По данным Минпромторга, в 2023 году российские заводы выпустили 37 млн подшипников, что на 20,8% больше, чем в 2022-м. Но, увы, их не хватает, приходится много импортировать. Для сравнения: Китай производит порядка 20 млрд подшипников в год, около 5 млрд идет на экспорт.

В июле 2024 г. в ходе одной из конференций Ассоциации «Росспецмаш» председатель Союза производителей подшипников, корпоративный директор ООО «ВЕКтор» Алексей Кулешов подтвердил, что объём выпуска подшипниковой продукции в России в 2023 году увеличился до 37,1 млн шт. При этом общий объём внутреннего рынка достигает примерно 160 млн. подшипников в год. По словам Алексея Кулешова, более активному росту отрасли мешает ряд трудностей. Так, в этом сегменте производства отсутствует система техрегулирования, которая могла бы защитить местных изготовителей и помочь бороться с фальсификатом. Кроме того, представители отрасли испытывают потребность в отечественном специализированном станочном оборудовании и инструменте, а импортное поставлять становится всё сложнее. Решить следует также вопрос с ценообразованием на рынке металлов и кадровым голодом.

В 2014-2021 гг. импорт всех видов подшипников составлял 47-88 тыс. тонн в год на сумму $294-612 млн. По стоимости топ-5 стран-поставщиков составляли Германия, Казахстан, Малайзия, Китай и Япония, хотя по весу лидерами были Казахстан, Малайзия, Латвия и Китай. Минимум в стоимостном выражении наблюдался в 2015 г., а максимум в 2021 г.

В 2022 г. западные компании ввели строгие экономические санкции против России и импорт резко изменился. Особенно это коснулось товарной позиции по коду ТН ВЭД 848220 «Подшипники роликовые конические», поскольку существенная доля их применяется в тяжелом машиностроении, в частности в грузовых ж/д вагонах, крупной автотехнике, сверхтяжелом заводском оборудовании, имеет важное стратегическое значение. Наши данные обобщены в таблице 1.

Таблица 1: Импорт и экспорт роликовых конических подшипников в 2020-2023 гг., млн. ед., тыс. тонн, млн $

Год

Импорт

Экспорт

млн ед.

тыс. тонн

млн $

млн ед.

тыс. тонн

млн $

2020

8,3

14,0

89,9

0,489

1,3

10,3

2021

11,0

13,0

118,4

0,02

0,033

0,3

2022

11,8

15,3

99,0

0,115

0,274

3,0

2023

11,5

22,0

151,5

0,035

0,07

0,733

Примечание: подшипников по коду ТН ВЭД 848220

Источник: автор по базе ФТС

Экспорт роликовых конических подшипников в 2020 г. был сравнительно большой и шёл в основном в страны колеи 1520, а также туда, где эксплуатировались наши тяжёлые машины или годились наши подшипники как компоненты промышленного оборудования, например в адрес Mongolian Trans Logistic LLC и «Монголо-Российское АО Улан-Баторская Железная Дорога» (Монголия), АО «Ахангаранцемент» (Узбекистан), Ремонтный Завод «ЭРМАЭРО» (Алжир), Imet-Ake S.R.O. (Словакия), SC Green LAND SA (Румыния), СО 31 MCU AF PALAM (Индия), Pojazdy Szynowe Pesa Bydgoszcz SA (Польша), «BELAZ Premar Services D.O.O. (Босния и Герцеговина).

В 2022 г., экспорт подшипников скакнул вверх. По существу, западные структуры в российской юрисдикции реэкспортировали российские складские запасы (те, которые были им подконтрольны через дочерние фирмы и совместные предприятия). 

Так, в 2022 г. ООО «Катерпиллар Дистрибьюшн Интернейшнл» (д. Черная Грязь Московской области) вывез в Бельгию на имя Caterpillar Sarl Parts Distribution Center (1850, Grimbergen, Humbeeksesteenweg, 98) более 100 партий подшипников для внедорожных большегрузных транспортных средств и дорожно-строительной техники общим числом 3324 ед. весом 8 тонн на сумму $0,5 млн с указанием 19 стран происхождения товара: Австрия, Англия, Венгрия, Вьетнам, Германия, Индия, Италия, Канада, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, Румыния, Словакия, США, Украина, Франция, Швеция, Япония.

