По данным Минпромторга, в 2023 году российские заводы выпустили 37 млн подшипников, что на 20,8% больше, чем в 2022-м. Но, увы, их не хватает, приходится много импортировать. Для сравнения: Китай производит порядка 20 млрд подшипников в год, около 5 млрд идет на экспорт.
В июле 2024 г. в ходе одной из конференций Ассоциации «Росспецмаш» председатель Союза производителей подшипников, корпоративный директор ООО «ВЕКтор» Алексей Кулешов подтвердил, что объём выпуска подшипниковой продукции в России в 2023 году увеличился до 37,1 млн шт. При этом общий объём внутреннего рынка достигает примерно 160 млн. подшипников в год. По словам Алексея Кулешова, более активному росту отрасли мешает ряд трудностей. Так, в этом сегменте производства отсутствует система техрегулирования, которая могла бы защитить местных изготовителей и помочь бороться с фальсификатом. Кроме того, представители отрасли испытывают потребность в отечественном специализированном станочном оборудовании и инструменте, а импортное поставлять становится всё сложнее. Решить следует также вопрос с ценообразованием на рынке металлов и кадровым голодом.
В 2014-2021 гг. импорт всех видов подшипников составлял 47-88 тыс. тонн в год на сумму $294-612 млн. По стоимости топ-5 стран-поставщиков составляли Германия, Казахстан, Малайзия, Китай и Япония, хотя по весу лидерами были Казахстан, Малайзия, Латвия и Китай. Минимум в стоимостном выражении наблюдался в 2015 г., а максимум в 2021 г.
В 2022 г. западные компании ввели строгие экономические санкции против России и импорт резко изменился. Особенно это коснулось товарной позиции по коду ТН ВЭД 848220 «Подшипники роликовые конические», поскольку существенная доля их применяется в тяжелом машиностроении, в частности в грузовых ж/д вагонах, крупной автотехнике, сверхтяжелом заводском оборудовании, имеет важное стратегическое значение. Наши данные обобщены в таблице 1.
Таблица 1: Импорт и экспорт роликовых конических подшипников в 2020-2023 гг., млн. ед., тыс. тонн, млн $
Год |
Импорт |
Экспорт |
||||
млн ед. |
тыс. тонн |
млн $ |
млн ед. |
тыс. тонн |
млн $ |
|
2020 |
8,3 |
14,0 |
89,9 |
0,489 |
1,3 |
10,3 |
2021 |
11,0 |
13,0 |
118,4 |
0,02 |
0,033 |
0,3 |
2022 |
11,8 |
15,3 |
99,0 |
0,115 |
0,274 |
3,0 |
2023 |
11,5 |
22,0 |
151,5 |
0,035 |
0,07 |
0,733 |
Примечание: подшипников по коду ТН ВЭД 848220
Источник: автор по базе ФТС
Экспорт роликовых конических подшипников в 2020 г. был сравнительно большой и шёл в основном в страны колеи 1520, а также туда, где эксплуатировались наши тяжёлые машины или годились наши подшипники как компоненты промышленного оборудования, например в адрес Mongolian Trans Logistic LLC и «Монголо-Российское АО Улан-Баторская Железная Дорога» (Монголия), АО «Ахангаранцемент» (Узбекистан), Ремонтный Завод «ЭРМАЭРО» (Алжир), Imet-Ake S.R.O. (Словакия), SC Green LAND SA (Румыния), СО 31 MCU AF PALAM (Индия), Pojazdy Szynowe Pesa Bydgoszcz SA (Польша), «BELAZ Premar Services D.O.O. (Босния и Герцеговина).
В 2022 г., экспорт подшипников скакнул вверх. По существу, западные структуры в российской юрисдикции реэкспортировали российские складские запасы (те, которые были им подконтрольны через дочерние фирмы и совместные предприятия).
Так, в 2022 г. ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл» (д. Черная Грязь Московской области) вывез в Бельгию на имя Caterpillar Sarl Parts Distribution Center (1850, Grimbergen, Humbeeksesteenweg, 98) более 100 партий подшипников для внедорожных большегрузных транспортных средств и дорожно-строительной техники общим числом 3324 ед. весом 8 тонн на сумму $0,5 млн с указанием 19 стран происхождения товара: Австрия, Англия, Венгрия, Вьетнам, Германия, Индия, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, Румыния, Словакия, США, Украина, Франция, Швеция, Япония.
