Большинство одноразовых батареек для вейпов на самом деле можно перезаряжать. И вот очередное тому доказательство.

Одноразовые вейпы выглядят как глупая шутка эпохи потребления. Многие (или даже большинство) из них содержат перезаряжаемые литий‑ионные аккумуляторы, но производители предпочитают продавать новые одноразки, а не предлагать устройства с большим циклом жизни.

Чтобы подчеркнуть, насколько расточительна эта практика, а заодно создать интересный проект, блогер Крис Доэл собрал 130 одноразовых батареек для вейпа (тех, что на 3500 затяжек с элементами питания 20 400), найденных на музыкальном фестивале, и превратил их в 48-вольтовую батарею для электровелосипеда. По расчётам изобретателя, её мощность достигает 1,5 кВт.

Куча пустых алюминиевых корпусов для вейпов, а также вытекшая из них жижа и батарейки
Куча пустых алюминиевых корпусов для вейпов, а также вытекшая из них жижа и батарейки

В этом видео на YouTube вы можете увидеть конструкцию «электровела» и то, как он ездит на аккумуляторах из вейпов.

Если YouTube не работает, то вот скрины:

Батарейки от вейпов поместили в несколько одинаковых корпусов, соединили между собой, а затем последовательно соединили в две стопки.
Батарейки от вейпов поместили в несколько одинаковых корпусов, соединили между собой, а затем последовательно соединили в две стопки.
 однразоАккумулятор, установленный на велосипеде
однразоАккумулятор, установленный на велосипеде

Для ясности: не делайте этого дома. Не зажимайте одноразовые вейп‑картриджи в тисках, чтобы вытащить их компоненты. Не выпаивайте ничего из вейпов, в которых ещё осталась жижа. Не соединяйте аккумуляторы вместе с помощью платы балансировки, группируя с помощью напечатанных на 3D‑принтере держателей, а затем соединяя последовательно. Не прикладывайте слишком много усилий к задней втулке на стандартной велосипедной раме. У Доэла на рабочем столе стоит огнетушитель, и он показывает вам, что происходит, когда две неподходящие батарейки на мгновение соприкасаются — дым, кашель и долгие нравоучения.

Когда вы видите, как Доэл разгоняется до 50 км/ч, проезжает 33 километра на своём велосипеде, работающем на батарейках от вейпа, и при этом почти не крутит педали, смысл эксперимента становится понятен. Мы выбрасываем кучу аккумуляторов, которые могли бы делать много других вещей. Доэл оценивает стоимость апгрейда своего электровелосипеда примерно в 60 долларов за филаменты, провода, компоненты для блока управления и прочие расходники для сборки.

Большинство батареек от вейпа рассчитаны минимум на 300 циклов, что не так уж много. С другой стороны, стандартные аккумуляторы электровелосипедов и скутеров рассчитаны примерно такое же количество циклов.

Доэл стремился привлечь внимание к проблеме электронного мусора, который мы оставляем. Только в Великобритании ежегодно выбрасывается 260 миллионов вейпов-одноразок. В каждой электронной сигарете содержится литий‑ионная батарейка, которая всё ещё пригодна к использованию, но если её не утилизировать, она может здорово навредить окружающей среде. А ведь батарейки можно не утилизировать, а переиспользовать!

Достойная идея, как думаете?

Комментарии (27)


  1. kenomimi
    05.11.2024 11:03

    В одноразовые вейпы чаще всего ставят отходы производства батарей, не прошедшие тесты. Так что заряжать их без огнетушителя или железного ящика опасненько так...


    1. Volodichev
      05.11.2024 11:03

      Это крупносерийное производство. Как Вы себе представляете работу конвейера с не постоянными параметрами комплектующих? На каждые 10-20 тысяч вэйпов менять литейные формы и упаковку? На логистике и простое потерь будет больше, чем разница в стоимости кондиционных батарей и отбракованных.

      Да, наверное, вэйподелы скупают не кондицию по возможности. Но это небольшая часть от общего объёма производства. К тому же, массовыми батареями являются 21700 и 18650, а ни как не 20400 (где они кроме вэйпов вообще применяются?). Скорее речь идёт о заводах, которые не могут и\или не стремятся производить высокотоковые\высокоёмкие аккумы.

      А на счёт огнетушителя... Не поможет. Тут скорее должна идти речь о баке с водой, в который можно спихнуть всю батарею вместе с велосипедом при возгорании. При мне дважды в гараже загорались ячейки 18650. У Вас будет примерно полторы минуты на принятие мер к огнетушению, после чего все Ваши усилия будут уходить на борьбу с кашлем.
      Железный ящик тоже не панацея. Вместо одной горящей ячейки Вы получите горящую батарею. Воздух для их горения не нужен. В итоге, даже если ящик не прогорит, то всё помещение провоняет так, что фиг проветришь.