В том же 2022 году «Филиал Корпорации Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз, Инк.» направил все свои подшипники из Москвы, производства Германии, США и Швеции к себе на склады в Германии и США (John Deere Walldorf GmbH&CO.KG и Deere & Company) 1945 ед. весом 2 тонн на сумму $0,25 млн.

Аналогичные действия в 2022 г. совершило ООО «СиЭнЭйч Индастриал Руссия» (Н. Челны) для материнской французской CNH Industrial France (Plessis-Belleville), а также другие структуры с марками CRAFT, SKF.

Структура импорта подшипников 

Основные страны-поставщики роликовых подшипников представлены на диаграмме 1.

Рисунок 1: Основные страны-поставщики роликовых подшипников в 2023 г., млн $

Источник: автор на основе данных ФТС
Источник: автор на основе данных ФТС


На 1-ом месте с большим отрывом находится Китай. Интересно, что Турция удерживает весомое второе место.

Импортерами выступали порядка 1000 предприятий во всех регионах РФ. У преобладающего количества импорт составлял в 2023 г. менее  $1 млн. Из названий ясно, что они представляют интересы РЖД, автопрома, агропрома, добычи полезных ископаемых, металлургии, дорожно-строительной индустрии, авиации, электротехники, общего машиностроения и других отраслей народного хозяйства РФ, а также собственно производители подшипников. Основные, наиболее крупные импортеры роликовых конусных подшипников представлены в таблице 3.

Таблица 2: Наиболее крупные импортеры роликовых конусных подшипников в 2023 г. млн $

Импортер

Регион

Сумма, млн $

ПАО ТРАНСКОНТЕЙНЕР

ХИМКИ

18,0

ООО НОВАЯ ВАГОНОРЕМОНТНАЯ КОМПАНИЯ

МОСКВА

17,5

ООО КОНСТАНТА

ВОЛОГДА

4,3

ООО ТЕХПОСТАВКАСЕРВИС

МОСКВА

4,1

ООО ИМПОРТ-ТЕХНИКА

МОСКВА

3,9

ПАО МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМБИНАТ

МАГНИТОГОРСК

1,8

ООО КРУПС-ММ

МОСКВА

1,7

Источник: автор на основе данных ФТС

Обе лидирующие позиции удерживают структуры РЖД. ПАО «Трансконтейнер» ввезло в 2023 г. 49,9 тыс. подшипников конических двухрядных производства Wafangdian Bearing Group Corporation Ltd. (Китай) для грузовых вагонов TBU 150X250X160, а ООО «Новая Вагоноремонтная Компания» импортировала 51 тыс. роликовых двухрядных подшипников типа 150Х250Х160 от Luoyang LYC Bearing Co. Ltd. (Китай).

Заключение

В мае 2022 года мы выпустили материал о том, что стало с отечественным производством железнодорожных подшипников. С тех пор ситуация все-таки улучшилась, а импортеры сильно изменились. Как видите, лидирующие позиции по поставкам в Россию заняли дружественные страны во главе с КНР (на эту страну пришлось две трети импорта). Вероятнее всего, в будущем похожая картина сохранится. 

Автор: Тесленко В.В. к.х.н.

Бесплатный поиск, мониторинг и регистрация товарных знаков  и других объектов интеллектуальной собственности.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Комментарии (4)


  1. gleb_l
    29.08.2024 12:29
    +1

    Очень интересно, напоминает отраслевой отчет. Но разве это тематика Хабра? Понимаю еще кремниевые пластины или готовые чипы. Но подшипники? Почему именно они?

    PS про дружественные страны хороша ремарка. Они точно не бросят!


  1. 0xED
    29.08.2024 12:29
    +1

    Какое отношение эта статья имеет к хабам "Патентование" и "Производство и разработка электроники"?


    1. gleb_l
      29.08.2024 12:29
      +1

      Например, такое: электроника без выхода в физический мир - пшик. Физический мир - роботы. Роботам нужны подшипники, чтобы двигать руками/ногами. Значит, пишем здесь про подшипники ;)

      Но дело еще в том, что статьи - две:


  1. kovserg
    29.08.2024 12:29

    А вы чего хотите если у нас целенаправленная политика такая: https://youtu.be/dUJzTOugJE8?t=1008