По данным Минпромторга, в 2023 году российские заводы выпустили 37 млн подшипников, что на 20,8% больше, чем в 2022-м. Но, увы, их не хватает, приходится много импортировать. Для сравнения: Китай производит порядка 20 млрд подшипников в год, около 5 млрд идет на экспорт.

В июле 2024 г. в ходе одной из конференций Ассоциации «Росспецмаш» председатель Союза производителей подшипников, корпоративный директор ООО «ВЕКтор» Алексей Кулешов подтвердил, что объём выпуска подшипниковой продукции в России в 2023 году увеличился до 37,1 млн шт. При этом общий объём внутреннего рынка достигает примерно 160 млн. подшипников в год. По словам Алексея Кулешова, более активному росту отрасли мешает ряд трудностей. Так, в этом сегменте производства отсутствует система техрегулирования, которая могла бы защитить местных изготовителей и помочь бороться с фальсификатом. Кроме того, представители отрасли испытывают потребность в отечественном специализированном станочном оборудовании и инструменте, а импортное поставлять становится всё сложнее. Решить следует также вопрос с ценообразованием на рынке металлов и кадровым голодом.

В 2014-2021 гг. импорт всех видов подшипников составлял 47-88 тыс. тонн в год на сумму $294-612 млн. По стоимости топ-5 стран-поставщиков составляли Германия, Казахстан, Малайзия, Китай и Япония, хотя по весу лидерами были Казахстан, Малайзия, Латвия и Китай. Минимум в стоимостном выражении наблюдался в 2015 г., а максимум в 2021 г.

В 2022 г. западные компании ввели строгие экономические санкции против России и импорт резко изменился. Особенно это коснулось товарной позиции по коду ТН ВЭД 848220 «Подшипники роликовые конические», поскольку существенная доля их применяется в тяжелом машиностроении, в частности в грузовых ж/д вагонах, крупной автотехнике, сверхтяжелом заводском оборудовании, имеет важное стратегическое значение. Наши данные обобщены в таблице 1.

Таблица 1: Импорт и экспорт роликовых конических подшипников в 2020-2023 гг., млн. ед., тыс. тонн, млн $

Год

Импорт

Экспорт

млн ед.

тыс. тонн

млн $

млн ед.

тыс. тонн

млн $

2020

8,3

14,0

89,9

0,489

1,3

10,3

2021

11,0

13,0

118,4

0,02

0,033

0,3

2022

11,8

15,3

99,0

0,115

0,274

3,0

2023

11,5

22,0

151,5

0,035

0,07

0,733

Примечание: подшипников по коду ТН ВЭД 848220

Источник: автор по базе ФТС

Экспорт роликовых конических подшипников в 2020 г. был сравнительно большой и шёл в основном в страны колеи 1520, а также туда, где эксплуатировались наши тяжёлые машины или годились наши подшипники как компоненты промышленного оборудования, например в адрес Mongolian Trans Logistic LLC и «Монголо-Российское АО Улан-Баторская Железная Дорога» (Монголия), АО «Ахангаранцемент» (Узбекистан), Ремонтный Завод «ЭРМАЭРО» (Алжир), Imet-Ake S.R.O. (Словакия), SC Green LAND SA (Румыния), СО 31 MCU AF PALAM (Индия), Pojazdy Szynowe Pesa Bydgoszcz SA (Польша), «BELAZ Premar Services D.O.O. (Босния и Герцеговина).

В 2022 г., экспорт подшипников скакнул вверх. По существу, западные структуры в российской юрисдикции реэкспортировали российские складские запасы (те, которые были им подконтрольны через дочерние фирмы и совместные предприятия). 

Так, в 2022 г. ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл» (д. Черная Грязь Московской области) вывез в Бельгию на имя Caterpillar Sarl Parts Distribution Center (1850, Grimbergen, Humbeeksesteenweg, 98) более 100 партий подшипников для внедорожных большегрузных транспортных средств и дорожно-строительной техники общим числом 3324 ед. весом 8 тонн на сумму $0,5 млн с указанием 19 стран происхождения товара: Австрия, Англия, Венгрия, Вьетнам, Германия, Индия, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, Румыния, Словакия, США, Украина, Франция, Швеция, Япония.

