Перейти обратно ко второй части лонгрида.

Продолжение «Главы 3. Сознание»

Взрослея, ребенок формирует в себе некий сплав инструкций родителей и социума, и перекладывает их на своим индивидуальными особенности. Добавьте сюда случайные мутации при передаче знаний, и вот вам уникальная и автономная личность.

Вспоминается интересный отрывок о материнской и отцовской любви в книге Эриха Фромма «Искусство любить» (гениальная вещь!):

«Зрелый человек приходит к тому моменту, когда он сам становится и своей собственной матерью и своим собственным отцом. Он обретает как бы материнское и отцовское сознание […] Зрелый человек внешне становится свободен от материнской и отцовской фигур, он строит их внутри себя. […] В этом развитии от матерински-центрированной к отцовски-центрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости. Недостаток этого развития составляет причину неврозов»

Мы можем сказать, что перед нами взрослая личность, когда видим, что взрослый ребенок формирует набор своих суждений, оценок, инструкций, как жить и поступать, что есть хорошо и плохо. Он сливает воедино голоса родителей, социума, и адаптирует их под свой организм и свои потребности.

В подтверждение этой идеи приходит на ум еще и открытие дедушки Фрейда, который разделил психику человека на три структурных части. Кратко их можно описать так:

  1. «Суперэго» – убеждения и установки человека, его совесть, цензор, родительский авторитет, то что нас ограничивает, останавливает, направляет. Это и есть очевидно инструкции-мемы.

  2. «Оно» – биологические импульсы, низменные потребности, эмоции и желания человека. Это наша животная часть.

  3. «Эго» – наша личность, мысли, идеи, некая воля, которая управляет всеми процессами и балансирует между Супер Эго и Оно.

И опять всё сходится. Когда ребенок рождается, у него есть только природные импульсы, но со временем под родительским надзором и воспитанием, ребенок начинает проявлять свою личность. Она формируется от смешения животной и культурной части человека. «Оно» – генетическая часть, Супер Эго – меметическая часть, а Эго – результат взаимодействия этих двух систем.

Вот мы и подошли ко второму выводу этого гигарида, что есть сознание.

Сознание (воля) человека – это сумма всех накопленных и впитанных в детстве десятков тысяч мемов (звуков, картинок, слов, жестов, любых символов), полученных в процессе воспитания от родителей и социума, которая мутировала в горниле физиологических процессов организма (потребностей, гормонов, эмоций) по мере его взросления, и в итоге трансформировалась в единый внутренний голос, звучащий в нашей голове.

Сознание - это слившиеся воедино и впитанные извне инструкции человека, которые он переложил на свой организм. Сознание является носителем миллионов разнообразных мемов, идей, мыслей, привычек, верований и убеждений, индивидуальных и коллективных мифов, законов и понимание устройства мира, мутировавших внутри человека.

Представьте себе пилота самолета. Или пусть это будет пилот огромного человекоподобного робота как в фильме «Тихоокеанский рубеж». Пилот это обученный приказам послушный исполнитель, который умеет нажимать рычаги в этой махине.

Что такое сознание и психика человека, и почему мы никогда не сможем в них разобраться. Подробнейший разбор (Ч. 3), изображение №1

Пилот не задумывается над приказами, он не спрашивает, откуда они пришли, он просто делает, что ему велят. Приказов тысячи – пойти туда, прыгнуть, повернуться, остановиться. Иногда он додумывает приказы сами, если они соответствую его целям и не противоречат другим инструкциям.

Это и есть сознание – голос, который транслирует нам инструкции, а мы обязаны их выполнять. Разумеется, это происходит так быстро, что мы совсем не ощущаем это как приказы, нам кажется, что это МЫ хотим так сделать. Ведь животные тоже не ощущают, что гены «заставляют» их, они просто живут.

Конечно, мы говорим о здоровом человеке без психических отклонений. У шизофреников есть галлюцинации в виде чужих голосов, которые в буквальном смысле раздирают его на части, а у людей с диссоциативным расстройством идентичности вообще могут быть несколько полноценных личностей в голове (раздвоение, растроение и тд, например, см. историю Билли Миллигана).

Некоторые читатели могут сделать вывод, что у человека по такой теории вообще нет никакой свободны воли, ведь на поступки нас просто толкают некие инструкции, и мы обречены им следовать. Но о голосах, свободе воли и других интересных свойствах личности я напишу в эпилоге.

