«Ребята, сегодня мы будем проходить выворачивание канта наизнанку.
- Марья Ивановна, но что же это получается: нравственный закон над головой и звёздное небо внутри меня?»

Шалом, любители мятных пряников. Некоторое время назад в чате авторов КэтСая случился небольшой диспут, в ходе которого ваш покорный слуга защищал позицию свободы слова в нашем паблике, ограниченную только УК, ГК и КоАП РФ. О чем же был сыр-бор?
Если вкратце, то среди авторов случился раскол: можно ли публиковать «маргинальные» или конспирологические мнения? Конкретным яблоком раздора послужил вопрос допустимости и безопасности существующей практики широкого использования антибиотиков в промышленном сельском хозяйстве. Что лучше - рисковать, что в сельском хозяйстве возникнет очередная супербактерия, устойчивая к большей части существующих антибиотиков, или что коварная бацилла пройдет мимо санинспектора и непрожаренная колбаска убьет случайного потребителя?
Однако достаточно быстро спор перешёл в область этики СМИ, которым в какой-то степени является и КэтСай. Насколько этично давать трибуну сторонникам неортодоксальных, или просто идущих вразрез с официальной позиций профильных ведомств, воззрений?
Моя позиция во многом перекликается с концепцией методологического анархизма уважаемого Пола Фейерабенда. Не должно существовать института цензуры или даже самоцензуры науки! Даже лучшие умы человечества не знают, как будет развиваться наука и что будет открыто завтра.

Когда 16-летний Макс Планк, студент Мюнхенского университета, пришел за советом к профессору Филиппу фон Жолли, тот попытался отговорить его от занятий теоретической физикой. «В этой области уже все открыто, – заявил Жолли талантливому ученику. – Остается заполнить лишь несколько лакун».
Если сами учёные не знают, где искать открытий, то очевидно, что политики точно так же не должны иметь права указывать, какие направления в науке должны получать поддержку в первую очередь, а какие должны быть оставлены.
«Формальная генетика — менделизм-морганизм — не только тормозит развитие теории, но и мешает такому важному делу для колхозно-совхозной практики, как улучшение сортов растений и пород животных» - Т. Лысенко, 1939 г.
1. С чем я спорю
Остракизм в среде научпоперов - занятие популярное и веселое. Однако мне лично ближе средневековый диспут, а не партсобрание. В области этики никто ещё, насколько мне известно, не переплюнул категорического императива Иммануила Канта: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом». Здесь «максима воли» - это общий принцип, жизненная стратегия индивида, управляющая его личными действиями; то есть - то, как человек поступает с другими, а не то, чем он оправдывает свои действия. Афоризм «око за око оставит весь мир слепым» хорошо иллюстрирует понятие максимы.
Чтобы разобраться в том, какова максима человека, который желает запретить другому высказать «маргинальное» мнение, следует разобраться в том, почему такие мнения нельзя высказывать и почему он считает маргинальное мнение таковым. Методом исследования я выбрал диалог с воображаемым оппонентом, и приложил все усилия к тому, чтобы провести его честно за обе стороны, не сводя оппонента к «пугалу» из списка логических ошибок.

