Привет! Я — проектный менеджер в дизайн-команде Альфа-Бизнес, и в основном работаю с дизайн-лидами. Хотела бы я сказать, что я их менеджер, но они очень высокоорганизованные ребята.

Моя работа состоит в том, чтобы заставлять заполнять их таблицы, напоминать о поручениях, короче — всячески заботиться. И, конечно, вести наблюдение за ними в естественной среде обитания.


За год работы с дизайн-лидами я поняла, что у каждого есть сильная сторона, его особенная супер-сила.

Давайте посмотрим на дизайн-лидов так, будто они феи Winx, чтобы немного повеселиться и понять, в чем можно проявить себя на такой позиции.

Если бы дизайн-лиды были феями Winx

Дисклеймер. Все персонажи вымышленные, образы собирательные, а ситуации реальные. 

Стелла → Лид Концепций

Если бы Стелла пришла в Альфу, думаю, что она стала бы лидом концепций.
Ее сильные стороны — энтузиазм, смелость, упорство. Она умеет заразить идеей и довести её до конца.

Задача лида концепций — генерировать идеи.

С одной стороны, это прекрасная возможность реализовать высшее профессиональное признание и изменить мир с помощью своей работы, с другой — в начале работы над концепцией у лида есть только идея, и нет уверенности в том, что она перерастет во что-то реальное.

Создание концепции похоже на эпидемию — ты должен быть болен своей идеей и заразить ею окружающих. Однако, не все могут оказаться зараженными, поэтому нужно постоянно придумывать новый штампы идей.

Работа над концепцией не про work-life balance, это история о высокой ментальной и эмоциональной нагрузке, поэтому рядом должна быть команда, которая поддержит в переломный момент.

Флора → Коммьюнити лид

Сильные стороны Флоры — эмпатия и умение заботиться об окружающих. Именно поэтому она нашла бы себя в работе с коммьюнити. Задача коммьюнити лида делать жизнь сообщества комфортнее, создавать среду, в который каждый может обратиться за помощью и получить ее.

Конечно, такая атмосфера создается не только благодаря рассылке смешных мемов и подготовке стикер-паков,  деятельность коммьюнити лида гораздо обширнее и глубже.

Коммьюнити лид в Альфе занимается организацией внутренних мероприятий — регулярных внутренних встреч, воркшопов, митапов, праздников.

На каждой из этих активностей выступают дизайнеры, и здесь снова нужен коммьюнити лид: помогает подготовить выступление, устраивает прогоны и помогает преодолеть синдром самозванца каждому, кто первый раз выходит на сцену.

Текна → Лид Дизайн-системы

У Текны довольно говорящее имя. Очевидно, что живи она в нашей реальности, творила бы волшебство с помощью чата GPT и работала бы лидом дизайн-системы в Альфе.

Лид дизайн-системы фигура сакральная. Если представлять всех дизайн-лидов как дизайнерскую власть, то лид дизайн-системы — власть законодательная. Он определяет по каким законам живет дизайн во всем банке. 

Всем нам известно, что чем больше власть — тем больше и ответственность. В ведении лида дизайн-системы находится поддержание дизайн-системы в актуальном состоянии: контроль паттернов и компонентов, регулярные консультации для дизайнеров, регулярный анализ развития технологий — от выхода новой iOS зависит будущее интерфейса мобильного приложения банка, и за этим нужно внимательно следить. 

Блум → Лид Процессов

В мультфильме Блум была персонажем, который объединял фей вокруг себя, поэтому софты у нее были соответствующие — она прекрасный организатор и дипломат, а ещё терпелива.

В Альфа-Бизнес она бы занималась процессами.

Лид Процессов это про устранение неполадок и наведения порядка. Чтобы создать процесс, который будет работать, необходимо испытать некоторое количество страданий и итераций.

В первую очередь нужно найти болевую точку, определить несчастных и придумать схему, в которой все будут счастливы. Я написала одно предложение, но мы работаем в корпорации, поэтому важно помнить, что счастлив не будет никто (по крайней мере сразу). Придется много договариваться, согласовывать и испытывать стресс. Однако, я пару раз я видела своими глазами, как процессы согласовывались — стороны жали друг другу руки и все работало.

После окончания этой битвы, задача лида процессов собрать все артефакты, создать артефакты, желательно в камне, чтобы все помнили, о чём договорились. Как правило, после согласования одного процесса, начинается работа над новым процессом.

Что значит стать лидом на самом деле: ожидание, реальность и адаптация

Я решила проверить, как дела у ребят, которые стали дизайн-лидами относительно недавно, чтобы понять, насколько ожидания совпали с реальностью.

Каждый, кто хочет стать дизайн-лидом, считает, что будет заниматься исключительно приятными вещами — принимать важные решения на больших проектах, делать масштабные задачи, быть вдохновителем и наставником для своих дизайнеров.

Это так. Правда, с крутыми и важными задачами приходят задачи менее приятные, но такие же обязательные: бюрократическая рутина, контроль макетов, непростые переговоры с коллегами и ответственность за продукт, который выпускает команда.