Итак, сознание это некий голос, суммарный импульс всех активных мемов, который толкает нас на разные поступки. Зачем ему это надо? Очевидно, для того чтобы размножить само себя, передать набор своих идей другим людям.

Задача мемов, как и генов – размножение. Любой поступок человека – попытка сознания размножить само себя. Например, толкнуть речь. Написать текст (у меня явно побеждают мемы блогера). Сделать фильм. Поболтать с друзьями. Пустить слух. Выйти на сцену и спеть, станцевать. Сказать смешную фразу и попасть в интернет как мем в его популярном смысле. Все эти «очень плохая музыка», «зашел не в ту дверь», «рыбов продаете», тверк-танец, хоббихорсинг, ice bucket challenge и прочие вирусные штуки – это популярные инструкции, толкающие нас на определенные поступки. Каждый человек постоянно множит мемы своим поведением – а другие люди видят и подхватывают. Повторяют фразы, движения, копируют жесты, одежду, бизнесы.

Альфа-люди этого мира – люди, которые максимально размножили свои мемы, их идеи летят сквозь сотни, тысячи лет, и сохраняются. Пифагор, Аристотель, Жанна Д'Арк, Карл Маркс (кстати, Маркс - самый исследованый человек в мире, о нем написано больше всего книг, на втором месте Ленин), Мария Кюри, и т.д. Об этом я подробно писал в статье «Смысл жизни мужчины».

Итог главы: сознание человека начинает формироваться с детства, когда ребенок слышит и впитывает голоса родителей и социума, их мемы, а по мере взросления и развития организма будущий взрослый переплавляет эти инструкции в единую движущую силу, волю, голос. Эта воля и управляет всей нашей жизнью, указывая как поступать, и всё это с одной лишь целью – размножать мемы и дальше.

Глава 4. Психика - бесконечная вселенная

«Зацени, какие я мемчики смешные нашел»
«Зацени, какие я мемчики смешные нашел»

Можем ли мы «сосчитать» и «увидеть» все мемы в нашей голове, весь мемофонд, который там живет и здравствует? Нет, потому что они находятся вне нашего поля зрения. И Фрейд, и затем его ученик Юнг, и десятки психиатров и психологов после них развивали тему о том, что психику можно условно поделить две части:

  1. Сознательная часть, которую мы ощущаем как мысли и идеи, т. е. это наша личность.

  2. Бессознательная часть – спрессованные, вытолкнутые и невидимые нашему сознанию инструкции, которые тем не менее хранятся в памяти и управляют нашей жизнью.

Простейший пример - езда на велосипеде. Однажды научившись на нем ездить, вы уже никогда не забудете этот навык. Вы не думаете о нем, вы не контролируете каждую руку и ногу в отдельности, это происходит автоматически. Да, может быть, если вы десять лет не садились за руль байка, вам придется покататься полчасика, чтобы тело вспомнило, но оно обязательно вспомнит. Аналогично с навыком писать текст ручкой. Поверьте, вы никогда его не забудете ;) Даже если вам кажется, что ваш почерк ухудшается. А ведь это сложнейший психомоторный навык. Еще один пример – скрытые, но сохранившиеся убеждения, любили ли вас папа и мама в детстве, страшно ли вам знакомиться с девочками, насколько вы ощущаете себя красивым, и т. д. То, что психологи называют травмами и комплексами из детства.

Образно можно сказать, что у нас есть надводная часть психики – материк, где живут видимые мемы, которые мы ощущаем как мысли и голос сознания, и подводная и невидимая часть – океан, где в глубине живут другие мемы, невидимые сознанию. Навыки, привычки, травмы, детские обиды, и т. д. Как именно работает бессознательное и толкает нас на поступки – отдельный дискуссионный вопрос, см. эпилог.

Все это многообразие видимых и невидимых инструкций в нашем мозге можно представить неким ландшафтом, где обитают и мутируют мемы. Для мемов наш мозг – как земля и вода для растений и животных. Мемы влияют на наш внешний вид так же, как генные машины влияют на реальную природу. На эту тему есть замечательная статья «Волки меняют русла рек», которая показывают, как меняется ландшафт под воздействием живых организмов. Так же и мемы меняют нас – наши тела, прически, речь, чтобы еще более эффективно размножаться.

