь на php на выходе приложение на java.сейчас их главная проблема, что размер приложение 500мб+

Vadiok
07.09.2025 13:13Интересно узнать, сколько примерно занимает HelloWorld на нем на разных OS?

SerafimArts
07.09.2025 13:13Ну на Windows от 7-8 мегабайт. А дальше зависит от количества расширений, вплоть до 20+ и больше.

Vadiok
07.09.2025 13:13Спасибо. В целом очень неплохо, принимая во внимание, сколько бы занимало было на Electron.

starfair
07.09.2025 13:13Интересное решение! Я правильно полагаю, лицензия MIT? У меня пара вопросов, так как весьма любопытное решение, вполне может как раз, то что мне нужно будет для своего проекта:
1. Есть ли у вас в планах некоего репозитория с готовыми примерами?
2. Документация и сайт останется только на английском? Не то чтобы сильно напрягало, но читать проще все таки на родном.

Dm4k
07.09.2025 13:13А есть ли в планах заопенсорсить движок документации?

SerafimArts
07.09.2025 13:13Он и так на гитхабе в открытом виде https://github.com/boson-php/bosonphp.com

WebMonet
07.09.2025 13:13Как реагируют антивирусы? Помню, что это была одна из проблем всех подобных решений.

SerafimArts
07.09.2025 13:13Так же как на любой php бинарь.

SerafimArts
07.09.2025 13:13P.S. *Имеется ввиду
php.exeилиphp(Linux, macOS, BSD), т.к. процесс компиляции под десктоп - конкатенация рантайма с phar (php энтрипоинт просто использует суффикс своего исполняемого файла в качестве исходников на выполнение VM).
dyadyaSerezha
Не очень понял, какие это приложения? Сначала говорится о стандартных (самостоятельных) exe-файлах, а потом неоднократно упоминается некий браузер. Так для работы нужен браузер или как?
Есть сравнения с аналогами на других языках? С++/Qt, C#/WPF/... , Java/JavaFx/... , JavaScript/"что-то, на чем написан UI для Visual Studio Code"?
SerafimArts
WebView - часть ядра любой современной ОС. Так что браузер не нужен.
А перечисленные ниже технологии - это не аналоги. Из похожего только Tauri на Rust и с некоторой натяжкой Electron на JS. Возможно ещё есть что-то, например Saucer под C/C++, но они не столь популярные
dyadyaSerezha
Тогда что за браузер имеется ввиду, например, тут:
Почему не аналоги? Есть цель - создать десктопное приложение, желательно, сразу на нескольких платформах. Или что тут не так?
opusmode
WebView, по сути, это и есть браузер. Точнее его часть, сам рендеринг на основе системного. Вот пример на мобильном - вы нажали ссылочку в мессенджере, а она тут же открылась. Но открылся не полноценный браузер, со всем, а только web view
Не аналоги они потому, что Electron это всё же JS, т.е. клиентская часть и бекенд в одном, плюс свой браузер, а PHP это всё же логика, т.е. бекенд. А фронтом там опять же будет JS. Таури это тот же JS\TS , а на Rust там по сути cli и bundler.
Т.е. там приложением будет являтся бинарник с JS рантаймом, который либо тащит браузер, либо пользует web view,
А тут GUI вообще не предусмотрен. Тут предусмотрено стандортное клиент-серверное взаимодействие, просто с возможностью быстро это дело связать с рантаймом и запихнуть в бинарный пакет
dyadyaSerezha
Нет, это очень умный и много чего умеющий, но модуль или контрол (UI-control). Вы же не философам пишете. Тщательнее.
Как так? Сколько же противоречий. Любое десктопное приложение, это GUI или консоль. Про консоль речи нет, значит, остается GUI. Ваш пользователь будет видеть что-то на экране, кроме простой консоли? Будет. Значит, это GUI-приложение.
Как устроено приложение внутри, дело двадцатое. Важно, что пользователь получает автономное приложение на компе. Поэтому все приведенных мной примеры, это полные аналоги. - они решают абсолютно ту же задачу - создать автономное GUI-приложение на компе. Блин, сколько же тени на плетень вы навели на ровном месте.)
opusmode
Какой-то нелепый от вас загон. Вы выше не знаете, что есть WebView, а тут уже меня поучаете. Вообще-то WebView вполне себе называется Embed Browser . Просто потому, что в современных ОС это и есть урезанная версия системного браузера, которая должна вызвать рендеринг
Тут нет противоречий вообще. Вам прямым текстом на странице документации пишется
Bosonisn’t a GUI framework.We’re not here to dictate how your app should look or feel. Use whatever front-end stack fits your workflow best — React, Angular, Vue, Svelte, jQuery, or just classic HTML and CSS. Prefer Bootstrap, Bulma or Tailwind? Go for it. Your UI, your ruleЭто значит, что Electron это полноценный фреймворк, который обеспечивает и отрисовку и взаимодействие с ОС в рамках себя. Тут же только прослойка взаимодействия, а UI фреймворк вы можете выбирать какой угодно.
Вообще-то как устоено приложение внутри, это не двадцатое дело, а первое. И нет, это не аналоги. Я описал почему. Аналогами являются tauri и electron, пусть и с разными подходами.
Я ничего не наводил, я очень чётко и ясно вам описал разницу, но моё описание было отфильтровано уровнем вашего понимания технологий, вот и всё.
dyadyaSerezha
Браузер, это самостоятельное, десктопное в данном случае, приложение. Определение у него такое. Следовательно, WebView, это не браузер.
Далее, если статья вызывает кучу вопросов и для их разрешения надо идти и читать документацию на то, что и описывается в статье, то это говорит об уровне понимания автора, а не читающих. (зря вы про уровень понимания начали, нехорошо).
Далее, например питоновский Dash тоже использует чужой React.js для фронта/GUI, но он перехватывает все вызовы и вообще скрывает наличие этого фреймворка от программиста, и весь UI определяется кодом на Питоне, поэтому из того, что Boson что-то там использует (не читая его документации) ещё ничего не следует.