1.1. Почему плохо публиковать маргинальное мнение
Вопрос: почему мнение Х нельзя высказывать в СМИ?
Ответ: поскольку оно маргинально.
Вопрос: почему маргинальное мнение нельзя высказывать в СМИ?
Ответ: потому что его бездумное принятие может нести вред аудитории
Вопрос: почему маргинальное мнение может быть принято бездумно?
Ответ: потому что аргументы в его защиту могут выглядеть убедительно для необразованной аудитории.
Вопрос: нельзя ли помешать необразованной аудитории очароваться маргинальной теорией?
Ответ: нет, потому что они не будут слушать разумных контраргументов, если им понравится позиция автора
Зафиксируем: проблема не в самой маргинальной позиции как таковой, дискуссия на такие темы допустима перед достаточно образованной аудиторией. Проблема в том, что некоторые люди, по мнению моего оппонента, «сами обманываться рады». Таковых следует защитить от интеллектуальных искушений, ограничив спектр допустимых для публикации мнений такими, которые проходят ценз научного сообщества.
1.2. Что значит - маргинальный?
Теперь разберем вторую сторону вопроса: само определение маргинальности.
Вопрос: почему мнение Х - маргинально?
Ответ: Мнение Х маргинально, потому что оно противоречит хорошо доказанным наукой фактам
Вопрос: какие факты считаются хорошо доказанными?
Ответ: те, которые лежат в основе главных научных теорий нашего времени и принимаются без возражений известными учёными и государственными институтами
Вопрос: то есть, маргинальное мнение - такое, которое противоречит основным теориям и актам государственной власти?
Ответ: Да, такое мнение может поставить под угрозу как самого индивида, так и окружающих его.
Вопрос: всегда ли такое мнение ставит индивида и окружающих под угрозу?
Ответ: нет, потому что иногда оно не приводит к действиям, а иногда и институты власти и науки могут заблуждаться.
Итак, маргинальной теорию делает курс, пролегающий вразрез с мейнстримом. Многие течения существуют, в принципе, исключительно на присущем людям духе противоречия и стремлении противопоставления «их» и «нас». Люди, обиженные на мейнстримные научные и общественные институты, объединяются под флагом контр-научной идеи.
2. Возражение
Итак, я считаю установленными 3 главных аргумента в защиту противоположной позиции:
Приверженцы маргинальных теорий могут представлять угрозу для себя и для общества.
Приверженцы маргинальных теорий не руководствуются разумом, и их нельзя переубедить.
Разрешая публиковать маргинальные теории на общественной площадке, мы способствуем обращению новых неустойчивых людей к маргинальным демагогам.
2.0. Блеск и нищета научпопа
Под всеми этими тезисами можно разглядеть ещё одну, важную для понимания сути спора, посылку. Популяризатор науки не имеет права рассуждать о науке, лишь воспроизводить. То есть, подразумевается некая трехъярусная иерархия умов (к этой идее мы ещё вернёмся ниже): учёные, способные производить выводы и возвещать истину, популяризаторы, способные отличить маргинальные теории от мейнстримных, и обыватели, которые могут лишь пассивно воспринимать информацию, будучи не в силах разобраться в ней по сути. Популяризатор оказывается пограничным персонажем: он лишен некого благословения научных институтов, и потому не должен слишком сильно думать, но при этом достаточно умен, чтобы транслировать мудрость учёных в массы.
В такой схеме нет места частному любопытству, любительской науке, наглости самоучек: наука - это то, что опубликовано в престижном научном журнале, а все остальное - игривые думки. На всяком шагу человека подстерегает демон лженауки и мифологии, и только суровая дисциплина, отказ в доверии собственному интеллекту, может защитить его от заблуждения.
Я прошу прощения за гротескность нарисованной картины, но именно такое впечатление вызывает у меня чинопочитание, с которым я иногда встречаюсь. Кстати, оно присуще не только научпоперам и учёным - наличие таких контор как РАЕН показывает, что и маргиналы науки точно так же верят в значимость степеней и корочек!
Любая степень значит не больше, чем реальная работа ее обладателя. Любой человек может заниматься наукой, не принадлежа к клубу академических учёных. Научные коммуникации - такая же неотъемлемая часть института науки, как и экспериментальная деятельность, а потому в дальнейшем я не буду пытаться разделять требования к популяризаторам от требований к учёным.
2.1. В защиту простецов (от вашей излишней опеки)
В истории существуют пример (как минимум один) научного сообщества, самостоятельно наложивших на себя ограничения во исполнение доктрины Ибн Рушда. Я говорю сейчас об алхимиках и алхимических текстах. Научная значимость алхимии в последние десятилетия подвергается серьезной переоценке: становится все более популярным мнение, согласно которому алхимия была настоящей наукой, предшественницей химии. Алхимики следовали своеобразному научному методу, занимались научной коммуникацией - и были искренне убеждены в опасности публикуемых ими знаний для простых людей. Именно поэтому в алхимических манускриптах детали процедур, названия химических веществ и прочие важные сведения шифровались при помощи специального тайного языка.
Следует спросить себя: помогло ли это алхимикам как сообществу и окружающему их народу? Спасла ли скрытность «настоящих» алхимиков людей, обманутых полными шарлатанами? Нет, потому что обманутым не была важна научная строгость и авторитет источника: им были нужны надежда и поддержка, и только жулики могли их им дать. Алхимики защитили свое искусство, но тем самым только дали простор для совершенно диких интерпретаций своих теорий всякому желающему, точно так же как государство, прячущее документы под грифом «совершенно секретно», тем самым даёт каждому конспирологу возможность придумать их содержание с нуля.

