Всех хабровцев с началом лета! С вами Иван Клюев, я занимаюсь организацией и продвижением соревнований по программированию в России. Сегодняшний пост — репортаж о том, как сборные команды регионов боролись за Кубок России от Федерации Спортивного Программирования. Члены команд, занявших первые 3 места в своих дисциплинах, получили звания КМС (Кандидатов в Мастера спорта России) .

***

Наша команда «Хакатоны.рус» отвечала на Кубке за организацию соревнований в 2-х дисциплинах: Продуктовое программирование и  Программирование систем информационной безопасности (ИБ, кибербезопасность). Эти состязания проходили в Смоленске и забегая вперед скажем, что в октябре там же, в Смоленске, пройдет форум «Свой код», где мы тоже в составе организаторов. 

А еще на Кубке были: 

  • Алгоритмическое программирование, 

  • Программирование робототехники, 

  • Программирование беспилотных авиационных систем (БАС).

Теперь — о том, как проходили соревнования, кто победители и какие интересные проекты они показали. Мы все рассказываем подробно, чтобы как можно больше разработчиков, аналитиков, ИТ-дизайнеров и других спецов, читающих Хабр, объединялись в команды и принимали участие в будущих соревнованиях. 

Справка: Какие команды выступают на Кубке, Чемпионате и Первенстве России по спортивному программированию? В Кубке соревнуются только сборные команды регионов, хотя они могут быть представлены и участниками из одного университета. Формируют команды на Кубок региональные представители ФСП России.

В Первенстве России участвуют школьники и студенты колледжей (14–18 лет), а Чемпионат России принимает более старшие  команды (16+ лет), состоящие из студентов вузов и специалистов предприятий​. В Чемпионате РФ нет верхнего ограничения по возрасту, и даже команда очень возрастных разработчиков может принять участие и получить шанс на победу. И именно в Чемпионате России победителям присваиваются звания «Мастер спорта РФ».

Впервые в 2025 году в Кубке России по спортивному программированию были представлены 4 новые дисциплины:  Кибербезопасность, Алгоритмическое программирование, Программирование робототехники и Программирование БАС.

Как шел отбор команд 

К участию в соревнованиях допускались таланты в возрасте от 16 лет — юноши и девушки из 89 регионов России. Верхней возрастной границы в Кубке не было — участвовать могли как старшие школьники и студенты, так и взрослые специалисты.

Формат команд зависел от направления:

  • в продуктовом программировании участвовали команды из 3–5 человек;

  • в информационной безопасности — команды из 2–7 человек.
    Важно: все члены команды должны были представлять один и тот же федеральный округ.

Соревнования Кубка прошли с 21 апреля по 22 мая 2025 года и были разбиты на два этапа:

  • Онлайн-этап:

    • 21–28 апреля — продуктовое программирование

    • 26–28 апреля — кибербезопасность

  • Финал  в офлайн-формате:

    • 18–22 мая в Смоленске, в ДС «Юбилейный» (только для дисциплин  Продуктовое программирование и Программирование систем ИБ). 

Финальный этап для дисциплины «Продуктовое программирование» проводился в очном формате, где команды представили свои решения перед жюри и экспертами отрасли.

Победители Отборочного этапа по кибербезопасности
Победители Отборочного этапа по кибербезопасности
Победители Отборочного этапа по продуктовому программированию
Победители Отборочного этапа по продуктовому программированию

Интересная статистика отборочного участия: 

  • В отборочном этапе участвовали 34 команды по продуктовой разработке и 40 команд по ИБ.

  • 30 продуктовых команд прислали решение по одной общей задаче. 

  • все 40 команд по ИБ решили хотя бы 1 задачу,.

  • По итогам отбора в финал прошли 21 команда по ПП и 20 команд по ИБ.

  • В Смоленска на финале выступили 18 продуктовых команд и 12 команд по ИБ..

Этапы отбора и финала: как проходили соревнования 

В обоих дисциплинах — и в продуктовом программировании, и в информационной безопасности — сначала проходил отборочный онлайн этап. Результаты участников в рейтинговой таблице определяли, кто пройдет в финал.

Фирменные футболки для участников финала Кубка России
Фирменные футболки для участников финала Кубка России

Продуктовое программирование

На отборе командам нужно было:

  • решить кейсовую задачу;

  • загрузить решение до момента «стоп‑коддинга»;

  • выступить на онлайн-питчинге (7 минут на презентацию + 3 минуты на вопросы — ниже чуть подробнее об этом).
    По итогам отбора были выбраны 21 команда-финалист.

В финале — новая задача, снова загрузка решения и очный питчинг на сцене, перед жюри и представителями кейсодержателя. В итоге — трое победителей, которые заняли призовые места.

