Недавно в своем корпоративном блоге мы рассказывали об индустрии мобильных NFC платежей, акцентировав внимание на Apple Pay. На Bloomberg вышла новость о том, что Apple планирует усилить распространение своей платежной системы за счет запуска нового сервиса p2p платежей, который позволит переводить деньги с помощью iPhone со счета на счет частным лицам. Нам в компании PayOnline, которая занимается организацией платежей на сайтах и мобильных приложениях, эта новость кажется знаковой, и мы подготовили обзор мнений западных экспертов по этой теме:
Olga Kharif, автор издания Bloomberg, считает, что Кремниевая долина сейчас одержима идеей прямого перевода денег с помощью приложений для смартфонов. Следствием этой одержимости стало появление на свет множества разных, как правило, неприбыльных способов совершения таких переводов, с практически близкой к нулю комиссией. Наиболее популярными из них сейчас являются приложения PayPal и его дочерней компании Venmo. Однако и они начинают все чаще сталкиваться с конкуренцией, в том числе и со стороны Google, Facebook, Square.
Apple также планирует вступить в борьбу. Согласно информации, полученной изданием в прошлом месяце от знакомого с планами Apple источника, самая дорогая в мире технологическая компания ведет с банками переговоры о запуске дополнительной функции для Apple Pay, позволяющей пользователям отправлять деньги друзьям. Аналитики считают, что для сохранения конкурентоспособности, компании придется сделать операции с дебетовыми картами бесплатными в рамках этой услуги.
По данным специализирующейся на рыночных исследованиях компании Crone Consulting, Apple может потерять немалые деньги на обслуживании прямых денежных переводов, поскольку подобные сервисы не дешевые в эксплуатации. По информации Crone, создание и подтверждение нового, привязанного к дебетовой карте, аккаунта будет стоить Apple от 50 центов до 3 долларов за единицу. Каждая операция при этом будет обходиться как минимум в 25 центов. По словам Уилла Стофеги, аналитика исследовательской фирмы IDC, подобные дружеские переводы не приносят компаниям большой прибыли. «Сам не понимаю, как такую услугу можно монетизировать», — говорит эксперт.
Едва ли Apple удастся найти способ получения прямой прибыли от этого нововведения. По всей видимости, вместо этого, компания будет использовать его для распространения Apple Pay в магазинах. С момента появления мобильной опции tap-to-pay прошел уже год, но она так и не оправдала возлагаемых на нее надежд. По данным статистики компании InfoScout, владельцы новых моделей iPhone использовали Apple Pay для совершения 2.7% от общего числа возможных покупок на прошедшей Black Friday, тогда как в прошлом году эта цифра составила 4.9%.
Тем временем PayPal сообщает, что пользователи Venmo в прошлом квартале произвели переводы на общую сумму в 2.1 миллиарда долларов, пользуясь приложением для совместной оплаты ресторанных счетов, взноса аренды за своих соседей по жилищу и возврата друзьям денег за билеты в кино. «Мы рассматриваем это как способ вовлечения клиента в игру. Монетизация для нас стоит на втором месте, — говорит Джо Ламберт, вице-президент PayPal. — Пользователи системы персональных платежей – наши самые активные клиенты, они пользуются всеми нашими продуктами. Они тратят больше остальных как с помощью PayPal, так и с помощью других наших сервисов в целом». В ближайшее время Venmo также планирует опробовать введение оплаты товаров и услуг в магазинах.
Добавление возможности отправлять друг другу деньги на новых моделях iPhone могло бы удвоить количество пользователей Apple Pay в течение 1.5–2 лет, считает Ричард Кроун, исполнительный директор Crone Consulting. Это изменение могло бы стать очень прибыльным для Apple, которая взимает комиссию каждый раз, когда пользователи достают смартфон и оплачивают покупку с его помощью. «Apple надеется закрепить и сделать неизбежным постепенное распространение Apple Pay путем стимулирования персональных платежей, — говорит Кроун. — Если я отправляю вам 50$, вы, конечно же, захотите их получить. Однако для этого вам придется подключиться к услуге персональных платежей Apple Pay. Это вирусный способ распространения приложения».