Когда-то я посмотрел 1-минутное и шокировавшее меня видео о гимнастике, где наглядно показано, как эволюционировал этот вид спорта. В 1950-х годах женщины медленно и плавно делали простейшие на современный взгляд движения, а в 2016 году гимнастки вытворяли такие кульбиты и прыжки за прыжками, которые показались бы невозможны сто лет назад. Мемы эволюционируют и заставляют наши тела, наши движения и навыки усложняться вместе с ними, меняют ландшафт наших знаний и представлений о мире и своем теле.

Этим ландшафтом и является наша психика. Можно сформулировать определение так:

Психика человека – это личный мемофонд человека, набор всех символов, которые человек когда-либо видел, слышал и запомнил, и которые отпечатались в нейронных связях его мозга. Это могут быть полезные, вредные мемы и нейтральные мемы. Это религиозные убеждения, привычки, навыки, поговорки, установки родителей и товарищей, личный опыт. Это огромные группы мемокомплексов, которые живут по соседству друг с другом в симбиозе, кооперируются или конкурируют за то, какой из них будет размножен. В психике происходят постоянные мутации и смерть мемов. Часть мемов в психике мы ощущаем как голос сознания, а часть – не наблюдаем, не ощущаем, потому что они остались глубоко в бессознательном.

Полный набор мемов создает наш психологический фенотип. Как гены инструктируют клетки, какая у нас будет форма носа, рост и цвет глаз, так же мемы инструктируют, какую прическу и стиль в одежде человек выберет, будет ли мужчина бить свою жену, будет ли он верующим или атеистом, какие книги или фильмы он создаст, какую профессию выберет, и т. д. Миллионы инструкций переплетаются воедино в сложнейший ландшафт, который у каждого человека абсолютно уникален. Так же, как уникальна флора и фауна Европы по сравнению с Австралией.

Что такое сознание и психика человека, и почему мы никогда не сможем в них разобраться. Подробнейший разбор (Ч. 3), изображение №3

Современные инфлюенсеры, лидеры мнений - это тоже альфа-люди, которые задают тренды, «изобретают» новые мемы, которые потом все хотят скопироваьт и быть похожими на них.

Почему я считаю, что психика бесконечна и непознаваема?

Для начала стоит ответить на вопрос, зачем м хотим познать психику? Конечно же, чтобы систематизировать и каталогизировать все мемы, которые нас заставляют действовать тем или иным образом. Выстроить четкую структуру психики и выделить в ней основные элементы, модели реагирования на реальность, сценарии, по которым мы живем, сформулировать законы работы психики, в общем, делать то, что делает любая наука с природными явлениями.

Для чего нужна наука? Для того, чтобы систематизировать факты и предсказывать на этой основе будущее. Как генетика нужна для того, чтобы вычислять болезни, заниматься селекцией новых видов, направлять ход эволюции, так психология позволит предсказывать поведение человека, если его полный набор мемов будет расшифрован.

И вроде бы это уже происходит! Существуют десятки и сотни разных психологических типологий личности – MBTI, соционика, ТУАИ, типы темпераментов, DISC, типы по Юнгу, архетипы по Юнга, хьюман дизайн, типология по детским травмам, типология по Холланду, знаки зодиака, наконец, и это только небольшая часть того, что люди придумали и описали люди.

Я лично знаю профайлеров, спецов по анализу поведения человека, которые вора на заводе могут вычислить или потенциальных преступников в аэропорту заранее обнаружить. Конечно, профайлеры не могут гарантировать 100%-ный успех, но они эффективно работают и получают за это неплохие деньги. Сериал “Обмани меня» придуман не на пустом месте, как и книга.

Так в чем же проблема тогда? Мы можем и дальше придумывать типологий! Чем их больше – тем лучше мы поймем, как мыслят наши мозги. Ведь биологи и зоологи делают то же самое – описывают и типируют всевозможные виды животных. Наверняка кто-то из школьной биологии помнит, что есть разные царства – животных, растений, грибов и бактерий. Ну и всякие там другие виды, подвиды и классы.

Почему психологи не могут выстроить полную и законченную классификацию всех мемов и мемокомплексов?