Справка: «Кейсодержатель» — это представитель(и) компании, которая выступила спонсором и/или придумала тему задания и в идеале хотела бы внедрить разработку с хакатона в свой бизнес. Кейсодержатель входит в состав  жюри соревнования по программированию и обладает веским словом при оценке представленных решений команд.

Как проходил питчинг — короткое публичное выступление команды, на котором они презентуют свое решение жюри:

  • 7 минут на презентацию — команда рассказывает, какую задачу они решали, какую архитектуру выбрали, что получилось, демонстрирует интерфейс и/или фичи;

  • 3 минуты на вопросы от жюри — эксперты могут уточнить детали реализации, задать вопросы по стеку, логике, UX и т.п.

Защита решения — это не просто «рассказ про проект», а полноценная презентация. Здесь оцениваются:

  • ясность и структура представления решения,

  • понимание участниками своей системы,

  • способность отвечать на вопросы по делу,

  • визуальное и техническое качество MVP.

Питчинг особенно важен в продуктовом программировании, потому что здесь важно не только написать код, но и донести ценность решения — как в настоящем стартапе.

Информационная безопасность (ИБ)

Соревнования прошли в формате CTF Task-based.
На отборе участники за 8 часов решали задачи по шести категориям:

  • forensics

  • reverse

  • crypto

  • stega

  • web

  • ppc

Наша справка: CTF (Capture The Flag) — это формат соревнований по информационной безопасности, в которых участники решают практические задачи, чтобы «захватить флаг» — специальную строку кода, подтверждающую, что задача решена. Суть CTF-соревнований — применить реальные навыки по ИБ в безопасной среде.

По итогам лидерборда отобрали 20 финалистов. До финала в Смоленске добрались 12 команд, где их снова ждали 8 часов и тот же формат CTF. Лучшие — снова в ТОП-3.

Немного закулисья

  • В продуктовом направлении были 3 экспертные сессии онлайн и 2 живых встречи с кейсодержателем и экспертами на финале. Эксперты все время находились на площадке и помогали участникам советами.

  • Участникам продуктовой дисциплины провели мастер-класс по питчингу и лекцию о теории вероятности.

  • Финальный «стоп-коддинг» в 23:59 отметили торжественной музыкой, обратным отсчетом и, конечно, традиционным для  ИТ угощением — пиццей.

  • В ИБ после каждого этапа проводился разбор задач — с объяснением решений.

  • В Смоленске для финалистов организовали экскурсию по городу, обеды и трансферы.

Было не только напряженно, но и по-домашнему тепло.

Памятный вымпел на столе участника
Памятный вымпел на столе участника

Победители и награды:

Кульминацией сложной и увлекательной работы участников, которые продемонстрировали свое мастерство, креативность и умение решать задачи высокого уровня стал финал по каждой из дисциплин.

С приветственным словом к участникам финала от ФСП выступили:

– директор Департамента физической культуры и массового спорта Максим Сергеевич Уразов,
– исполнительный директор Федерации спортивного программирования Александр Валерьевич Росляков.

На фото: приветствие участникам финала от мэра Смоленска
На фото: приветствие участникам финала от мэра Смоленска

Призовой фонд составил по 500К для каждой дисциплины (Продуктовой и ИБ):
1 место - 250 000 рублей,
2 место - 150 000 рублей.
3 место - 100 000 рублей.

Победителями в дисциплине «Программирование систем информационной безопасности» стали: 

? «Москва. Солвам не верит» (Москва) 

?Университет ИТМО (Санкт-Петербург)

?SIGAN (Оренбург)

Команды в дисциплине ИБ в течение 8 часов решали сложные и интересные задачи. Соревнование проходило в формате CTF (Capture The Flag). А по итогам, советы по предлагаемому решению для каждой команды финализировались организаторами как райтап (от англ. write-up) — это подробный разбор по задаче.

По практике хакатонов, в райтапе описываются следующие моменты:

  • советы как команде подойти к задаче,

  • какие инструменты и методы использовать,

  • шаги решения (со скриншотами, кодом, логикой),

  • «подводные камни» и способы их обхода.

Если разрешено правилами соревнований по ИБ, райтапы публикуют на общедоступных облачных ресурсах или на GitHub — особенно если задача была интересной или нестандартной. В случае с Кубком России мы можем показать райтапы команд в отдельной папке на облачном диске

В дисциплине «Продуктовое программирование» победителями стали:

?Hyper-ИСТ (ДНР) 

?DAVG (Оренбург) 

?STABLE NORTH (Архангельская область)

В финале по продуктовому программированию участникам предстояло разработать онлайн-платформу с элементами игровой механики. Основная идея — создать систему, в которой пользователи могут участвовать в лотерейных активностях, а организаторы — гибко управлять параметрами «игры». Решение должно было быть не только технически устойчивым, но и увлекательным для пользователей, с продуманной логикой призов, бонусов и VIP-статусов.