2.2. Почему полезно спорить
Но - возражает мой оппонент - с маргиналами спорить бессмысленно! Они не слушают научных аргументов! Почувствовав свою слабость в споре, конспиролог или маргинал просто заявит, что оппоненты - куплены, доказательства - подделаны, свидетели - запуганы. Так что нет никакого смысла пытаться переубедить сторонника маргинальной теории, они как опухоль - если возникли, то тут только резать.
Во-первых, отвечу я, в человеческой природе прикипать к своему мнению. Никто не любит оказываться неправым. Но если вы думаете, что для плоскоземельщика важен факт формы Земли, и этот факт он защищает в споре, вы глубоко ошибаетесь. И именно эта ошибка и не даёт вам его переубедить. Попробуйте слушать своего оппонента внимательно. Возможно, ему потребуется помощь просто для того, чтобы признать те причины и сомнения, которые толкнули его к принятию «маргинальных» идей. Обсудите именно их! Для людей, которые верят в химтрейлы, например, сам факт наличия или отсутствия в инверсионных следах химикатов может быть куда менее важен, чем ощущение, что правительство не заслуживает доверия и не действует в интересах граждан, что наука выходит из-под общественного контроля и амбиции узкой клики лиц может поставить под угрозу жизнь и здоровье целых городов и стран. И это уже ничуть не маргинальное мнение - для многих людей, таких как жертвы безответственности компаний DuPoint (тефлон), Monsanto (агент Оранж), Chemie Grünenthal (талиомид), сделавших инвалидами десятки миллионов человек, зачастую на государственные деньги, это горькая реальность. И это обсуждать не просто можно - нужно.
Во-вторых, если даже действительно на уютненький КэтСай пришел апостол пурги, аколит лженауки и провозвестник кринжа, даже тогда не надо лишать его права голоса. Следует дать противнику высказаться и возразить на его позицию обстоятельно, по существу и с ораторским задором. В споре почти всегда больше, чем 2 участника: помимо соперников есть ещё и аудитория. И если вы не можете переспорить сторонника маргинальной теории - то это лишь показывает нехватку вашего ораторского мастерства.
«Указую боярам в Думе говорить по ненаписанному, дабы дурь каждого видна была!»
3.3. А судьи-то кто
Вернёмся к вопросу разделения людей на достойных и недостойных знания всех тонкостей науки. Такая позиция напоминает мне об арабском философе и богослове Ибн-Рушде, который развивал учение о трёх типах людей:
люди, настроенные на демонстрации, которые требуют строгих доказательств и желают постичь науку;
люди-диалектики, которые удовлетворяются вероятностными аргументами;
люди призыва, которым достаточно ораторских доводов и у которых очень развиты воображение и страсти.
Ибн-Рушд считал, что для людей, не принадлежащих к первому типу, изучение наук и философии не принесет пользы, и, более того - опасно, так как они рискуют смутиться и неправильно понять сложные идеи, изложенные в научных книгах. Таких людей следует оградить от лишних для них знаний и ввести государственный контроль над продажей книг.
Допустим, что Ибн Рушд прав. Даже если оставить в стороне все прочие возражения к security through obscurity (безопасность через неясность), остаётся один, ключевой, момент.

