
Всех хабровцев с началом лета! С вами Иван Клюев, я занимаюсь организацией и продвижением соревнований по программированию в России. Сегодняшний пост — репортаж о том, как сборные команды регионов боролись за Кубок России от Федерации Спортивного Программирования. Члены команд, занявших первые 3 места в своих дисциплинах, получили звания КМС (Кандидатов в Мастера спорта России) .
***
Наша команда «Хакатоны.рус» отвечала на Кубке за организацию соревнований в 2-х дисциплинах: Продуктовое программирование и Программирование систем информационной безопасности (ИБ, кибербезопасность). Эти состязания проходили в Смоленске и забегая вперед скажем, что в октябре там же, в Смоленске, пройдет форум «Свой код», где мы тоже в составе организаторов.
А еще на Кубке были:
Алгоритмическое программирование,
Программирование робототехники,
Программирование беспилотных авиационных систем (БАС).
Теперь — о том, как проходили соревнования, кто победители и какие интересные проекты они показали. Мы все рассказываем подробно, чтобы как можно больше разработчиков, аналитиков, ИТ-дизайнеров и других спецов, читающих Хабр, объединялись в команды и принимали участие в будущих соревнованиях.
Справка: Какие команды выступают на Кубке, Чемпионате и Первенстве России по спортивному программированию? В Кубке соревнуются только сборные команды регионов, хотя они могут быть представлены и участниками из одного университета. Формируют команды на Кубок региональные представители ФСП России.
В Первенстве России участвуют школьники и студенты колледжей (14–18 лет), а Чемпионат России принимает более старшие команды (16+ лет), состоящие из студентов вузов и специалистов предприятий. В Чемпионате РФ нет верхнего ограничения по возрасту, и даже команда очень возрастных разработчиков может принять участие и получить шанс на победу. И именно в Чемпионате России победителям присваиваются звания «Мастер спорта РФ».
Впервые в 2025 году в Кубке России по спортивному программированию были представлены 4 новые дисциплины: Кибербезопасность, Алгоритмическое программирование, Программирование робототехники и Программирование БАС.
Как шел отбор команд
К участию в соревнованиях допускались таланты в возрасте от 16 лет — юноши и девушки из 89 регионов России. Верхней возрастной границы в Кубке не было — участвовать могли как старшие школьники и студенты, так и взрослые специалисты.
Формат команд зависел от направления:
в продуктовом программировании участвовали команды из 3–5 человек;
в информационной безопасности — команды из 2–7 человек.
Важно: все члены команды должны были представлять один и тот же федеральный округ.
Соревнования Кубка прошли с 21 апреля по 22 мая 2025 года и были разбиты на два этапа:
-
Онлайн-этап:
21–28 апреля — продуктовое программирование
26–28 апреля — кибербезопасность
-
Финал в офлайн-формате:
18–22 мая в Смоленске, в ДС «Юбилейный» (только для дисциплин Продуктовое программирование и Программирование систем ИБ).
Финальный этап для дисциплины «Продуктовое программирование» проводился в очном формате, где команды представили свои решения перед жюри и экспертами отрасли.


Интересная статистика отборочного участия:
В отборочном этапе участвовали 34 команды по продуктовой разработке и 40 команд по ИБ.
30 продуктовых команд прислали решение по одной общей задаче.
все 40 команд по ИБ решили хотя бы 1 задачу,.
По итогам отбора в финал прошли 21 команда по ПП и 20 команд по ИБ.
В Смоленска на финале выступили 18 продуктовых команд и 12 команд по ИБ..
Этапы отбора и финала: как проходили соревнования
В обоих дисциплинах — и в продуктовом программировании, и в информационной безопасности — сначала проходил отборочный онлайн этап. Результаты участников в рейтинговой таблице определяли, кто пройдет в финал.

