Есть некое убеждение, что саморазвитие строится вокруг приобретения новых качеств, характеристик или неких бустеров продуктивности. На практике же, иногда куда важнее отказаться от избыточности, чем продолжать накапливать ненужный хлам: будь то добавки, книги, еще один маркер успешности или интересный блокнот. Все это безобидно, пока не перейдет критическую точку и не обрушится синдромом патологического накопительства. И здесь уже наступает время для конкретных действий.

Работа сознания эффективна и полноценна в том случае, когда есть пространство и свобода для мысли. Если человек одержим желанием удерживать предметы или идеи только ради «ощущения обладания ими», то у него не будет пространства для маневра мысли. Да и в целом, путь к саморазвитию далек от слепого потребления и накопления. Немного подробнее об этом рассказывают материалы сообщества. Подписывайтесь, чтобы не пропустить свежие статьи!

Патологическое накопительство и его природа

Патологическое накопительство изнуряет, а современные методы лечения недостаточно эффективны. Новое исследование показало, что адекватная работа с тревожными паттернами мыслей улучшает общую мотивацию и помогает избавляться от ненужных предметов.

Люди с расстройством накопительства испытывают трудности при расставании с вещами, независимо от ценности веще. Все дело во внутреннем желании их сохранить, а попытки выбросить вещи вызывают значительный стресс. Это приводит к накоплению бардака, что снижает возможность использования жилых помещений и может негативно влиять на личные отношения, социальную и рабочую деятельность. В тяжелых случаях накопительства существует риск пожара, травм от падения, заражения вредителями и заболеваний.

Любопытно, домашние NAS-файлопомойки или забитая папка «Загрузки» попадают в эти критерии?

Когнитивно-поведенческая терапия КПТ, остается золотым стандартом лечения расстройства накопительства, но вероятность успешного исхода – крайне мала. Поэтому исследователи из Университета Нового Южного Уэльса в Сиднее (UNSW Sydney) адаптировали обычную КПТ под лечение патологического накопительства. В результате получилось улучшить потенциал терапии за счет более стратегического подхода к избавлению от расстройства.

Патологическое накопительство и первые подвижки к избавлению от него

Негативные воспоминания и пугающие возможные последствия, такие как бесполезное разложение предмета на свалке, или риск спровоцировать сожаление или разочарование у близкого человека, могут вызывать тревогу и блокировать процесс выбрасывания старых вещей. Причин может быть масса, но наши лучшие, основанные на доказательствах методы лечения, не дают желаемых результатов.

Айзек Сейбл, психолог и кандидат наук в UNSW, а также руководитель и автор-корреспондент исследования.

Хоть метод КПТ, направленный на реструктуризацию дезадаптивных убеждений человека относительно его имущества и остается золотым стандартом лечения расстройства накопительства, но эта же терапия приводит к клинически значимым изменениям только в 24–43% случаев. Кроме того, многие люди с расстройством накопительства отказываются от КПТ или преждевременно бросают терапию, вероятно, из-за акцента на расхламлении, что слишком расстраивает пациентов. Исследователи проверили гипотезу о включении ментальных образов в контекст лечения и оценили эффективность этого подхода.

В основе гипотезы лежит ряд доказательств того, что люди, которые занимаются накопительством, склонны наблюдать навязчивые и тревожные ментальные образы чаще, чем другие члены общества. Это приводит к поведению избегания и растущему влиянию такого рода тревоги на образ жизни. Эти образы часто коррелируют с воспоминаниями о событиях в ранние годы жизни или отражают специфические для накопительства проблемы. Например, мы можем наблюдать процесс замкнутого круга, когда тревожные образы беспорядка приводят к росту тревоги, а тревога подстегивает интенсивнее накапливать важные вещи (и все вещи важны). А появление новых вещей подпитывает проблему.

Готовые методики, которые помогают преодолеть патологическое накопительство

Вмешательство, которое напрямую видоизменяет проблемные ментальные образы, — это метод переписывания образов, известный как ImRs. Во время ImRs тревожный или неприятный образ извлекается из памяти, и новые обсуждаемые паттерны используются для его изменения в соответствии с более желательным. Его можно использовать для изменения неприятных воспоминаний «флэшбэков» или расстраивающих представлений о гнетущем будущем «флэшфорвардов». Именно проблема флэшфорвардов актуальна для лечения расстройства накопительства.

Обычно ImRs используют для уменьшения стресса, связанного с негативными воспоминаниями, однако метод оказался успешным и при других расстройствах, характеризующихся ментальными образами, ориентированными на будущее, таких как генерализованная тревожность и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).

Айзек Сейбл, психолог и кандидат наук в UNSW, а также руководитель и автор-корреспондент исследования.