Потому что это непостижимо для нас самих. Представьте следующую картину:

Зоолог сидит на берегу реки и делает зарисовки стада слонов на водопое. Тут вдруг на его глазах слоны за считанные секунды мутируют, у них вырастают крылья и они начинают весело жужжать над рекой, порхая как бабочки. Сходящий с ума зоолог срочно начинает описывать увиденное, но вот уже у слонов вместо крыльев появляются плавники и они плюхаются в воду. Ничего не понимающий зоолог бешено рисует плавающе-летающих монстров, но тут суперслоны превращаются в огромных акул и уплывают восвояси. Зоолог в прострации. Теперь представьте, что это происходит везде и повсеместно. Как здесь что-то описывать и категоризировать?

Именно это и происходит с мемами – для субъективного восприятия человека они мутируют слишком быстро, постоянно появляются новые идеи, модели поведения, догмы, правила, привычки. Разумеется, какие-то мемы проносятся сквозь столетия и тысячелетия, типа теоремы Пифагора, «Иллиады» Гомера, «Войны и мира» Толстого, священных книг или идей философов, ученых, поэтов.

Но это капля в море по сравнению с тем, сколько тысяч, миллионов, триллионов мемов находится в головах у людей. На планете 8 млрд сапиенсов, и у каждого в голове триллионы нейронов. Вы можете себе представить разнообразие идей, которые регулярно появляются у нас в головах? Конечно, многие мемы в популяции одинаковы, например, у нас с вами один язык - русский, одни и те же пословицы (типа «без труда не вытащишь и рыбку из пруда»), схожие шаблоны мышления, но индивидуальные мемы никто не отменял.

Ладно мысли. Возьмем даже такие материальные вещи как книги. Лет 100 назад книги писали только титаны мысли, потому что их нужно было публиковать и издавать, да и вообще у большинства людей не было ни времени ни навыков писать, они на заводах и фабриках пахали, а школу не посещали. Сейчас книжные полки ломятся от тысяч книг ноунеймов, о которых мало кто знает, и каждый день их всё больше – детективы, фантастика, стихи, рассказы, коучинг, инфобизнес, эзотерика – каждый хочет размножить СВОИ идеи.

Стальной характер - классная книга, рекомендую, ребят.
Стальной характер - классная книга, рекомендую

Человечество смогло описать и классифицировать виды живых организмов, потому что мутации в природе идут крайне медленно относительно хода человеческой жизни, а обработка данных идет очень быстро. Ученые за 100–200 лет смогли описать и категоризировать десятки тысяч видов бактерий, растений, рептилий, рыб, птиц. Это огромная работа, но она имела смысл, потому что большинство этих видов существует до сих пор, и мы можем извлекать пользу из этих знаний – как мигрирует лосось, как доить коров, как лучше всего разводить овец или коз.

Представьте, насколько было бы бесполезно описывать повадки и особенности коров, если бы они мутировали каждый день и вели себя совершенно непредсказуемо с точки зрения человека? Вместо молока давали бы ртуть, а кушать хотели бы уже не сено, а печеньки? И так каждый день какие-то сюрпризы.

Сколько за последние 20 лет, с появлением интернета, было написано в онлайне новых книг, выпущено сборников стихов, написано постов в блогах, снято видео – не счесть. Добавьте сюда шортсы, тиктоки, рилсы – количество информации множится с бешеной скоростью. Каждый эксперт выпускает свой курс или продукт, заводит свой телеграм-канал, чтобы помочь изменить свою жизнь (или нет). Как все это считать, обрабатывать, категоризировать? Только напишешь о какой-то идее, а она уже устарела и на её смену пришла новая...

Возьмите отдельно взятого человека с его бардаком в мыслях. Мы о нем не знаем ничего. Как систематизировать происходящее у него внутри? Вот сидит мужчина на приёме у психолога, и мучится, не зная, как ему поступить и почему он обижается на жену за критику. От чего так происходит? Какие инструкции и мемы им двигают? Даже если я 2 часа буду его слушать, я узнаю лишь крохотную долю информации о нем.

Именно поэтому я говорю, что человек с его психикой – это черный ящик, целая вселенная, в которой сотни тысяч мемов переплелись в сложнейшем узоре. И понять, почему человек сделал Х, а не Y, невероятно сложно даже самому человеку, что уж говорить о других.

Попытка категоризировать мемы в психике — непосильный труд для самого человека. Скорость нашего мышления этого сделать не позволяет. Чтобы вытащить из человека хоть сколько-то подробный рассказ о его жизни, потребуется несколько дней, недель. Сколько он забудет, сколько там всего в бессознательном? И даже если попросить его заранее записать историю своей жизни на видео, а потом прогнать на перемотке 10-х, кто будет все это анализировать? Уж явно не человек, тут нужна машина. Ой. Спойлеры. Я забегаю вперед.

