Волею судеб мне довелось учиться на совместной программе с Китаем. Нет, китайский я так и не выучил, и даже выработал на него стойкую аллергию, но за 3 года появилось множество наблюдений, касающихся разницы между российскими и китайскими преподавателями и студентами. С ремаркой не принимать сей текст близко к сердцу, предлагаю вам парочку забавных ситуаций, относящихся к разным подходам в университетах.

Ситуация 1. Начало лекции.
Препод из Китая: пришел за 15 минут до звонка, проверил презентацию, проверил микрофон, по пути проверил пять домашек, ответил на вопросы студентов, построил дерево, вырастил дом, посадил сына.
Препод из России: пришел спустя 30 минут после пары со словами: «Блин, я надеялся, вы уже разошлись». Возможно, прилетел с командировки, пришел с основной работы или вышел из запоя. Презентация – опциональна, да и лекция в общем-то тоже.
Если не утрировать излишне, то окажется, что в Китае опоздание преподавателя на собственную пару может серьезно повлиять не только на его зарплату, но и сразу закончиться увольнением. Причем опозданием считается задержка как на пять, так и на пятьдесят минут, собственно, как у обычных офисных работяг с пропускной системой, где можно выгрузить время прихода и ухода. В учебных аудиториях стоят камеры, запрограммированные двигаться вслед за человеком у доски и фиксировать время его пребывания в кадре. Поэтому за 1,5 года обучения не было ни одной, реально ни одной пары, когда бы китайский препод опоздал или, прости господи, не пришел.
В России все мы знаем, как оно бывает. Причем, не всегда ситуация зависит от безалаберности учителя, так как есть множество людей, которые совмещают основную работу и курсы лекций в университете. Это сильно затрагивает прикладные дисциплины и вузы «второго», «третьего» ранга, так как ну невозможно преподавать инженерные науки, не имея практического опыта в инженерии. В общем, да, лектор у нас может и не прийти, а уж про опоздания мы помолчим. Тем забавнее было наблюдать за русским преподавателем в Китае, который просил своих русских студентов «постоять или пошевелиться перед камерой, пока он не добежит до кабинета», потому что проспал.

Ситуация 2. Начало лекции для студента
Студенты из Китая: есть ли сомнения, что посещаемость студентов в Китае также строго фиксируется? Варианты разные: либо преподаватель в начале занятия собирает домашние работы и по ним ведет учет (а домашки задают на каждое занятие по всем предметам), либо вы регистрируетесь по кар-коду, который - внимание! - может появиться на доске в рандомный момент времени. Отсканил - система тебя внесла за сегодня. При этом он меняется каждые 5-10 секунд, поэтому переслать его«заболевшему» другу оч хитрая задачка. Опоздания, кстати, не так ужасны, но все еще не припомню моментов, когда китайцы очень сильно опаздывали на пары. Но опаздывали. Заходили, как и везде: либо молча, либо с извинениями.
Студенты из России: как говорится, все зависит от преподавателя. На старших курсах, а особенно, на иностранной программе, договориться с лектором прислав ему умоляющий смайлик не составляло труда. У большинства российских студентов к этому моменту уже была работа, что, кстати, сильно удивляло наших восточных коллег. Тем не менее, более принципиальные преподаватели и тогда могли не пустить на пару, отметив неявку. Отметки о посещаемости так же сильно индивидуальны, хотя чаще все всё понимают и входят в расположение, если только ты не совсем наглый осел.

Ситуация 3. Конспекты мои конспектики
Студенты из Китая: поголовно в планшетах, ноутах и телефонах. Наверное, слово «тетрадь» они уже даже не употребляют, а может, и не знают, что это такое. То, что говорит преподаватель в Китае – полностью дублируется в его презентации и в учебнике, поэтому если в конце семестра для аттестации вам необходимо было предоставить Lecture Notes, их можно было сесть и составить по всем предметам за одну недельку. В этом, пожалуй, заключается одно из самых концептуальных отличий – преподаватель в Китае чрезвычайно редко говорит что-то за пределами зачитываемого учебника, так что и ценность конспектов сильно снижается.
Студенты из России: может быть, запись рукой действительно помогала нам запоминать? Либо это все-таки вбитая привычка, но хотя печатные записи и были разрешены, большинство русских студентов писали либо рукой на планшете, либо в тетрадках. И в последнем случае, это были единственные бумажные конспекты, которые видел китайский препод в семестре). В России же, задав в начале лекции главу учебника для изучения, преподаватель обычно начинает рассказывать уже что-то в своем изложении, со своими примерами и дополнениями, что просто вынуждает уметь быстро писать или хотя бы запоминать сказанное. Потому что чаще всего именно это и становится полезной информацией позднее.