      1. Grey83
        05.11.2024 11:03

        в ящик песка сухого насыпать же, чтобы эта масса от прожигания стенок ящика защитила


        1. Volodichev
          05.11.2024 11:03

          И как тогда этим пользоваться? При каждом желании покататься на велосипеде или моноколесе браться за лопату? Так себе решение.


          1. Grey83
            05.11.2024 11:03

            там система катапультирования нужна, а не лопата =)


      1. kenomimi
        05.11.2024 11:03

        Это крупносерийное производство. Как Вы себе представляете работу конвейера с не постоянными параметрами комплектующих?

        Легко. Говорим китайцу, что нам надо миллион батарей, и что брак тоже пойдет, лишь бы раз зарядка прошла. Китаец нам дает большую скидку, потому что ему за вывоз мусора платить, а так вы всё заберете, да еще доплатите. Плюс ему не надо напрягаться на контроль качества, вы забираете все, что работает хоть как-то... Но конечный потребитель не в курсе, где хорошая батарея, где брак - потому такие батареи лучше заряжать вне помещения.


    1. Dark_Purple
      05.11.2024 11:03

      Откуда инфа? или это ваши фантазии?


  1. NickDoom
    05.11.2024 11:03

    Чел, ты герой! :) Ещё бы контроллеры в кластер, вообще было бы супер :)

    Но такое количество аккумов неизвестного качества — это неизвестно что с неизвестными последствиями. Я рекомендую брать отдельные банки, откусывая платы механически, и параллелить их на общую шину, цепляя каждую через плавкий предохранитель (предварительно зарядив индивидуально до нормы).

    А потом просто силиконом залить, чтобы только жопы торчали а-ля осиное гнездо — если какая-то стрельнёт, остальные вряд ли зацепит, а развиться полноценной дуге не даст предохранитель.

    Но там только 1S BMS получается, конечно. И ток в сотни ампер в сумме. Неудобно для езды. Ну, или таких «мультибанок» делать несколько, уравнивая ёмкости вручную.


    1. higin
      05.11.2024 11:03

      Поаккуратнее с силиконом! Некоторые силиконовые герметики проводят ток в жидком состоянии.


      1. NickDoom
        05.11.2024 11:03

        Кстати, это да, надо выяснять до начала работы :-D


  1. Grey83
    05.11.2024 11:03

    У меня тут один крылья изобрёл, так я его на бочку с порохом посадил: пущай полетает.©
    А тут сам добровольно садится.

    Не соединяйте аккумуляторы вместе с помощью платы балансировки

    А как ещё соединять последовательно 13 комплектов аккумов по 10 запараллеленых шт. (48В же)?

    У Доэла на рабочем столе стоит огнетушитель

    Ещё бы от него польза была какая-то: емнип, литиевые аккумы только песком засыпать можно.
    Недавно один грузовик с аккумами сутки выгорал и его пожарные потушить не могли пока не выгорело.
    Ну и заводик один тоже полыхал.

    Огнетушителем можно только поштучно такие мелкие тушить. Если полыхнёт вся батарея, то онетушитель ничего не сможет сделать.


    1. 200sx_Pilot
      05.11.2024 11:03

      огнетушитель там не батарейки тушить, а то, что вокруг от батареек загореться может.

      А горящую батарейку только в ведро с песком, и ждать, пока догорит сама.


      1. kvazimoda24
        05.11.2024 11:03

        Песком нельзя тушить. Литий восстанавливает кремний из оксида, что может усилить огонь. Так то, и водой тушить не очень, но вода позволяет не дать огню распространиться, именно поэтому рекомендуют бросить всё в ведро с водой и ждать, пока не догорит.


        1. dekorum
          05.11.2024 11:03

          В литиевых аккумуляторах нет свободного металлического лития, только ионы. Поэтому не может он восстанавливать кремний из песка.

          В 'батарейках' (одноразовых) есть металлический литий, но если горящую батарейку засыпать песком, не будет там соприкосновения оксида кремния и металлического лития. Соответственно, и реакции между ними не будет.


  1. Moog_Prodigy
    05.11.2024 11:03

    Так в этих вейпах низкотоковые аккумы стоят. В ноутбук, еще какой девайс куда ни шло, а моторколеса очень нехило жрут на старте, конечно от ограничений контроллера зависит. Еще и балансировать вручную все это хозяйство надо перед сборкой.


    1. Grey83
      05.11.2024 11:03

      Нет, таки сравнительно высокотоковые, а тут их ешё в параллель по 10 штук соединили.
      Т.е. на выходе батареи более десятка Ампер - вполне себе штатный режим.
      Т.е. движок мощностью 0,5 – 1кВт батарея потянет легко.
      Главное чтобы между отдельными аккумуляторами перемычки не испарились и не поплавилась на них изоляция.