Итак, ответ на вопрос, можно ли полностью познать психику человека – нет, даже несмотря на то, что она дискретна и конечна. Субъективно человек не может воспринять скорость мутаций мемов и весь этот ландшафт – слишком быстро все происходит, слишком много мемов появляется за секунду времени. Добавьте сюда бессознательную часть психики – как оттуда-то выковыривать все? Ну да, есть гипноз, психотерапия – но идет этот процесс чрезвычайно медленно, никакой машинной обработки тут не может быть. Только человек один на один общается с другим человеком.

Я по сути описал классический парадокс, когда мозг пытается понять сам себя, и у него не получается. Сюрпрайз, сюрпрайз.

Можно подумать, что я отрицаю важность попыток навести хотя бы какой-то порядок в психике, но это не так. Я сам психолог и ежедневно работаю с людьми. Типологии очень важны – это модели описания реальности , которые позволяют быстрее определить сценарии поведения человека, и дать хотя бы какой-то шанс жить лучше, искоренив или начав эволюцию вредных мемов в нужном русле, типа проживания плохого воспитания родителей, травматичных событий и т. д.

В последние десятилетия появляются замечательные направления в психологии, например, когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), которая сейчас уже является мейнстримом и может похвастаться большим количеством исследований и подтвержденных эффективных методов по самым разным проблемам – от навязчивых мыслей и суи****льных наклонностей до семейных отношений. При этом даже в КПТ есть и сомнительные исследования: то выборка 100 человек, то изучаемые характеристики плохо описаны. Как вообще точно описать, что такое «интроверсия»? Или что такое «интеллект»? Или что такое «абьюз»? Есть десятки разных определений на практически все психологические термины. Это тебе не математика и физика со строгими формулами.

Именно потому что мемов даже в 1 человеке миллионы ,практически невозможно предсказать его поведение. И если психология этого не может сделать, с какой стати мы называем её наукой? Ведь задача науки состоит в том, чтобы её теории помогали прогнозировать будущее. А предсказательная сила психологии очень слаба, слабее остальных наук. Тем не менее, психологи помогают людям, а значит, польза есть.

К чему я это все веду? Честно говоря, ни к чему конкретному. Просто делаю вывод, что человеку надо жить, ставя перед собой свои личные цели. И не стоит обольщаться: наша психика до конца непостижима. Мы можем лишь выделить, проанализировать каки-то сценарии, но это будет часть огромного целого. Это не означает, что не надо искать хорошие эффективные модели движения к счастью, конечно надо. Разбирайтесь с конкретными задачами и не расстраивайтесь, если где-то не можете докопаться до сути.

Альтернативный ответ: если мы сможем создать следующий репликатор, который придет на смену мему, то у него точно будут все шансы разобрать нашу психику по косточкам. Об этом в эпилоге.

Вот вам напоследок интересная идея.

  • Математика – фундаментальная наука, которая дает нам инструмент четкого и однозначного описания реальности.

  • Физика с помощью математических формул изучает взаимодействие материи, появления вселенной и штамповки химических элементов.

  • Химия с помощью физических законов изучает взаимодействие и эволюцию этих элементов

  • Биология изучает штамповку генов и эволюцию жизни

  • Психология изучает жизнь и штамповку мемов, эволюцию культуры и психики

Как видно, все науки строятся друг на друге и друг без друга не могут. Психология строится на биологии, понимании работы нервной системы. Биология – на химии, понимании химических процессов, происходящих в клетках. Химия – на физике, и понимании законов работы материи. Физика – на математике, которая описывает законы природы четкими и ясными формулами. Как сказал Ньютон, «я стоял на плечах гигантов».

Так что если уж биология и генетика до конца не изучены, не дают 100% гарантий в своих предсказания, то что ждать от психологии? Это очень новая наука, которой придется много потрудиться.

Часть 3. Эпилог

Что такое сознание и психика человека, и почему мы никогда не сможем в них разобраться. Подробнейший разбор (Ч. 3), изображение №5

Заключительная часть с разнообразными выводами, короткими наблюдениями и вопросами, на которые нет четкого ответа. Можно поразмышлять вместе.

Существует ли свобода воли?

