Сегодня в рубрике книга про видеохостинг, который в настоящий момент работает в России медленно, но верно, а в большинстве стран мира все-таки быстро. Устраивайтесь поудобнее, пока ваши видео грузятся — представляем вашему вниманию книжную рекомендацию по теме.

Марк Берген — автор, бизнес-журналист. Пишет для изданий Bloomberg Technology и Businessweek. В книге про YouTube освещает историю создания и взлета популярного видеохостинга вперемешку с подробностями о трудностях, которые на разных этапах приходилось преодолевать. Всё написанное было добыто им лично в процессе многочасовых интервью, переписках и публичных отчетах, а редакторы книги помогли провести фактчекинг.

Хронику пересказывать не будем. Все события, о которых пишет автор, уже так или иначе были освещены в сети и СМИ. Например, какой ролик загрузили первым или как именно однажды в офисе компании произошла стрельба. Но если ранее за новостями YouTube вы совсем не следили, то работа Марка Бергена станет для вас путеводителем и упорядочит разрозненные факты. Внимание сосредоточим на вопросах, которые автор поднимает как журналист.

Одной их первых проблем, с которой столкнулась команда YouTube на старте (и с которой продолжает сражаться по сей день) — модерация контента. Увы, речь идёт о роликах, которые не доходят до широкой аудитории, но о которых специалисты, просмотревшие их, не могут забыть. Экстремальное насилие, видео недвусмысленного содержания, фетиш-контент — всё то, что называется изнанкой интернета и подлежит удалению. При найме первой команды модераторов в офис пришлось закупить много защитной пленки, чтобы спрятать экраны компьютеров от случайных зрителей. Как пишет автор, хоть и эта работа наносила травму, сотрудники с «передовой» испытывали гордость за санитарную зачистку контента и защиту веб-сообщества. Впрочем, к модерации контента за всё время существования платформы была обращена и критика. Например, от правозащитников по поводу контента, фиксирующего военные преступления. То есть таких материалов, которые в случае расследований и разбирательств могли бы служить доказательствами. Так или иначе, в закулисье офиса всегда держали руку на пульсе и старались делать всё необходимое для мгновенной обработки жалоб зрителей. В книге Марк Берген рассказал о том, как закладывались руководящие принципы и от чего в жилах модераторов стыла кровь.

Вторая проблема, в которую YouTube вовлекали сами пользователи — превращение видеохостинга в средство массовой информации. Учитывая, что основатели своё детище так не задумывали, это добавляло определенных сложностей во многих странах. Поначалу огромное количество контента прилетало с Ближнего Востока, в связи с чем остро вставал вопрос о возможности редакционного контроля — в противовес этому ставился аргумент о свободе слова. YouTube стремился открывать свои офисы в разных странах — в некоторых государствах видеохостинг заблокировали. Тревожные тенденции YouTube по поводу присутствия в России автор тоже освещает, отмечая то, что официальные лица государства требуют удалять те видеоматериалы, которые относятся к фейковым и экстремистским. В общем, книгу можно читать, если вы хотите проследить как видеохостинг расширял свое влияние на пользователей и какая у этого есть обратная сторона.

Третья проблема, о которой автор пишет практически в каждой главе — юридическое регулирование деятельности видеохостинга. Сюда входит буквально всё: от прав авторов до взаимодействия с правительствами разных стран. Ведь нужно соблюдать законодательство из разных отраслей, да и вообще защищать права людей и, в особенности, детей. И здесь мы возвращаемся к тому, что в статье обсуждали парой абзацев выше. Как бы там ни было, работы у юристов YouTube всегда было и остается много. Любопытно будет почитать главы про судебные тяжбы с Viacom, да и вообще, конкуренцию компаний с момента появления Ютуба. 

Автор книги пишет о многом с «нижнего этажа»: про распространение идей самых разнообразных заговоров и видеороликов про вакцины, называя это угрозой науке. В общем, всего того, что в противовес здравому смыслу можно встретить в социальных сетях и на Ютубе. В слоях таковых событий разобраться можно, пожалуй, только тренируя критическое мышление — тогда и никакие алгоритмы с толку не собьют.

Справочно: кроме перечисленного выше в своей книге Марк Бергер рассказал про основателей YouTube — Стива Чена, Чада Хёрли и Джаведа Карима, а также о ключевых сотрудниках видеохостинга, роли Google в истории компании и блогерах, которые навсегда вписали в последнюю своё имя. 

Комментарии (0)