В том же 2022 году «Филиал Корпорации Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз, Инк.» направил все свои подшипники из Москвы, производства Германии, США и Швеции к себе на склады в Германии и США (John Deere Walldorf GmbH&CO.KG и Deere & Company) 1945 ед. весом 2 тонн на сумму $0,25 млн.
Аналогичные действия в 2022 г. совершило ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» (Н. Челны) для материнской французской CNH Industrial France (Plessis-Belleville), а также другие структуры с марками CRAFT, SKF.
Структура импорта подшипников
Основные страны-поставщики роликовых подшипников представлены на диаграмме 1.
Рисунок 1: Основные страны-поставщики роликовых подшипников в 2023 г., млн $
На 1-ом месте с большим отрывом находится Китай. Интересно, что Турция удерживает весомое второе место.
Импортерами выступали порядка 1000 предприятий во всех регионах РФ. У преобладающего количества импорт составлял в 2023 г. менее $1 млн. Из названий ясно, что они представляют интересы РЖД, автопрома, агропрома, добычи полезных ископаемых, металлургии, дорожно-строительной индустрии, авиации, электротехники, общего машиностроения и других отраслей народного хозяйства РФ, а также собственно производители подшипников. Основные, наиболее крупные импортеры роликовых конусных подшипников представлены в таблице 3.
Таблица 2: Наиболее крупные импортеры роликовых конусных подшипников в 2023 г. млн $
Импортер |
Регион |
Сумма, млн $ |
---|---|---|
ПАО ТРАНСКОНТЕЙНЕР |
ХИМКИ |
18,0 |
ООО НОВАЯ ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ |
МОСКВА |
17,5 |
ООО КОНСТАНТА |
ВОЛОГДА |
4,3 |
ООО ТЕХПОСТАВКАСЕРВИС |
МОСКВА |
4,1 |
ООО ИМПОРТ-ТЕХНИКА |
МОСКВА |
3,9 |
ПАО МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ |
МАГНИТОГОРСК |
1,8 |
ООО КРУПС-ММ |
МОСКВА |
1,7 |
Источник: автор на основе данных ФТС
Обе лидирующие позиции удерживают структуры РЖД. ПАО «Трансконтейнер» ввезло в 2023 г. 49,9 тыс. подшипников конических двухрядных производства Wafangdian Bearing Group Corporation Ltd. (Китай) для грузовых вагонов TBU 150X250X160, а ООО «Новая Вагоноремонтная Компания» импортировала 51 тыс. роликовых двухрядных подшипников типа 150Х250Х160 от Luoyang LYC Bearing Co. Ltd. (Китай).
Заключение
В мае 2022 года мы выпустили материал о том, что стало с отечественным производством железнодорожных подшипников. С тех пор ситуация все-таки улучшилась, а импортеры сильно изменились. Как видите, лидирующие позиции по поставкам в Россию заняли дружественные страны во главе с КНР (на эту страну пришлось две трети импорта). Вероятнее всего, в будущем похожая картина сохранится.
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале
Комментарии (6)
Javian
29.08.2024 11:53+1объём выпуска подшипниковой продукции в России
Не вижу списка этих самых отечественных производителей. В этом году видел пост от завода Кубаньжелдормаш, что отечественные подшипники в этом году это Китай, который перекладывается из одной коробки в другую "отечественными производителями", в штате которых до полсотни людей, а то и меньше. Претензии к качеству, исполнению, и цене.
Squoworode
29.08.2024 11:53+1реэкспортировали 8 тонн подшипников
реэкспортировали 2 тонны подшипников
Да это же капля в море. Пара ящиков размером с холодильник. В сутки в четыре раза больше импортировали. Стоило это вообще упоминать?
Flammmable
Почему у статьи указан хаб Производство и разработка электроники* ?
Getequ
да там и слова "патент" в тексте статье нет.
манагеру надо отчитаться о продвижении конторки
Flammmable
Звучит логично :)
hw_store
Вероятно, хаба "Производство и разработка подшипников" пока нет, а администрация нерасторопна