Вот пример использования ImRs для «переписывания» воображаемых будущих событий, хотя и не в контексте патологического накопительства. Когда у человека возникает образ переживания изнурительной панической атаки во время предстоящего перелета, то чтобы переписать этот образ, человек входит в роль сильного и мудрого человека, чтобы научить свое пугливое «я» управлять тревогой. Подражая, он переживает свою новую роль снова и снова. Таким образом, вместо того, чтобы избегать тревожных образов, ImRs включает взаимодействие с ними, чтобы, дать человеку выбор точки зрения.

Ход исследования

Исследователи набрали 176 человек с «высоким уровнем» поведения накопительства. Людей попросили представить негативные последствия, которые возникнут при расставании с объектом, к которому те люди все еще были привязаны и с которым было трудно попрощаться. Затем этих людей разделяли случайным образом в одну из четырех групп, соответствующих методу проработки. В каждой группе использовались свои методы избавления от патологического накопительства. Помимо ImRs, использовались еще три метода:

  • Когнитивная реструктуризация, которая включает в себя обучение распознаванию и игнорированию иррациональных, вредных мыслей.

  • Воображаемое воздействие, взаимодействие с вызывающими тревогу изображениями и/или повествованием для снижения интенсивности их воздействия с течением времени.

  • Контроль позитивных образов или сосредоточение на позитивных образах перспективных событий, для улучшения настроения.

По сравнению с другими состояниями, ImRs плотнее всех коррелировал с повышенной готовностью и мотивацией выбрасывать объекты и повышенной частотой выбрасывания. Он также снижал отрицательные эмоции (тревогу, печаль, гнев) и увеличивал положительные эмоции (счастье и расслабление), связанные с воздействием и реструктуризацией ментального образа.

Лечить патологическое накопительство воображением?

Результаты были воспроизведены во втором, еще не опубликованном исследовании. В нем метод ImRs сравнивали с техникой, называемой списком мыслей. Список мыслей – это ретроспективное перечисление всех мыслей, которые приходят на ум во время просмотра изображения, с последующим анализом этого списка. Эта методика до недавнего времени была крайне эффективной в лечении расстройства накопительства. Предварительные результаты показали, что ImRs превзошел по эффективности список мыслей в ключевых областях, причем участники исследования были более позитивны и более охотно отказывались от предметов после прохождения ImRs.

Исследователи утверждают, что у ImRs огромный потенциал в качестве метода лечения расстройства накопительства, поскольку практика может воздействовать как на прошлые травмы, которые формируют ориентированные на будущее ожидания, так и на тревожные ментальные образы, которые мешают человеку избавляться от предметов в настоящем.

Образы могут связывать наше прошлое, настоящее и будущее. Переписывание воспоминаний, которые могли спровоцировать накопительство, — возвращение к этим потребностям и удовлетворение этих потребностей — вот что открывает путь к лучшим результатам лечения и большему позитивному влиянию на жизнь клиентов.

Профессор Джессика Гришэм, руководитель исследовательской лабораторией Гришэма в Университете Нового Южного Уэльса в Сиднее, старший автор исследования.


Скажу за себя. Касательно материальных объектов, у меня такой привычки нет. А вот скачать архив флибусты или архивы sci-hub – это да. По воле случая чуть больше месяца назад распрощался со своими двумя старыми ноутами, а на руках осталось 4 жестких диска и 2 ССД. Несмотря на желание купить карман или организовать NAS-сервер, так и не собрался. Может такая мини-шоковая терапия оказалась полезной)

А вы склонны накапливать материальные или цифровые объекты? Или наоборот, стремитесь к минимализму и аскетизму? Больше материалов про мозг, психику и работу сознания – читайте в сообществе. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи!

Комментарии (12)


  1. SquareRootOfZero
    09.10.2024 18:35

    Huì niáng. У меня есть пакет с пакетами, ящик со старыми носками, коробка с винтиками, коробка с шурупчиками, и т. д., всё нужное, только неизвестно, когда и для чего. Несколько SSD и HDD лежали в шкафу годами, и SSD таки понадобились, HDD пока нет, но выбрасывать всё равно не будут потому что кто его знает. Верёвочку от пакета несколько месяцев хранил, а потом оказалось, что на неё очень удобно повесить календарь. Не говоря уже про кучу книжек на харде - иной раз понадобится цитата, пойдёшь искать в интернеты, а там в лучшем случае "читать онлайн постранично без регистрации", а то вообще не найдёшь - и ведь заранее не знаешь, что у какой-то замшелой классики полуторавековой давности до сих пор живы несмертные вампиры-правообладатели.