Кто имеет право решать, какая информация опасна для «непосвящённых»? Кто вправе проводить цензуру публикаций, или обязать авторов цензурировать самих себя? Этот человек, или орган, должен иметь достаточную компетенцию, чтобы отличить «настоящую» науку от «маргинальной». Раз научпопер должен подвергаться цензуре, значит, он недостаточно образован для этого; цензуру должен устанавливать учёный. Но именно учёные и не устанавливают цензуры ни над самими собой, ни над другими! Случаи остракизма в научном сообществе не редки, но они являются скорее исключениями из обычной процедуры научной дискуссии.
Таким образом, сами авторитеты, к которым апеллирует сторонник самоцензуры популярной науки, не являются поклонниками цензуры. Единственная самоцензура, применяемая в научной коммуникации - не писать о том, чего не знаешь!
4. Заключение
Со времён Карла Поппера никто не мог придумать лучшего критерия научности, чем фальсифицируемость. Научная теория должна допускать собственное ниспровержение. Более того, долг ученого - постоянно подвергать теорию атакам с разных позиций, стараясь разрушить ее в самом основании: и лишь от множества неудавшихся атак теория может окрепнуть и приобрести вес в научном обществе.
Лишь культура широкой дискуссии, открытой для всех без различения регалий и статуса может действительно помочь развитию науки. Хороший учёный должен быть и хорошим оратором, чтобы убедить окружающих в пользе своей работы. Скрываться от общества за секретностью - глупо. Отказывать окружающим в праве ознакомиться с какой-то информацией только по причине, что они слишком глупы для того, чтобы отличить правду от лжи - высокомерно и лицемерно. Те же требования можно распространить и на популяризаторов, так как они уже становятся учёными, раз уж принимают участие в функционировании института науки.
Одна из популярных маргинальных теорий с самой плохой репутацией в современном обществе - это биологический детерминизм инцелов, так называемая «черная таблетка». Инцел считает, что всю социальную жизнь человека определяет его костная структура, и вы не сможете убедить их в обратном, хоть протрите до дыр свою клавиатуру. Это и есть упорство маргиналов, и оно никак не связано с научной истиной.
Просто инцелы - одно из немногих движений, признающих реальность трудностей, с которыми сталкиваются многие непривлекательные парни, и в псевдонаучной теории они находят утешение и поддержку. Точно так же и другие «маргиналы» находят в своих убеждениях поддержку и признание, которого не видят в официальной науке и мейнстримных медиа. Конечно, такого человека невозможно переубедить, пытаясь доказать его неправоту - дискуссия возможна только с позиции принятия и сочувствия.
«Сочувствие и принятие? К ним? Они же считают что ковид придумали рептилоиды!» - Мой 1000 IQ homo sapiens, кто сказал тебе что научная истина и правота в споре важнее человечности?
«Они представляют угрозу обществу, разносят заразу!» - Настоящая угроза обществу - разделение на «наших» и «ваших»
Именно шельмование всех, кто отклоняется от «линии партии» или даже просто - от личного мнения блюстителя научности, - и приводит к маргинализации и радикализации.
Честная и открытая дискуссия с позиции совместного поиска истины может помочь обратить сторонника конспирологии или ненаучной теории уже за счёт того, что он поймет: его слушают и принимают всерьез. Кроме того, в ходе дискуссии можно, неожиданно для себя, понять, что в общем-то научность - это не главное в жизни человека. Относитесь к людям по людски, уважайте любого, вне зависимости от произвольных критериев интеллекта, не причиняйте им того, что не хотели бы себе, и люди к вам потянутся.

Автор: Иван Маврин
Комментарии (15)

dyadyaSerezha
26.10.2025 11:40поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть всеобщим законом
Умеют же философы завернуть тривиальную идею в сложно-непонятный вид. А суть - поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы с тобой поступали другие. Всё просто, понятно и логично.
Вопрос: какие факты считаются хорошо доказанными?
Ответ: те, которые лежат в основе главных научных теорий нашего времени и принимаются без возражений известными учёными и государственными институтамиВообще неверно. Факты не имеют ничего общего с теориями. В том смысле, что факты существуют сами по себе, им не нужны никакие теории, а вот теории без фактов становятся религиями. Факты не надо доказывать. Их надо наблюдать, измерять, фиксировать. И это должно быть одинаково и независимо от наблюдателя.
Кроме фальсифицируемости, любая научная теория должна объяснять все наблюдаемые явления, к которым она имеет отношение. Ну или хотя бы больше явлений, чем текущая официальная. И она же может/должна предсказать ещё ненаблюдаемые явления.
не причиняйте им того, что не хотели бы себе
Ну вот и автор, наконец, переписал Кантовскую "максиму твоей воли" человеческим языком.
и люди к вам потянутся
Не поверите, но есть люди (их особенно много среди айтишников), которые не хотят, чтобы другие люди тянулись к ним.