В том же 2022 году «Филиал Корпорации Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз, Инк.» направил все свои подшипники из Москвы, производства Германии, США и Швеции к себе на склады в Германии и США (John Deere Walldorf GmbH&CO.KG и Deere & Company) 1945 ед. весом 2 тонн на сумму $0,25 млн.

Аналогичные действия в 2022 г. совершило ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» (Н. Челны) для материнской французской CNH Industrial France (Plessis-Belleville), а также другие структуры с марками CRAFT, SKF.

Структура импорта подшипников 

Основные страны-поставщики роликовых подшипников представлены на диаграмме 1.

Рисунок 1: Основные страны-поставщики роликовых подшипников в 2023 г., млн $

Источник: автор на основе данных ФТС
Источник: автор на основе данных ФТС


На 1-ом месте с большим отрывом находится Китай. Интересно, что Турция удерживает весомое второе место.

Импортерами выступали порядка 1000 предприятий во всех регионах РФ. У преобладающего количества импорт составлял в 2023 г. менее  $1 млн. Из названий ясно, что они представляют интересы РЖД, автопрома, агропрома, добычи полезных ископаемых, металлургии, дорожно-строительной индустрии, авиации, электротехники, общего машиностроения и других отраслей народного хозяйства РФ, а также собственно производители подшипников. Основные, наиболее крупные импортеры роликовых конусных подшипников представлены в таблице 3.

Таблица 2: Наиболее крупные импортеры роликовых конусных подшипников в 2023 г. млн $

Импортер

Регион

Сумма, млн $

ПАО ТРАНСКОНТЕЙНЕР

ХИМКИ

18,0

ООО НОВАЯ ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ

МОСКВА

17,5

ООО КОНСТАНТА

ВОЛОГДА

4,3

ООО ТЕХПОСТАВКАСЕРВИС

МОСКВА

4,1

ООО ИМПОРТ-ТЕХНИКА

МОСКВА

3,9

ПАО МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ

МАГНИТОГОРСК

1,8

ООО КРУПС-ММ

МОСКВА

1,7

Источник: автор на основе данных ФТС

Обе лидирующие позиции удерживают структуры РЖД. ПАО «Трансконтейнер» ввезло в 2023 г. 49,9 тыс. подшипников конических двухрядных производства Wafangdian Bearing Group Corporation Ltd. (Китай) для грузовых вагонов TBU 150X250X160, а ООО «Новая Вагоноремонтная Компания» импортировала 51 тыс. роликовых двухрядных подшипников типа 150Х250Х160 от Luoyang LYC Bearing Co. Ltd. (Китай).

Заключение

В мае 2022 года мы выпустили материал о том, что стало с отечественным производством железнодорожных подшипников. С тех пор ситуация все-таки улучшилась, а импортеры сильно изменились. Как видите, лидирующие позиции по поставкам в Россию заняли дружественные страны во главе с КНР (на эту страну пришлось две трети импорта). Вероятнее всего, в будущем похожая картина сохранится. 

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Комментарии (6)


  1. Flammmable
    29.08.2024 11:53
    +4

    Почему у статьи указан хаб Производство и разработка электроники* ?


    1. Getequ
      29.08.2024 11:53
      +4

      да там и слова "патент" в тексте статье нет.

      манагеру надо отчитаться о продвижении конторки


      1. Flammmable
        29.08.2024 11:53
        +1

        манагеру надо отчитаться о продвижении конторки

        Звучит логично :)


    1. hw_store
      29.08.2024 11:53
      +2

      Вероятно, хаба "Производство и разработка подшипников" пока нет, а администрация нерасторопна


  1. Javian
    29.08.2024 11:53
    +1

    объём выпуска подшипниковой продукции в России

    Не вижу списка этих самых отечественных производителей. В этом году видел пост от завода Кубаньжелдормаш, что отечественные подшипники в этом году это Китай, который перекладывается из одной коробки в другую "отечественными производителями", в штате которых до полсотни людей, а то и меньше. Претензии к качеству, исполнению, и цене.


  1. Squoworode
    29.08.2024 11:53
    +1

    реэкспортировали 8 тонн подшипников

    реэкспортировали 2 тонны подшипников

    Да это же капля в море. Пара ящиков размером с холодильник. В сутки в четыре раза больше импортировали. Стоило это вообще упоминать?