По данным все того же источника, знакомого с планами компании и пожелавшего остаться анонимным, Apple Pay может получит мощный импульс в развитии еще до запуска персонального перевода денег, который ожидается в начале следующего года. По данным другого, близкого к компании источника, Apple уже достигла предварительного соглашения с крупнейшей в Китае платежной и клиринговой сетью UnionPay о запуске Apple Pay на кассовых аппаратах по всему Китаю.
Аналитики настроены оптимистично относительно планов Apple даже несмотря на то, что на рынке США, объем которого составляет 7.5 миллиарда долларов, сейчас и так нет недостатка в сервисах по переводу денег с помощью смартфона. Некоторые из экспертов настолько уверены в успехе Apple, что даже предсказывают негативные последствия для поставщиков кредитных карт и производителей банкоматов. Приложения по переводу денег могут сократить потребность в аппаратах, выдающих наличные деньги. «Мы увидим как эти нововведения отразятся на популярности банкоматов: у людей просто не будет необходимости снимать наличные», — говорит изданию Bloomberg Мэт Уилкокс, старший вице-президент по маркетингу и инновациям Fiserv, оказывающей услуги банкам.
Компания Cardtronics, управляющая сетями банкоматов, не принимает всерьез беспокойства относительно того, что мобильные приложения могут бросить вызов ее бизнесу. «Важно различать теоретическое и фактическое поведение клиентов, — ответил автору статьи в электронном письме представитель компании Ник Папатопулос. — Наличные деньги широко распространены, даже в тех случаях, когда у клиентов есть возможность выбрать между ними и другими способами оплаты».
Если пользователи iPhone начнут привязывать свои банковские счета к Apple Pay, они получат возможность полностью отказаться от использования кредитных карт не только для перевода денег друзьям, но и, вполне возможно, вообще для любых покупок, избавившись тем самым от услуг посредников. «Это что-то вроде короткого замыкания в текущей схеме взаимодействия потребителей и поставщиков платежных услуг, — говорит Кроун. — Через 3–5 лет Apple Pay и похожие сервисы смогут забрать себе 20 процентов всех кредитных операций».
Предсказать, сколько времени уйдет на столь серьезные изменения практически невозможно, однако аналитик Aite Group Тэли Бейкер, которая пользуется QuickPay от Chase хотя бы раз в неделю для перевода денег друзьям, считает, что безналичное будущее неизбежно: «Жду не дождусь того дня, когда у меня в сумочке не будет ничего лишнего — только помада и смартфон».
Мнение по поводу p2p-платежей высказал в своем посте на Medium Джереми Аллери, генеральный директор и основатель мобильного Bitcoin-кошелька Circle, эта компания привлекла миллионные инвестиции, а их Android-приложение поддерживает NFC-платежи подобно Apple Pay:
Джереми утверждает, что рынок p2p-платежей имеет репутацию застывшего в развитии. Уже много раз западные компании пытались представить на нем свои платежные продукты, но ни один из них так и не сумел оправдать создаваемого вокруг него ажиотажа или реализовать свой потенциал. Тем не менее сейчас прямые платежи вновь становятся актуальны и превращаются в одну из самых ценных составляющих потребительского сегмента интернета. Подобно другим сверхпопулярным приложениям, работа которых основана на оказании потребителям привлекательных и бесплатных услуг (поисковые сервисы, средства общения, СМИ), сервисы p2p-платежей имеют потенциал стать плацдармом для попадания на широкие просторы всей экосистемы финансовых услуг и платежей.
Возобновление интереса к p2p-платежам стало возможно благодаря целому ряду факторов: глобальное распространение смартфонов, возможность их использования в качестве инструментов для совершения платежей (QR-коды, технологии Bluetooth LE и NFC), развитие приложений-мессенджеров и появление открытых протоколов проведения расчетных операций (например, блокчейн). Все вместе они создают предпосылки для серьезных изменений в сфере потребительских финансов, сопоставимых с прошлыми прорывами в развитии медиа, технологий коммуникации и розничной торговли в интернете.
