Хорошего дня, Хабр! С вами снова Иван Клюев, я занимаюсь организацией и продвижением хакатонов в России. Сегодня отчет об очередном хакатоне — и это «Смолатон» (Смоленский хакатон), который прошел 10-11 октября 2024 в рамках Всероссийского ИТ-форум форума «Свой Код». «Смолатон» был интересен номинациями от грандов рынка: «1С-разработка» и «Сбер: креативные технологии». Согласитесь, победа в таких номинациях — это хороший буст для карьеры молодых разработчиков. А подробности о хакатоне, как всегда, — ниже.
Справка о хакатоне “Смолатон”
Начнем с того, что это был полностью оффлайн-хакатон. Да, такое бывает в 2024 году, и многим участникам нравится именно этот формат своей заряженной атмосферой и чувством состязательности. Поэтому 10-11 октября 2024 года Смоленский филиал «НИУ «МЭИ» принимал Смолатон на своей вузовской площадке и во дворце спорта «Юбилейный».
Название кейса хакатона:«Разработка платформы и/или онлайн‑инструмента для продвижения цифрового искусства и креативной экономики в Смоленске».
В рамках хакатона предлагалось две номинации: 1С-разработка и Сбер: креативные технологии.
Немного о терминах:
Кейс хакатона — это тема конкурсного задания (в общих чертах). Есть еще «кейсодержатель», — это представитель компании, которая придумала тему задания и в идеале хотела бы внедрить разработку с хакатона в свой бизнес. Кейсодержатель входит в состав конкурсной комиссии (жюри хакатона) и обладает очень веским голосом при оценке представленных проектов.
Скажем, что география соревнования была весьма обширна: среди участников — представители Вологды, Вязьмы, Екатеринбурга, Казани, Москвы, Пензы, Рязани, Санкт-Петербурга, Смоленска, Ярославля. Так как многие участники из регионов добирались на хакатон через Москву, для них были организованы бесплатные билеты на электропоезд “Ласточка» на маршруте «Москва‑Смоленск» и обратно.
Теперь пара абзацев про описание кейсов (заданий хакатона):
В номинации 1С-разработка участники должны были создать решения для бизнеса, используя платформу 1С. Задачи включали автоматизацию различных бизнес-процессов, улучшение производительности и внедрение новых функциональных возможностей. Проекты оценивались по таким критериям, как удобство интерфейсов, эффективность интеграции с существующими системами и масштабируемость решений для разных типов бизнеса. Важное внимание уделялось тому, как эти разработки могут повысить эффективность управления и уменьшить ручной труд на предприятиях.
В номинации Сбер: креативные технологии участники разрабатывали инновационные решения для улучшения взаимодействия между банком и его клиентами. Задачи были направлены на создание новых продуктов и сервисов, которые бы использовали современные технологии, такие как искусственный интеллект, машинное обучение и обработка больших данных. Основной акцент был на креативном подходе к оптимизации обслуживания, что должно было повысить удобство и удовлетворенность клиентов. Решения оценивались по уровню инноваций, потенциальной пользе для банка и масштабируемости.
22 часа на программирование: время пошло!
Из интересного — организаторы «Смолатона» до последнего держали интригу и не раскрывали подробностей о задачах кейсов вплоть до самого открытия соревнования. И затем ровно в 11 часов 10 октября 2024 года был запущен таймер на 22 часа, в течение которых команды должны были узнать задание, приступить к его реализации в виде кода, а затем подготовить и предъявить конкурсной комиссии презентацию своего проекта, включая исходный код, и самое главное — прототип, демонстрирующий работоспособность MVP (минимально жизнеспособного продукта).
А чтобы еще усложнить жизнь участникам, жюри ввело для команд обязательные промежуточные экспертные сессии. Кто не согласится, что по накалу эмоций это похоже на голливудский шедевр Сидни Поллака о танцевальном марафоне во времена Великой депрессии, фильм «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли? — They Shoot Horses, Don't They?» (1969). Да, были конечно и отличия, ведь на «Смолатоне» не было танцев в исполнении оскароносной Джейн Фонды ?, а атмосфера была хоть и соревновательной, но очень дружелюбной.
Дальше немного подробностей: чтобы защитить свой проект на хакатоне и дойти до финала, каждая команда должна была вовремя отправить свой проект с презентацией, исходным кодом и прототипом на платформу:
Принять участие во всех обязательных экспертных сессиях, показав промежуточные результаты.
Соблюсти дедлайн в 22 часа, загрузив на сайт свой проект, включая презентацию, код и работающий прототип.
Представить свой проект перед малым жюри, которое отбирало команды, выходящие в финал хакатона.
Защитить свой проект перед большим жюри (если команда попала в финал),
Защита проходила в два этапа: сначала проекты оценивали по номинациям, затем лучшие команды получили право представить свою работу на финальную оценку жюри. Каждой команде давалось по 5-7 минут на выступление, после чего жюри задавало вопросы. Оценка проводилась по 9 критериям с максимальной оценкой 10 баллов за каждый, далее команда-победитель выбиралась по среднему баллу. А вот кто стал победителем — об этом чуть ниже.
Кто они, команды-победители Смолатона
В хакатоне приняли участие 109 человек, объединенных в 25 команд. Самому младшему участнику было 15 лет, а самому старшему — 24 года. Это было сюрпризом для организаторов, так как по правилам мероприятия допускались участники с 14 и вплоть до 35 лет.
Были ли тридцатилетние программисты среди тех, кто хотел бы участвовать — теперь уже неизвестно, так как список участников формировался методом очередности при подачи заявок до достижения отметки в 100 человек (first came, first served). И молодое сообщество разработчиков оказалось быстрее и активнее в подаче заявок. Но хакатон от этого ничуть не проиграл, молодые и даже юные программисты показали высокий уровень креативности и профессионализма, что сделало Смолатон реальной битвой свежих идей и технических решений.