Продуктовое программирование
На отборе командам нужно было:
решить кейсовую задачу;
загрузить решение до момента «стоп‑коддинга»;
выступить на онлайн-питчинге (7 минут на презентацию + 3 минуты на вопросы — ниже чуть подробнее об этом).
По итогам отбора были выбраны 21 команда-финалист.
В финале — новая задача, снова загрузка решения и очный питчинг на сцене, перед жюри и представителями кейсодержателя. В итоге — трое победителей, которые заняли призовые места.
Справка: «Кейсодержатель» — это представитель(и) компании, которая выступила спонсором и/или придумала тему задания и в идеале хотела бы внедрить разработку с хакатона в свой бизнес. Кейсодержатель входит в состав жюри соревнования по программированию и обладает веским словом при оценке представленных решений команд.
Как проходил питчинг — короткое публичное выступление команды, на котором они презентуют свое решение жюри:
7 минут на презентацию — команда рассказывает, какую задачу они решали, какую архитектуру выбрали, что получилось, демонстрирует интерфейс и/или фичи;
3 минуты на вопросы от жюри — эксперты могут уточнить детали реализации, задать вопросы по стеку, логике, UX и т.п.
Защита решения — это не просто «рассказ про проект», а полноценная презентация. Здесь оцениваются:
ясность и структура представления решения,
понимание участниками своей системы,
способность отвечать на вопросы по делу,
визуальное и техническое качество MVP.
Питчинг особенно важен в продуктовом программировании, потому что здесь важно не только написать код, но и донести ценность решения — как в настоящем стартапе.
Информационная безопасность (ИБ)
Соревнования прошли в формате CTF Task-based.
На отборе участники за 8 часов решали задачи по шести категориям:
forensics
reverse
crypto
stega
web
ppc
Наша справка: CTF (Capture The Flag) — это формат соревнований по информационной безопасности, в которых участники решают практические задачи, чтобы «захватить флаг» — специальную строку кода, подтверждающую, что задача решена. Суть CTF-соревнований — применить реальные навыки по ИБ в безопасной среде.
По итогам лидерборда отобрали 20 финалистов. До финала в Смоленске добрались 12 команд, где их снова ждали 8 часов и тот же формат CTF. Лучшие — снова в ТОП-3.
Немного закулисья
В продуктовом направлении были 3 экспертные сессии онлайн и 2 живых встречи с кейсодержателем и экспертами на финале. Эксперты все время находились на площадке и помогали участникам советами.
Участникам продуктовой дисциплины провели мастер-класс по питчингу и лекцию о теории вероятности.
Финальный «стоп-коддинг» в 23:59 отметили торжественной музыкой, обратным отсчетом и, конечно, традиционным для ИТ угощением — пиццей.
В ИБ после каждого этапа проводился разбор задач — с объяснением решений.
В Смоленске для финалистов организовали экскурсию по городу, обеды и трансферы.
Было не только напряженно, но и по-домашнему тепло.

Победители и награды:
Кульминацией сложной и увлекательной работы участников, которые продемонстрировали свое мастерство, креативность и умение решать задачи высокого уровня стал финал по каждой из дисциплин.
С приветственным словом к участникам финала от ФСП выступили:
– директор Департамента физической культуры и массового спорта Максим Сергеевич Уразов,
– исполнительный директор Федерации спортивного программирования Александр Валерьевич Росляков.

Призовой фонд составил по 500К для каждой дисциплины (Продуктовой и ИБ):
1 место - 250 000 рублей,
2 место - 150 000 рублей.
3 место - 100 000 рублей.
Победителями в дисциплине «Программирование систем информационной безопасности» стали:
? «Москва. Солвам не верит» (Москва)
?Университет ИТМО (Санкт-Петербург)
?SIGAN (Оренбург)
Команды в дисциплине ИБ в течение 8 часов решали сложные и интересные задачи. Соревнование проходило в формате CTF (Capture The Flag). А по итогам, советы по предлагаемому решению для каждой команды финализировались организаторами как райтап (от англ. write-up) — это подробный разбор по задаче.
По практике хакатонов, в райтапе описываются следующие моменты:
советы как команде подойти к задаче,
какие инструменты и методы использовать,
шаги решения (со скриншотами, кодом, логикой),
«подводные камни» и способы их обхода.
Если разрешено правилами соревнований по ИБ, райтапы публикуют на общедоступных облачных ресурсах или на GitHub — особенно если задача была интересной или нестандартной. В случае с Кубком России мы можем показать райтапы команд в отдельной папке на облачном диске.
В дисциплине «Продуктовое программирование» победителями стали:
?Hyper-ИСТ (ДНР)
?DAVG (Оренбург)
?STABLE NORTH (Архангельская область)
В финале по продуктовому программированию участникам предстояло разработать онлайн-платформу с элементами игровой механики. Основная идея — создать систему, в которой пользователи могут участвовать в лотерейных активностях, а организаторы — гибко управлять параметрами «игры». Решение должно было быть не только технически устойчивым, но и увлекательным для пользователей, с продуманной логикой призов, бонусов и VIP-статусов.
Команды оценивались по нескольким важным направлениям: качество кода, логика игровых механик, презентация MVP, удобство интерфейса и готовность основных сценариев. Большое внимание уделялось сбалансированности экономики — например, призовой фонд должен автоматически рассчитываться в зависимости от числа билетов, а бонусные элементы — не ломать маржинальность системы. Также ценились прозрачность правил, история розыгрышей и мотивация к регулярному участию.
Помимо разработки, участники готовили документацию, загружали проект на GitHub и презентовали его жюри. Отдельные баллы начислялись за чистоту и читаемость кода, подробный README и уверенное публичное выступление. Максимум, который могла набрать команда за всю работу — 105 баллов.
Еще раз поздравляем победителей и теперь ниже познакомим вас с их решениями.
Презентация победителя по продуктовой дисциплине
Очень сильную подготовку показала команда Hyper-ИСТ из ДонНТУ, занявшая 1-е место в дисциплине «Продуктовое программирование».