Кроме технических факторов, есть и демографический — взросление «поколения Next», покупательная способность которого в США уже превышает 1.4 триллиона долларов ежегодно, и растет в остальной части мира. «Миллениалы» высоко ценят мобильность, в том числе в вопросах о деньгах и способах обращения с ними. К тому же с течением времени они растут и развиваются в профессиональном плане, накапливая личное состояние, и, получая в свое распоряжение материальные блага, доставшиеся им в наследство от предшественников. Все это приведет к тому, что они неизбежно сыграют основную роль в распространении приложений для совершения розничных платежей и управления личным благосостоянием.
Аналитическая компании Aite Group оценивает объем существующего рынка p2p-платежей в 1.2 триллиона долларов и сообщает в своих исследованиях о преобладании на нем продуктов, использующих преимущественно неэлектронные, твердотельные или бумажные носители, такие, как наличные деньги или чеки. Другими словами, мы уже имеем в обороте 1.2 триллиона долларов, работа с которыми возможна только при помощи морально устаревших, нецифровых механизмов.
Анализируя большинство развивающихся рынков по всему миру, можно заметить, что p2p-платежи составляют основу их экономической деятельности, которая в целом традиционно носит более неформальный характер. Именно из-за распространенности привычки оплачивать услуги напрямую, без посредников и рассчитываться индивидуально, наличные остаются столько популярными. Однако все большее количество потребителей начинают использовать смартфоны, а, значит, p2p платежные приложения имеют все предпосылки для того, чтобы коренным образом изменить привычки потребителей в плане хранения и использования денег. Шансы сделать это увеличатся, если индустрия сможет воспользоваться открытыми интернет-протоколами для перевода средств, а также глобализировать это явление с помощью интернета.
Рынок p2p платежей во многом похож на рынок передачи текстовых сообщений 20 летней давности. Последний был представлен, как правило, только государственными органами или коммерческими монополиями. Операторы вручную распределяли и отправляли по назначению текстовые сообщения, для передачи которых использовались преимущественно только физические носители, то есть письма. В те времена мало кто мог предположить, что такие обыденные в наше время идеи, как «электронная почта», совершат революцию и окажут влияние на текстовые коммуникации по всему миру.
У маркетологов есть такой термин — «непроявленное желание». Он используется, чтобы описать глубоко скрытые желания, о наличии которых люди даже не подозревают. Появление приложений, которые позволяют отправлять платежи и делиться средствами также легко, беспрепятственно и приятно, как мы сейчас отправляем письма, сообщения или контент в интернете, даст такой же эффект, как если бы нам сполна позволили насладиться своим «непроявленным желанием».
На протяжении последних двадцати лет мы наблюдали резкий рост в сферах коммуникации и обмена информацией. Столь же быстрые изменения, рост активности мы увидим и в сфере p2p-платежей. Постепенно стоимость перевода средств будет приближаться к нулю, как это уже произошло с обменом сообщениями и контентом в интернете. Кроме того, мобильные приложения предложат совершенно новые механизмы использования денег. Идея прямого обмена между людьми существует уже не одно тысячелетие, и тем не менее только сейчас мы начали проникать в глубинную суть этого вида взаимодействия.
Однако вернемся к нашему инфоповоду, о том, что Apple может войти на рынок p2p-платежей и кто же от этого выиграет, как вообще можно понять, что кто-то выиграл. Когда речь идет о наших личных средствах или сберегательных счетах, люди хотят иметь приложения, которые дают им максимально широкий охват. Они хотят быть уверены, что отправленные ими средства дойдут до получателя, что сами они смогут легко получить переводы, предназначенные для них. Это стремление получить широкий охват повысит спрос на открытые, работающие по всему миру, приложения. При этом выбор операционных систем, устройств, валюты или каналов обмена информацией, используемых для этого, отойдет на второй план.
Появление открытых интернет-протоколов для перемещения средств и внедрение блокчейнов в мировых масштабах создали бы условия для свободного обмена деньгами, как это уже происходит с обменом информацией в интернете. В настоящее время большинство первопроходцев и крупных игроков рынка строят закрытые системы, где пользователи оказываются привязаны к своей платформе и клиентам, и не могут получить преимущества, которые могла бы дать единая глобальная обменная сеть, — подводит итог Джереми Аллери.