VelocidadAbsurda
26.10.2025 11:40Умеют же философы завернуть тривиальную идею в сложно-непонятный вид. А суть - поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы с тобой поступали другие. Всё просто, понятно и логично.
Подушню: у Канта мысль чуть шире и затрагивает и случаи, по отдельности вообще не выглядящие направленными к другим, напр. один писающий в бассейне (или топящий радиоактивные отходы в Марианской впадине) - не проблема, а все - уже проблема.

dyadyaSerezha
26.10.2025 11:40Вам же не будет все равно, если вы узнаете, что кто-то писает в бассейне или топит отходы в Марианской? Ну и вот.

BadNickname
26.10.2025 11:40есть люди (их особенно много среди айтишников), которые не хотят, чтобы другие люди тянулись к ним.
Это обычно или травма отвержения и всё с ней связанное, или аутизм. И то, и другое можно и нужно лечить.

dyadyaSerezha
26.10.2025 11:40То есть, всех необщительных людей можно и нужно лечить? Такое себе. А что там обычно или необычно, как и лечение, уже не входит в тему статьи.

PereslavlFoto
26.10.2025 11:40маргинал просто заявит, что оппоненты - куплены
А вы, значит, бесплатно работаете?

black_warlock_iv
26.10.2025 11:40В такой схеме нет места частному любопытству, любительской науке, наглости самоучек
Совершенно верно, лженауке в этой схеме места нет.

lexore
26.10.2025 11:40Простите, а что такое КэтСай?

dyadyaSerezha
26.10.2025 11:40Вот для этого и писалась статья. Чтобы спросили - и привлечь новых читателей, подписчиков и прочее.)

kenomimi
26.10.2025 11:40Насколько этично давать трибуну сторонникам неортодоксальных, или просто идущих вразрез с официальной позиций профильных ведомств, воззрений?
Позволять таким вещать от имени государства или трастовых организаций (научных, медицинских, ...) точно неэтично, и, более того, преступно. Потому что большая часть таких движей создается большими дядьками для зарабатывания денег, власти, или раскачки общественно-политической ситуации в нужную сторону (например, посев вражды и раздора внутри некоего общества). Или образуется как результат троллинга/общественного эксперимента, как те же плоскоземельцы или ЛММ, например.
А шуметь в общем инфополе, у которого нулевой уровень доверия - да сколько угодно, если кто-то этой дури верит - ССЗБ. Это как раз свобода слова, высказываться от своего имени может любой желающий, и этот любой имеет право нести любую ахинею. Драконить тут стоит разве что тех, кто собирает вокруг себя движ с целью совершения преступлений, вроде продажи наркоты или организации терактов.
Кто имеет право решать, какая информация опасна для «непосвящённых»?
"Запрещенная информация" это лютый костыль, позволяющий популистам "быть добряками", обходить острые углы при решении управленческих задач, требующих жестокости и резких маневров. В целом решает это суд, вопрос только в том, что заметание мусора под коврик - решение временное... А тот класс инфы, типа ПКА, когда люди варят зелье и травятся - тут должен быть полный игнор со стороны властей. Дурак должен страдать, пусть работает естественный отбор, нечего оберегать тех, кто вроде как в здравом уме.