Теперь про призовые суммы и команды-победители — из общего фонда в 500К рублей они распределились следующим образом:
Трек 1С:
- 1 место: 1Супер — 100 000 рублей
- 2 место: Slim_Sota — 70 000 рублей
- 3 место: Ветер в серверной — 50 000 рублей
Трек СБЕР — креативные индустрии:
- 1 место: MISIS 52 — 100 000 рублей
- 2 место: Null Reference Exception — 70 000 рублей
- 3 место: Binary Beasts — 50 000 рублей
- 4 место: Sweet Code O'Mine — 30 000 рублей
- 5 место: TeamCoders — 20 000 рублей
- 6 место: Smolensk Dynamics — 10 000 рублей.
Победители и их решения
Номинация: 1С-разработка
Победители в номинации 1С, команда «1Супер», предложила проект «Свой квест», который автоматизирует выбор интересных досуговых мероприятий, экскурсий и квестов в Смоленске, ориентируясь на сферу креативных индустрий. Проблема, которую решает проект, заключается в сложности для клиентов подобрать наилучшие варианты досуга с учетом финансов и времени, а для менеджеров — составить сбалансированные предложения для клиентов.
Продукт «Свой квест» включает уровень фронтенда в виде веб-сайта с анкетой, использующей элементы геймификации для сбора информации о предпочтениях пользователя. На основе этих данных в бэкенде нейросеть формирует портрет клиента, что позволяет менеджерам предлагать персонализированные варианты мероприятий. Продукт также включает приложение на базе 1С для автоматизации обработки лидов и управления продажами, что делает процесс работы с клиентами более эффективным и быстрым.
Команда «1Супер» предложила кейсодержателю дальнейшее развитие проекта, включая создание мобильного приложения, внедрение бонусной системы для постоянных клиентов и личных кабинетов для пользователей. И вот кто работал в команде: Наталья Фролова, Полина Артюхова, Маргарита Круглякова (капитан), Александр Жучков и Александр Ефременков.
Номинация Сбер: креативные технологии
Команда «MISIS 52» разработала инновационное решение для развития цифрового искусства в Смоленске — платформу под названием «Айвазовский». Эта многофункциональная платформа призвана объединить творчество и бизнес, делая цифровое искусство доступным для широкой аудитории.
Платформа предоставляет художникам широкий спектр возможностей для самореализации и продвижения своего творчества. Здесь они могут делиться своими работами, продавать их и активно взаимодействовать с самой широкой аудиторией горожан. Такой подход не только способствует развитию творческого потенциала, но и создает новые возможности для монетизации искусства.
Ключевой особенностью «Айвазовского» является использование NFC-меток, которые позволяют «оживить» городские пространства, создавая интерактивные точки соприкосновения между искусством и повседневной жизнью горожан. Это новаторское решение открывает широкие возможности для интеграции цифрового искусства в городскую среду.
Для пользователей платформы предусмотрена возможность создания персонализированных аккаунтов. При регистрации они могут указать свои предпочтения по типам цифрового искусства и используемым инструментам, что позволяет системе предлагать им наиболее релевантный контент и создавать индивидуальный опыт взаимодействия с платформой.
Одним из интересных нововведений стал «NFC‑паспорт художника» — специальный стикер, который можно носить на телефоне. Этот инструмент предназначен для быстрого обмена профилями на различных встречах и мероприятиях, что значительно упрощает нетворкинг в творческой среде.
Важной составляющей платформы является встроенный ИИ-помощник, также названный «Айвазовский». Этот виртуальный ассистент помогает творцам генерировать новые идеи и совершенствовать свои работы, что особенно полезно для начинающих художников или тех, кто ищет свежее вдохновение.
Что интересно, «Айвазовский» предоставляет пользователям возможность просматривать работы других художников и оказывать поддержку авторам, чьи произведения им понравились. Это создает динамичное сообщество, где творцы могут получать обратную связь, а ценители искусства — находить новые таланты и поддерживать их покупками и донатами.
Дизайн приложения разработан с учетом типовых предпочтений ценителей искусства. Интуитивно понятный интерфейс обеспечивает комфортный просмотр цифровых произведений искусства и легкое взаимодействие с ними.
В целом, команда «MISIS 52» стремилась создать целостную экосистему, которая бы всесторонне поддерживала развитие цифрового искусства. Платформа«Айвазовский» не только облегчает взаимодействие между творцами и ценителями искусства, но и способствует популяризации этой формы творчества в городском пространстве, открывая новые горизонты для креативной индустрии Смоленска.
Фотогалерея с победителями и жюри
А в заключение нашего поста — небольшая фотогалерея с выступлениями команд-победителей и церемонии награждения. Ведь никакие слова не могут передать ту атмосферу, которую несут фотографии с живыми моментами хакатона.
Сначала будут фото выступления команд, а потом церемония награждения.
А ты бы выдержал сутки брейншторма и кодинга как на Смолатоне? Как проверить — просто начни участвовать!
Если читателям Хабра после прочтения этого поста тоже захочется попробовать силы в соревнованиях по программированию, то нет ничего проще — проверь список ближайших хакатонов, на которые открыта регистрация на сайте Хакатоны.рус (это наш сайт). Заходи, регистрируйся и участвуй. А если предпочитаешь все узнавать в телеграм, то там мы тоже выкладываем всю информацию о хакатонах в канале хакатоны.рус / хакатоны / it-соревнования / ctf, присоединяйся.
Удачи в соревнованиях по программированию!