Материал к публикации подготовлен компанией PayOnline, международной системой для приема электронных платежей на сайте и мобильных приложениях. Если вам нужно организовать прием платежей на сайте, смело обращайтесь. Также подписывайтесь на наш корпоративный блог, впереди еще много интересных постов.
Olga Kharif, автор издания Bloomberg, считает, что Кремниевая долина сейчас одержима идеей прямого перевода денег с помощью приложений для смартфонов. Следствием этой одержимости стало появление на свет множества разных, как правило, неприбыльных способов совершения таких переводов, с практически близкой к нулю комиссией. Наиболее популярными из них сейчас являются приложения PayPal и его дочерней компании Venmo. Однако и они начинают все чаще сталкиваться с конкуренцией, в том числе и со стороны Google, Facebook, Square.
Apple также планирует вступить в борьбу. Согласно информации, полученной изданием в прошлом месяце от знакомого с планами Apple источника, самая дорогая в мире технологическая компания ведет с банками переговоры о запуске дополнительной функции для Apple Pay, позволяющей пользователям отправлять деньги друзьям. Аналитики считают, что для сохранения конкурентоспособности, компании придется сделать операции с дебетовыми картами бесплатными в рамках этой услуги.
По данным специализирующейся на рыночных исследованиях компании Crone Consulting, Apple может потерять немалые деньги на обслуживании прямых денежных переводов, поскольку подобные сервисы не дешевые в эксплуатации. По информации Crone, создание и подтверждение нового, привязанного к дебетовой карте, аккаунта будет стоить Apple от 50 центов до 3 долларов за единицу. Каждая операция при этом будет обходиться как минимум в 25 центов. По словам Уилла Стофеги, аналитика исследовательской фирмы IDC, подобные дружеские переводы не приносят компаниям большой прибыли. «Сам не понимаю, как такую услугу можно монетизировать», — говорит эксперт.
Едва ли Apple удастся найти способ получения прямой прибыли от этого нововведения. По всей видимости, вместо этого, компания будет использовать его для распространения Apple Pay в магазинах. С момента появления мобильной опции tap-to-pay прошел уже год, но она так и не оправдала возлагаемых на нее надежд. По данным статистики компании InfoScout, владельцы новых моделей iPhone использовали Apple Pay для совершения 2.7% от общего числа возможных покупок на прошедшей Black Friday, тогда как в прошлом году эта цифра составила 4.9%.
Тем временем PayPal сообщает, что пользователи Venmo в прошлом квартале произвели переводы на общую сумму в 2.1 миллиарда долларов, пользуясь приложением для совместной оплаты ресторанных счетов, взноса аренды за своих соседей по жилищу и возврата друзьям денег за билеты в кино. «Мы рассматриваем это как способ вовлечения клиента в игру. Монетизация для нас стоит на втором месте, — говорит Джо Ламберт, вице-президент PayPal. — Пользователи системы персональных платежей – наши самые активные клиенты, они пользуются всеми нашими продуктами. Они тратят больше остальных как с помощью PayPal, так и с помощью других наших сервисов в целом». В ближайшее время Venmo также планирует опробовать введение оплаты товаров и услуг в магазинах.
Добавление возможности отправлять друг другу деньги на новых моделях iPhone могло бы удвоить количество пользователей Apple Pay в течение 1.5–2 лет, считает Ричард Кроун, исполнительный директор Crone Consulting. Это изменение могло бы стать очень прибыльным для Apple, которая взимает комиссию каждый раз, когда пользователи достают смартфон и оплачивают покупку с его помощью. «Apple надеется закрепить и сделать неизбежным постепенное распространение Apple Pay путем стимулирования персональных платежей, — говорит Кроун. — Если я отправляю вам 50$, вы, конечно же, захотите их получить. Однако для этого вам придется подключиться к услуге персональных платежей Apple Pay. Это вирусный способ распространения приложения».
По данным все того же источника, знакомого с планами компании и пожелавшего остаться анонимным, Apple Pay может получит мощный импульс в развитии еще до запуска персонального перевода денег, который ожидается в начале следующего года. По данным другого, близкого к компании источника, Apple уже достигла предварительного соглашения с крупнейшей в Китае платежной и клиринговой сетью UnionPay о запуске Apple Pay на кассовых аппаратах по всему Китаю.