  1. Apizh
    05.11.2024 11:03

    Как выше написали начнём с проблемы разбалансировки добавим проблем с внутренним сопротивлением, остатком циклов, емкостью... . А вообще таких идей и статей тьма на просторах. Короче статья инфомусор очередной.


    1. Tirarex
      05.11.2024 11:03

      BMS с балансировкой избавит от проблем дисбаланса. Остаток циклов в теории +- у всех един если марка вейпа одна и та же и жижи в них было одинаково. Емкость и сопротивлениe можно намерять заранее как и сделав N циклов получить тенденцию и по всем этим данным отбирать максимально идентичные аккумуляторы.

      В любом случае я бы такое даже в подъезд не пустил, не то что ездить на нем или дома хранить. Но концепт веселый хоть и не новый. Есть домашние шахиды которые берут банки из ноутов и электро транспорта, и собирают аккумы для транспорта или домашних повербанков аля тесла power wall.


      1. NickDoom
        05.11.2024 11:03

        Из старых бучных банок хорошие фонарики выходят, но я там выше описал, как надо их физически и электрически разносить :)


  1. Squoworode
    05.11.2024 11:03

    собрал 130 одноразовых батареек для вейпа (тех, что на 3500 затяжек с элементами питания 20 400), найденных на музыкальном фестивале

    Ну, похоже, он всё-таки одноразовые вейпы нашёл на фестивале, а не одноразовые аккумуляторы от них


  1. FobOrgan
    05.11.2024 11:03

    Идея то старая, просто раньше были элементы от ноутов. Проблема тут две, получается ненадёжно и часто придётся ремонтировать, т.к. элементы будут помирать. Если у вас есть опыт в изготовлении батарей, то вы никогда на такое не пойдёте, потому что долго по времени протестировать все элементы отдельно и ненадёжно. А если нет опыта, то и нормально протестировать-собрать не получится.

    Тут со свежекупленными батареями то пляски нужны, как минимум проверка на саморазряд. Как тут писали BMS отбалансирует... да вот вообще не факт. Всё зависит от мощности балансиров, соответствия напряжения зарядки макс напряжению отключения в текущий момент! Частоте использования, средней глубины разряда при использовании. И конечно саморазряду и внутреннему сопротивлению. В идеале это должна быть bluetooth bms, чтобы видеть что происходит и при этом ещё понимать как именно балансировать. В общем те кто думает что подключить большой аккум к БМС и она сама отбалансирует - это опять таки от нехватки опыта. А если собрать убогую батарейку и балансировать её докупив внешних мощных балансиров, нормальный модельный зарядник, который умеет балансировать большим током, то опять возникает вопрос - а зачем это всё нужно.

    Возможно имеет смысл собрать такой аккум на 3-4-5s например для небольшого шуруповёрта, т.к. время отбора элементов сократится в разы, но никак не транспорта.


    1. NickDoom
      05.11.2024 11:03

      Поэтому я фонарики и делаю — у полной параллельности 1S нет проблем :-D

      UPD: не, ну саморазряд одной ячейки может высосать всю дивизию, но мне в любом случае не нужны уравнивающие токи как у электросварки — а пока я заряжу каждую ячейку, я уже выясню, «течёт» она или нет.


  1. gvitaly
    05.11.2024 11:03

    Своим знакомым "курильщикам" строго-настрого наказал, чтобы не выбрасывали электронные сигареты и вейпы (перезаряжаемые), а отдавали мне. Теперь чувствую себя аккумуляторным магнатом.

    Остатки на данный момент

    Электровелосипед, конечно, я не сделал. Всё идёт в более простые устройства, типа Bluetooth-колонок, фонариков, вентиляторов.

    Хотя для одного аудио-изделия собрал аж такую батарею


    1. jar_ohty
      05.11.2024 11:03

      У меня тоже были подобные залежи. Были. После двух случаев. В первом я серьезно траванулся остатками жижи, которой испачкал руки -- помыл, вроде вскоре после этого, но всосаться успело. А во втором -- один из этих аккумуляторов внезапно загорелся без всяких прелюдий. По счастью -- днем и в моем присутствии.


      1. gvitaly
        05.11.2024 11:03

        К счастью, у меня возгораний за всё время пока не было. К тому же изначальные устройства были перезаряжаемые, а не одноразовые. Ну и разборкой естественно занимаюсь в перчатках и очках.


    1. Lunatikoff
      05.11.2024 11:03

      Поддержу, я в детские игрушки, что на батарейках устанавливаю, ещё акумы от сотиков старых тоже отлично подходят. Всё в термоусадку пару слоёв делаю и изоляция, для исключения коротыша. Особый кайф это втыкать акумы в машинки и роботы старые, на батарейках они не так хорошо работали, а акумы 18650 им отличный ток дают и ух как позволяют шагать и ездить.


  1. GeorgKDeft
    05.11.2024 11:03

    А ведь так и одноразовый электромобиль собрать можно? Или грузовик для перевозки одноразовых б/у вейпов?