Ситуация 4. Ход пары
Препод из Китая: как уже говорилось выше, если вы отметились на паре и на ней не намечалось никакой контрольной, в принципе можете вставить наушники, открыть учебник и сами себе прочитать лекцию. Очень редки были случаи, когда китайские преподаватели расширяли материал собственными примерами или отступлениями от учебного курса. Очень-очень редко случалась работа у доски и работа с аудиторией, а вопросы классу «Все ли понятно?», уже без всякого удивления встречались гробовой тишиной. Говорят, что в Китае ввели программа «повышения оригинальности» или что-то типа того, когда преподам обязательным условием ставится разбавление курсов различными «интерактивами».
Препод из России: учебник опционален. Презентация чаще всего - просто фон с картинками для иллюстративности лекции. Вся самая важная информация будет записана со слов преподавателя, нарисована вам на доске, клочке бумаги или на стене, если на доску или клочок что-то не вошло. Работа с аудиторией? Разумеется. Ведь, если у вас нет вопросов, вы либо все поняли, либо не поняли ничего. В первом случае – давайте обсудим, как вы поняли (ошибочная стратегия), во втором – давайте разберем еще раз. Так что задержаться после пары с вопросами - обычное дело. Правда, у особо одаренных преподавателей, полчаса лекции займет история из жизни. Не обязательно связанная с темой лекции)

Ситуация 5. Оценки
Китай: о том, как будет складываться ваша оценка вам предельно четко говорят на первой лекции. Система работает в процентах, и обычно состоит из двух экзаменов (среднесеместрового и финального), посещаемости, домашек, конспектов и творческих ��роектов, если они актуальны для предмета. В итоге, не сдав все домашки, можно не набрать нужный балл, даже защитив на отлично экзамен. Помимо этого, оценка преподавателя может быть проверена «независимым экспертом» - эдаким отделом контроля качества или тайным экзаменатором – как вам удобнее. Поэтому ОЧЕНЬ трудно натянуть какую-то оценку студенту, даже если препод заколебался принимать его пересдачи и хотел бы выдать ему несчастные 63 пороговых процента.
Россия: о том, как будет складываться ваша оценка вам говорят на первой лекции, и это сто процентов будет ровно наоборот. Как говорится, «не доверяй слишком добреньким преподавателям», ибо чет подозрительно, наверно будет и отмечать на каждой паре, и на экзамене прижмет. На старших курсах как таковых домашних работ нет, а есть допуска к экзамену, сам экзамен и зачеты. Например, допуском может быть объемная курсовая работа, которой ты занимаешься по ходу семестра (конечно же, прокрастинируя до самого последнего) и которую защищаешь лично с преподавателем. Комбинаций вообще-то много, но опять же – многое зависит от личности преподавателя.

