Кто из нас не грустил, поняв, что детские мечты больше не актуальны. Покорение ближнего космоса нерентабельно, покорение дальнего космоса невозможно. 

Но стартапы, связанные с коммерциализацией околоземной орбиты, живут и множатся. Они верят и в то, что человечество будет пытаться хоть как-то высунуться за пределы Земли, и в то, что лучшие его представители будут готовы заплатить за опыт пребывания за этими пределами.

Вот, например, Orbital Assembly Corporation из американского Сакраменто недавно объявила о намерении открыть для космических туристов первый отель на орбите в 2027 году. Voyager Station будет лакшери-резортом на 280 гостей и 112 членов экипажей, гостей доставляющих. Будут там ресторан, бар, кинотеатр, концертный зал и спортзал.

Возможно, и ты, дорогой читатель этой заметки, захочешь заняться связанными с космосом технологиями и/или бизнесом. Не забудь в этом случае защитить свою интеллектуальную собственность. Изобретения обычно защищаются патентами — но они были придуманы для Земли. При выходе за её пределы возникают неожиданные юридические нюансы, которые надо будет учесть. 

Космос пахнет деньгами


Космический туризм — конечно, не единственное направление освоения космоса. В McKinsey объем глобальной космической экономики оценивают в $630 млрд в 2023 году и прогнозируют $1,8 трлн в 2035. Тамошние аналитики делят все космические технологии на «системообразующие приложения» и «приложения охвата» (backbone applications и reach applications). К первым относится, например, всё, на чём строятся спутники, системы запуска, системы навигации типа GPS. Второе — приложения, которые позволяют «земным» компаниям получать доход. Например, алгоритмы в приложении Uber, которые комбинируют сигналы со спутника и данные с самого телефона для прокладки маршрутов и соединения водителей с пассажирами. 

Развитие околокосмических технологий и бизнеса ставит множество вопросов. В том числе — юридических. В том числе — в области охраны интеллектуальных прав. В первую очередь — патентования изобретений.

Патент — феномен по природе своей территориальный. Полученный в одном регионе, он не защищает изобретателя в другом регионе. 

В космосе территориальные границы, мягко говоря, размыты. Общие принципы взаимодействия государств за пределами планеты задаются документом от 1972 года под названием Outer Space Treaty (OST). Мы назваем его «Договор о космосе», а полностью — «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Это краеугольный камень космического права. В 1972 его подписали СССР, США и Великобритания, со временем присоединились ещё 110 стран (на 2020 год).

Это соглашение, а также конвенция от того же года, привязывают юрисдикцию космических объектов к запустившему их государству. Но быстро стало ясно, что не всё так просто. 

  1. Оба соглашения никак не затрагивали вопросы интеллектуальной собственности

  2. Космические проекты часто реализуются силами нескольких государств. 
    В результате — непонятно, кому принадлежат и как защищаются права на ту или иную

Скудное законодательство


В 1974 году была принята Конвенция о Регистрации. Там уже было прописано, что запускаемые в космос объекты приписываются к юрисдикции непосредственно обеспечивающего запуск государства. В результате если страна А запускала спутник с территории и космодрома страны Б… они должны были как-то там между собой решить, чей это спутник. А так он вроде как принадлежит и тем, и тем.

Поэтому если запущенный с территории страны Б спутник или другой объект нарушал какие-то патенты, зарегистрированные в этой стране, это нарушение могло быть зафиксировано. А вот если в нём использовалась технология, запатенованная где-то, но не в стране Б, возникало юридическое белое пятно, и не было никаких оснований для защиты прав владельца патента.

В 1990 году США попытались протянуть свои границы в космос в отношении охраны интеллектуальной собственности и приняли Акт об Американских Патентах в Космосе (U.S. Patents in Space Act, U.S.C. §105). 

Согласно Акту, «изобретение, сделанное, используемое или проданное на космическом объекте, находящемся под юрисдикцией или контролем Соединенных Штатов (или компонент такового) должно считаться сделанным, используемым или проданным в Соединенных Штатах». К сожалению (для американских изобретателей) этот документ действует в отношении стран, заключивших специальное соглашение об этом с США.

Юристы по патентному праву просто рекомендуют авторам связанных с космосом технологий патентовать их отдельно во всех 72 странах, которые подписали вышеупомянутую Конвенцию о Регистрации. Конечно же, это долго и дорого. 

Тонкие нюансы


Специалисты говорят, что легче будет защитить свои права авторам изобретений, которые подразумевают производство инновационных компонентов изобретения или всего его целиком на Земле. Если производство привязано к конкретной стране, изобретение привязано к соответствующей юрисдикции.

Но патент может описывать изобретение так, что защищается только использование изобретения, но не процесс его производства. В этом случае привязки к юрисдикции производства может не быть. Например, если вы придумаете технологию выделения определённого элемента из лунного грунта, которая может применяться только на Луне.

Наиболее актуальный сейчас пример уязвимого изобретения — что-то, что может быть напечатано на 3D-принтере вне Земли (на орбите, на Луне, на Марсе и так далее). Компания ICON, например, собирается печатать прямо на Луне жилые модули и целые дома, пригодные для проживания не только астронавтов, но и «гражданских» колонизаторов. 

А патентуют в ICON в первую очередь сам принтер. Они разработали устройство, в котором решили сразу три проблемы распечатки модулей в космосе. Принтер умеет выдерживать лунные перепады температуры от плюс ста до минус ста градусов по Цельсию, облегчен, чтобы не пришлось перемещать лишнюю массу, и главное — может печатать компоненты габаритами больше себя самого. Обычно масштаб компонентов принтера соизмерим с масштабами создаваемой конструкции.

Итак, что же делать человеку, который разработал применимую в освоении космоса технологию, придумал устройство или другое изобретение и справедливо рассчитывает пожать плоды своих трудов? 

Просто патентуйте


Колумнисты IP Watchdog рекомендуют три простых шага: запатентовать изобретение в США, в Китае, а также получить так называемый Единый патент Евросоюза, он же Европейский патент с унитарным эффектом (European Unitary Patent). В результате изобретение будет защищено в рамках юрисдикции США (а это не только территория страны, но и принадлежащие ей объекты в космосе); патент будет действовать в 17 странах, ратифицировавших Соглашение об Объединенном патентом суде Европы (впрочем, как пишут эксперты, можно рассчитывать на защиту этого патента во всех 39 европейских странах, на которые распространяются полномочия Европейского патентого ведомства, EPO). Ну и, конечно, китайский патент будет действовать в Китае.

Практически все высказывавшиеся по этой теме эксперты советуют изобретателю быть максимально проактивным и защищать свои права, не дожидаясь возникновения риска их нарушения. Вряд ли при нашей жизни на Марсе будут цвести яблони, но коммерциализация космоса развивается и будет ускоряться (как и его научное освоение, про темпы и интенсивность ничего тут не скажем). Так что если вы работаете над соответствующими технологиями, заранее начинайте консультироваться с юристами. \

Комментарии (0)