Решение команды Hyper-ИСТ получило название «Лотомагия» и было посвящено созданию цифровой платформы с лотерейными играми нового поколения. Участники предложили методику, направленную на повышение вовлеченности пользователей за счет игровых механик, интерактивности и разнообразия сценариев.
В составе продукта — три уникальные игры:
«Гибкий Ряд» — классическая лотерея с мультипликатором;
«Судоку-Лотерея» — стратегия с элементами логики и бонусами за заполнение рядов и квадратов;
«Сапер+» — азартная игра по принципу «стой или ищи» с выбором сложности.

Отдельно ребята проработали экономику проекта: соблюдение баланса призового фонда, гибкая система VIP-статусов и бонусной валюты, а также написали Telegram-бот для уведомлений и управления участием.
Проект реализован на современном технологическом стеке (React, Node.js, PostgreSQL, Docker и др.), имеет презентабельный интерфейс и продуманную архитектуру. Команда также представила планы по развитию продукта: мобильное приложение, новые игры и интеграция с офлайн-мероприятиями.
Фотогалерея с атмосферой Кубка и жюри
По уже сложившейся традиции, в заключение поста — несколько фото рабочих моментов финала Кубка России и кадры с церемонии награждения.
Поздравляем победителей еще раз ?.





Кубок России 2025 завершен, но впереди новые соревнования — участвуйте и побеждайте!
Итак, Кубок России по спортивному программированию завершен, но впереди в этом году еще много увлекательных и сложных соревнований. Кроме многочисленных хакатонов от коммерческих фирм, осенью начнутся отборочные этапы Чемпионата и Первенства России по спортивному программированию. Самое время найти единомышленников для будущих состязаний!
Кубок России 2025 по спортивному программированию стал не просто серьезным испытанием для сильнейших команд страны, но и настоящим праздником командной работы, идей и технологического азарта. Эти соревнования показали, насколько ярких и талантливых разработчиков у нас в регионах, и дали участникам возможность не только проявить себя, но и познакомиться, поучиться друг у друга и зарядиться вдохновением.
Если после прочтения этого поста вам тоже захочется попробовать силы в соревнованиях по программированию, то нет ничего проще — проверьте список ближайших хакатонов, на которые открыта регистрация на сайте Хакатоны.рус (это наш сайт). Заходите, регистрируйтесь и участвуйте. Для краткости — все есть в телеграм, там мы тоже выкладываем информацию о хакатонах, см. на канале хакатоны.рус / хакатоны / it-соревнования / ctf, и присоединяйтесь.
Всем яркого лета и до встречи на Чемпионате и Первенстве России этой осенью ?!
TaskForce141
Листал с хорошими мыслями, пока не прочитал про предложенную в продуктовой части идею. Жуть полная.
Wesha
«Азино „Три топора“ ищет таланты»?
(С грустью:) Какое время — такие и идеи...
В наше время — «как по сейсмограмме обнаружить месторождение нефти». Теперь — «как качественнее стрясти бабла с лохов».