    1. abyrvalglavryba
      09.10.2024 18:35

      у америкосов есть практика сдачи в склады обмена потом откуда можно дешёво купить нужное - в разрушителях мифов регулярно затариваются там: проще чем хранить хлам

      но статья вроде про крайности при поиске (поидее чел ищет смысл жизни с которым родился но тк его после рождения обдали материальным миром то начинает всё хомячить) - крайности как у выросших в замебелированой и незатаренной квартире (полевые и норковые) которые потом кардинально меняют предпочтения чтобы их дети тоже поменяли ... ещё вмешивается финансовая составляющая когда одни спокойно выкидывают или сразу уносят в гараж все остатки ремонта/ненужного тк спокойно купят ещё не жалея трат а другие постоянно в недоделаном состоянии да не могут сразу вложиться до финала постоянно накапливая рессурсы тк всё пригодится в будущем порядке

      один пакет с пакетами предел а вот носки уже перебор (у самого был ящик неснашиваемых носков где были наиболее выбираемые последнего закупа и более тёртые полугодовалой затарки что надевались когда первые не успевали постираться и годовалые уже не потребляемые как большинство более свежих - поидее их/лишние свезти в гаражи или дачи да тп не casual нагрузки иногда забирая простирать) ... винтики&шурупчики вас переживут и их хоть сортируй да в отдельный домовой чат выкладывай - с носителями вышла такая штука что проще в инете найти просто инет сильно одичал за последний десяток лет


      1. SquareRootOfZero
        09.10.2024 18:35

        Я не ношу драные носки, я их режу на тряпки, или использую в качестве таковых целиком - оторвал, протёр, после чего не жалко сразу выкинуть. А пакеты из пакета использую, в основном, как мусорные. А большим шурупчиком при случае как-то открывал винишко, потому что мы бухари такие себе, и штопора в хозяйстве, внезапно, не оказалось. А кое-какое барахло, вроде стопки старых ноутбуков, вполне рабочих, но которые я уже точно никогда не буду использовать, отдал бы, может, забесплатно в хорошие руки, если вдруг кому надо (не знаю, бывает ли надо? малоимущим детям в депрессивной глубинке - изучать информатику?) Но вот прям взять и выкинуть, на помойку - душа болит, не позволяет, приходится в муках, с кровью от сердца отрывать.


        1. abyrvalglavryba
          09.10.2024 18:35

          драные носки

          тертые было - те без дырок и отработаные порошком да стриженые от катышек: на вид ношеные но целые

          которые я уже точно никогда не буду использовать, отдал бы, может, забесплатно в хорошие руки, если вдруг кому надо (не знаю, бывает ли надо? малоимущим детям в депрессивной глубинке - изучать информатику?)

          они в чём виноваты что не можешь донести до pos utilization (как написано на коробке)


        1. MisterClever Автор
          09.10.2024 18:35

          Старые ноуты, имхо, это офигенный клад) Готовая "система-бэкап" если основное устройство перестанет работать. Или та же медиа-корзина)


  1. Moog_Prodigy
    09.10.2024 18:35

    Тоже за себя скажу. Было накопительство, не отрицаю. Но после преодоления определенного порога - все, как отрезало. Думается так: любая финтифля условно говоря может пригодится. Допустим, ваш друг, директор крупнейшего завода приходит и за рюмкой чая говорит - есть у меня склад с реле РЭС-9. Надо? За так отдам. Сколько? 8 тонн. Какие паспорта, катушки? ой да все разные.

    Ступор. Перегрузка. Что можно сделать на них? Разумеется релейную ЭВМ! Но РЭС-9 не самые дружелюбные в плане монтажа. Ладно, а что у него еще есть? РЭС22! 2 тонны всего, извини, очень быстро разбирают...Тут с монтажом еще хлеще и хуже. И тоже разные паспорта. В СССР не существовало реле "на 12 вольт", выпускались они на разные напряжения от 3 вольт до 80 - это я только про РЭС22 говорю, и этих цифрв не встретите в справочниках. Не родился еще тот Шило, который "не будь я Шутило" написал бы вменяемые справочники по всем советским реле. Нет такого справочника.

    Приходит другой директор завода: а у меня тут микросхемы завалялись, не знаю куда деть. Что за микросхемы? 155 серия. Зато вот вся, в ящиках, в упаковке с приемкой! Даже самые редкие виды логики (завод раньше производил ЕС-ки). И куда это?

    Я забил все свои гаражи металлом, инструментом, чем то электротехникой, и понял - ну всё. Хватит. Технологически этого мне хватит до конца жизни. Если в детстве я с замиранием в сердце проходил мимо помойки, надеясь найти там хотя бы старый вентилятор, то сейчас проезжая на машине и видя там ноутбук - просто улыбаюсь.


  1. kgenius
    09.10.2024 18:35

    Для поколения, родившегося в СССР, это ещё и часть ментальной культуры, если можно так сказать. Я родился в 1980 и помню, как в конце 80х - начале 90х, родители все приносили в дом, руководствуясь принципом "А вдруг пригодится?". Скажу честно, спустя десятилетия, я не смог полностью из себя этот синдром вытравить.