Вчерашний дизайнер адаптируется к новой роли около года. Как показывает практика, новорожденный дизайн-лид первые полгода испытывает полную прострацию и непонимание, что происходит, ведь гусенице нужно время, чтобы окуклиться и стать бабочкой. Дальше становится легче.

В первое время дизайн-лиды сталкиваются не только с непониманием внутри себя, но и с недоумением со стороны окружающих. Одна из моих коллег на первой встрече получила вопрос от бизнеса, который звучал так: «Зачем ты нам нужна?». Надо сказать, что в тот момент она сама не знала ответа этот вопрос. К следующей встрече она подготовила подробную презентацию, описывающую её функционал, и таких вопросов больше никто не задавал, в том числе и она.

Однако, кроме сакральных вопросов вроде описанного в предыдущ��м абзаце, в жизни дизайн-лида появляется много других задач, о которых он раньше не подозревал. Давайте поговорим о том, чем занимаются наши феи Winx, когда не спасают мир.

Что делает дизайн-лид?

Однажды мы спросили наших дизайнеров, знают ли они, чем занимается дизайн-лид. Оказалось, что часть респондентов либо не имеет об этом никакого представления, либо романтизирует эту роль.

У нас тут хиханьки да хаханьки, но основная цель моей статьи состоит в том, чтобы каждый, кто видит себя в этой роли, понимал, что романтизация этой роли — не лучшая идея. Задачи дизайн-лида масштабные, сложные и интересные. Но очень часто это задачи не дизайнера, а менеджера.

Для многих начало работы дизайн-лидом связано со сменой инструментария. Теперь это Telegram, Outlook, Jira,  Keynote и таблицы (Лид Концепций работает руками, но это исключение). Как правило, в этих программах дизайн-лида не ждёт ничего хорошего, кроме дружеских разгонов в чате с другими дизайн-лидами.

Расскажу немного о рутинных задачах

Работа с макетами

Валидация решений дизайнера. Важно давать обратную связь корректно и уважительно, не предлагать лучшее решение открытым текстом, а делать так, чтобы подопечный находил его сам.

Правки. Правки есть всегда, и они возникают не только у дизайн-лида, но и у UX-исследователей, бизнеса и руководящего менеджмента. Здесь важно уметь отстаивать свои интересы и находить решение, которое устроит всех. Это, на мой взгляд, самая сложная часть работы лидом.

Ответственность. Дизайн-лид отвечает за дизайн, который катится на прод, потому что именно он — тот человек, который его согласовал. Думаю, понятно, какая цена подобной ошибки в корпорации?

Работа с дизайнерами

Обратная связь. Писала выше, как важно уметь давать правильную оценку работы сотрудника. Не быть слишком мягким, слишком жестким, выстроить субординацию, правильно мотивировать, отвечать на вопросы, помогать развиваться, если на это есть запрос.

Бюрократия. Дизайн-лид несёт ответственность за то, чтобы у дизайнера были все необходимые доступы, нормальная техника, своевременные инкризы. Дизайн-лид следит за тем, чтобы его сотрудник был интегрирован во все внутренние процессы, проходил необходимые опросы и внутренние обучения.

Общие задачи

Внутри Дизайн-команды Альфа Бизнес, помимо большого комьюнити дизайнеров, существует штаб-дизайн лидов, решающий оперативные задачи каждый день. И задачи эти по-настоящему разнообразные. Я перечислю некоторые из них, но не буду останавливаться подробно.

  • создание и согласование процессов,

  • заполнение и согласование таблиц со всевозможными данными,

  • работа с коммьюнити (встречи, воркшопы, конкурсы),

  • написание инструкций или обучающих материалов,

  • подготовка отчетных презентаций,

  • разные очень нестандартные задачи — создание видеороликов или аналитика иностранного банка за 24 часа,

  • публичная активность: каждый дизайн-лид в Альфа-Бизнес выступает на конференциях, пишет статьи, участвует в конкурсах, является ментором или ведет свои профессиональные площадки.

Битва за битвой

Кроме этого, существует главный и самый большой пласт задач — то самое принятие больших решений и возможность изменить мир.

Мир меняется с участием бизнеса и менеджмента, но выходит так, что вы не всегда являетесь союзниками. Случается, что дизайн-лид выступает в оппозицию, чтобы отстоять свое решение, и эти сражения становятся масштабными и внушительными, необходимо подготовить лучшие макеты, убийственные аргументы и,конечно, презентацию (мы же в корпорации).

Успешный результат таких битв и есть та самая возможность сделать мир красивее и удобнее, ради который становятся сначала дизайнерами, а потом дизайн-лидами.

Вместо заключения

Заканчивая свои небольшие интервью с коллегами, я спрашивала у них, хотели бы они снова стать дизайнерами. Каждый из них ответил, что сейчас он находится на своем месте. Думаю, это прекрасный пример того, что несмотря на трудности и постоянное испытание на прочность, работа дизайн-лида стоит того, чтобы её хотеть

Комментарии (0)