Аналитики настроены оптимистично относительно планов Apple даже несмотря на то, что на рынке США, объем которого составляет 7.5 миллиарда долларов, сейчас и так нет недостатка в сервисах по переводу денег с помощью смартфона. Некоторые из экспертов настолько уверены в успехе Apple, что даже предсказывают негативные последствия для поставщиков кредитных карт и производителей банкоматов. Приложения по переводу денег могут сократить потребность в аппаратах, выдающих наличные деньги. «Мы увидим как эти нововведения отразятся на популярности банкоматов: у людей просто не будет необходимости снимать наличные», — говорит изданию Bloomberg Мэт Уилкокс, старший вице-президент по маркетингу и инновациям Fiserv, оказывающей услуги банкам.
Компания Cardtronics, управляющая сетями банкоматов, не принимает всерьез беспокойства относительно того, что мобильные приложения могут бросить вызов ее бизнесу. «Важно различать теоретическое и фактическое поведение клиентов, — ответил автору статьи в электронном письме представитель компании Ник Папатопулос. — Наличные деньги широко распространены, даже в тех случаях, когда у клиентов есть возможность выбрать между ними и другими способами оплаты».
Если пользователи iPhone начнут привязывать свои банковские счета к Apple Pay, они получат возможность полностью отказаться от использования кредитных карт не только для перевода денег друзьям, но и, вполне возможно, вообще для любых покупок, избавившись тем самым от услуг посредников. «Это что-то вроде короткого замыкания в текущей схеме взаимодействия потребителей и поставщиков платежных услуг, — говорит Кроун. — Через 3–5 лет Apple Pay и похожие сервисы смогут забрать себе 20 процентов всех кредитных операций».
Предсказать, сколько времени уйдет на столь серьезные изменения практически невозможно, однако аналитик Aite Group Тэли Бейкер, которая пользуется QuickPay от Chase хотя бы раз в неделю для перевода денег друзьям, считает, что безналичное будущее неизбежно: «Жду не дождусь того дня, когда у меня в сумочке не будет ничего лишнего — только помада и смартфон».
Мнение по поводу p2p-платежей высказал в своем посте на Medium Джереми Аллери, генеральный директор и основатель мобильного Bitcoin-кошелька Circle, эта компания привлекла миллионные инвестиции, а их Android-приложение поддерживает NFC-платежи подобно Apple Pay:
Джереми утверждает, что рынок p2p-платежей имеет репутацию застывшего в развитии. Уже много раз западные компании пытались представить на нем свои платежные продукты, но ни один из них так и не сумел оправдать создаваемого вокруг него ажиотажа или реализовать свой потенциал. Тем не менее сейчас прямые платежи вновь становятся актуальны и превращаются в одну из самых ценных составляющих потребительского сегмента интернета. Подобно другим сверхпопулярным приложениям, работа которых основана на оказании потребителям привлекательных и бесплатных услуг (поисковые сервисы, средства общения, СМИ), сервисы p2p-платежей имеют потенциал стать плацдармом для попадания на широкие просторы всей экосистемы финансовых услуг и платежей.
Возобновление интереса к p2p-платежам стало возможно благодаря целому ряду факторов: глобальное распространение смартфонов, возможность их использования в качестве инструментов для совершения платежей (QR-коды, технологии Bluetooth LE и NFC), развитие приложений-мессенджеров и появление открытых протоколов проведения расчетных операций (например, блокчейн). Все вместе они создают предпосылки для серьезных изменений в сфере потребительских финансов, сопоставимых с прошлыми прорывами в развитии медиа, технологий коммуникации и розничной торговли в интернете.
Кроме технических факторов, есть и демографический — взросление «поколения Next», покупательная способность которого в США уже превышает 1.4 триллиона долларов ежегодно, и растет в остальной части мира. «Миллениалы» высоко ценят мобильность, в том числе в вопросах о деньгах и способах обращения с ними. К тому же с течением времени они растут и развиваются в профессиональном плане, накапливая личное состояние, и, получая в свое распоряжение материальные блага, доставшиеся им в наследство от предшественников. Все это приведет к тому, что они неизбежно сыграют основную роль в распространении приложений для совершения розничных платежей и управления личным благосостоянием.