Я считаю, что нет. Роберт Сапольски в своей новой книге «Предопределено. Наука о жизни без свободы воли» подробно это разбирает. Как я уже сказал, я сторонник жесткого детерминизма — философского направления, которое считает, что абсолютно все наши поступки заданы химико-биологической природой. Всё, что мы делаем – неизбежно с точки зрения законов науки. Управление этими процессами – ложное ощущение, мол наша воля «решила». Впрочем, это не значит, что не надо ничего делать. Вы и не сможете. Мемы не позволят ;)

Что будет следующим репликатором?

Появление нового репликатора неизбежно, так устроен мир.

- Атомы создали планеты
- На планете появились гены
- Гены создали генетические машины — животных и людей
- В людях появились мемы
- Мемы создали меметические машины — компьютеры, языковые модели
- В этих машинах появятся…???

Самый интересный вопрос, я считаю. Что же появится внутри сложных меметических машин? Вероятно это будет код языка программирования, который будет менять сам себя по определенным правилам и мутировать. А потом создавать внутри компьютера новые программы.

Эволюция будет идти аналогично предыдущим шагам, только быстрее. Гены заполонили всю планету за 3 млрд лет. Мемы за какие-то 10 тысяч сделали компьютер и полетели в космос.

Вероятно, новый репликатор буквально за годы или даже месяцы создаст внутри компьютера новую цивилизацию. Та самая «технологическая сингулярность», когда скорость развития технологий будет такая быстрая, что люди перестанут понимать, что происходит. Очевидное сходство с животными, которые не понимают, че произошло с облысевшими обезьянами и почему они стали такие дерзкие. А может это всё уже происходит, а мы не видим?

Я думаю, именно новый репликатор и будет способен проанализировать все эти гигантские массивы меметических данных, которые наплодил человек. Уже сейчас языковым моделям скармливают терабайты данных, все мемы, которые человечество насоздавало, и языковые модели за секунды их проглатывают. Вот там и будет происходит систематизация… нас. Но поймем ли мы её?

Как сознание определяет, какую инструкцию подсовывать телу и как ему поступать, ведь их же тысячи и тысячи?

У меня нет какого-то супер четкого ответа на этот вопрос, но думаю это происходит так:

Сознание вовсе не подсовывает нам мысли, сознание реагирует на реальность и сразу же связывает это с рефлексами, которые завязаны на информацию, которую мозг получает. Когда мы видим яму, у нас в сознании вспыхивает мем «яма – значит, надо перепрыгнуть или обойти». Если мы видим еду, появляется мем – «кушай!». Если нам становится лучше от того, что мы сделали как предписывает инструкция, мем усиливается, нейронная связь закрепляется. Если нам становится хуже, мем отмирает. Абсолютно так же действуют и живут животные, только они реагируют исключительно на ощущения, а человек реагирует на символы, т. е. интерпретацию ощущений как сложных команд.

Я планирую прочитать книгу «Тоннель эго» - супер-труд немецкого ученого Томаса Метцингера, философа -когнитивиста. Согласно его концепции, наше ощущение «Я» возникает благодаря сложным процессам самовоспроизведения (о, привет мемы). Метцингер утверждает, что наше сознание создает иллюзию устойчивого "я", но на самом деле мы находимся в состоянии постоянного переоценки и перепрограммирования нашего опыта. О, это уже мутации мемов.

Бессознательное, вероятно, можно сравнить с 25-м кадром – настолько быстро пролетающими мимо нас символами, которые мы не видим и не ощущаем, но почему-то есть желание следовать этим инструкциям есть.

Можно ли провести полную аналогию мемов и генов? Например, что является аналогом ДНК для мемов?

Я не биолог, поэтому могу ошибаться, но вот мои идеи:

Мозг – аналог планеты, территории с ресурсами, где обитают гены. Именно «мозг» видит и распознает мемы, и только там мемы существуют. Точно так же гены не могут существовать вне нашей планеты, потому что там это набор атомов, который тут же умирает в неподходящих ему условиях. Представьте, что мы стоим на берегу озера и кричим «привет». Мы слышим эхо – «привет, привет, привет…», но если на другом берегу нет человека, приемника этого символа, то звук просто постепенно гаснет и «умирает».

Язык – аналог ДНК. ДНК это четкая структура, которая содержит в себе гены, т. е. инструкции, как развертывать те или иные клетки. Язык – это набор мемов, инструкций, какие действия нужно сделать человеку.