Ситуация 6. Экзамен
Китай: ну, ребятки, это просто копия ЕГЭ. Девственные бланки с ПИСЬМОМ ЧЕСТИ (где ты подписываешь форму о нечитерстве и отстуствии шпор), три части с заданиями разной сложности, два-три часа фиксированного времени, камеры и жесткая проверка. Не знаю, на счастье ли или нет, но я сдавал экзамены онлайн во времена ковидных ограничений, и, имхо, только это спасло меня от отчисления. Хотя даже на них все было суперстрого, включая наличие двух камер, стоящих под определенным углом.
Задания не сильно отличаются от домашних работ в течение семестра, но! Не надейтесь, что вы успеете все решить за отведенные часы. Даже зная суть задач, бедный русский человек, не запрограммированный на сверхбыстрые вычисления, просто физически не способен поспеть за китайцами. А такие экзамены существуют буквально по каждому предмету и идут порой несколько дней подряд, порой в один день. Представьте бесконечный круг ада ЕГЭ, к которому ты едва готовишься, без всяких репетиторов и всего 4 месяца. В общем, думаю очевидно, что у российских студентов в Китае обычно были самые низкие баллы за экзаменах.
Россия: билеты, учебник и 1001 способ скатать. Как говорится, шпаргалки пишутся не для экзамена, а чтобы память освежить. А с собой только на всякий случай. Однако, у хорошего преподавателя это все же бесполезно: невозможно ответить суть предмета, зная только формулы или вызубрив предложение из конспекта. И вот на таких моментах давали сбой уже китайские студенты.
Им было ужасно сложно сдавать устные беседы с преподавателями и отвечать на тему ну… своими словами. В той же степени по адовости для них были курсовые проекты, где есть множество различных вариантов решений, которые нужно обосновывать. А уж если нужно решить какую-то абстрактную задачку... Сложно, в общем.
Пока накидывал этот текст, понял, что таких штук было еще очень много. Взять хотя бы "правило 15 минут", от которого китайцы были в абсолютном шоке. Или же чрезвычайную разницу дипломов и их смысла (если честно, мы плевались от китайских дипломов, а китайцы от наших). Казалось бы, это опыт на стыке двух разных школ, настолько разных, что с конца одного спектра не видно другой. И тем не менее, студенты - везде студенты, а преподаватели - везде преподаватели. Поэтому потихоньку к концу обучения, мы наловчились писать (списывать) экзамены и рождать странные проекты за сутки. А китайцы поняли, когда можно опаздывать и как отвечать развернуто преподавателям на экзаменах.
Я не перестаю думать, что всем очень многое можно было бы вынести из подобных различий. Некоторые из тех российских студентов программы, кто впоследствии стал сам преподавать, как раз внедряют прикольные инструменты из китайских лекций.
*все изложенное является субъективным мнением автора и любая из приведенных характеристик может быть пересмотрена в зависимости от университетов, людей и учебных программ.

Автор: Александр Грибоедов
Комментарии (12)

JBFW
07.12.2025 11:27У нас тоже есть такие вузы, в которых на пары ходят строем, и никогда никуда не опаздывают.
Еще и "домашнее задание" далеют под присмотром начальника.Думаете, там уровень образования принципиально чем-то отличается? )

pinac
07.12.2025 11:27"Студенты из Китая: поголовно в планшетах, ноутах и телефонах. Наверное, слово «тетрадь» они уже даже не употребляют, а может, и не знают, что это такое. "
Но судя по фотографиям, там почти поголовно у всех тетради и ручки. Или я чего то не понял?

sepetov
07.12.2025 11:27Студенты из Китая: поголовно в планшетах, ноутах и телефонах
Эх, прям завидно стало. Когда я учился в далеко не топовом ТюмГУ, то мне запрещали ноут использовать (преподаватели и всегда), а иногда и у виска пальцем крутили (студенты и иногда). С уверенностью заявлялось, что студент за ноутбуком может только играть на парах. Даже оскорбления на этой теме были. Мне, как печатающему вслепую, гораздо быстрей именно печатать, чем писать ручкой. От этого было вдвойне неприятней.

menz1
07.12.2025 11:27Китайцы, если за ними не следят и не стоят с палкой, моментально переходят в режим расслабона, а если и потом не прилетит, то забивают хрен на качество всего, что угодно. От вождения до производства тапок

bear11
07.12.2025 11:27Что такое правило "15 минут"?

OldCreater
07.12.2025 11:27Уходить всем скопом с лекции, если препод опоздал на 15 минут. Так было в 70-х, когда я учился, видимо и сейчас.

vesowoma
07.12.2025 11:27Была такая традиция, но с развитием мобильной связи и мессенджеров сходит на нет. Преподаватель звонит или пишет старостам типа "буду еще через 5 минут, ждите". Если на финише экзамен, смелых стало меньше.

kozlyuk
07.12.2025 11:27Проблема опозданий преподавателей в российских вузах преувеличена. За мою учёбу в МЭИ в 2009—2015 было всего 2-3 случая, когда лектор опоздал бы. Никогда не слышал, чтобы это было массово.
Итоговая оценка в нашем вузе сейчас считается автоматически по заранее известным правилам. В мою учебу такое делали на некоторых предметах. Наверное, студентам это удобнее, особенно если влияет на стипендию. Но если привязано к графику, как у нас, то больно бьет по талантливым раздолбаям. А еще трочник может выполнить критерии, и ничего ты с ним больше не сделаешь. Я вообще против дифференцированных оценок. Либо студент подготовлен, либо нет, и меня наняли в качестве компетентного об этом судить человека. В том, чтобы быть лучше других, студент должен быть заинтересован сам.

Tzimie
А как девушки?