Команды оценивались по нескольким важным направлениям: качество кода, логика игровых механик, презентация MVP, удобство интерфейса и готовность основных сценариев. Большое внимание уделялось сбалансированности экономики — например, призовой фонд должен автоматически рассчитываться в зависимости от числа билетов, а бонусные элементы — не ломать маржинальность системы. Также ценились прозрачность правил, история розыгрышей и мотивация к регулярному участию.

Помимо разработки, участники готовили документацию, загружали проект на GitHub и презентовали его жюри. Отдельные баллы начислялись за чистоту и читаемость кода, подробный README и уверенное публичное выступление. Максимум, который могла набрать команда за всю работу — 105 баллов.

Еще раз поздравляем победителей и теперь ниже познакомим вас с их решениями. 

Презентация победителя по продуктовой дисциплине

Очень сильную подготовку показала команда Hyper-ИСТ из ДонНТУ, занявшая 1-е место в дисциплине «Продуктовое программирование».

Скрин с презентации решения команды Hyper-ИСТ
Скрин с презентации решения команды Hyper-ИСТ

Решение команды Hyper-ИСТ получило название «Лотомагия» и было посвящено созданию цифровой платформы с лотерейными играми нового поколения. Участники предложили методику, направленную на повышение вовлеченности пользователей за счет игровых механик, интерактивности и разнообразия сценариев.

В составе продукта — три уникальные игры:

  • «Гибкий Ряд» — классическая лотерея с мультипликатором;

  • «Судоку-Лотерея» — стратегия с элементами логики и бонусами за заполнение рядов и квадратов;

  • «Сапер+» — азартная игра по принципу «стой или ищи» с выбором сложности.

Команда Hyper-ИСТ с сертификатом на приз за 1 место
Команда Hyper-ИСТ с сертификатом на приз за 1 место

Отдельно ребята проработали экономику проекта: соблюдение баланса призового фонда, гибкая система VIP-статусов и бонусной валюты, а также написали Telegram-бот для уведомлений и управления участием.

Проект реализован на современном технологическом стеке (React, Node.js, PostgreSQL, Docker и др.), имеет презентабельный интерфейс и продуманную архитектуру. Команда также представила планы по развитию продукта: мобильное приложение, новые игры и интеграция с офлайн-мероприятиями.

Фотогалерея с атмосферой Кубка и жюри 

По уже сложившейся традиции, в заключение поста — несколько фото рабочих моментов финала Кубка России и кадры с церемонии награждения. 
Поздравляем победителей еще раз ?

Фото передает напряженную работу команд над финальными решениями 
Фото передает напряженную работу команд над финальными решениями 
Мозг участника — не компьютер, порой требует передышки
Мозг участника не компьютер, порой требует передышки
В кадре — рабочий момент соревнования 
В кадре — рабочий момент соревнования 
Эксперты и команда за обсуждениями
Эксперты и команда за обсуждениями
Жюри за работой — оценивает решения команд
Жюри за работой — оценивает решения команд

Кубок России 2025 завершен, но впереди новые соревнования — участвуйте и побеждайте!

Итак, Кубок России по спортивному программированию завершен, но впереди в этом году еще много увлекательных и сложных соревнований. Кроме многочисленных хакатонов от коммерческих фирм, осенью начнутся отборочные этапы Чемпионата и Первенства России по спортивному программированию. Самое время найти единомышленников для будущих состязаний!

Кубок России 2025 по спортивному программированию стал не просто серьезным испытанием для сильнейших команд страны, но и настоящим праздником командной работы, идей и технологического азарта. Эти соревнования показали, насколько ярких и талантливых разработчиков у нас в регионах, и дали участникам возможность не только проявить себя, но и познакомиться, поучиться друг у друга и зарядиться вдохновением.

Если после прочтения этого поста вам тоже захочется попробовать силы в соревнованиях по программированию, то нет ничего проще — проверьте список ближайших хакатонов, на которые открыта регистрация на сайте Хакатоны.рус (это наш сайт). Заходите, регистрируйтесь и участвуйте. Для краткости — все есть в телеграм, там мы тоже выкладываем информацию о хакатонах, см. на канале хакатоны.рус / хакатоны / it-соревнования / ctf, и присоединяйтесь.

Всем яркого лета и до встречи на Чемпионате и Первенстве России этой осенью ?!  


Комментарии (2)


  1. TaskForce141
    19.06.2025 15:26

    Листал с хорошими мыслями, пока не прочитал про предложенную в продуктовой части идею. Жуть полная.


    1. Wesha
      19.06.2025 15:26

      «Азино „Три топора“ ищет таланты»?

      (С грустью:) Какое время — такие и идеи...

      В наше время — «как по сейсмограмме обнаружить месторождение нефти». Теперь — «как качественнее стрясти бабла с лохов».