Я знаю, что есть критика мема, мол, у генов есть конкретное материальное воплощение – это нуклеотиды, а что у мемов является материальным основанием? Какой нейрокоррелят у мемов? Т. е. какие нейроны отвечают за мемы ? Ответ – все сразу. Любой символ, который как-то сохранился в разных частях мозга – в аудиальной части, в визуальной, в части, отвечающей за ощущения. Важно то, что мозг связывает эту репрезентацию из реального мира (что это БЫЛО - звук, картинка, ощущение, запах) со смысловым значением (что ДЕЛАТЬ), которое хранится вероятно в неокортексе. Это часть мозга, которая отвечает за рациональное мышление и планирование.

Если репликаторы существуют всегда, то какие репликаторы были до большого взрыва?

Еще один кайфовый вопрос: можно ли сказать, что вселенная тоже является продуктом какого-то еще бОльшего репликатора? Кто-то скажет, мол, «бред, вселенная огромна, что может быть еще больше?!»

Но для насекомых и бактерий даже человек, а уж тем более скала или планета – это просто колоссальных размеров объект. Может быть, наша вселенная – всего лишь микроскопическая частица еще большего мира, где тоже существуют репликаторы. Или наоборот, раз вселенная появилась после большого взрыва и находилась в суперсжатом состоянии, может быть, репликаторы были супер маленькими? Ведь откуда-то появились все эти глюоны, мюоны, бозоны, кварки, из которых состоят атомы. На этот вопрос я вообще не знаю пока, что ответить.

Павел Домрачев

Комментарии (4)


  1. Radisto
    15.08.2024 09:27
    +1

    Я планирую прочитать книгу «Тоннель эго» - супер-труд немецкого ученого Томаса Метцингера,

    Надо было прочитать, прежде чем писать вот это всё. И "Быть никем" тоже, чтобы два раза не вставать. А лучше с неё начать

    (о, привет мемы)

    Нет, не привет

    О, это уже мутации мемов

    Нет, не уже. Только если вы твердо намерены натянуть эти мемы на что угодно любой ценой. Тогда можно и не читать, а сразу начать планировать


    1. otomdjunke Автор
      15.08.2024 09:27

      аргументы не раскрыты, ни один


  1. Pitcentr0
    15.08.2024 09:27
    +1

    Книга "Тоннель эго" (оригинальное название "The Ego Tunnel") написана немецким философом Томасом Метцингером. В ней автор исследует природу сознания и "я", выдвигая гипотезу, что наше ощущение "я" — это иллюзия, созданная мозгом.

    Основные тезисы и суть книги:

    1. Иллюзия "я":

      • Метцингер утверждает, что наше "я" — это не что-то объективное, а субъективная конструкция, которая возникает из процессов в мозге. Мы воспринимаем себя как автономных субъектов, хотя на самом деле "я" — это лишь "модель мира", создаваемая мозгом для удобства.

    2. Концепция "эго-тоннеля":

      • "Эго-тоннель" — это метафора, описывающая ограниченность нашего восприятия. Мы видим мир через узкий тоннель восприятия, где создается иллюзия целостности и идентичности "я". В действительности, наш мозг постоянно обрабатывает и интерпретирует информацию, чтобы создать иллюзию стабильного и целостного "я".

    3. Нейронаучные исследования:

      • Метцингер опирается на современные исследования в области нейронауки и философии сознания. Он объясняет, как различные области мозга взаимодействуют, чтобы создать то, что мы называем "сознанием" и "самосознанием".

    4. Этические и философские последствия:

      • Если "я" — это всего лишь иллюзия, то возникает вопрос, как это знание должно влиять на наше понимание этики, морали и ответственности. Метцингер рассматривает, как это понимание может изменить наше отношение к свободе воли и личной ответственности.

    5. Будущее исследований сознания:

      • Автор также обсуждает перспективы будущих исследований в области сознания и искусственного интеллекта. Он затрагивает тему создания искусственного сознания и этические вопросы, связанные с этим.

    Выводы:

    Метцингер призывает нас пересмотреть наши традиционные представления о "я" и сознании. Он предлагает, что понимание иллюзорности "я" может привести к более глубокому пониманию человеческой природы и улучшению нашего существования. Книга заставляет задуматься о том, кто мы на самом деле и как мозг создает нашу субъективную реальность.


  1. deepmind7
    15.08.2024 09:27
    +1

    "Сомнительно, но окэй"