Аналитическая компании Aite Group оценивает объем существующего рынка p2p-платежей в 1.2 триллиона долларов и сообщает в своих исследованиях о преобладании на нем продуктов, использующих преимущественно неэлектронные, твердотельные или бумажные носители, такие, как наличные деньги или чеки. Другими словами, мы уже имеем в обороте 1.2 триллиона долларов, работа с которыми возможна только при помощи морально устаревших, нецифровых механизмов.
Анализируя большинство развивающихся рынков по всему миру, можно заметить, что p2p-платежи составляют основу их экономической деятельности, которая в целом традиционно носит более неформальный характер. Именно из-за распространенности привычки оплачивать услуги напрямую, без посредников и рассчитываться индивидуально, наличные остаются столько популярными. Однако все большее количество потребителей начинают использовать смартфоны, а, значит, p2p платежные приложения имеют все предпосылки для того, чтобы коренным образом изменить привычки потребителей в плане хранения и использования денег. Шансы сделать это увеличатся, если индустрия сможет воспользоваться открытыми интернет-протоколами для перевода средств, а также глобализировать это явление с помощью интернета.
Рынок p2p платежей во многом похож на рынок передачи текстовых сообщений 20 летней давности. Последний был представлен, как правило, только государственными органами или коммерческими монополиями. Операторы вручную распределяли и отправляли по назначению текстовые сообщения, для передачи которых использовались преимущественно только физические носители, то есть письма. В те времена мало кто мог предположить, что такие обыденные в наше время идеи, как «электронная почта», совершат революцию и окажут влияние на текстовые коммуникации по всему миру.
У маркетологов есть такой термин — «непроявленное желание». Он используется, чтобы описать глубоко скрытые желания, о наличии которых люди даже не подозревают. Появление приложений, которые позволяют отправлять платежи и делиться средствами также легко, беспрепятственно и приятно, как мы сейчас отправляем письма, сообщения или контент в интернете, даст такой же эффект, как если бы нам сполна позволили насладиться своим «непроявленным желанием».
На протяжении последних двадцати лет мы наблюдали резкий рост в сферах коммуникации и обмена информацией. Столь же быстрые изменения, рост активности мы увидим и в сфере p2p-платежей. Постепенно стоимость перевода средств будет приближаться к нулю, как это уже произошло с обменом сообщениями и контентом в интернете. Кроме того, мобильные приложения предложат совершенно новые механизмы использования денег. Идея прямого обмена между людьми существует уже не одно тысячелетие, и тем не менее только сейчас мы начали проникать в глубинную суть этого вида взаимодействия.
Однако вернемся к нашему инфоповоду, о том, что Apple может войти на рынок p2p-платежей и кто же от этого выиграет, как вообще можно понять, что кто-то выиграл. Когда речь идет о наших личных средствах или сберегательных счетах, люди хотят иметь приложения, которые дают им максимально широкий охват. Они хотят быть уверены, что отправленные ими средства дойдут до получателя, что сами они смогут легко получить переводы, предназначенные для них. Это стремление получить широкий охват повысит спрос на открытые, работающие по всему миру, приложения. При этом выбор операционных систем, устройств, валюты или каналов обмена информацией, используемых для этого, отойдет на второй план.
Появление открытых интернет-протоколов для перемещения средств и внедрение блокчейнов в мировых масштабах создали бы условия для свободного обмена деньгами, как это уже происходит с обменом информацией в интернете. В настоящее время большинство первопроходцев и крупных игроков рынка строят закрытые системы, где пользователи оказываются привязаны к своей платформе и клиентам, и не могут получить преимущества, которые могла бы дать единая глобальная обменная сеть, — подводит итог Джереми Аллери.
Материал к публикации подготовлен компанией PayOnline, международной системой для приема электронных платежей на сайте и мобильных приложениях. Если вам нужно организовать прием платежей на сайте, смело обращайтесь. Также подписывайтесь на наш корпоративный блог, впереди еще много интересных постов.