Этим летом у нас в компании стартовала новая активность: мы провели пилотный проект летней практики со студентами из МИФИ ИАТЭ. Цели были поставлены институтом: поделиться знаниями о работе в современных ИТ-компаниях, показать, как у нас выстроены процессы и с какими инструментами мы работаем. Ну а нам самим хотелось получить опыт организации совместной работы со студентами и молодыми специалистами, а их познакомить с реальными рабочими процессами.

Поэтому мы решили отойти от шаблонных практических заданий и предложить студентам реальную, сложную для их уровня задачу.

Для нас было важно предложить такой формат практики, который дал бы обучающемуся в вузе студенту возможность поучаствовать в рабочих процессах, близких к настоящим и стал бы переходным звеном между обучением и реальной работой в ИТ. А также новые знания и навыки командной работы! Ну и, конечно, привел бы новых молодых специалистов в наши собственные команды, помог им определиться с будущим, а нам — научиться помогать этим будущим экспертам становиться на ноги.

Ход практики

Вся практика проходила в удаленном формате — через чаты и конференции. На дворе 21 век — работа в основном строится именно так, ну и нам хотелось приблизить опыт ребят к действительности. Практика была разделена на два этапа.

Первая неделя была посвящена ряду обзорных лекций по основным направлениям: разработка, QA, аналитика и эксплуатация. Отдельными блоками были даны материалы про использование AI, карьерное консультирование и навыки самопрезентации.

В студенчестве может быть сложно определиться с тем, куда дальше прокладывать профессиональный путь. Поэтому мы постарались сориентировать ребят о возможном развитии и перспективах.

Вторая и третья недели практики были посвящены практическим навыкам. Мы решили не следовать стандартным шаблонам проведения летней практики, а сосредоточиться на реальной задаче с использованием актуальных инструментов. И, конечно, познакомить студентов с опытом наших технических специалистов.

Команда разделилась по специальностям: тестировщики, аналитики и разработчики. Задача должна была быть сложной, чтобы не превратиться в легкую прогулку, но и доступной для выполнения за отведенное время. Поэтому мы поставили задачу создания веб-сервиса для поиска финансовых инструментов (скринера). И тут всплыли и сложности, и баги, и даже сломанный сервис перед самой защитой перед менторами. 

Ребята развернули сервер, параллельно разрабатывая автотесты. Когда сервер настроили, тестировщики отправили нерабочий автотест, после чего сервер заново был поднят с неактуальными данными до внесения нужного коммита.

Так как в скрипте деплоя не был указан флаг сборки контейнеров, то при внесении дальнейших изменений в код эти действия не давали никакого эффекта. Ситуацию вынесли на обсуждение, разработчики нашли ошибку (был пропущен флаг --build) и исправили. Сервис продолжил работу уже в автономном режиме.

Радостно было видеть, что при нештатном ходе практики студенты быстро включились и решили проблему, обратившись к наставникам. Ну и при этом на реальном опыте узнали, что ошибки и вопросы могут прилетать и ночью, и в выходные. Теперь они будут к этому готовы!

Однако, несмотря на все препятствия, студенты с задачей справились, добавив очков к навыкам работы в команде и софт-скиллам.

Итоги — для нас и для студентов

Для любой компании студенческая практика — это инвестиция в будущее.

Во-первых, в свое: специалисты, проводившие практику, сами проделали большую работу: написали лекции, подготовили презентации. Многие из них потом использовали готовый материал для конференций и профессиональных выступлений. Сама же летняя практика позволила студентам осознать, что они готовы с нуля организовать работу команды.

«Для себя я еще раз подтвердил, что у меня получается организовать работу команды, выстроить процесс с нуля. Эта практика создает впечатление о бренде компании. Ведь ребята запомнят, что в «Финаме» было прикольно, и друзьям расскажут...А еще такие проекты по работе с молодежью сокращают бюджет на поиск новых сотрудников. У нас в тестировании часто открываются новые позиции, и, в том числе, с помощью практикантов их можно закрывать. Это очевидный плюс, на мой взгляд».

Владимир Першуков, Lead QA

Во-вторых, в будущее всей отрасли и грамотных специалистов. Уже на третьем курсе ребята смогут понять, как действительно работается по профессии, на что обращать внимание, чтобы получать востребованный опыт. А еще — приобретут софт-скиллы и сориентируются на карьерной лестнице, смогут понять, как им развиваться и в какую сторону.

«Летняя практика — классный проект как для нас с точки зрения бренда и привлечения молодежи, так и для студентов.

Для студентов очень полезно слушать не только теорию на лекции, но и попробовать на практике сделать кейсы, послушать о финансовой грамотности от лучших спецов в этой области, на практика изучить QA и многое другое.

Помимо опыта и знаний, большой стресс для любого студента – выйти за пределы университета и найти работу, а как ее искать, что делает, куда смотреть никто не рассказывает и показывает. Мы для ребят провели HR консультирование, которое сможет помочь им найти быстро свое первое место работы))

Нам как компании такое направление очень понравилось, мы много готовились и хотели бы классных студентов забрать к себе и сделать практику в ИТ постоянной и расширить границы по формату, образовательным учреждениям и набирать к себе как можно больше молодежи)

И да, есть ощущение, что от этой практики получили удовольствие и студенты, и наши руководители!»

Лера Кузьмина, HRBP

Ну и, в-третьих, в будущее компании. Студент, познакомившийся с нашими процессами и вместе с нашими специалистами решивший реальные рабочие задачи, с большей вероятностью придет в «Финам» уже в качестве стажера, потом молодого специалиста, эксперта, руководителя, ключевого сотрудника и т.д. Летняя практика сегодня — новые грамотные специалисты и прибыльные проекты завтра.

«Я никогда не программировал на Java и не занимался веб-разработкой. Благодаря практике освоил этот язык на среднем уровне, а также:

1) разобрался, что такое контроллеры и научился их писать;

2) узнал, что такое сервисы в Spring Boot и тоже понял, как их писать;

3) благодаря swagger узнал про АРI запросы и попрактиковался с ними;

4) научился писать документацию для swagger.

5) узнал как устроен локальный кэш в Redis и Spring Boot.

В заключение скажу, что у меня не было никогда ТАКОГО командного опыта. Для меня это было все в новинку: не один разработчик, а целых 6, это удобно, интересно и, самое главное, практично. И не могу не сказать про Postgres, Docker и Postman, я тоже с ними не был знаком, но теперь я умею этими вещами пользоваться».

Мнение одного из студентов, пожелавшего остаться неизвестным

Все довольны новым форматом. Студенты – потому что погрузились в рабочий процесс и попробовали свои силы в почти настоящих задачах. Их наставники – потому что получили важный организационный и преподавательский опыт. Ну а компания – потому что появился новый формат взаимодействия с вузами по привлечению молодых специалистов. Теперь, когда летняя студенческая практика у нас получилась, мы собираемся масштабировать формат и взаимодействовать с большим количеством вузов.

Так что скоро обязательно повторим!

Комментарии (0)