Shpankov
26.10.2025 11:40Если говорить о науке конкретно, то, мне думается, площадки для выражения своих идей должны быть разные. Профессиональная площадка - туда допускаются учёные, зарекомендовавшие себя: с учёной степенью, с опубликованными научными работами, и т.д. А если маргинал - ну, пусть публикуется где угодно. Кроме профессионального ресурса.
Сложнее с обычными обсуждениями в блогах, форумах, чатах. Понятно, что сегодня полная свобода публикации своих текстов в сети вызывает вопросы, особенно, если публикации носят провокационный характер, ложь, опасные для здоровья и жизни материалы, сектантские и религиозные тексты (для религиозных также должен быть свой ресурс). Как с ними быть? Цензурить? Чревато. Но пока другого варианта нет.
На самом же деле проблема глубже - в социуме, в обществе. Интернет - зеркало общественного здоровья, и если число неадекватов или криминала в сети растёт - значит больно само общество. Вот тут и надо лечить. Менять общество, чтобы убрать почву для опасного и вредного контента. Сделать это, на самом деле, не так сложно, но пока большинство устраивает та система, которая есть.
А вот с вопросами анонимности в сети я бы, скорее, занял позицию по отказу от анонимности. На мой взгляд, такое решение позволит много проблем неадекватности и криминала в сети свести к минимуму. И не думаю, что стоит бояться спецслужб или властей - они-то как раз всю информацию получают при необходимости из любых ресурсов.
Daddy_Cool
Очень интересно! +.
"...Человек, как физическое лицо, должен иметь свободу самовыражения и даже будучи умалишенным иметь право свободно выражать свое безумие..." (М. Каддафи, 1976)
Покомментируем.
"...нет места частному любопытству, любительской науке, наглости самоучек..."
Да никаких проблем. Пожалуйста. Проблема любителей и самоучек - невежество и недостаток ресурсов. Невежество в нормальном смысле, а не прям уж уничижительном. Как сказал А. Колмогоров "Обилие теорий у физиков объясняется их математическим невежеством". Регулярно общаюсь со всякими товарищами увлеченными фрико-идеями, идеи выглядят интересными, при попытке копнуть - всё начинает сыпаться, товарищи начинают нервничать.
Вредно ли распространение антинаучных идей?
Да.
Антипрививочники - главный пример. Знаком лично с убежденной АП, у неё личный опыт - я и дети никаких прививок не делали, ничем не болеем. Как с этим поспорить?
Гомеопатия - пустая трата ресурсов, и т.п... знаете сколько стоит прием "хорошего" врача гомеопата в Москве? 12 тыс. руб.
Астрология - прием на работу по знаку Зодиака. )
Но. Значит ли это, что не надо это всё исследовать? Нет, не значит. Ну например... положение Земли, солнечные циклы могут влиять на человека и возможно какие-то корреляции мы бы и получили при нормальном научном подходе.
"На всяком шагу человека подстерегает демон лженауки и мифологии" - ну да, когнитивные искажения везде. (Меня удивляет, почему психологов этому не учат).
В общем моя мысль, что надо использовать научный метод, а предмет исследования может быть любым. Возможно, что к исследованиям в области астрологии и гомеопатии надо допускать после сдачи экзамена по научному подходу. )))
PereslavlFoto
Это обычное положение в официальной науке. Сколько я работаю, всё время звучит один и тот же вопрос: как из своей зарплаты купить необходимое оборудование.
Daddy_Cool
Я чуть другое имел ввиду - у меня (типичного и заурядного представителя официальной науки) в лаборатории есть источник тока на килоамперы, 380 В на стенке, генератор на 80 кВт, разные приборы на десятки тыс. $, какие-то советские редкоземельные запасы, какие-то микроскопы, у соседей можно взять еще что-то, стоят станки (пусть советские) есть механик-токарь-фрезеровщик, который появляется раз в неделю, но он есть, и т.п. Всё это накапливалось трудом десятков людей в течение десятков лет.
У человека который работает в местах не связанных с наукой ничего такого нет. Максимум что человек может - заниматься теоретическими исследованиями. А практика - критерий истины. Без эксперимента, самая прекрасная новая теория стоит э... маловато.
----------------
Как из зарплаты купить нужное оборудование?
Ну...
1. Прийти и купить.
2. Если контора не рабаотает с физлицами - найти дружественную контору которая бы оплатила.
3. Аккуратно пронести мимо охраны в институт.
4. Как-то объяснить комиссии, что нет это не установка которой нет на балансе института, а просто так собрано... /i
PereslavlFoto
И всё вот это вам дал работодатель? И позволил пользоваться? Очень круто. Примите мои поздравления.
Это на словах так легко, а на деле надо купить еду, одежду и жильё. На покупку рабочего оборудования, цена которого равна годовой зарплате, уже не остаётся.